Наконец-то мне нашли напарника! Несколько месяцев пришлось дежурить на объекте в одиночку: тяжело! Попробуй-ка не поспи путём! И днём, и ночью в определённое время приходилось обходить участок и докладывать руководству.
Мне предлагали… напарницу, но, как человек семейный – отказывался. Ведь вахта две недели на объекте – это почти как две недели в космосе: и вид «из иллюминатора» один и тот же, и не то что в «открытый космос» – в магазин из «космического корабля» самовольно не выйдешь. Поэтому мне напарник нужен, а не объект для соблазна. Стал жену агитировать: будем, мол, вместе на вахту ездить, дежурить на пару — вдвоём веселее. Но жена – наотрез: «Это вы, мужики, так легко из дома уезжаете, а бабе в вагончике жить — всё одно что бомжевать, от родного-то дома, который в это время пылью покрывается и бурьяном зарастает!».
И то верно: едем чужое добро охранять, а своё-то оставляем без хозяйского присмотра! Дожили, что и в райцентре работы не найти – по городам и чужим весям крохи на прокорм собираем…
Да, трудно мне приходилось первое время, но «привычка свыше нам дана» – привык и я. А одиночество растворилось в интернете – там и послушать-посмотреть, и пообщаться.
А вот теперь – перепривыкай, брат: новый человек – загадка.
Новичок коротко представился: «Геннадий». Он вообще мало говорил, о себе ничего не рассказывал, не мельтешил, обязанности выполнял пунктуально. Идеальный напарник, если бы… Если бы не взгляд его: какой-то слишком цепкий, пронзительный, постоянно «включённый», как у дикого зверя… От этого мне было с ним неспокойно: я не понимал, что у этого человека на уме и за душой. Он молчал о своём, а я не спрашивал – не моё, в сущности, дело: люди мы предпенсионные, жизнь почти прожили, какие есть – такими уже и останемся, а дружить нас никто не обязывал.
Телефон у него был простой, кнопочный. Поэтому в свободное время он слушал то же, что и я. А я – всё подряд: телефон с интернетом купил недавно, и ещё не «наелся» – многое виделось новым, захватывающим.
В тот день я «напал на жилу» нового интереса: включил научно-популярный фильм семидесятых годов, о психологических экспериментах, которые проводились с участием студентов и детей.
Люди семидесятых годов – другие, не такие, как теперь, полвека спустя: наивнее, честнее, лица естественнее… Смотреть на них приятно – как в собственное детство-юность заглядываешь… Ведущая задавала наводящие вопросы – студенты отвечали, публика смеялась над некоторыми ответами, потому что вопросы были спокойные и вежливые снаружи, но каверзные изнутри: с подвохом-ловушкой…
«Ловились» все, и это было смешно для наблюдателей… А каково – для испытуемых?! Разве кому приятно оказаться в дураках?! Я бы, наверное, тоже «поймался» на таких вопросиках-задачках… Потом стали показывать про детей. Экспериментатор достаёт пирамидки — чёрные и белые, предлагает детям назвать их цвет. Убедившись, что ребята знают ответ, она договаривается с ними, что, когда войдёт испытуемый, они будут на вопрос отвечать «обе белые», какие бы она пирамидки не показала. И вот входит новый малыш, и все дети, согласно договорённости, по очереди отвечают на вопрос: «Обе белые», хотя показаны пирамидки разных цветов. Испытуемому – отвечать последним… Некоторые дети стояли на своём и, вопреки мнению товарищей, произносили верный ответ: «Чёрная и белая». А некоторые – поддавались общему мнению и врали самим себе, лопоча бессмысленно: «обебелые» –одним словом, стыдливо отводя глаза…
Я ощутил за спиной тяжёлое дыхание, с тревогой обернулся Геннадий стоял какой-то странный: лицо неестественно-красное, желваки подёргиваются... Я испугался: вид товарища был таков, будто с ним вот-вот случится сердечный приступ. – Тебе плохо? – Я там был… – произнёс он хрипло, как будто дыхание перехватило. Я не понял сразу, переспросил: – Ты о чём, друг? – Я был там – он показывал пальцем на телефон. – Ты участвовал в этом эксперименте?! Он кивнул. – Расскажи!!!
Геннадий бросился в воспоминания, как будто в реку с моста. Не ожидал от него такого красноречия: история как бы сама лилась из глубины времени. Я не перебивал.
– У меня тогда был друг, Толик. Мы с ним – не разлей вода с детского сада. Я тогда огромную веру в людей имел. Веру в каждое слово старших. Они были для меня ВСЕМ! Мечтал жить как они. Очень хотел научиться, и для себя, и для общей пользы, для страны. Как ни говорят нынче, а страна тогда великая была. Родители, учительница – абсолютные авторитеты, несущие справедливость. Бабушка меня-маленького «ПОслухом» величала: за то, что слушался беспрекословно, мама гордилась моим воспитанием. И всё у меня хорошо шло – по правилу. И друг был, и – Торжественная Клятва Октябрят! Я её наизусть помнил: нравились слова о том, октябрёнок должен быть честным и справедливым, что нельзя оставлять товарищей в беде. Любимая книжка – о Мальчише-Кибальчише… Я и дружбу понимал так же…
И вот, этот мой друг Толик попал «в эксперименте» в противоположную «команду». В ту, которая должна, по уговору с ведущей, долбить «обебелые», какие бы пирамидки нам ни показывали. По сути – обманывать, дурить ребят из «моей» команды, которых проверяли. Эта ведущая научила их, как правильно дурить! И они поддались! Никто не отказался дурить не то что одноклассника — друга! Да, мы маленькие были, нас легко было обвести вокруг пальца! «Пластилин»! Но всё же – и не совсем! Не совсем безопытные, безмозглые! Она, эта дамочка-ведущая, для меня такой же правильной, как учительница, тогда казалась.
Вроде и не дурак я был, но смысла задания не понял – «не въехал», как сейчас сказали бы. Подвох почуял, но выкрутить, чтобы не вляпаться – не успел! Ведь если все говорят: «обебелые», и друг твой так же говорит, и ни глазом не моргнёт…
Я, верь-не верь, сейчас как будто там нахожусь, как в детство попал – в эту комнату треклятую зашёл: все те же ощущения, как волной меня накрыли! Да, где-то во мне червь сомнения грыз, но я ПОВЕРИЛ другу, и большинству, и чёрная пирамидка как бы перестала быть такой чёрной, что можно было на неё даже сказать «белая»… Я не знаю, как всё это объяснить, доказать ведь невозможно… И сейчас понимаю, что и Толик, наподобие меня, как будто под гипнозом был, и не нарочно всё сделал – такой же дитё глупое, подверженное влиянию… И ещё неизвестно, как бы я, окажись на его месте, поступил! Но тогда… Тогда всё воспринималось жёстко и однозначно, и надо было делать выбор… И выбор был с одной стороны очевиден (чёрная и белая), с другой – «ёжик в тумане» – обебелые, по мнению всех остальных… И этот туман впился в меня по самое не хочу, проглотил целиком, и ответил за меня моим голосом: «Обебелые»…
Я соврал самому себе. Я сказал не то, что думал, видел, знал. Я сделал что-то такое для себя, от чего мне стало нехорошо, до тошноты. Меня освободили от дальнейших опросов, но домой я вернулся весь разбитый. Мама спросила, не случилось ли чего? Признаваться мне было стыдно, и я сказался усталым, пошёл в постель, но не спал, а, как сейчас говорят, «накручивал» себя, находя в себе какою-то вину и какую-то безвыходность – для себя же…
Мама заметила неладное: уж не захворал ли я?! Принесла термометр, но тридцать шесть и семь – не признак для беспокойства. А на самом деле я полностью «сломался» – все мои опоры и правила валялись в эпицентре сознания, разбитые и никчёмные, обезжизненные, как после атомного взрыва. Во мне поселился этот ядовитый «ёжик в тумане», и он до сих пор не выселен из меня, и мутит-мутит воду…
Фильма этого, про ёжика, тогда ещё не было. Это сравнение, определяющая моё состояние, пришла позже. Мне много об этом доводилось думать. Потому что эта муть возвращалась и возвращалась, крала моё детство, мою юность и радость, и моё прошлое… Всё это оказалось задвинутым куда-то в тёмный угол. —————– Наутро я поплёлся в школу. Да, именно, не пошёл весело и бодро, как всегда, а поплёлся, шаркая отяжелевшими ботинками. На полпути меня догнал Толик. Друг Толик, радостный и каквсегдашний, как будто ничего и не случилось! – Привееет! Хочешь орехов?! Батя из экспедиции привёз! На! Я с силой оттолкнул протянутую руку – рассыпанные орехи защёлкали по тротуару. . – Ты чего?! – А ты чего?! – Чего?! – А вот чего! – я с размаху ударил его кулаком в лицо, так, что кулаку стало больно, а под кулаком вАчнуло. Я не был драчуном. До того момента – не был. А тут – стал, и снова стукнул не успевшего опомниться друга с левой… Толик дрался лучше меня, и мне бы непременно перепало, но в это время здесь же оказался живущий по соседству учитель физкультуры, он прекратил бой и привёл нас – таких вот растрёпанных – в школу. Разбираться, кто прав, не было нужды, потому что он видел сцену с самого начала. И понял так, как понял бы обычный взрослый. Он что-то говорил по дороге, но я не слушал – я злился.
Когда нас посадили друг перед другом для примирения, я вдруг загорелся объяснять учительнице, что и отчего. Пытался доказать Толикову вину, говорил что-то вроде: – Какая же это дружба? Он обманул! Нарушил товарищескую клятву! Получается – предал! Поступил, как враг!
Но красноречия моего не хватило. И учительница – поняла ли, не поняла ход моих мыслей – ответила, что на это нельзя было обижаться, что условия эксперимента – просто игра, и ссориться, бросаться с кулаками на друга – глупо, дико, некультурно! И потом ещё всякое, в том же духе. И в заключение деланно-радостным тоном произнесла: – Ну, давайте же, протяните друг другу руки! – но я не протянул. Я больше не протянул Толику руки, никогда.
Своей непримиримостью я сам себя подвёл под насмешки. Надо мной потешались, и Толик смеялся тоже, кривлялся и повторял на разные лады: «обебелые, обебелые»…
Детский ум иногда легко забывчив на обиды, но порой слишком прямолинеен в своём максимализме. И Толик, и учительница, и даже мама, которая, не разобравшись, строго выговорила мне за двойку по поведению, моментально переместились в стан врагов-обманщиков. Чёрное и белое – вот она была, моя новая формула справедливости! И я играл на стороне «Чёрных», потому что «обебелые» – они и были моими врагами, моим чёрным архивом повредившейся души. Я стал учиться врать, каверзно подкалывать, со мной раздружился считай что весь класс. Друзей я стал искать во дворе, среди «плохих мальчишек»: мне казалось, что среди них хоть и опаснее, но надёжнее, чем среди прежних-своих: я никому из них больше не доверял.
Вскоре мы переехали, в новом классе жить было проще – никто не знал этой истории, не поддразнивал меня, но я научился жить одиночкой, и ни…
Звякнул будильник – пришло время обхода территории. Геннадий резко осёкся на полуслове, как будто проснулся, вышел на воздух разгорячённым воспоминаниями, а вернулся прежним – погружённым в себя, молчаливо-сдержанным. Да и мне не хотелось продолжать этот разговор – слишком много в нашей жизни завязано на полу-лжи/полу-правде, слишком часто мы прощаем себе такое положение вещей, врём сами себе, что всё путём, всё само как-нибудь да справится-выправится-устаканится… Слишком больно бывает об этом думать – ответы искать: не видно правильных ответов.
Вот и долгались до жизни такой – своё добро на произвол судьбы бросаем и едем невесть куда – чужое (сами не ведаем – добро или зло!) охранять, чтобы на кусок хлеба заработать…
*песня БГ
Воскресенье, 22 сентября 2024
Опубликовано: 30/06/25, 22:27
| Просмотров: 7
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]