Все чаще и чаще на различных окололитературных ресурсах муссируется дискуссия «О преодолении влияния классиков». Нет-нет, да и выступит какой-нибудь «уважаемый», «популярнейший» «разоблачитель» с рейтингом, опубликованными книжицами, репой и искренней взаимной любовью администрации и докажет, что, вот как нечего делать, а классики суть вредны для литературы. Оказывается, тяготеет над всеми нами мрачное наследие Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Окуджавы, вяжет поэтов путами шаблонов, не дает взлететь мысли и поэтому нет у нас новых прорывов. Новых пушкЕных и гогАлей. Примечательно, что данную позицию разделяют и иные филологи. Дескать, что там цепляться за груз, повторять одни и те же мысли, нужно свои собственные идеи двигать, нужно вертеть литературное колесо, сбросив балласт. Гм. Я вот поинтересовался статистикой и выяснил, что, например, пушкинисты полагают, будто наследие классика знает – именно знает! – от 1 до 4 процентов грамотного населения России всех возрастов. Остальные обходятся самыми общими представлениями о творчестве поэта: несколько стандартных идей о романтизме-реализме, пара-тройка заученных и полузабытых стихотворений, название «Евгений Онегин» да еще, может быть, идея о том, что Швабрин плохой, Гринев хороший, а Пугачев когда как. /Ау! Школьные учителя! Нет, разве?/ Все эти изыскания Лотмана, Гинзбурга и других пушкинистов, все 8 томов самого полного собрания сочинений, включая переписку… Их даже на филфаке иных вузов пролистывают, ибо программа большая, а Пушкин больше ее. На него одного никаких часов не хватит, а тут еще Гоголь с Тютчевым… По остальным классикам – картина та же. Так что получается, классиков среднестатистический гражданин не знает? Получается. Конечно, мне возразят иные посетители ЛитСети: «Вот же, Фо публиковал статью, где говорится, что Пушкин ныне ближе, чем в годы О`на». Там много чего говорится забавного, и я не стремлюсь опровергнуть уважаемого публициста, просто апеллирую к совести самих читателей Литсети: Пушкина давно открывали? Перечитываете его хоть раз в год, открывая для себя новые и новые черты? А исследования о нем? Хотя бы в интернетах интересуетесь, что там нового говорят о поэте? Вот то-то же. Вот и скажите мне, уважаемые посетители ЛитСети, как может влиять то, чего мы сами толком не знаем? Одно дело, когда человек погружен в мир какого-то автора, живет им, меряет, хотя бы творчество, его мерками, как это делают некоторые увлеченные натуры, а другое дело: «Скажи-ка, дядя, честных правил, когда не в шутку занемог, зачем Москву на кон поставил, и Машку в угол поволок?». Что? Ах, шаблон влияет. Значит, мы – не знаем, а разъедает мозг шаблон? Добро-добро. А что, почтенные, преодоление влияния классиков и преодоление шаблона – одно и то же? Или это только мне кажется, что смысл сих выражений противоположен? Преодолевать шаблон можно двумя способами: изучив классиков или отвергнув сразу все. С изучением классиков – напряг. Это по идее современный поэт должен знать историю литературы от азъ и до количества тиража. А на деле со знанием исходных текстов очень плохо. «Я не читал Лескова, но полагаю, что он…» Как можно полагать, если ты сам говоришь, что не знаешь текста? Впрочем, один автор убеждал меня, что достаточно прочесть краткое содержание… И познать таким образом литературу. Гм, этот же автор много и помпезно говорил о стиле, искал какие-то ошибки в сюжетах и изложениях у других, подобных ему. Как можно узнать автора или произведение по краткому содержанию? Текст ведь не исчерпывается идеей или перечнем действующих лиц. Нет, ну, конечно, интеллигентные люди, когда заканчивается одеколон, переходят на «торомозуху». Понимаю. Только кастрированная литература то ли, что влияет на стиль? Стало быть, современный поэт прозайский мало, чем отличается от читателя – они оба знают литературу «в обрывках, урывках и обмылках». «Нам некогда! Это тебе нечем заняться, ты сидишь и вычитываешь всякую хрень, а мы заняты делом. Совершаем Поступки, между прочим» (с тот же автор). Я всегда встречаю в сети людей, досконально знающих мой образ жизни и даже распорядок дня. И совершающих непрерывные Поступки (с большой «ПЫ»), как барон Мюнхгаузен подвиги, - по расписанию. Да, действительно, в таких жестких условиях бытия классиков изучать некогда, их нужно преодолеть, как последний рубеж, и начать «поступничать» в режиме конвейера. У занятых делом людей времени хватает только на создание своих нетленок, что им какая–то навязчивая хрень, тем более та, которую злые училки заставляют учить. «Зачем вы повторяете то, что уже придумано? Выдвигайте свои идеи!» Какая мысль притягательная! И ведь правильно – то, по сути. Вот и несут на многочисленных порталах неформатный бред те, кто брезгует избитыми идеями. «Я сам понял! Я!Я!Я!» «Французский символизм - декадентское направление, противостоял декадансу, как стремление к позитиву» Это оригинальная мысль. Зачем повторять избитую истину о Рембо и Верлене? Наоборот! Вот он прорыв! Верлен – позитивный поэт, радостный. В мрачные времена эпохи Просвещения, да и позднее, люди были глупыми. Они считали, что, прежде чем выдвигать свою блестящую идею, явление нужно изучить, узнать, как и что о нем говорили другие, а уж потом двигать свои бесценные мысли в народ. Стыдились людишки невежества. Ныне же невежество отнюдь не порок, а такая форма оригинального мышления и подхода к жизни. «Школа мне ничего не дала, в вузе я приходил только на сессию, а потом и вовсе не приходил, но знаю, как и что устроено на самом деле. Мне классики не нужны, я талантлив и без них». Для людей старшего поколения – это признание собственной глупости, для современных литераторов и филологов (двое горячо поддержали идею) – признак оригинальности и самобытности мышления. Я и предлагаю: а давайте вовсе откажемся от литературы? Она же мешает развиваться новому явлению. Все на нее оглядываются, спотыкаются о непохороненный труп. Вот на ЛитСети мелькают фразы: «произведение, имеющее низкие художественные достоинства». Почему же низкого? Вот я, например, уже морально готов восторгаться:
«Мне показалась ясною поляна, Где я косил однажды коноплю, Стояла там с Онегиным Татьяна И говорила: я Пегасова люблю. Мне Пушкин вырос только до плеча Толстой и Гитлер – по колено, Стехов поток бежит, гневяся и урча, Бездарности смывая пену
Я превзошел, не мог не превзойти, Поэтов прошлых сонмы поколений. О, счастья! Что на вашем –то пути Вам встретился бессмертный гений»
Автор, правда, еще не в полнее преодолел тяжкий груз наследия, но прогресс очевиден. Он уже на пути к окончательному выздоровлению. Тут ведь есть еще такой аспект в окончательном избавлении от наследия прошлого. Это самое наследие переоценить. Совсем недавно я читал гневное разоблачение бездарного поэта Гёте. Вы же знаете, уважаемые, что романтизм – сплошное слюнтяйство. Настоящий мужик не может быть романтиком по определению. Все эти ванильные сопли не для тех, кто хЪом гвозди забивает. Что? Тут, вот, какой-то недорезанный филолог-слюнтяй и очкарик говорит, что неплохо б узнать, что есть романтизм. А зачем? Лишние знания настоящему мужику ни к чему, и вообще см.выше. Главное, не терять живость восприятия и оригинальность мышления. Выпил, закусил, бычок и снова выпил. Телку можно потрахать в перерывах. Настоящий-то мужик и литератор знает, что почем. С его-то жизненным опытом. А кто не согласен – читайте Ерофеева Веню и его многочисленных последователей. Вообще, хватит грезить о несбыточном, пора браться за дело. Настоящих мужиков и отвязных телок ждут Поступки. Они знают жизнь, они будут творить новую литературу, покруче всяких там маршаков, пушкиных и прочих евреев. И нечего тут разводить: «произведение, имеющее низкие художественные достоинства». Что вы, все, понимаете в жизнЕ и литературе? Вы даже правильный занюх после стопарика сделать не можете. Давитесь слюнями каждый раз. Хорошо, что настоящих поэтов нынче поддерживают настоящие филологи. Приятно, что их выпускают теперь центральные вузы России. Может, и центральные больницы – кто там знает, как оно, в профессиональной-то отрасли. Вот, например, Аристотель. А что Аристотель? Придумал, однажды, мимисис. Изящно, так, придумал. Мимоходом. Я, вот, читаю экспресс-курсы по просвещению, которые профессиональные филологи пишут, и нарадоваться не могу. Какое же светлое будущее ждет нас спереду. То, что сзаду б только скинуть. Вот, например, вы, небось, и не знали, что эпитет мало связан с переносным значением слова. С переносным значением слова (с семантикой) больше связаны синтаксические конструкции… И вообще, любой, кто все еще думает, что эпитет – троп, тот самопиарщик и литературное ничтожество. Цицерон, вот, тоже так думал, по невежеству. И умер. Гаспаров считал эпитет тропом. И тоже умер. Так что, делайте правильные выводы. Я.вот, сделал. «Мне показалась ясною поляна, Где я косил однажды коноплю, Стояла там с Онегиным Татьяна И говорила: я Пегасова люблю» Грамматических рифм почти нет и размерчик вполне литературный, 46-й, рост метр девяносто, даже девяносто пять. Раньше, в Темные времена, кто был авторитетом литературным? Кто общаком рифменным владел? Какой-то кавказец Хализев, Лотман (а не жид ли, случайно?) да Томашевский с Холшевниковым (эти точно жиды!). А сейчас? Вот Сергей Курий, скромный, но талантливый, издал пособие. Как, значится, и что устроено. Вот ведь. Эти по два, по три толстенных тома кропали, чтоб сказать банальщину: «учитесь у классиков». Ну, и нахрена столько было бумаги переводить? А Сергей кратенько и живенько описал. И примеры привел, большей частью собственного сочинения. Что? «Прокрустика? По живому резал?» Да чо ты понимашь! Сиди, очки, пока рыло на жпу не натянули. Кому нужна эта заумь? Простота – залог успеха!
А посему резюме: давайте, уже похороним литературку-то. Закопаем всех этих пушкеных с гаглями. Я и лопатки приготовил. Наточил. В сететуре-то так языки отточили таланты, такую школу побоищ за ради свободы от несвободы прошли, что никакому плагиатору Шолохову и не снилось. Блогеры уже научились предсказывать стихийные бедствия и виртуально определять поломки механизмов ракет. Скоро они и создадут новое, которое и будет вместо литературы. Дык, как, а?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Вот сколько мне этот заголовок на глаза попадается, столько и хочется теперь уже вскричать: ребята, когда же вы научитесь двойные заголовки оформлять грамотно? Я тут этот вопрос поднимаю уже не первый десяток раз, притом со ссылкой на Грамоту.ру (сейчас, увы, у них какой-то сбой, можно будет дать ссылку попозже тем, кто мне не поверит).
То есть это должно быть написано так: Преодоление классиков, или Кому нужна эта литература? - непременно с двумя прописными (в начале каждой части заголовка) и запятой перед "или".
Прошу прощения, Берг, но при всей моей неизменной любви к Вам не сказать об этом не могу. Все-таки заголовок - это то, на что натыкаешься то и дело. Тем более что в своем тексте Вы правописание тоже чуток подзацепляете - типа Новых пушкЕных и гогАлей. И тем более что я некоторые огрехи правописания в самой статье даже и не отмечаю / не замечаю, хотя они есть. ))
А статья хорошая и вполне актуальная, несмотря на то что ей уже шесть годков исполнилось. ))
Отличная статья и, как раз, в тему моим недавним измышлизмам.
Вот и скажите мне, уважаемые посетители ЛитСети, как может влиять то, чего мы сами толком не знаем? Не знаем, это точно.
Зайду издалека: Немного о Бродском: "К преподаванию поэт относился очень серьезно. Ни о каких конспектах, планах лекций, традиционных учебниках речи не шло: он рассказывал о тех писателях и поэтах, которые были близки ему. По-настоящему ему отравляло жизнь только одно — беспробудное невежество американской молодежи. Однажды, выведенный из себя особенно безнадежным классом, Бродский сел за машинку и наспех составил «Список книг, которые должен прочесть каждый».
Не знаю, будет ли это еще кому-либо интересно, но мне интересно, поэтому предлагаю провести эдакий опросник жителей Литсети: (наверное, можно просто добавить в комментариях к этому посту) у Бродского было 93 книги в списке, а каких вы авторов/поэтов/ внесли бы в список вашего персонального "must do" для среднестатического человека, время от времени, с переменным успехом, увлекающегося стихосложением. Человек 75 года выпуска (советская школа 80х-90х, то бишь толком ничего не читавшего (ну может, кроме того, что популяризировалось ооочень сильно и у всех на устах). Прямо уж 93 книги не прошу, хотя как пойдет... Заранее благодарна, если не пройдете мимо.
Пысы редакторам: если посчитаете, что написала не там, можете перенести мой опросник в какую-нибудь другую категорию
Наталья, очень захотелось Вам ответить, хотя не уверена, правильно ли поняла вопрос и в тему ли мой ответ вообще (потому что я сама аж 86 года рождения). Перечислю просто троих любимых поэтов 20-го века, которые своим творческим стилем определили меня лично как автора: 1) С. Северцев. Возможно, Вы о нём не слышали, это "местечковое" - он занимался переводами и переложениями восточного фольклора. Именно его творчество стало для меня в детско-юношеские годы образцом того, как написанное слово становится живым, если оно на своём месте. 2) Н. Заболоцкий. Для меня его стихи - символ простоты и ясности в поэзии, ненапускной красоты. Особенно "зацепило" в своё время его переложение "Слова о полку Игореве". 3) В. Маяковский. Это выход за рамки, многомерная образность, квинтэссенция поэтической мысли.
Эризн, спасибо за отклик, вы все довольно правильно поняли, про Северцева, правда, не слышала, почитаю, как и предложенных местных авторов (за них отдельное спасибо, мне Ирина Gluck посоветовала Орынянскую почитать пару месяцев назад, так я стала ее большим фанатом) Заболоцкого (к стыду своему) знаю лишь по школьной программе, а с Маяковским вы попали в яблочко, за последнюю неделю я пересмотрела кучу док.фильмов о нем, перечитала кучу произведений, прикупила бумажных 2 томика стихов и даже написала о нем небольшое стихотворение, по моему скромному мнению, он был глыбой конечно в лирике, жаль растратил много себя на лозунги и заказы компартии.
Berg, и вам спасибо за ответ, улыбаюсь, буду с нетерпением ждать результатов централизованного опроса, если таковой случится.. Спасибо ещё раз
Мысль правильная, согласна, конечно) Чтобы разрабатывать новое, надо знать старое, как минимум. Только стоя на плечах классиков-колоссов можно узреть новые горизонты, недоступные тем, кто стоит только на своих ножках, пусть даже длинных))) Невежество - штука ужасная, но хуже всего то, что нынче им чуть ли не гордятся: мы, дескать, "университетов не кончали", но идём вперед и раздвигаем горизонты, а вы - ретрограды и консерваторы, вы топчетесь на месте, пережевываете старую жвачку. А между тем, бывает так смешно видеть "великие открытия" невежд... Они, изобретя даже не велосипед, а педальку от него, прыгают до потолка и визжат о своем новаторстве, полагая, что до них никто ничего подобного не изобретал.
Литкритику читаю с пребольшим интересом, она иногда ещё больше захватывает, чем само произведение. Ведь бывает же: прочел текст бегло, не вдумался, пропустил что-то (или забыл со временем). А тут появляется человек, который указывает на те места, которые остались не замечены тобой, расставляет акценты, раскрывает подтексты. И как будто прозреваешь: ой, и как это я не заметил такого нюанса, ведь и правда, не просто так он введен!
Раньше литкритиков чуть не боготворили. Белинского того же. Вся читающая публика его знала. И был в том свой резон: человек со вкусом делал обзоры новых произведений, направляя читателя в ту сторону, в которую стоит идти на его взгляд. Люди ведь не могут читать сутками, мало у них времени. Хочется взять в руки книгу, которая чего-то стоит, не растрачиваться на шелуху. А кто подскажет, какую именно книгу? Критики, кто ж ещё.
Привет Это в тебе консерватизм говорит и ретроградство Я вот сегодня только прочел статью (на ЛитСети, кстати), где автор в лир.стихотворении пытается доискаться достоверности... Не находит и радуется, как дитя. Не нужно в худ.литературе достоверность, говорит. Вот так почитаешь сетературщину и...
Они ушли, чтобы остаться. В дырявой памяти моей. Им больше нечего бояться, Среди знакомых и друзей. И не страшны ни жар, ни холод, Ни тысячи обидных фраз. И не пугает даже молот, Что бьёт по каждому из нас. Классиков обязательно надо читать. Я Крылова, часто перечитываю.
Мимесис... тропы... Грамматику бы сперва подучить некоторым аффтарам, а уж потом за тропы браться. Хорошая статья, правильная. Только, боюсь, что те, кому она предназначена, читать ее не станут.
в оригинале было именно мимИсис, что в сочетании с изобретением его Аристотелем, давало изумительный образ настоящего выпускника МГУ. я не очень много общался с этой дамой, но впечатлен...
Вы правы! "Отбрасывают" классику ВСЕ бездари! Любой велик, если не с чем сравнить! У классиков надо учиться, а не отвергать их. Глупо иначе всё выглядит! Спасибо за правильную статью!
Ваще-то литературоведы - паразиты. Но, к счастью, от них ничего не зависит. Кто внимает им? Абсолютное меньшинство из пишущей братии. И никто из читающей... На кой мне, простите, черт знать мнение высоколобого N о роли Пушкина в современном литературном процессе? Нафига оно сдалось? Как-то довелось сиживать за столом с Глебом Горбовским... Я поинтересовался у живого классика насчет его отношения к одному стиху. Пьяный Глеб Яковлевич выслушал и дал развернутую рецензию: "Фуйня какая!" А зачем доказывать? Все просто. "В белом плаще с кровавым подбоем...")
Вы страшный человек, Арсений! Я вот читал книжицу "Воспоминания о Глебе Горбовском". Где-то лежит на полке, надо пересмотреть. А вы с живым классиком чаи, так сказать, гоняли...
Мне симпатично мнение Арсения по этому вопросу. Понимаю. Сам подобным образом много раз высказывался по поводу литературоведов. Но... если интересны мне какая-то конкретная тема, например, или автор , то почему бы и не почитать литературоведа или литкритика. Жизнь коротка, читать, мне кажется, нужно то, что нравится, что любишь, что интересно, что колышет)) Будь то классики, современники, да хоть и литературоведы. И если мне нравится, к примеру, перечитывать Пушкина, то зачем я буду насиловать себя Лермонтовым, от которого не получаю никакого кайфа...
Гм, смотрите как вы интересно формулируете проблему: Читать то, что нравится и о том, что нравится. Но все-таки читать :))) Вам нравится Пушкин. Нравится, а не отбрасывается, как лишний груз. Вы не испытываете комплекса от того, что Пушкин-де... Значит, все-таки классиков читать. А литературоведов вы так зря. Кто вам в школе дал азы теории, кроме учителя? То, что вы теперь сам с усам, так это уже другое. Кого-то вы уже познали, и он вам не нужен, кто-то просто не ваше, а кого-то вы для себя не открыли. Поверьте, Лотман (на определенном этапе жизни) не менее интересен, чем Пушкин.
О Лотмане, о Гаспарове ничего плохого сказать не могу)) Кое-что читал, и было интересно. Но ещё интереснее мне было читать, что пишут сами большие поэты о поэзии в письмах, дневниках, откликах, статьях. Потому что они умели писать стихи, а мудрецы-литературоведы нет, несмотря на то, что вроде бы добрались до всех поэтических секретов и атомов.
Знаю одного литературоведа, регулярно книжки издаёт, профессор, лекции читает по литературе. Вот он ещё пишет стихи и рассказы. Живой пример)) И вижу я, что ему литературоведение в творчестве не очень помогло))
Гм, вы немного смешиваете понятия науки и искусства, ремесла и дарования. Это тоже интересная тема, но тема другого разговора. К которому нужно подготовиться (мне, как адресату). Иначе это будет беспредметное жонглирование словами. Поэтому - пауза до готовности. Если, конечно, у вас будет желание продолжить дискуссию на эту тему. _____ (По секрету) Большинство больших литераторов было неплохими литературоведами. В частности Ломоносов, Пушкин, Чехов, Ахматова, Цветаева, Маршак и т.д. Поэтому их читать полезно и тем, кто подходит к вопросу с научной т.з. Но опять-таки это немного другое. Важно (для этой темы), что вы не можете сказать, что прочитанное мешало вам, что вы попали в зависимость от крупных литераторов. Ведь нет? Ваш стиль, как был ВАШИМ, так и остался. И бездарней вы не сделались.
"Большинство больших литераторов было неплохими литературоведами."
Так и я примерно об этом)
"Важно (для этой темы), что вы не можете сказать, что прочитанное мешало вам, что вы попали в зависимость от крупных литераторов. Ведь нет? Ваш стиль, как был ВАШИМ, так и остался. И бекздарней вы не сделались."
Спасибо, конечно. Да не настолько я могуч, чтоб можно было говорить о моём каком-то своём стиле. Надеяться только могу, что не попал в зависимость. Да если и попал где-то как-то в чём-то, так не их в том вина, а токмо моя)
У любого человека есть свой неповторимый стиль изложения мыслей. У кого-то он более связан с шаблоном, кстати, вовсе не литературным, а исключительно смесь канцелярита и просторечья, у кого-то он действительно красив и оригинален. Все зависит от мастерства и таланта. А вы литератор неплохой. Это не комплимент, а констатация факта. Пушкина не получится, но и Коковихин тоже неплохо.
То есть это должно быть написано так: Преодоление классиков, или Кому нужна эта литература? - непременно с двумя прописными (в начале каждой части заголовка) и запятой перед "или".
Прошу прощения, Берг, но при всей моей неизменной любви к Вам не сказать об этом не могу. Все-таки заголовок - это то, на что натыкаешься то и дело. Тем более что в своем тексте Вы правописание тоже чуток подзацепляете - типа Новых пушкЕных и гогАлей. И тем более что я некоторые огрехи правописания в самой статье даже и не отмечаю / не замечаю, хотя они есть. ))
А статья хорошая и вполне актуальная, несмотря на то что ей уже шесть годков исполнилось. ))
http://new.gramota.ru/spravka....E%D0%BC
Вот и скажите мне, уважаемые посетители ЛитСети, как может влиять то, чего мы сами толком не знаем?
Не знаем, это точно.
Зайду издалека:
Немного о Бродском:
"К преподаванию поэт относился очень серьезно. Ни о каких конспектах, планах лекций, традиционных учебниках речи не шло: он рассказывал о тех писателях и поэтах, которые были близки ему.
По-настоящему ему отравляло жизнь только одно — беспробудное невежество американской молодежи. Однажды, выведенный из себя особенно безнадежным классом, Бродский сел за машинку и наспех составил «Список книг, которые должен прочесть каждый».
Не знаю, будет ли это еще кому-либо интересно, но мне интересно, поэтому предлагаю провести эдакий опросник жителей Литсети: (наверное, можно просто добавить в комментариях к этому посту) у Бродского было 93 книги в списке, а каких вы авторов/поэтов/ внесли бы в список вашего персонального "must do" для среднестатического человека, время от времени, с переменным успехом, увлекающегося стихосложением. Человек 75 года выпуска (советская школа 80х-90х, то бишь толком ничего не читавшего (ну может, кроме того, что популяризировалось ооочень сильно и у всех на устах). Прямо уж 93 книги не прошу, хотя как пойдет...
Заранее благодарна, если не пройдете мимо.
Пысы редакторам: если посчитаете, что написала не там, можете перенести мой опросник в какую-нибудь другую категорию
Перечислю просто троих любимых поэтов 20-го века, которые своим творческим стилем определили меня лично как автора:
1) С. Северцев. Возможно, Вы о нём не слышали, это "местечковое" - он занимался переводами и переложениями восточного фольклора. Именно его творчество стало для меня в детско-юношеские годы образцом того, как написанное слово становится живым, если оно на своём месте.
2) Н. Заболоцкий. Для меня его стихи - символ простоты и ясности в поэзии, ненапускной красоты. Особенно "зацепило" в своё время его переложение "Слова о полку Игореве".
3) В. Маяковский. Это выход за рамки, многомерная образность, квинтэссенция поэтической мысли.
Ну, и в довесок - пара современников вне Литсети, кого я читаю с замиранием сердца:
Ярослав Титенок
Ксения Александрова
Заболоцкого (к стыду своему) знаю лишь по школьной программе, а с Маяковским вы попали в яблочко, за последнюю неделю я пересмотрела кучу док.фильмов о нем, перечитала кучу произведений, прикупила бумажных 2 томика стихов и даже написала о нем небольшое стихотворение, по моему скромному мнению, он был глыбой конечно в лирике, жаль растратил много себя на лозунги и заказы компартии.
Berg, и вам спасибо за ответ, улыбаюсь, буду с нетерпением ждать результатов централизованного опроса, если таковой случится..
Спасибо ещё раз
Чтобы разрабатывать новое, надо знать старое, как минимум. Только стоя на плечах классиков-колоссов можно узреть новые горизонты, недоступные тем, кто стоит только на своих ножках, пусть даже длинных)))
Невежество - штука ужасная, но хуже всего то, что нынче им чуть ли не гордятся: мы, дескать, "университетов не кончали", но идём вперед и раздвигаем горизонты, а вы - ретрограды и консерваторы, вы топчетесь на месте, пережевываете старую жвачку.
А между тем, бывает так смешно видеть "великие открытия" невежд... Они, изобретя даже не велосипед, а педальку от него, прыгают до потолка и визжат о своем новаторстве, полагая, что до них никто ничего подобного не изобретал.
Литкритику читаю с пребольшим интересом, она иногда ещё больше захватывает, чем само произведение. Ведь бывает же: прочел текст бегло, не вдумался, пропустил что-то (или забыл со временем). А тут появляется человек, который указывает на те места, которые остались не замечены тобой, расставляет акценты, раскрывает подтексты. И как будто прозреваешь: ой, и как это я не заметил такого нюанса, ведь и правда, не просто так он введен!
Раньше литкритиков чуть не боготворили. Белинского того же. Вся читающая публика его знала. И был в том свой резон: человек со вкусом делал обзоры новых произведений, направляя читателя в ту сторону, в которую стоит идти на его взгляд. Люди ведь не могут читать сутками, мало у них времени. Хочется взять в руки книгу, которая чего-то стоит, не растрачиваться на шелуху. А кто подскажет, какую именно книгу? Критики, кто ж ещё.
Вот так почитаешь сетературщину и...
В дырявой памяти моей.
Им больше нечего бояться,
Среди знакомых и друзей.
И не страшны ни жар, ни холод,
Ни тысячи обидных фраз.
И не пугает даже молот,
Что бьёт по каждому из нас.
Классиков обязательно надо читать. Я Крылова, часто перечитываю.
Хорошая статья, правильная. Только, боюсь, что те, кому она предназначена, читать ее не станут.
У классиков надо учиться, а не отвергать их. Глупо иначе всё выглядит!
Спасибо за правильную статью!
Но, к счастью, от них ничего не зависит. Кто внимает им? Абсолютное меньшинство из пишущей братии. И никто из читающей...
На кой мне, простите, черт знать мнение высоколобого N о роли Пушкина в современном литературном процессе? Нафига оно сдалось?
Как-то довелось сиживать за столом с Глебом Горбовским...
Я поинтересовался у живого классика насчет его отношения к одному стиху. Пьяный Глеб Яковлевич выслушал и дал развернутую рецензию: "Фуйня какая!"
А зачем доказывать? Все просто. "В белом плаще с кровавым подбоем...")
Сам подобным образом много раз высказывался по поводу литературоведов. Но... если интересны мне какая-то конкретная тема, например, или автор , то почему бы и не почитать литературоведа или литкритика. Жизнь коротка, читать, мне кажется, нужно то, что нравится, что любишь, что интересно, что колышет)) Будь то классики, современники, да хоть и литературоведы. И если мне нравится, к примеру, перечитывать Пушкина, то зачем я буду насиловать себя Лермонтовым, от которого не получаю никакого кайфа...
Читать то, что нравится и о том, что нравится. Но все-таки читать :))) Вам нравится Пушкин. Нравится, а не отбрасывается, как лишний груз. Вы не испытываете комплекса от того, что Пушкин-де...
Значит, все-таки классиков читать.
А литературоведов вы так зря. Кто вам в школе дал азы теории, кроме учителя? То, что вы теперь сам с усам, так это уже другое. Кого-то вы уже познали, и он вам не нужен, кто-то просто не ваше, а кого-то вы для себя не открыли. Поверьте, Лотман (на определенном этапе жизни) не менее интересен, чем Пушкин.
Знаю одного литературоведа, регулярно книжки издаёт, профессор, лекции читает по литературе. Вот он ещё пишет стихи и рассказы. Живой пример)) И вижу я, что ему литературоведение в творчестве не очень помогло))
_____
(По секрету) Большинство больших литераторов было неплохими литературоведами. В частности Ломоносов, Пушкин, Чехов, Ахматова, Цветаева, Маршак и т.д. Поэтому их читать полезно и тем, кто подходит к вопросу с научной т.з. Но опять-таки это немного другое. Важно (для этой темы), что вы не можете сказать, что прочитанное мешало вам, что вы попали в зависимость от крупных литераторов. Ведь нет? Ваш стиль, как был ВАШИМ, так и остался. И бездарней вы не сделались.
Так и я примерно об этом)
"Важно (для этой темы), что вы не можете сказать, что прочитанное мешало вам, что вы попали в зависимость от крупных литераторов. Ведь нет? Ваш стиль, как был ВАШИМ, так и остался. И бекздарней вы не сделались."
Спасибо, конечно. Да не настолько я могуч, чтоб можно было говорить о моём каком-то своём стиле. Надеяться только могу, что не попал в зависимость. Да если и попал где-то как-то в чём-то, так не их в том вина, а токмо моя)