Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Скрипка
Рассказы
Автор: Гелия_Алексеева


Елисей закончил консерваторию и уже играл в известном оркестре. Молодость всегда красива. Его открытое лицо, обрамленное густыми светлыми волосами, ясный взгляд больших серых глаз, улыбка располагали к себе. Елисею досталась от отца хорошо сложенная фигура, прямая осанка, а от матери – мягкость манер. Скрипач достиг того уровня, когда можно уже спокойно развиваться дальше, если не ставить перед собой очень высоких целей. У него был достаточно большой репертуар. Но сочинять свою музыку Елисей не пробовал.

Игре на скрипке мальчик учился с детства. Сколько он себя помнит, его внутренний мир был наполнен звуками. Елисей пытался воспроизвести эти мелодии на своей скрипке, к которой привык и чувствовал ее. Но ему не хватало того диапазона, который был в его голове. Музыка получалась беднее и проще. Скрипач не мог передать все оттенки своих чувств, но очень хотел найти скрипку, на которой он сможет сыграть свою мелодию. Он видел скрипки его партнеров в оркестре. Инструменты были разные, в зависимости от возможностей артистов, дорогие и не очень, разной формы и размера. Конечно, у первой скрипки - ведущего исполнителя, скрипка была особенная, старинная и тембр звука у нее был богатый.

Пересмотрев предложения в интернете, Елисей отправился в магазин музыкальных инструментов. Продавец внимательно посмотрел на музыканта и посоветовал:

- Попробуйте вот эти две скрипки. Постарайтесь почувствовать их. Послушайте звучание.

Елисей послушался и попробовал сыграть одну из спокойных мелодий, чтобы не отвлекать покупателей. Для выступлений в оркестре эти обе скрипки подходили. Елисей поблагодарил продавца и попросил разрешения походить по залу. Он все же хотел найти свою скрипку, которая смогла бы передать его эмоции и чувства.

В глубине зала, в футляре, Елисей увидел мастеровую скрипку. На этикетке было написано: 18 век. Школа Себастьяна Клоса. Продавец подошел снова и предложил:

- Вы можете попробовать. У этой скрипки глубокий и насыщенный звук.
Елисей осторожно дотронулся к деке, провел рукой по струнам, попробовал пальцами гриф.

- Смелее, молодой человек! – продавец дружелюбно улыбнулся.

Елисей взял скрипку, смычок, попробовал несколько звуков. Он не знал, что сыграть. Попробовал «Песню Сольвейг» Грига. Скрипка запела широко, вольно…Потом он играл еще и еще. Елисей увидел, что уже собрались слушатели. Он положил смычок и посмотрел на цену. Сумма была огромной. Он не зарабатывал столько за целый год. Пообещав подумать и вернуться, Елисей ушел из магазина.

Он медленно брел по улице, слушая в своей голове сыгранные им произведения. Старинная скрипка словно обладала магическими свойствами, она полностью завладела им.

Добравшись домой, Елисей взял в руки свою скрипку. Она была красивая, новая и звучала хорошо. Но его руки, казалось, сохранили ощущение от прикосновения к той скрипке. Елисей зашел на сайт магазина, нашел изображение старинной скрипки, распечатал картинку и повесил на стену.

- Говорят же, - подумал он не очень уверенно, - если Вселенной дать заказ, то она его выполнит. Или если поделиться своей мечтой, тогда кто-то поможет, чтобы она сбылась.

Он давно что-то читал о мировом разуме, коллективном сознании. Вскоре Елисею позвонили из магазина, где он смотрел скрипки, и предложили в определенные дни играть на разных скрипках в целях рекламы. За это обещали платить. Теперь у Елисея появилась возможность иногда играть на скрипке своей мечты.

В воздухе чувствовалось приближение осени. Все постепенно менялось - цвет неба становился темнее, солнце горело янтарным светом созвучно золотящейся листве. С моря долетал влажный ветер. Шум моря напоминал громкий шепот, тяжесть воды в накатывающихся волнах заглушала все остальные звуки. Таким осенним днем, после работы в магазине, Елисей прогуливался по набережной. Он сел на свободную скамью и смотрел на море. Было совсем прохладно, близость воды придавала воздуху свежесть. Елисей услышал голоса рядом с ним. К музыканту подошли два колоритных бомжа. Один из них, пожилой, с давно немытыми длинными волосами и мутными, когда-то зелеными глазами, был одет в видавшую виды кожаную куртку, не помнящую свой первоначальный цвет, а другой, немного моложе, рыжий и кудрявый, но такой же неопрятный был в стеганном жилете. У него был смышленый и озорной взгляд. Первый чем-то напоминал одессита, он и обратился к Елисею:

- Молодой человек! Я имею Вам кое-что сказать…Подарите моему другу свою куртку! У вас есть дом и много одежды! Поделитесь, он простудился! А то щаз я сделаю вам скандал и вам будет весело!

Елисей брезгливо посмотрел в их сторону. Не только отдать свою вещь, но даже смотреть на них было противно. Рыжий бомж, в стеганном в жилете, воскликнул:

- Да он музыкант! Ну-ка сыграй нам! Я когда-то тоже учился в музыкальной школе! По классу барабана!
Бомж расхохотался, показывая свои разноцветные неровные зубы и протянул руки к футляру. Елисей схватился за скрипку и тут же получил удар по голове. Все поплыло перед глазами, он откинулся на скамью. Словно в тумане, он услышал:

- Не бей так сильно! Вспотеешь!

Когда парень открыл глаза, он как в тумане увидел, что два бомжа уже мчались по набережной с его скрипкой. Придя в себя, Елисей вытер кровь на лбу, провожая взглядом похитителей. Они были уже далеко. Чувство досады сдавило горло. А еще больше было чувство отвращения к тем, кто немытыми лапами дотрагивался до его скрипки. Совсем расстроенный Елисей побрел по городу, не разбирая дороги.

Два бомжа после удачного предприятия отправились в ломбард. Но там было закрыто. Бывший одессит предложил пойти в магазин и продать инструмент за любую цену. Возле магазина музыкальных инструментов была суета. Грузчики выносили упакованные коробки и складывали на машину. Магазин переезжал в другое здание. Бомжи несмело подошли к грузчикам и предложили свой товар. Охранник, который увидел незадачливых предпринимателей, закричал:

- Пошли вон, забулдыги! Полицию вызову! Быстро убирайтесь!

Старший бомж пробурчал:

- Ну ты посмотри на этого патриота! Гордый и заносчивый, как гаишник с престижного перекрёстка! Эй ты! Убери мнение со своего лица! Шоб я видел тебя на одной ноге, а ты меня одним глазом!

Охранник замахнулся на них резиновой палкой. Чертыхаясь, бомжи отошли подальше и, усевшись на лавочку, стали наблюдать за происходящим. Груженая машина уехала. Новые пакеты складывали на помосте. Пока появилась возможность, рабочие отправились перекусить. Охранник говорил по телефону и отошел в сторону. Слышно было, что разговор личный и очень приятный. Переглянувшись, бомжи выдернули один пакет, а вместо него швырнули на помост футляр с украденной скрипкой и бросились наутек.

Елисей неожиданно для себя вышел к магазину. Он увидел, что дверь открыта и в магазине непривычно пусто. В растерянности скрипач повернул назад и побрел по улице. Возле кафе стояли еще не убранные на зиму столики и раздавались уже знакомые голоса, но разобрать, о чем говорили было нельзя.

- Теперь у нас новый товар! Упакованный и цена небось есть. Вот была бы хохма, если бы мы встретили того музыкантишку! И отдали бы ему скрипку! У него-то видно был дорогой инструмент! А мы ему – ширпотреб, на!

Рыжий бомж в жилете наливал пиво, разливая по столу, и громко смеялся:

– Как я ему сказал про музыкальную школу! Я и правда бил по барабану в школе! А ты, наверное, играл на горне? Взвейтесь кострами! Или твое детство было тяжелым и безрадостным?

Бомж в кожаной куртке лихо уплетал чебурек, так что жир тек по его бороде и спутанные волосы заблестели на солнце. Приключения, без которых эти люди не представляли жизни, нагнали хороший аппетит.

- Таки да! Куртку пожалел! Я ему хотел сказать – шо вы так плохо живете, шо у вас токо одна скрипка? Смотри-ка вот он!

Бомж в жилете направился к Елисею.

- Ну что, молодой человек, вы согласны на обмен? Вы мне куртку, а я вам эту коробку! Или схлопочете еще!

Елисей молча, только для того, чтобы никогда их больше не видеть, снял куртку и отдал бомжу.

- На, согрейся! Мне все равно!

-Извините, молодой человек, уж очень мне ваш прикид понравился! Не серчайте, что не успели упаковать в цветную бумагу, с бантиками!

Бомж передал пакет, быстро напялил куртку и отправился доедать чебуреки. Елисей, не разворачивая, равнодушно взял пакет под руку и побрел домой. Он вошел в свою квартиру, оставил пакет у порога и упал на диван. По телевизору показывали концерт, и Елисей переключил на канал путешествий. Раздался звонок в дверь. Пришла мама с сумками, судочками, пакетами. Она споткнулась о большой сверток, который принес Елисей.

- Что это у тебя? – спросила мама.

- У меня украли скрипку…- медленно и мучительно протянул Елисей и повернулся к стене. Распаковав сумки, мама пошла в прихожую, взяла пакет и принесла его в комнату скрипача.

- Давай откроем. Что здесь?

Елисей закрыл волосами шрам на лице, принес ножницы и стал разрезать шпагаты на жесткой упаковке. Он раскрыл коробку и обмер. В пакете была знакомая ему скрипка. И этикетка: 18 век. Школа Себастьяна Клоса.

- Ну что ты шутишь, пугаешь меня! Вот твоя скрипка! Нет это другая! Тебе надо выступать на конкурсе, ты успеешь ее освоить? Ладно, ты тут разбирайся, мне надо идти. Да, я хотела тебе сказать. Я встретила на лестнице твою соседку, Глафиру. Она опять ругалась, что ей музыка мешает. Хоть бы она на дачу уехала, ведь тебе надо готовиться.

Елисей проводил мать и задумался. До конкурса оставалось не так уж много времени, а инструмента у него нет. Елисей понимал, что скрипка дорогая, ее будут искать и надо побыстрее отдать инструмент. Но сейчас не это занимало его мысли. Он взял смычок и заиграл. Елисей не стал вспоминать и подбирать произведение. Он стал играть себя, то, что давно хотелось выразить звуками. Скрипка пела, радовалась, страдала, казалось, что душа превратилась в мелодию и рвалась наружу. Елисей почувствовал, что мелодия изменилась, приобрела новый старинный колорит, в ней заиграли тирольские трели, он не слышал нот, он видел природу, людей, птиц, цветы, горы, леса… Елисей потерял счет времени, он играл до изнеможения и, наконец, опустил смычок.

Скрипач долго сидел молча, тупо глядя в угол и приходя в себя. Перед ним заново предстал прожитый день. Бомжи уже не казались Елисею такими отвратительными. Куртки не было жаль. Даже наоборот в его сознании промелькнул образ, что с него специально сняли кожуру, чтобы он раскрылся, выразил себя, свои накопившиеся эмоции в музыке. Елисей ощутил себя другим. Что–то изменилось в нем. Давно рождавшаяся мелодия выплеснулась яркими, сочными звуками, к которым добавился еще и колорит другой страны, другой эпохи. Елисей понял, что теперь он будет играть по-другому. Он подумал, что нужно сразу создать нотную запись своей песни, хотя разве он сможет повторить? Ведь это будет уже другая музыка.

Затем Елисей нашел в справочнике телефон магазина.

- Ко мне попала ваша скрипка, я вам все объясню, - сказал Елисей, - а моя сейчас у вас. Я хотел бы вернуть вам эту и забрать свою.

Продавец обрадованно ответил, что приедет немедленно и привезет инструмент.

- Я несказанно рад, что скрипка нашлась.

- Я тоже рад, - ответил Елисей.

Продавец примчался очень быстро, передал Елисею его скрипку и бережно упаковал скрипку немецкого мастера.

- До конкурса есть еще время подготовиться и подумать над программой, - решил Елисей. - Ну вот, - усмехнулся он, - если мне достанется первый приз, то я смогу купить эту скрипку. Ведь не просто так эта старинная вещь нашла меня.

Раздался мелодичный звонок. Елисей открыл дверь и увидел соседку, ту самую Глафиру. Она держала в руках смартфон.

- Добрый вечер! Скажите, а кто сейчас у вас играл на скрипке? Я была поражена! Вот я попросила внучку записать, но не сразу включили, и я пропустила начало. Что же мне теперь делать? Вы поможете восстановить?

Глафира все говорила и говорила, выражая свое восхищение услышанной мелодией. Елисей смотрел на женщину и улыбался. Но потом она замолчала и посмотрела на скрипача.

- Так это вы? Это вы играли? Невероятно! Вы простите меня, что я иногда сетовала на шум. Просто я человек деятельный, не могу сидеть на месте, но теперь мне помогают дети и почти нет проблем, которые нужно решать. Вот я и пристаю к людям, выдумывая капризы!

Она смущенно смотрела на музыканта. Елисей тоже был взволнован.

- Вы знаете, как я вам благодарен! Ведь я теперь могу положить на ноты эту музыку и потом ее воспроизводить. Это мое первое произведение, я его доработаю и представлю на конкурс! Ведь вы дадите мне свой телефон ненадолго?

Глафира засияла. Она почувствовала себя причастной к великому таинству рождения таланта:

- Только не стирайте музыку с моего телефона! Ведь неизвестно, как будет дальше, может быть вы станете знаменитым, чего я вам очень желаю, а я ваш первый слушатель! Представляете, как мне будут завидовать мои подруги!
Опубликовано: 09/10/20, 20:24 | Последнее редактирование: Гелия_Алексеева 24/11/20, 21:20 | Просмотров: 99 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Хороший рассказ. И тема мне близка. Спасибо Вам!
Наталия_По  (21/11/20 00:37)    


Мне тоже близка. У нас почти все музыканты разного уровня. Поэтому и рассказ сложился на одном дыхании. Спасибо, приятно встретить единомышленника.
Гелия_Алексеева  (21/11/20 21:29)    


Хороший рассказ.)
Торопыжка  (06/11/20 13:35)    


Спасибо! Мне близка эта тема. У нас в семье есть музыканты.
Гелия_Алексеева  (06/11/20 13:44)    


Прочла с удовольствием - хороший язык, живо описаны герои, неожиданные повороты сюжета.
Есть кое-какие мелочи, которые можно подправить, но в целом читается с интересом.

Творческих удач!
Яна_Яблоко  (10/10/20 20:26)    


Здравствуйте, Гелия:)

Я предполагаю (возможно, ошибаюсь), что Вы поставили этот рассказ в публикацию, скопировав из Ворда или Опен Офиса.
И вот в Ворде есть отступы/абзацы, а здесь нет. В интернет-публикациях они делаются пропуском строки. К примеру:

"... Елисей послушался и попробовал сыграть одну из спокойных мелодий, чтобы не отвлекать покупателей. Для выступлений в оркестре эти обе скрипки подходили. Елисей поблагодарил продавца и попросил разрешения походить по залу. Он все же хотел найти свою скрипку, которая смогла бы передать его эмоции и чувства.

В глубине зала, в футляре, Елисей увидел мастеровую скрипку. На этикетке было написано: 18 век. Школа Себастьяна Клоса..."

В этом случае (с отступами) прозаическая публикация будет гораздо лучше восприниматься (ну не "сплошным текстом", поскольку "сплошной" как-то слегка напрягает).

---

"Но сочинять свою му-зыку Елисей не пробовал." - а зачем дефис?

"Игре на скрипке мальчик учился с детства..." - к примеру, это лучше новым абзацем, как мне кажется.
Ну и дальше бы структурировать текст, разобрать на абзацы или даже части озаглавленные, к примеру, "* * *".
Текст стоит того, чтобы над ним поработать. Понимаете?

"Или если поделиться своей мечтой, тогда кто - то поможет, чтобы она сбылась..." - "кто-то".

"был одет в видавшую виды кожаную куртку, не помнящую свой первоначальный цвет" - мне кажется, что здесь слитно "непомнящую", но я не уверен...

"-Извините, молодой человек..." - пробел потерялся.

"Скрипка пела, радовалась, страдала, казалось, что его душа превратилась в мелодию и рвалась наружу." - здесь проблема со структурой фразы. На "его" наступает диссонанас, потому что до этого шла речь о скрипке (она, ей, её). Смысл я понимаю, но структура фразы не очень.

"природу, людей, птиц, цветы, горы, леса…Елисей" - пробел после многоточия.

"он играл до изнеможения и наконец, опустил смычок" - запятая после "и".

"яркими, сочными звуками к которым добавился" - запятая после звуками.

"Вы простите меня, что я иногда сетовала на шум. Просто я поняла сейчас, что я человек деятельный, а мне теперь помогают дети и почти нет проблем, которые я могла бы решать, как это было всегда. Вот я и пристаю к людям, выдумывая капризы!" - на мой взгляд, второе предложение из процитированных ну очень сумбурно структурировано. Я его не понял вообще.
Может лучше так:
"Вы простите меня, что я иногда сетовала на шум. Просто я человек деятельный, не могу сидеть на месте, но мне теперь помогают дети и почти нет проблем, которые нужно решать. Вот я и пристаю к людям, выдумывая капризы!"

---

На мой взгляд, рассказ не то чтобы затянут... но не совсем хорошо проведён с точки зрения композиции. Есть "лишнее" (особенно в самом начале), что можно и отсечь. Ну и ещё, конечно, очень надо поработать с формой - отображением в публикации. В таком виде читать сложновато, признаюсь. То есть, перечитать второй раз (если останется в таком же виде) я просто не рискну.

Удачи Вам в творчестве и обустройстве на сайте, Гелия:)
Black_programmer  (10/10/20 05:46)    


Согласна с замечаниями, но я новичок еще. Дефис остался, когда я убирала тире от переносов. Не заметила.Спасибо!
Гелия_Алексеева  (10/10/20 16:57)    


Black_programmer исправила, что поняла. Над началом еще подумаю.
Гелия_Алексеева  (10/10/20 19:21)    


Здравствуйте, Гелия:) Да, так гораздо лучше воспринимается текст. Спасибо:)
Black_programmer  (11/10/20 07:17)    


Очень интересный рассказ! По-моему, правда, несколько затянут. Я понимаю, что автор ещё будет над ним работать, но рассказ того стоит.
Успехов Вам!
С улыбкой, Галина. smile
Галка_Сороко-Вороно  (10/10/20 03:29)    

Рубрики
Рассказы [994]
Миниатюры [883]
Обзоры [1318]
Статьи [373]
Эссе [175]
Критика [88]
Сказки [177]
Байки [47]
Сатира [45]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [277]
Мемуары [62]
Документальная проза [66]
Эпистолы [18]
Новеллы [70]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [131]
Мистика [16]
Ужасы [5]
Эротическая проза [3]
Галиматья [258]
Повести [255]
Романы [44]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [25]
Литературные игры [33]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1634]
Тесты [10]
Диспуты и опросы [84]
Анонсы и новости [106]
Объявления [78]
Литературные манифесты [244]
Проза без рубрики [408]
Проза пользователей [129]