Многие люди мечтают найти клад. На дне морей искателей таких приключений ждут старинные корабли с несметными сокровищами. Пещеры в горах скрывают замысловатые тайники, в которых хранятся спрятанные от посторонних глаз ценности. Но даже в обычной жизни происходят такие случаи, когда азартного человека неожиданно и неотвратимо поманит к себе клад.
Летом отряд студентов проводил свой трудовой семестр в одном из колхозов Харьковской области*. Студенты народ неприхотливый, жили в палатках, днём работали на строительстве домиков, а вечерами тесно рассаживались на пригорке у речки возле живого пламени костра и под гитару пели песни. До сельчан доносились отрывки: «на дальней станции сойду…», «не повторяется такое никогда…» Слышались хрипловатые, копирующие Высоцкого голоса. Время от времени кто-то подбрасывал в огонь сухой лапник. Столбом взвивались искры, вдогонку вымахивало длинное пламя. Беспокойный, дышащий круг света мгновенно раздвигался, виднелись лица и спины молодых людей. Так проходили дни и летели дальше, дыша запахами тёплого сена и ароматных цветов.
Жители села радушно приняли студенческий отряд и иногда старушки просили ребят то крышу подладить, то погреб выкопать. Часто к студентам на посиделки приходил седой старик Тимофей и рассказывал всякие случаи из своей жизни.
На самом деле старика притягивал живой костёр. Когда-то далеко в прошлом вечером под дубом у реки так же горел костёр и у него сидели парень и девушка. Она рассказывала сказки, а он просил, ещё расскажи. Им было хорошо и весело. Костёр догорал и они, взявшись за руки, расходились по домам. Через много лет, прячась от дождя под дубом у реки, он признался ей в любви. Девушка ответила взаимностью, и они были счастливы. А утром на её подоконнике лежал огромный букет полевых цветов.
Один из студентов Андрей увидел у старика медальон на цепочке и спросил:
– А что за вещь у вас такая? Похоже старинная? Дорогая? С историей?
– Это вещь у меня памятная. Мне этот кулон подарила покойная жена, Мария. Ей он достался от матери. Отец её большим мастером был.
– А почему не продадите, ведь кулон, пожалуй, денег стоит! – допытывался Андрей. – Продайте мне!
– Есть кое-что дороже денег, – ответил старик, взглянул на парня и решил перевести разговор на другую тему.
– Вот, если ты так интересуешься – в старину люди верили, если при строительстве дома в фундамент положить серебряные монеты, то в доме всегда будет достаток. Поэтому некоторые жители выполняли такой обряд, чтобы задобрить домового, и он не шалил в доме. В каждом старом доме есть подвал. В стенах часто можно найти тот самый потайной кирпичик, который муровали с драгоценностями.
Старик помолчал, потом снял кепку, положил на колени, свернув вдвое, и достал папиросы.
– Золото, оно имеет власть над человеком, – продолжал старик, закуривая. – Один из сельчан, разными способами накопил предостаточно золота, которого бы хватило и его детям, и внукам. Времена были неспокойные. Решил спрятать свои ценности у себя в подвале и уехать к сыну за границу, пока всё не уляжется. Все нажитые золотые монеты он не мог с собой забрать, боялся, что могут напасть разбойники и тогда он останется ни с чем. В подвале у него была узкая ниша, в которую он положил шкатулку, заложил кирпичами и зацементировал. Всё это он сделал ночью, в день перед отъездом. И отправился к сыну. А ровно через два года с сыном решил вернуться за драгоценностями, чтобы передать их наследнику. Так вот когда они вернулись, дом уже снесли, его клада там не найти. И у сельчанина случился сердечный приступ.
Кто-то поверил его рассказу, кто-то нет, но Андрей так заинтересовался, что допоздна выпытывал у старика все подробности и просил показать место, где был тот дом.
Солнце зашло и скоро всё стихло на поляне, студенты разбрелись по палаткам, а кто-то ещё остался возле угасавшего костра. В бестелесном сумраке поляны, среди нелепых, размытых теней стогов и деревьев, только вспышки раскалённых углей виделись издали ярким пятном на фоне тонкого, игольчатого мерцания звёзд.
На следующий день «по наряду» трое ребят отправились на ремонт домика. По заявке хозяина Егор начал копать погреб. Вспоминая рассказ старика, Андрей вполне серьёзно спросил:
– А вдруг и правда где-то тут клад найдётся?
– Попробуй, поищи! – ответил Славик.
Егор рассмеялся и продолжал копать, Андрей полез на крышу, а Славик стал ремонтировать окна.
Прокопав примерно с полметра, Егор увидел, как что-то блеснуло. Он порылся в земле и достал двухкопеечную монету. Потер её о брюки и закричал:
– Я золото нашёл!
Славик подошёл поближе и, встретив игривый взгляд Егора, закричал:
– И правда, смотри, золото!
Андрей, услышав, быстро спустился с крыши.
– Покажи!
– Моя находка! – отрезал Егор.
– А много ты нашёл? – настаивал Андрей.
– Иди, работай! – сказал Славик. – Дождь обещают, надо крышу закончить!
– А, так ты уже в доле? – закричал Андрей. – Я этого так не оставлю!
Егор молча продолжать копать.
– Давайте все вместе выроем этот погреб! – требовал Андрей.
Ребята не отвечали, занимаясь своими делами.
Андрей рассердился, пнул ногой дверь и отправился искать старика, который рассказывал о кладах. Он разыскал его возле речки.
Старик сидел на большом камне и смотрел на воду реки, текущей почти у его ног. В руках он держал длинную, сучковатую палку, которой автоматически, даже не задумываясь, чертил что-то на мокром песке. Набегавшие волны смывали замысловатые знаки, и песок становился вновь девственно чистым…
Солнце уже поднялось высоко. На противоположном берегу реки темнел лес. Стрекозы, как маленькие вертолётики, зависали низко над водой и вдруг срывались с места, улетали куда-то, шелестя своими прозрачными крылышками.
Но Андрей не замечал ликования природы. Он подошёл к старику и, нарушив его размышления, стал выяснять, кто жил в том доме, где они работали.
Старик с удивлением посмотрел на него и, бросив палку на траву, ответил:
– До революции там бабка одна жила. Все в деревне говорили, что она богатая. Потом эту бабку раскулачивать пришли, а денег так и не нашли!
Старик лукаво взглянул на надоедливого, желающего быстро разбогатеть студента и спросил:
– А что за нужда такая у тебя? Беда какая или что? Зачем денег много надо? Молодой, заработаешь ещё!
– Ладно, дед, некогда мне! – быстро ответил Андрей и, не замечая ни говора речки, ни шума листвы, ни пения птиц, по тропинке отправился в посёлок. До конца дня он вяло занимался ремонтом крыши, всё время молчал, работу так и не закончил.
Вечером Андрей наблюдал за Егором. Через некоторое время он заметил, что Егор куда-то ушёл, и исчезла его рабочая одежда. Он не мог успокоиться и уже хотел пойти к дому, но вскоре Егор вернулся.
Андрей стал искать помощников, чтобы ночью идти искать сокровище. Но желающих ночью заниматься поисками не нашлось. Наконец, Женя, спокойный и покладистый парень, неохотно согласился. Они встали очень рано и до завтрака отправились на раскопки. Когда ребята вошли в дом, ещё не рассвело. Ремонт был в самом разгаре. Несмотря на то, что Андрей светил фонариком, они постоянно натыкались на доски, пустые вёдра, рулоны кровельных материалов, мешки с цементом.
– Где искать будем? – без удовольствия спросил Женя.
– В погребе! – не раздумывая, ответил Андрей. – Копай здесь!
– В погребе, так в погребе, – сонно ответил Женя и вошёл в комнату, где часть подвала уже вырыл Егор. Он взял лопату и копнул глинистую землю.
– Что тут, золото? – немного раздражённо, с напряжением в голосе поинтересовался Женя.
– Бриллианты и изумруды, – буркнул Андрей и изо всей силы ударил по стене фундамента кувалдой. Раздался следующий удар, посыпалась пыль.
– Что ты лупишь! Сейчас дом развалишь! Потом заделывать придется! – закричал Женя.
Андрей не отвечал. Молот продолжал мерно громыхать. От фундамента отвалилось несколько камней, но никаких тайников не было видно. Такая же участь постигла и остальные углы дома.
Вскоре Андрей стал похож на мукомола, отпахавшего три смены без отдыха. Женя бросил копать и обошёл многострадальный фундамент. В одном углу зияла чернотой внушительная дыра. Внутри неё было темно. Андрей глубоко дышал и вопросительно смотрел на Женю.
– Ничего там нет! Я прокопал уже на штык лопаты, – возмутился Женя.
– Копай глубже! Дед мне сказал, что тут должны быть тайники, – с уверенностью заявил Андрей.
Женя молчал. Он вернулся в подвал, включил фонарик и с внутренней стороны просунул его в дыру. Где-то в глубине был виден ржавый лист железа. Он внимательно осматривал коричневый металл, прикидывая, что бы его наличие могло значить, но вдруг отчётливо услышал за ним какой-то шорох! От неожиданности и нервного напряжения он выдернул руку из отверстия и даже немного отступил назад. Шорох усиливался. Женя выскочил из погреба и только тогда понял, кто это шуршал. Оказалось, пока он рассматривал дыру и думал-гадал, Андрей уже сходил за лопатой и стал копать снаружи, пробивая туннель к заветной цели!
Струи пота градом катились по его бордовому лицу, он хрипел и кряхтел, слюна брызгала изо рта, а выкапываемая земля разлеталась в радиусе нескольких метров. Андрей неистово искал клад!
Через пять минут лист ржавого железа был выкопан и отброшен в сторону. Золота, почему-то, не было. Он отбросил в сторону лопату и, борясь со сбившимся дыханием, спросил:
– Где же ещё искать?
Женя опешил! Ему захотелось посоветовать поискать на огороде, но представив, как Андрей перекапывает десять соток земли, превращая плодородную почву в лунную поверхность, сжалился над ним и сказал:
– Вообще-то на чердаках много чего интересного находят…
Он ещё не успел закончить фразу, а Андрей уже нёс массивную лестницу. Он ловко вскарабкался по ней наверх, распахнул люк. Через мгновение его красное лицо снова вопросительно смотрело из проёма. И тут Женя с ужасом вспомнил, что по дороге сюда, опрометчиво обмолвился Андрею, что клады иногда прятали в дымоходах. Видимо Андрей тоже вспомнил. Он что есть мочи заорал:
– Женя, тащи кувалду.
– Андрей, может не надо, – с искренней надеждой спросил Женя, но его голос звучал уже как-то обречённо. – Ты знаешь, я, пожалуй, пойду. Ещё успею к завтраку.
Он направился к выходу с какой-то грустью в душе. Андрей стоял около двора с кувалдой в руке. Его коротко стриженая голова была густо покрыта толстым слоем пыли, одежда перепачкана паутиной и сажей. Раскрасневшиеся глаза, казалось, полнились слезами. Он тяжело дышал и, возможно, не до конца понимал, что же, всё-таки, с ним происходило за последние часы.
После завтрака Егор и Славик пришли на свой объект. Возле дома, в цветастом переднике, держа руки на боках, стояла женщина. Платок на её голове сбился набок, большая грудь под выцвевшей блузкой пошла ходуном. Увидев ребят, она закричала:
– Вы что тут натворили! Да кто же вам разрешил? Дом почти готов уже был, а теперь, что? Все сначала начинать! Я вот пожалуюсь вашему начальству! Приехали, помощнички!
Словно в поддержку хозяйке через приоткрытую калитку важно вышли гуси и громко загоготали.
– Эй! Ну-ка пошли! – замахала на них руками женщина. – Пошли домой!
Егор обошёл дом, увидел разрушения и огорчённое скуластое лицо Андрея с дорожками пота на грязных крепких щеках, с раскисшим и прилипшим ко лбу сивым вихром.
– Хозяйка, это не мы! Хотя нам теперь работы добавилось! Золото тут искал один сумасшедший! – сказал Егор, осуждающе глядя на Андрея.
– Да откуда тут золото! – удивилась женщина. – Тут бедные люди жили! Перебивались с хлеба на воду! Семья была большая, работали, но то революция, то война. Выменяли в войну всё, что можно было. Потом дети в город уехали, бабка одна осталась. Померла давно. Золото! Кто такое придумал!
Андрей растерянно смотрел на женщину, но было видно, что он ей не поверил.
– Было тут золото! – сердито проговорил он, доставая носовой платок и глядя на Егора.
– Было, да сплыло, успокойся. Ну и наворотил ты тут! Вот бы ты так работал здесь! А то всё заработки считаешь, сколько здесь и сколько в Тюмени ребята заработают.
– Я не успокоюсь, я разберусь с вами! Будете вы у меня и в деканате объясняться и в милиции, если не отдадите мою долю!
Андрей взял молоток и гвозди и повелительным тоном заявил:
– Вячеслав! Подай мне шифер наверх!
До конца трудового семестра оставалось ещё две недели. Дом успели отремонтировать, приехал хозяин и работой остался доволен. Только посмеялся, когда ему рассказали, что в его доме сокровища замурованы, а он живет и в ус не дует.
Андрей ходил хмурый, прислушивался к разговорам, два раза ездил в город, выяснял цены на старое золото в ювелирных магазинах и у стоматологов. Потом он сказал Егору, что проконсультировался у юриста и теперь знает, как дальше действовать. Андрей был уверен, что сможет доказать факт сокрытия найденного клада и добиться наказания виновных.
По возвращению в институт он написал докладную в деканат. И пришлось Егору отвечать. Неприятное дело тянулось долго. Хорошо, что у Егора были свидетели, которым поверили. Парень уже не был рад, что так пошутил. А монетку сохранил – на память.
*Написано на основе реальных событий, происшедших в Валковском районе Харьковской области в 1973 г. и рассказанных автору их участником.
Опубликовано: 26/06/21, 12:02 | Последнее редактирование: Гелия_Алексеева 26/06/21, 12:06
| Просмотров: 297