К очередному Дню Победы ученикам седьмого «В» предложили разузнать у родителей, бабушек и дедушек о родственниках, воевавших с фашистами. И подготовить сообщения о них для классного часа Победы, который готовился в школе к 9 мая. Мария Ивановна, классная, спросила Васю Коржака: «А где твои деды воевали, Вася?» «Про маминых не знаю, она воспитывалась в детдоме. А папин прадед защищал Брестскую крепость, мне папа рассказывал», - ответил Вася. «Прекрасно! Брестская крепость это великий символ мужества и стойкости наших солдат в самом начале войны! – сказала Мария Ивановна. – Одноклассникам надо обязательно узнать о подвиге твоего прапрадеда. Расспроси папу об этом подробно и сделай сообщение минут на десять, классный час будет 8 мая, последним уроком».
Вася очень серьезно отнесся к поручению и постарался как можно подробнее разузнать у папы, Игоря Сергеевича, о прапрадеде. Папа даже достал из книжного шкафа папку с материалами о подвиге своего прадеда, сделал фото документов из папки и помог Васе составить компьютерную презентацию сообщения. «Как хорошо, сынок, что о нашем героическом деде узнают в школе!» - радовался папа Игорь.
Наступило время классного часа. Васе дали слово последнему, поскольку Мария Ивановна, как хороший режиссер, решила самый яркий и важный доклад оставить «на закуску». Флэшку вставили в компьютер и на экране открылась Васина презентация. Заглавная страница гласила: «Вацлав Коржак, герой обороны Брестской крепости». И в центре – черно-белая, с трещинками, фотография Вацлава: мужчина в кителе с погонами лейтенанта и аккуратными усиками, сидящий очень прямо и опирающийся на рукоять сабли, глаза устремлены точно в объектив фотокамеры, отчего казалось, что лейтенант Коржак смотрит непосредственно нам в глаза. Наблюдательный наблюдатель мог даже заметить сходные черты лица Вацлава и его праправнука Васи: тот же высокий лоб и длинная шея, очень похожие нос и губы. На следующем слайде появился текст под заголовком «Биографическая справка». Вася стал читать справку: «Вацлав Тадеуш Коржак родился в 1915 году в городе Бялосток Княжества польского в составе Российской Империи. Женился в 1937 году на Юстине Барановской, дочери местного часовых дел мастера. В августе 1938 года у него и Юстины родился сын Анджей, мой прадед. Вацлав Коржак окончил офицерское пехотное училище в Кракове в октябре 1938 года с присвоением воинского звания «лейтенант Войска польского». В июне 1939 года Вацлав Коржак был направлен в гарнизон города Брест командиром роты 82-го пехотного полка. А 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия развязала Вторую мировую войну, напав на Польшу…» «Погоди, Вася! – сказала вдруг Мария Ивановна, встав из-за учительского стола и взявшись пальцами за подбородок в раздумье. – Получается, что твой прапрадед воевал в польской армии, не в Красной? И защищал Брестскую крепость как польский офицер, не советский?»
«Ну да! – ответил Вася и спросил удивленно: - А что это меняет? Вы же попросили приготовить историю про наших предков, боровшихся в прошлую войну с фашистами! Так ведь?»
«Так-то оно так… - задумчиво протянула Мария Ивановна, - но, понимаешь… А кстати, как же твои родные попали затем, после войны, в Россию?» «Мой прадед Анджей после войны учился в Москве, в институте Дружбы народов. Женился и остался в России. Вот как это получилось. Так мне рассказывать дальше?» «Рассказывай! Рассказывай, Васюта! – закричали одноклассники. – Мы хотим узнать, что было тогда в Брестской крепости!»
«Ну, хорошо! – Мария Ивановна задумчиво вздохнула и снова села за стол. – Продолжай, Вася!»
«Так вот, - вернулся к рассказу Вася. - Уже 2 сентября 1939 года Брестскую крепость бомбила германская авиация. К 13 сентября из крепости эвакуировали семьи военнослужащих и Юстина с сыном тоже уехала из Бреста. Больше они с Вацлавом не виделись. На Брест наступал бронетанковый корпус генерала Гудериана при поддержке артиллерии и авиации вермахта. Немецкие части превосходили защитников крепости в два раза по пехоте и в танках, и в шесть раз в артиллерии. В крепости остались только добровольцы, прикрывавшие отход основных сил. Ночью 17 сентября лейтенант Коржак с остатками батальона, имея одно артиллерийское орудие, скрытно занял форт Граф Берг, который находился в 850 метрах от главной оборонительной линии польской Армии людовой. Немцы считали форт пустым и обнаружили свою ошибку только 19 сентября, когда во фланг их наступлению ударили орудийные и пулеметные залпы из форта. Фашисты предложили оборонявшимся сдаться, но лейтенант Коржак ответил отказом. И со следующего дня, после того, как несколько пехотных атак закончились провалом, гитлеровцы стали методично обстреливать оставшихся защитников крепости из гаубиц. Ситуация изменилась 22 сентября 1939 года, когда части 29-й танковой бригады РККА во главе с комбригом Кривошеиным вступили в Брест с востока. В соответствии с секретным протоколом к Договору о ненападении между Советским Союзом и Германией (о разграничении сфер интересов в Европе), после совместного парада вермахта и РККА Брест был передан немцами советской военной администрации. Подразделения вермахта покинули город и отошли за реку Западный Буг. И уже вечером 22 сентября форт начали штурмовать отряды Красной армии, поскольку защитники крепости решили не сдаваться. Несколько дней советские войска атаковали форт, но все атаки были отбиты. Однако, 26 сентября, в результате массированного штурма защитники крепости понесли большие потери и оставшимся в живых пришлось решать сложный вопрос: вести бой дальше и погибнуть или же прекратить сопротивление. Часть защитников крепости решила прорываться к своим вглубь Польши и ночью покинула форт. Лейтенант Коржак и около тридцати солдат остались держать оборону до последнего дыхания. Они сражались еще три дня, после чего пехотинцы Красной армии при поддержке артиллерии все же захватили крепость и взяли в плен оставшихся в живых польских солдат. Вацлав Коржак был тяжело ранен осколком снаряда в бедро и тоже попал в плен».
Вася сделал паузу и посмотрел на класс. Девчонки и мальчишки сидели с выражением недоумения и озадаченности на лицах: Васин дед, борец с фашизмом, держал оборону, отстреливался против их дедов, которые тоже боролись с фашистами! Как же к этому надо было относиться? Непонятно…
А Вася открыл следующий слайд и продолжал: «Вот протокол допроса моего прапрадеда сотрудниками НКВД, копию которого мой папа получил из Главного архива Министерства обороны России. Из протокола следует, что лейтенант Коржак отклонил предложения о сдаче крепости, поступившие как от гитлеровского командования, так и от командования частей Красной армии, сменивших гитлеровцев. И что, по показаниям его пленных товарищей, лейтенант, отстреливаясь в крепости из пулемета, собственноручно убил не менее шестнадцати наступавших германских солдат и двух офицеров, а затем еще более десяти советских пехотинцев. Красноармейцы при пленении Вацлава Коржака нашли рядом с ним фотоаппарат. Лейтенант Коржак пояснил, что это камера военного корреспондента одной из польских газет, который погиб здесь несколько дней назад при бомбежке. Фотографии из этой камеры также приложены к протоколу, вот они» - и Вася один за другим пролистал с десяток фотоснимков с эпизодами обороны Брестской крепости. Перед классом проплыли молодые лица сначала веселых, улыбающихся польских солдат, чистящих оружие, стоящих на плацу, принимающих пищу из котелков, купающихся в Южном Буге. Затем пошли кадры боев: снайпер, целящийся из винтовки; санитар, перевязывающий раненых; разрыв снаряда во внутреннем дворе форта; несколько неподвижных тел, лежащих у стены в неудобных позах (похоже, убитые солдаты); молоденький боец с бинтом на голове, заряжающий пулеметную ленту; два самолета с крестами на крыльях в небе над крепостными стенами. Дети смотрели на фотоснимки широко открытыми глазами и затаив дыхание – им казалось, что Вася, их товарищ, рассказывает об этих боях, как будто их непосредственный участник.
Затем Вася вздохнул и сказал: «Мой дед с группой польских военнопленных был расстрелян в Катынском лесу под Смоленском. Командовал расстрелом Вацлава Коржака и группы его товарищей-офицеров Войска польского лейтенант НКВД Игнат Евсеевич Прохоров, о чем подписал рапорт об исполнении приказа от 16 апреля 1940 года. Фото рапорта прилагается». На экране появилось изображения рапорта с синей подписью лейтенанта Прохорова и резолюцией наискосок сверху красным карандашом: «В дело».
Когда Вася закончил сообщение, Мария Ивановна сидела, закрыв лицо руками и плечи ее вздрагивали. Никто в классе не нарушил установившейся тишины. Наконец, учительница вытерла глаза платочком, глубоко вздохнула и встала у доски. Погладила Васю по голове, тихо произнесла: «Молодец, Вася. Отличный доклад! Но постой, не уходи пока». А потом немного помолчала и добавила: «Я хотела в завершение классного часа рассказать вам и о своем прадеде, воевавшем на полях Второй мировой войны. Он дошел до Праги и погиб при освобождении столицы Чехословакии в 1945-м. Вот один из пяти его орденов - орден Красной звезды, самый первый. Но этот орден получен не за Прагу, а за освобождение Бреста в 1939-м году. И я только что узнала из Васиного сообщения, что именно мой дед, лейтенант Игнат Прохоров командовал расстрелом Васиного прапрадеда, лейтенанта Вацлава Коржака. Вася, я знаю, что мой дед ни в чем не виноват перед твоим дедом, хотя и расстрелял его, - вот так, представь, бывает в жизни! Такая это ужасная и безжалостная штука – война! Но я очень сожалею о случившемся тогда, в Катынском лесу, и приношу тебе от имени моего деда глубочайшие извинения. Тебе и всем твоим родным. И этот орден моего деда за Брест, я думаю, будет справедливо отдать твоей семье, родным лейтенанта Вацлава Коржака, отважного защитника Брестской крепости. Возьми его, Вася…»
Мария Ивановна протянула Васе остроконечную звезду ордена, тускло блеснувшую кроваво-красной эмалью. Класс сидел в состоянии полного оцепенения и шока, не понимая, что уместно в такой ситуации – то ли радоваться и аплодировать, то ли рыдать молча.
Опубликовано: 26/04/19, 17:09
| Просмотров: 538
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]