На рассвете, когда сизое небо робко начинает розоветь, что-то заставляет меня проснуться и подойти к окну. И каждый раз я вижу их – пять золотистых всадников, несущихся прямо ко мне. Чувствую, как дрожит земля от топота копыт. Каждый везет мне подарок: спелый апельсин. Всадники не успевают добраться до меня: они истлевают и медленно рассеиваются в воздухе.
Апельсины всегда вызывали во мне непостижимое чувство тревоги. Они обманчивы - как и многие предметы, которым мы опрометчиво приписываем свойства, вовсе им не принадлежащие. Сладкие, круглые, сочные… На самом деле они острее скальпеля. Они не заберут мою кровь: я отдам им ее добровольно. Я это знаю, и это пугает меня.
…Когда я была маленькой, отец иногда приносил нам с работы по апельсину. Каждый съедал угощение в своем углу. Мама ела апельсин на кухне, дед – в гараже, отец – в саду, старшая сестра Анна – в нашей с ней комнате (она считалась нашей, но фактически была комнатой Анны: сестра пускала меня туда только на ночь, а утром выгоняла). Я же уходила на чердак. Там, сидя на пыльных досках, сквозь которые струился густой свет, я осторожно чистила фрукт – а он впивался в меня, не даваясь. Я слизывала с ладони оранжевый сок, смешанный с каплей моей крови. И представляла, что это – эликсир бессмертия. Родители умрут, дед умрет, Анна умрет (надеюсь, раньше всех: я буду беспрепятственно мерить все ее платья), а я – не умру.
Кругом валялось старое тряпье: сырое, полусгнившее, с пятнами ржавчины. Пахло затхлостью. Но мне было очень хорошо: я закрывала глаза и представляла вокруг заснеженный лес. И сразу веяло морозцем, свежестью и сказкой. Я много времени проводила в этом убежище: мой покой охраняли кровожадные тигры. Людям не было туда входа.
По праздникам к нам приходили гости. В такие дни наша семья, как по волшебству, превращалась в подобие апельсина. Дед вылезал из гаража и надевал галстук, отец сбривал щетину, мама щебетала, разливая всем чай. Мы с Анной, причесанные, в нарядных платьях, играли в четыре руки на фортепиано. Все фотографировались для семейного альбома. Позже нас с сестрой отправляли в нашу комнату, и Анна всегда захлопывала дверь прямо перед моим носом. Я пыталась вышибить дверь ногами, а она включала телевизор и смотрела мой любимый канал. Я сидела на полу в коридоре, примкнув к двери ухом: до меня доносились обрывки фраз. По этим еле слышным фрагментам я пыталась составить представление о Томе и Джерри. Еще бы знать, как они выглядят… Это был типичный вечер просмотра мультфильмов с сестрой.
Летом отец спал на сколоченной из бревен кровати в саду, под яблоней. Зимой – в большом зале, на диване. Мама ночевала в спальне одна. Я думала, что мама, подобно Анне, просто захлопывает перед ним дверь и выставляет вон. Но отец заверил, что все добровольно: в одиночестве лучше думается. Однажды к маме приехала в гости ее давняя подруга, София. Дело было вечером, и ее оставили ночевать в спальне. Проходя утром мимо приоткрытой двери, я увидела, что София целует мою маму в губы. Это возмутило меня: такого даже папа себе не позволял!..
Я нарыла в саду червей и запустила их в коричневую сумку Софии, висевшую на стуле в гостиной.
Самым веселым был дедушка. Но это было давно, когда мы с Анной ходили пешком под стол и мирно делили комнату. Он всегда играл с нами в одну и ту же игру: в безумное чаепитие. Мы сидели в саду, за столиком, дед разливал из стеклянной банки в маленькие чайные чашечки прозрачную жидкость, слегка воняющую ацетоном. Он велел пить и представлять, что это чай – иначе на что нам дано воображение? Лучшим игроком будет признан тот, кто ни разу не поморщится. Нам никогда не удавалось выиграть у дедушки. - А почему это чаепитие – безумное?.. - спрашивала Анна. - А вот скоро поймете, - подмигивал дед. И через пару глотков мы втроем начинали фехтовать травинками или за пять минут изобретали новый язык. А еще чуть позже нам с сестрой становилось очень плохо. Когда родители узнали, в чем причина, безумные чаепития прекратились. А потом прекратился и дедушка. Он почти все время проводил в своем гараже, там же и погиб: закрыл двери, залез в машину и включил двигатель.
Отец говорил, что он был болен. Не физически, а душой. Каждый день я слышала их с мамой споры насчет того, что «…старого пердуна давно бы пора определить в клинику, там ему спуску не дадут…»
Мысленно я разрешила призраку деда иногда приходить в мой заснеженный лес. Но он ни разу не пришел. Наверное, боялся тигров.
Однажды я набралась смелости и спросила маму: почему она вышла замуж за папу, если ей больше нравится целоваться с Софией? Мама ответила, что иначе мы с сестрой никогда бы не появились на свет. «Если бы ты могла все изменить, ты сделала бы это снова?..» - уточнила я. Она задумалась. В ее глазах загорелся и тут же померк огонек. Конечно, сделала бы. Да-да, разумеется. Как же иначе.
…Я не видела родителей много лет. Пару раз в год мы обменивались открытками с пожеланиями «счастья, здоровья…». Нас разделяла тысяча километров: это придавало натянутым улыбкам родителей, оставшимся в моей памяти, в тысячу раз больше искренности. Про Анну никто ничего не знал: однажды она просто исчезла. Ушла на работу и не вернулась. Поговаривали, что она сбежала с тайным возлюбленным. Мама с папой искали ее какое-то время: расклеивали объявления, обращались в полицию. Но искали не то чтоб уж очень усердно. И тут я могу понять их: таких, как Анна, куда приятнее терять, чем находить.
Мы с мужем и дочкой Майей жили в красивом двухэтажном доме. Воздух здесь был наполнен безмятежностью. Иногда даже чрезмерной. Все, что нужно для пасторальной идиллии.
Правда, меня слегка беспокоила Майя: в свои шесть лет у нее были довольно странные увлечения. Я ни разу не видела, как она играет с другими детьми: ей больше нравились косточки мертвых птиц. Бог знает, где она нашла птичьи косточки, но она сделала из них маленьких куколок. И по утрам я иногда слышала, как Майя разговаривает с ними в саду. Она что-то шептала своим костяным человечкам.
Впрочем, детские игры – они всегда немного не от мира сего. И если начать перечислять всех воображаемых друзей, с которыми я когда-то играла, можно случайно устроить спиритический сеанс.
Я была на кухне, готовила завтрак. Когда я остаюсь одна – бывает, навещаю свой заснеженный лес. Он по-прежнему манит меня. Я закрываю глаза и погружаюсь в мир искрящейся сказки. Но сегодня что-то пошло не так: тигры, которые должны были меня охранять, вдруг грозно зарычали и погнали прочь из леса – словно чужака.
Майя звонко смеялась в саду. Я вышла к ней. Три куколки из птичьих косточек были в разных местах, на большом друг от друга расстоянии. Одна куколка смотрела на наш дом, другая – вглубь сада, третья – пыталась перелезть через ограду. - Это твои друзья? – спросила я. – Во что они играют? - Нет, это мы – я, ты и папа. - А почему мы не рядом? - Они сказали, что так лучше. Они поправили меня. - Кто – они? - Ну те, на лошадках. Я увидела на земле следы копыт. Они были присыпаны золотистым пеплом. - Пойдем-ка завтракать, - сказала я. Мы молча пошли по дорожке, за пару метров до дома дочка обогнала меня, стремительно забежала и захлопнула передо мной дверь. Это показалось ей крайне забавным.
…на верхней полке стоит ваза. В ней – пять апельсинов. Почему я раньше не замечала эту вазу?.. Кто ее туда поставил? Может, если я крепко зажмурюсь и снова открою глаза, она исчезнет?.. Если категорически откажусь признавать существование вазы?.. Главное – не задеть ее, о боже, только бы не задеть… Но я задеваю вазу. Она переворачивается. Апельсины падают, и я режусь об их острые грани.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Апельсины, это моё, у меня часто в рассказах они занимают важное место. Или не очень важное. Но они сами по себе почему-то очень для меня важны. Наверное, поэтому Ваш рассказ, Дина, произвёл на меня особое впечатление. И вообще он весь такой Ваш, короче говоря, чудесный.
Да, понимаю... У каждого, наверное, есть какие-то личные образы, символы, часто встречающиеся в произведениях... И у меня такие тоже имеются. Спасибо, Артур, за отклик!
Дина, все три рассказа на конкурсе достойны первого места. Вы опровергаете все стереотипы, что читать не модно и не интересно, что все темы раскрыты и ничего нового нельзя сказать. От ваших текстов невозможно оторваться: яркая самобытная образность, пронзительная обескураживающая эмоциональность, высокое мастерство владение словом и тонкое воздействие на душу читателя. Мне даже страшно подумать, что я могла вас не встретить и не читать. Спасибо за тексты.
Лилу, спасибо огромное! Ваши конкурсы здорово стимулируют воображение) Вообще, любое произведение - это совместное творчество автора и читателя, ведь многое зависит от интерпретации и умения проникнуть в суть. Я рада, что здесь есть действительно талантливые читатели (и авторы).
Я был уверен, что победит именно этот рассказ. Но конкурсы они такие конкурсы... Лотерея, по сути. Рассказ великолепен, яркий, психологичный, полный выразительных символов. Пронзительная история нелюбви.
Потрясающий рассказ. На мой взгляд, сильно недооценённый в конкурсе. Он очень плотно соткан из переплетающихся образов, психоделичен. А ещё он невероятно цельный, ни единого лишнего слова, ни единого неоправданного пустого места. Сложный клубок эмоций порождает, а венчается всё это отчаянной безнадёжностью концовки...
Большое спасибо, Эризн! Мне очень важно было это услышать. Близкий человек сказал мне, что рассказ этот скучный, неинтересный, и в нем ничего не происходит. Я расстроилась, но все же отправила его на конкурс, потому что мне-то рассказ очень нравится (да, бывает так - сама написала, сама себя похвалила...). Поэтому я рада, что Вы разглядели в нем именно то, что я хотела передать.
Ну как же так, ничего не происходит? Целая жизнь... Может быть, этот рассказ просто требует нескольких прочтений, постепенного погружения? Хотя меня он пронзил сразу.
Видимо, у разных людей просто ну очень сильно отличается восприятие одного и того же произведения, от этого никуда не деться) Мысль ослепительно банальная, но помогает понять, что в любом случае лучше ориентироваться на себя, на свои ощущения.
Вы опровергаете все стереотипы, что читать не модно и не интересно, что все темы раскрыты и ничего нового нельзя сказать.
От ваших текстов невозможно оторваться: яркая самобытная образность, пронзительная обескураживающая эмоциональность, высокое мастерство владение словом и тонкое воздействие на душу читателя.
Мне даже страшно подумать, что я могла вас не встретить и не читать.
Спасибо за тексты.
Может быть, этот рассказ просто требует нескольких прочтений, постепенного погружения? Хотя меня он пронзил сразу.