Поэт всегда обладает литературным чутьем и вниманием к мелочам, а иначе какой же он поэт?
Предлагаем авторам Литсети найти "ОШИБКУ". В комментариях к теме укажите номер текста
Играем!
1.
Благословенно утро человека у Кустаная или Челекена, который вышел рано на заре и поразился вспаханной земле, за эту ночь его руками поднятой, но лишь сейчас во всем величье понятой! Пахал он ночью. Были звезды сонны. О лемех слепо торкались ручьи, и трактор шел, и попадали совы, серебряными делаясь, в лучи.
2.
К нему приезжали три очень солидных врача. Одна все твердила о грыже и хирургии, Другой, молоточком по телу стуча, Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил ворча О том, что тут явно запущена пневмония.
А третий нашел, что банальнейший грипп у него, Что вирус есть вирус. Все просто и все повседневно. Плечо же болит, вероятней всего, оттого, Что чистил машину и гвозди вколачивал в стену.
3.
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука… Осень веет тоской, Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни На знакомые нивы. В тишине деревенских ночей И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей, Вспомни летние ночи И подумай, что годы идут, Что с весной, как минует ненастье, Нам они не вернут Обманувшего счастья…
4.
У Пушкина влюбленный самозванец Полячке открывает свой обман, И признается пушкинский испанец, Что он — не дон Диэго, а Жуан.
Один к покойнику свою ревнует панну, Другой к подложному Диэго — донну Анну… Так и поэту нужно, чтоб не грим, Не маска лживая, а сам он был любим.
5.
Так снежинки — звездчатое чудо — тонким паром улетают ввысь. Я ищу, ищу тебя повсюду, где же ты? откликнись, отзовись.
Как мне горько, странно, одиноко, в темноту протянута рука. Между нами пролегла широко жизни многоводная река.
Наконец-то до меня дошло, что надо было искать не ошибку в стихах, а стих под названием "Ошибка".
А если говорить о реальных ошибках, то главное, что бросается в глаза, - это как раз в асадовском:
К нему приезжали три очень солидных врача. Одна все твердила о грыже и хирургии,
Никак не может там быть к слову "врач" женского рода ("одна твердила"), потому что нет прямого указания на это в виде имени-фамилии. Остальное, даже если реально это была врачиха, - не в счет.
<...> б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.
Но насчет ошибки в форме "одна"... Пренебрежительно-оскорбительная форма бытового общения как раз и предполагает, что Говорящий не называет человека по имени или профессии, должности, а использует обезличивающие "та, эта, одна, которая, она". Здесь поэт сразу демонстрирует отношение к человеку, так что, с позиции психологической характеристики Говорящего все точно описано.
Ну и снежинки никак не пар. Сублимация обычного льда в парообразное состояние, в отличие от сублимации сухого льда (как показала практика, крайне опасного для жизни и здоровья ныряющих в него сибаритов) - явление крайне маловероятное! "Плохая физика, зато какая поэзия" - как говаривал на этот счёт наше всё и сукин сын по совместительству.
Я орфографических ошибок не нашла, а вот "спотыкающих" много, наверно, я - придира.)))
№1. Кто вышел на заре? Челекен? И очень корявая концовка, по смыслу лучше было бы: И трактор шёл, И становились совы Серебряными...(в каких-то там) лучах.
№2. Промолвил, ворча о том - как-то странно. Лучше бы: "Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил, ворча: тут явно запущенная пневмония. Кстати, я бы поставила запятую, перед "ворча".
№3. У меня претензий нет.Разве только рифма: полнОчи-ночи.
№4. Концовка была бы логичнее: " Так и поэту нужно, чтоб не грим, Не маска - чтобы сам он был любим."
№5. Снежинки всё-таки уносит ввысь тонкий пар или ветер.
Видите ли, Галка. Возможно, что вы или кто-то другой пишет без того, что вы выделили как погрешности. Но пишет ли он без погрешностей - вот в чем вопрос! Можно не делать чужих ошибок, но в избытке совершать свои. Это,кстати, в свое время адресовали как раз стихотворению Асажова, когда он его пред'явил публике
1. ПОД Кустанаем, а не у... А фразу "о лемех слепо торкались ручьи" мой слабый мозг переварить не может. 2. Врач не мог прописать рецепт, стуча по телу. 3. В тишине деревенских НОЧЕЙ и в молчанье осенней полНОЧИ вспомни летние НОЧИ... Путаница ночей. Кроме того, правильно было бы пОлночи, полУночи или полунОчи. А еще годы, которые идут и с весной не вернут обманувшего (очевидно, нас) счастья... Время на времени и временем погоняет. 4. В гостях у Пушкина влюбленный самозванец... 5. Снежинки тонким паром удетают ВВЫСЬ. Да и сравнить снежинки с паром, да еще и тонким... Кроме того, откликнись и отзовись - синонимы, почти близнецы.
"Однако в художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предложного падежа существительных среднего рода на -ье (обычно при предлоге в) с окончанием -и, например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (Пушкин). Ошибкой здесь это не является".
Здравствуйте, Марго:) Ну суть то в том, что здесь нет ошибок))) вся история русской-советской поэзии кричит о том, что прав всегда тот кто прав))) если ты сумел продавить свое виденье и взгляд на литературу, то ты можешь с большой колокольни плевать на ВСЕ правила, в крайнем случае их потом подгонять под тебя)))
Не-а, титул классика жалует читатель))) и те авторы которые становятся любимы простым читателем его и удостаиваются, а правилам уже не остаётся ничего другого как слегка ротеснится, примеров в истории немало. Нет, если я не прав в своём высказывании с удовольствием выслушаю контраргументы.
Должно быть либо а) Так снежинка - звёздчатое чудо - тонким паром улетает высь. Либо б) Так снежинки — звездчатые чуда — тонким паром улетают ввысь. Но судя по последующим строкам - вариант "А" 4. Мне бы надо перечитать, что-то беспокоит. Но не думаю, что Маршак ошибается. 2. "Слово врач в классической грамматике — мужского рода. Однако в сочетаниях «молодая врач», «пришла врач» наблюдается рассогласование, которое носителей языка смущает." Вот и меня смущает, я понимаю, что допустимо теперь, но ключевое слово "смущает" и потому ИМХО. 3. "Стройный клен под окошком желтеет". Что он именно желтеет, вы в этом уверены? Впрочем, Бунину виднее.
Но я полагаю задание было в другом. Правильный ответ: №2 Эдуард Асадов - стихотворение "Ошибка"
А если говорить о реальных ошибках, то главное, что бросается в глаза, - это как раз в асадовском:
К нему приезжали три очень солидных врача.
Одна все твердила о грыже и хирургии,
Никак не может там быть к слову "врач" женского рода ("одна твердила"), потому что нет прямого указания на это в виде имени-фамилии. Остальное, даже если реально это была врачиха, - не в счет.
См. здесь:
http://new.gramota.ru/spravka/letters/59-rubric-89
"Cказуемое
<...>
б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.
Но насчет ошибки в форме "одна"... Пренебрежительно-оскорбительная форма бытового общения как раз и предполагает, что Говорящий не называет человека по имени или профессии, должности, а использует обезличивающие "та, эта, одна, которая, она". Здесь поэт сразу демонстрирует отношение к человеку, так что, с позиции психологической характеристики Говорящего все точно описано.
№1. Кто вышел на заре? Челекен?
И очень корявая концовка, по смыслу лучше было бы:
И трактор шёл,
И становились совы
Серебряными...(в каких-то там) лучах.
№2. Промолвил, ворча о том - как-то странно. Лучше бы:
"Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил, ворча:
тут явно запущенная пневмония.
Кстати, я бы поставила запятую, перед "ворча".
№3. У меня претензий нет.Разве только рифма: полнОчи-ночи.
№4. Концовка была бы логичнее:
" Так и поэту нужно, чтоб не грим,
Не маска - чтобы сам он был любим."
№5. Снежинки всё-таки уносит ввысь
тонкий пар или ветер.
Простите мою въедливость.
+ идее игры
а тут точно е должно быть? не И?
т.е. если с мягким знаком, то Е.
"Однако в художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предложного падежа существительных среднего рода на -ье (обычно при предлоге в) с окончанием -и, например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (Пушкин). Ошибкой здесь это не является".
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=+277065
Ну суть то в том, что здесь нет ошибок))) вся история русской-советской поэзии кричит о том, что прав всегда тот кто прав))) если ты сумел продавить свое виденье и взгляд на литературу, то ты можешь с большой колокольни плевать на ВСЕ правила, в крайнем случае их потом подгонять под тебя)))
М.б. пОлночи?
"Откликнись" д.б. с заглавной буквы после вопроса.
Другой к подложному Диэго — донну Анну.
----
Другой - к подложному Диего донну Анну.
Тире тут тоже м.б.
---зпт. нужна.
5. Так снежинки — звездчатое чудо —
тонким паром улетают ввысь.
Должно быть либо а) Так снежинка - звёздчатое чудо - тонким паром улетает высь.
Либо б) Так снежинки — звездчатые чуда — тонким паром улетают ввысь.
Но судя по последующим строкам - вариант "А"
4. Мне бы надо перечитать, что-то беспокоит. Но не думаю, что Маршак ошибается.
2. "Слово врач в классической грамматике — мужского рода. Однако в сочетаниях «молодая врач», «пришла врач» наблюдается рассогласование, которое носителей языка смущает." Вот и меня смущает, я понимаю, что допустимо теперь, но ключевое слово "смущает" и потому ИМХО.
3. "Стройный клен под окошком желтеет". Что он именно желтеет, вы в этом уверены? Впрочем, Бунину виднее.
Но я полагаю задание было в другом. Правильный ответ: №2 Эдуард Асадов - стихотворение "Ошибка"