Характеры у наших героев были разными, что не мешало их дружбе. Лялин не был таким авантюристом , как Горохов и никогда не шёл досрочно сдавать зачёт или экзамен (а досрочная сдача, учитывая специфику работы студентов-заочников, допускалась на заочном факультете) если, хотя бы, что-то не успел выучить по сдаваемому предмету. Если этот предмет он знал не совсем твёрдо, то преподаватель его долго мурыжил, но, в конце-концов, за редким исключением, ставил ему зачёт или положительную оценку.
Горохов же, полагаясь на свой напор, красноречие и изворотливость, зачастую пытался сдать тот или иной предмет, что называется , «на шару», но его, чаще всего, «выносили», что заставляло Михаила серьёзно браться за изучение этого предмета и заниматься им до одурения, проводя с книгами бессонные ночи и, в результате – пересдать этот предмет, получив оценку, частенько, на балл выше, чем у Лялина.
А сейчас оба друга уткнулись в свои учебники «Судовое электрооборудование», пытаясь разобраться в различных схемах и происходящих в них электрических процессах.
Горохов, а он был злостным курильщиком, закурил, а Лялин на него прикрикнул: - Мишка, ты что, забыл? Мы же договорились с тобой не курить в номере! Комнатка маленькая, будем дымить вдвоём – задохнёмся!
- Ладно-ладно, - проворчал Горохов, - пойду в гальюне покурю, - и ушёл, а Лялин вновь тупо уставился в хитромудрую схему.
«И на хрена мне всё это надо?» - Думал он, - «Можно подумать, мне кто-то позволит, в натуре, ковыряться на судне в этих проводах. Нет, не одолеть мне этого учебника за одну ночь, а билет-то на самолёт уже в кармане! Как-то надо выкручиваться из этой ситуации: ведь, уезжать на этот раз с сессии с «хвостом» так не хотелось бы!»
И тут Лялину на ум пришёл, почему-то, анекдот про грузина, сдававшего экзамен в сельскохозяйственном институте, который, ни черта не зная, выучил всё про огурец: про его химический состав, его развитие на грядке и т.д. и на любой вопрос в билете, будь он про выращивание кукурузы или, скажем, апельсинов, переключался на огурец и дурил голову экзаменатору этим огурцом.
«Может, и мне свой «огурец» придумать, чтобы не мычать на зачёте?» - Подумал Сергей. «А что, это идея!» - Решил он и, отбросив учебник в сторону, поднялся с кровати и вышел в коридор гостиницы.
В коридоре он столкнулся с Гороховым, который с грустным видом возвращался в номер. - Ты куда, курить? – Спросил он Лялина. - Да не, я не такой паровоз, как ты, - отвечал тот, - пойду, проветрюсь, к соседям, вот, к чекистам, зайду.
А дело в том, что на этом же этаже, через два номера, в номере четырёхместном, жили четыре офицера КГБ из Мурманска, которые учились заочно также на четвёртом курсе ЛВИМУ, почему-то, но – на радиофакультете. В прошлом году один из них как-то выручил Лялина, дав ему подготовиться к зачёту по электротехнике, хороший конспект, составленный им ещё во время обучения в военном училище.
Вот и сейчас Сергей надеялся, что Виктор – так звали офицера – прихватил этот конспект с собой, чтобы попросить его у Виктора снова и поискать в нём свой «огурец».
Виктор, кстати, был «темнила» ещё тот. В прошлом году, делая контрольную по физике, Сергей попросил Виктора объяснить ему принцип действия «полевого транзистора» ( у него был вопрос в контрольной по этому самому транзистору) и Виктор понёс такую ахинею, что даже у Лялина, невеликого знатока всех этих электрических фокусов, что называется, «уши завернулись в трубочку», поскольку Виктор погнал голимую «пургу», ошеломлённому Сергею:
- Полевой транзистор, мой друг, это транзистор повышенной прочности, который можно использовать не в быту, а в полевых условиях! – С умным видом заявил чекист. - Как это? – Не понял Лялин.
- Ну допустим, идёшь ты в атаку с простым транзистором и, вдруг споткнулся и упал или тебя ранили и ты упал; что будет с обычным транзистором? Разобьётся вдребезги! А, вот, полевой в этом случае, упадёт и хоть бы хны! Поднимаешься и с криком «ура» продолжаешь идти в наступление!
У Лялина полезли глаза на лоб: - Ты что, Виктор, на полном серьёзе такое гонишь, или за идиота меня держишь? В какую, к чертям, атаку? Да пошёл ты, консультант хренов!
- Ну, я же военный человек и объясняю тебе с военной точки зрения, - сделал обиженную физиономию Виктор.
- Ну, так и бегай, себе, в атаку со своим дурацким железным транзистором и не морочь мне голову, «военный человек»! – Сказал Сергей и ушёл в свой номер, оставив Виктора и его ухмылявшихся сослуживцев, присутствующих при этом разговоре.
В номере все четверо гебешников оказались на месте и на этот раз и Лялин обратился к Виктору с просьбой дать ему ещё раз его конспект по электротехнике, если тот прихватил его и на эту сессию.
Однако, Виктор, развёл руками и сказал, что не взял его, да и вообще, кому-то подарил из нуждающихся в нём заочников. - А для чего тебе элементарный конспект? – Спросил Сергея его коллега - Альберт, которого друзья - чекисты называли то ли его «позывным», то ли кликухой - «Карел».
- Да, завтра иду сдавать зачёт по электрооборудованию и хотел бы освежить в памяти некоторые моменты из электротехники.
- Ну, у меня есть с собой учебник по электротехнике, но совсем простенький, - сказал Карел, доставая из тумбочки книжку, - это учебник для учащихся ПТУ, но здесь очень всё ясно разжёвано, правда, безо всякой заумной теории, - пояснил он Сергею.
- Да мне и не нужна эта заумь, - Сказал Лялин, принимая учебник из рук Карела, - спасибо, Альберт, завтра верну, - добавил он и возвратился с этой книжкой в свой номер.
Горохов лежал на койке с учебником и, наморщив лоб, что-то изучал, изредка шевеля губами. Лялин прислушался: он думал, что Михаил зубрит материал, однако, тот шептал ругательства.
- Что за книжка у тебя? – Спросил Горохов Сергея. - А вот! – И Лялин показал другу учебник.
- Ты чего, переучился? – Воскликнул Горохов, прочитав название учебника: «Электротехника. Учебное пособие для учащихся профтех училищ», - или в ПТУ решил перевестись из «Макаровки»? И, вообще, причём тут электротехника, которую мы, слава Богу, сдали год назад?
- Ничего ты не понимаешь, - отвечал Лялин, - электротехника – это «хлеб со сливочным маслом для судоводителя!» - Проговорил он, почему-то басом, видимо, копируя своего бывшего преподавателя в мореходке, - а всё судовое электрооборудование зиждется на чём? На ней родимой! И, посему, имея смутное представление о работе всяческих реле и контакторов, решил я, вернуться к первоисточнику, то бишь – к электротехнике, чтобы было с Бугаёвым хотя бы о чём поговорить для отсрочки выноса тела.
Горохов махнул рукой и опять уткнулся в свой учебник, а Лялин открыл позаимствованный у чекиста и начал его перелистывать, пока взгляд его не остановился на главе - «Асинхронный генератор».
«Вот это – то что надо!» - решил Сергей и начал внимательно читать данную главу. Восстановив в памяти, а точнее – выучив заново, напрочь забытые свойства данного агрегата, повторив прочтение ещё раз, затем мысленно проверив себя и убедившись в том, что тема асинхронного генератора, когда он её «включит», будет, что называется, «от зубов отскакивать», Лялин разделся, залез под одеяло и преспокойно уснул, к величайшему недоумению Горохова, который вознамерился зубрить всю ночь.
Наутро Лялин проснулся от того, что его настойчиво тряс Горохов. Сергей сел на койке, протёр глаза, прогоняя остатки сна, и бросил взгляд на Михаила. Тот выглядел взъерошенным и с покрасневшими глазами: сказалась бессонная ночь.
- Ну ты даёшь! – Воскликнул Горохов, - я, тут, понимаешь, всю ночь глаз не сомкнул за учебником, а он – дрыхнет, себе, и в ус не дует! Ты чего, это, Серёга? Настолько в себе уверен или забил, уже, на этот зачёт?
- А ты, Мишка, что, изучил за одну ночь электрооборудование? – Спросил Сергей.
- Какое там, изучил? – Отвечал в сердцах Михаил, - мне кажется, что ещё больше одурел! Башка гудит от всех этих реле, контакторов и прочей хрени.
- А у меня башка не гудит, - сказал Лялин, сладко потягиваясь, - и чего мандражировать, Михаил Петрович, от судьбы, как говорится, не уйдёшь! Это ты, ведь, затеял авантюру со сдачей зачёта преждевременно, подписав и меня на неё без моего на то согласия. Так что, теперь, одно из двух: или пан или пропал! Ты, ведь, сколько раз влипал со своими авантюрами, после которых препод организовывал тебе «вынос тела» вперёд ногами?
- Когда это было? – Вскинулся Горохов.
- Да, хотя бы на этой сессии! – сказал Лялин, натягивая брюки и рубашку, - последний раз – когда ты и ещё двое таких же халявщиков ломанулись сдавать зачёт по СЭУ (Судовым энергетическим установкам) на квартиру к преподу на хату, затарившись шнапсом, а он попёр вас взашей, поскольку трезвенником оказался.
- Ну, было дело, - нехотя согласился Михаил, - так это Юрка, который из Тикси, нас разыграл, гад такой!
Сказал нам, что тот препод – алкаш отпетый и за бутылку самогона не то, что зачёт поставит, а и расцелует во все места! Ну, мы: я, Лёня – земляк наш, который из Литовского пароходства, и Виталий из Мурманска купились на его лажу, набрали "шнапса" да ломанули на дом к преподу, узнав его домашний адрес на кафедре.
Ты-то тогда – умнее или хитрее нас оказался! А мы, три идиота, два часа пилили из Питера в его захолустье на электричке, потом – столько же назад; промокли и продрогли тогда, как собаки, да всё напрасно! Попёр он нас, чуть не матюками тогда!
Я потом этого Юрку, гада, искал, чесслово, хотел ему фейс начистить! Кстати, куда он девался, не знаешь? Я же его, после того вояжа, в училище не встречал.
- Да уехал он срочно в свой Тикси, не добыв сессию до конца: что-то то ли дома у него случилось, то ли на работу вызвали, я точно не знаю, - сказал Сергей.
- Повезло ему, - пробурчал Горохов, а то бы схлопотал от меня за такие шуточки.
Умывшись, побрившись, одевшись в свою морскую форму (на зачёты и экзамены заочники приходили в форме) и, позавтракав в гостиничном буфете, друзья отправились на Васильевский остров, на 25-ю линию, где располагался электромеханический факультет. Причём, выходя из номера, Горохов незаметно сунул учебник по электрооборудованию за ремень брюк.
- Вот скажи мне, Серёга, - спросил Лялина Горохов, когда они тряслись в трамвае на пути в училище, - нафига нам вся эта муть: электрооборудование, СЭУ, начерталка, металловедение, сопромат? Ладно, промолчу про общеобразовательные предметы, но сколько времени отнимает марксистко-ленинская философия, история КПСС, политэкономия и научный коммунизм? Заочно учимся шесть лет и половина времени уходит на то, что в жизни судоводителю никогда не пригодится! Нет бы, сократить срок обучения заочникам в подобном ВУЗе лет до четырёх и больше времени выделить на то, что нам требуется именно по нашей специальности!
Лялин пожал плечами: - Зато в дипломе тебе напишут: «Инженер-судоводитель». - Ну, а марксизм-ленинизм тут при чём? - Ай, отстань, Миша! – сказал Сергей, - переключи, лучше свою бестолковку на предстоящий зачёт.
У дверей кабинета, где назначил друзьям рандеву Бугаёв, уже торчал их однокурсник и земляк – Фоменко Лёня, старпом из Литовского морского пароходства.
- Лёня, привет! А ты чего тут? – спросил его Горохов. - Чего-чего..., - пробурчал Лёня, - также, как и вы договорился с Бугаёвым: сдал все экзамены и зачёты и нет у меня больше времени и желания торчать здесь ещё неделю до сдачи этого последнего зачёта по электрооборудованию, согласно учебному плану.
- А препод ещё не пришёл? – Спросил Лялин, кивнув на дверь. - Уже там, - ответил Леонид, - но он сказал, что можно заходить в девять-тридцать, как договаривались. Сергей с Михаилом глянули на часы: оставалось десять минут.
Через десять минут троица постучала в дверь и зашла в кабинет, который представлял из себя не очень-то пространное помещение, уставленное по стенам стеллажами с книгами и четырьмя столами, за одним из которых восседала массивная фигура в морской форме – преподавателя Бугаёва.
Бугаёв, ответив на приветствие, сделал знак, приглашающий студентов присесть за свободные столы, затем, тяжело поднявшись со своего стула подошёл к каждому столу и положил перед каждым бумажку с вопросом. Затем, взглянув на часы, сказал: «Готовьтесь! Даю вам тридцать минут!»
После этого, Бугаёв уселся за свой стол и начал просматривать какую-то книгу, изредка бросая взгляды на притихшую, размышлявшую троицу, что-то, временами, записывавшую в лежащие на столе листки бумаги. Наконец, Бугаёв негромко хлопнул ладонью по столу и заявил: - Всё, время истекло! Кто пойдёт первым?
Вся троица молчала. Окей! – Сказал Бугаёв и ткнул пальцем в сторону ближайшего студента, то есть в сторону Лёни, - прошу вас, товарищ Фоменко!
Лёня нехотя поднялся и уселся за преподавательский стол, напротив Бугаёва. В суть разговора препода со студентом Горохов и Лялин не вникали, они были озадачены теми вопросами, которые достались им. Лялину, в частности, достался вопрос «Автоматические швартовные лебёдки» и он вспоминал статью в журнале «Морской флот», который выписывал. В той статье, как раз, шла речь о таких лебёдках, а ему самому, по-жизни, с такими лебёдками сталкиваться не приходилось.
Всё, что удалось вспомнить, он вкратце законспектировал на листке бумаги и собрался, было, ждать своей очереди на "допрос", но ждать ему не пришлось: «вынос» Лёниного «тела» произошёл, так совпало, как, только лишь, Сергей оторвал свой взор от черновика: негромкое воркования преподавателя и студента закончилось громко прозвучавшей фразой Бугаёва: - Не несите мне, тут, эту дичь! Вы не готовы, товарищ студент! Идите, учите электрооборудование и приходите на пересдачу на следующей сессии! Горохов и Лялин инстинктивно втянули головы в плечи, а Лёня, понурив голову, покинул кабинет.
«Первый пошёл», - подумал Лялин, но палец Бугаёва, уже, как дуло пистолета, был направлен в его сторону. - Ну, что там у вас? Автоматические лебёдки? Слушаю вас! – Произнёс здоровенный препод и уставился на Лялина. Лялин, временами сверяясь с черновичком, начал излагать об этих лебёдках всё, что удалось ему вспомнить из той статьи в журнале.
Бугаёв одобрительно кивал головой, слушая Сергея, но когда красноречие того иссякло, он задал вопрос: - Так, как они функционируют, то-бишь, принцип работы лебёдок вы изложили верно, но меня больше интересует электрическая сторона вопроса; вы не могли бы мне осветить эту тему, именно, с неё?
- Ну, работа лебёдки осуществляется в результате подачи на её электромотор электроэнергии, вырабатываемой асинхронным генератором! – Заявил Лялин. - Вы уверены? – Почему-то спросил его Бугаёв.
- Так точно! – Ещё увереннее подтвердил Сергей свою сентенцию и продолжил: - основные детали асинхронного генератора это ротор и статор с обмоткой... А дальше, как по-писанному, в мельчайших деталях, Лялин начал излагать ошеломлённому преподу устройство асинхронного генератора, надеясь, что эта спасительная соломинка, точнее – такой спасительный «огурец», вытянет его на получение зачёта.
Надо отдать должное Бугаёву – тот выслушал монолог Сергея не прерывая, но лишь до средины, затем, сделав тому знак остановиться и, покачав головой, произнёс: - Блестяще! Я имею ввиду ваше знакомство с асинхронным генератором, но это – не совсем в тему, а вот ещё что-нибудь вы можете добавить по этому вопросу?
- А разве этого мало? – Спросил Лялин, - добро, я могу продолжить. Обмотки статора асинхронного генератора могут быть, как однофазного, так и трёхфазного тока... - Всё-всё, хватит! - Замахал ручищами Бугаёв, - вот вам следующий вопрос, - и он что-то чиркнул на клочке бумажки и сунул в руки Сергею, - идите на своё место и подготовьте мне ответ на этот вопрос. Лялин вернулся к своему столу и заглянул в бумажку. В ней стояло одно слово: «Брашпиль».
А, тем временем, подошёл момент «допроса» Горохова. О чём они там «бухтели» Лялин не вслушивался, занятый своей новой темой, но краем уха улавливал, что Мишка, нагло пытался доказать преподу что-то недоказуемое.
Наконец, Бугаёв повысил голос и Лялин услышал: - вы, Горохов, - ноль в этой теме! Что за манера идти на зачёт с пустой головой! На халяву надеялись проскочить? У меня этот номер не пройдёт!
Михаил сидел весь красный, ожидая приговора, но Бугаёв, взглянув на бедолагу, вдруг почему-то сжалился над ним и произнёс: - Ладно, штурман, дам вам ещё один шанс, - и, написав ему новый вопрос на бумажке, отправил того на своё место.
- А вас прошу к столу! – Сделал Бугаёв приглашающий жест Лялину. Сергей в начале, пока рассказывал о механическом устройстве брашпиля – агрегата для подъёма и отдачи якорей, а также – швартовых операций, у него всё шло гладко, но, когда произошёл естественный переход к электрочасти данного устройства, и он только открыл рот, чтобы продолжить своё повествование о спасительном асинхронном генераторе, как весь красный, как рак, Михаил хриплым голосом попросил у Бугаёва разрешения выйти в коридор покурить.
Бугаёв разрешил и Горохов, сунув в рот сигарету и достав из-за пояса учебник, начал в нём лихорадочно копаться, ища вопрос на заданную ему тему.
Найдя нужную страницу, Михаил упёрся взглядом в текст, но до него не доходил смысл прочитанного: во-первых, чтобы понять, описываемый в нём процесс, творимый электричеством, надо было освоить предыдущие главы, во вторых – сказывалась бессонная ночь и его нервозное состояние.
Так ничего не поняв и запомнив из прочитанного только номер страницы, Горохов с обречённым видом вернулся в кабинет и уселся за свой стол.
А в это самое время Лялин опять "доставал" Бугаёва своим «огурцом». - Всё, хорош! – Шлёпнул ладонью по столу Бугаёв, - что вы лепите этот свой асинхронный генератор где ни попадя? Вот вам ещё один вопрос! Сев за свой стол, Сергей обнаружил, что в новом вопросе асинхронный генератор уже «прилепить» было не к чему, поскольку он звучал так: «Осветительные приборы, применяемые на судах». Но вопрос был простой и Лялин облегчённо вздохнул.
- Готовы? – Спросил Бугаёв Горохова.
- Готов ! – Нагло ответил тот и начал излагать свой ответ на вопрос.
- Что вы несёте! Где вы видели, чтобы эта схема так работала? Это же вопреки всем законам физики! – Орал Бугаёв.
- На БМРТ (Большом морозильно-рыболовном траулере)! – Продолжал наглеть Горохов, поскольку, как он полагал, шансов на получение зачёта у него не оставалось.
Бугаёв схватился за голову, потом, помолчав и, малость, успокоившись, спросил Михаила: - Вот, скажите мне, Горохов, как можно идти сдавать предмет, не выучив его? Такое впечатление, что вы в книгу вообще не заглядывали!
- Да я всю ночь учил, не спал! – Почти заорал Горохов, - и Лялин, вон, свидетель, мы с ним – в одном номере живём, в гостинице.
- Вот, врёте же вы всё! – С какой-то ехидцей произнёс Бугаёв, - давайте так: если вы мне сейчас назовёте номер страницы учебника, на которой описывается эта тема, то я вам, без разговоров, ставлю зачёт и вы – свободны! Едете домой без «хвоста»! А не назовёте, то – не обессудьте, батенька! – И Бугаёв развёл в стороны своими ручищами.
Горохов пожал плечами и сказал: - Страница девяносто шестая. - Сейчас проверим, - пробормотал, полный сомнений, препод и полез в ящик своего стола за учебником.
- Это невероятно! Надо же! – Воскликнул Бугаёв, открыв названную Гороховым страницу, - воистину: человеческая тупость – беспредельна! Давайте вашу зачётку! И вы, Лялин, давайте! И того, кто первым отвечал зовите, если не уехал, ещё и ему зачёт поставлю: у него погоны старпома, вряд ли он дурнее вас! - Уехал он уже, - сказал Горохов, я когда курить выходил, то не видел его ни в коридоре ни снаружи...
Эпилог.
В самолёте, направлявшемся из Пулкова в Палангу, Горохов достал из-за пазухи плоскую фляжку из нержавейки и, отвинчивая крышечку, предложил Лялину отметить успешную сдачу предмета "Электрооборудование судов".
- А ты знаешь, - сказал он приятелю, когда они глотнули коньячку из той самой крышки - стану капитаном, обязательно возьму тебя к себе в старпомы!
- Это за что же мне такая честь? – Спросил Сергей, - А за твоё хладнокровие и находчивость! Это – ценные морские качества!
- Спасибо, а я тебя, если вперёд тебя дорасту до капитана - за за твою напористую наглость и везучий авантюризм.
- Ты не станешь кэпом вперёд меня! – И Горохов ткнул пальцем в погон второго помощника на плече Лялина и указав на свой – старпомовский. - Кто знает, - не согласился Лялин, я вторым – на новом большом пароходе, а ты – старпомом на маленьком старом корыте. Так что, неизвестно ещё, чей козырь старше.
- А давай так, - предложил Горохов, - кто первый станет кэпом, тот другого из нас чифом к себе и возьмёт!
- Давай! – Согласился Лялин. Моряки пожали друг другу руки и за это выпили ещё по крышечке. А по третьей – "за тех, кто в море".
Дорогая Марина! Большое спасибо за все твои комментарии. Извини, что сразу на них не ответил - долго не заходил на этот сайт. Рад, что мои рассказы тебе понравились и что ты не обращаешь внимания на некоторые мои огрехи, делая скидку на то, что я не профессиональный автор. Здоровья тебе, Мариночка и счастья. С уважением, Влад.
Спасибо за рассказ, Влад!
Большое спасибо за все твои комментарии. Извини, что сразу на них не ответил - долго не заходил на этот сайт. Рад, что мои рассказы тебе понравились и что ты не обращаешь внимания на некоторые мои огрехи, делая скидку на то, что я не профессиональный автор. Здоровья тебе, Мариночка и счастья.
С уважением, Влад.
Давайте опечатку нафиг выставим?
И - за тех, кто в море.
"Страница девяностО шестая".
Надеюсь, на пятом курсе они все предметы сдадут на пятёрки!