1. Если единичное или вещественное, то существительное.
2. Жан-Батист Мольер был драматургом. В его пьесе «Тартюф» раскрывается проблема лицемерия. А кто еще, из перечисленных лиц, показывал в своих произведениях двуличность католических иерархов? Мишель Оливье, Гюстав де Марк, Мари Бейль?
Мари Бейль, он же Стендаль. Стендаль довольно много писал о странном двуличии католических священнослужителей, повсеместно нарушающих свои обеты, и о терпимости общества к этим явлениям.
3. Париж. Увидеть и умереть! – говорят не лишенные утонченности люди. Но Париж был таким не всегда. В Средние века это был весьма грязный, многолюдный и ничем не примечательный, кроме размеров, город. Кто первым из писателей Нового времени стал создавать литературный образ прекрасного Парижа? Монтескье. Самый первый автор, который увидел прекрасный Париж – столицу Европы.
4. Что, кроме общей эрудиции, дает человеку знание отглагольных прилагательных?
Умение их писать правильно.
5. В русском языке есть буква «Ё», а есть ли такой звук? Нет, и приятно, что никто не стал утверждать обратное.
6. Может ли согласный звучать как гласный? Да, в русском языке особенно в говорах и диалектах: «утулка» вместо «втулка» и т.п.
7. Какое отношение «газгольдер» имеет к языку? Во-первых слово, во-вторых, термин
8. * Большинство пользователей знает телеведущую Т.Канделаки, а филологи …
Знают Татьяну Леонидовну Канделаки – одного из крупнейших лингвистов – терминоведов, фактически, один из основоположников современного терминоведения.
9. Каким периодом датируется «Слово о полку Игореве»? Между XII и XIV веками, приблизительная датировка в 1187 год основана на косвенных признаках и признается далеко не всеми. Тем не менее, приятно, что наши авторы не отнесли этот памятник к 9 или 17 векам, как это я однажды наблюдал.
10. Назовите крупнейшего и известнейшего в России исследователя этого произведения. Д. С. Лихачев. Но мне было очень приятно узнать, что имя Бориса Александровича Рыбакова еще помнят, хотя бы благодаря «гуглу».
11. ** Кто ответит правильно – дополнительный пряник лично от меня. Особенно, если это окажется филолог. Назовите произведение – подражание «Слову о полку Игореве», появившееся в позднейшую эпоху (это легко, на самом деле). Каково значение этого произведения для идентификации «Слова»? Да, верно, «Задонщина». И действительно анализ языка «Задонщины» позволил идентифицировать «Слово», а никак не наоборот. Научное мышление предполагает знание метода, а если метод неизвестен, то он и не может быть применен, поэтому идеи о подделке памятника на основе анализа «Задонщины» в донаучную эпоху, когда даже словесность только формируется, являются ... не слишком обоснованными.
12. ** Назовите ученого, подтвердившего подлинность «Слова о полку Игореве» путем комплексного лингвистического анализа. Вспомнившему название этого труда – отдельная плюшка! Да, почтенный Андрей Анатольевич Зализняк – уважаемый, авторитетный ученый, лингвист с большим опытом и знаниями, профессионал своего дела. Верно, «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста».
13. * «Кофейная», «Кухарки», «Бабьи сплетни», «Король – олень» Назовите лишнее.
«Король – олень». Первые три – комедии Гольдони, последнее – Карло Гоцци.
14. Назовите публициста, считающегося главным критиком риторики как науки XIX века.
Да, Виссарион Григорьевич Белинский.
15. Что помешало И.С. Тургеневу принять участие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, хотя он уделял много внимания событиям этой войны и написал роман, посвященный борьбе болгарского народа? Возраст, вестимо. Хотя Толстой был моложе, жаждал быть, но… Не был. :)))
16. Кто первым, из известных литераторов и философов, выдвинул идею о том, что женщины являются причиною несчастья мужей и государства? Нет, не Гомер. Я, честно говоря, удивился тому, что его все поминали. «Из известных литераторов и философов» - литератор еще ладно, но философ… Но ход мыслей правильный – тематика Троянской войны. Это подражатель, как теперь пишут «фанфикатор», Гомера - Эврипид (Еврипид – встречал обе транслитерации).
17. Гномы – не только бородатые карлики, но и… Нравоучительные краткие сентенции в античной литературе.
18. Какой из падежей более продуктивен: родительный или винительный?
Гм, столкнулся с проблемой. вроде б термин "продуктивность" весьма распространен... Продуктивность – способность категории образовывать формы слова. Т.е. чем продуктивнее, тем больше форм слова можно образовать с этой категорией. Показателем продуктивности падежа являются словоизменительные форманты, в русском языке это предлоги и окончания. Здесь лидирует родительный падеж, поскольку у него больше предлогов (12 против 6 у вин.п.), есть вариативные окончания (т.е. их больше, чем в вин.п.).
То же, что имели в виду участники конкурса, называется частотностью употребления. Здесь картина противоречива. Во-первых, все существующие измерительные срезы делались не путем сплошной выборки текстов всех стилей языка и видов письменной деятельности, включая документооборот и делопроизводство, а ограниченно. Целостной картины такие исследования не дают, можно лишь предполагать, что в литературном языке частотность употребления р.п. и в.п. приблизительно одинакова, а в быту, в фольклоре, в деловой речи присутствует явное тяготение к привату родительного падежа. Ср., например, просторечное «делать чего-то», вариативное «ждать что-то» / «ждать чего-то» (ближе к разговорной форме), просторечное «видеть чего-то» и т.п. Но это гипотетические выкладки, неподтвержденные конкретикой целенаправленного исследования.
19. ** Сразу 8 баллов за правильный ответ. Назовите первое произведение на русском языке (восточнославянском изводе старославянского языка), где перечислены тропы и фигуры речи и дано их определение? Назовите дату создания труда.
«Трактат о образехъ» перевод труда Г.Хировоска, находящийся в «Изборнике» Святослава 1073 года
20. Назовите самое раннее, из известных, произведение на восточнославянском изводе старославянского языка (на церковно-славянском).
На церковно – славянском это было «Остромирово евангелие» (XI век), но открытие «Новгородского кодекса» (Х век) потеснило этот труд. Ответ «Повесть временных лет» не годится, поскольку это памятник более поздней эпохи – не ранее XII века. Но здесь порылась собака: «Повесть» - собрание переписанных, урезанных и скомпилированных летописных сводов более ранних эпох. Это компиляция, с известными отступлениями и изменениями, которая базируется на более ранних работах. В какой-то степени, содержательно, ее можно считать экстрапамятником предшествующей эпохи, но формально, она позднейшего происхождения, чем упомянутые памятники.
21. * К какому из стилей языка относится текст древнейшего произведения в России, написанного на деревянных таблицах? Организатор, конечно, имел в виду именно современную классификацию языковых стилей, но согласен и с тем, что можно толковать вопрос и с позиции исторической классификации диалектов, также называемых «стилями». Поэтому принимается ответ «художественный» ( и Новгородский кодекс, чей основной текст – псалмы, и Остромирово евангелие – худ. произведения) и ответ северо-западному (новгородско-псковскому).
22. Назовите жанр «Слова о полку Игореве»? Нет, не эпос. «Слово» - самостоятельный жанр древнерусской литературы, включающий в себя, как правильно заметила Лора Бар, плач и «похваление» (по другому, «славу»)
23. Что делал Гектор, пока летело копье? Да в том-то и дело, что ничего. Особенность произведений героического эпоса Др.Греции именно в том, что действия не одномоментны, а строго последовательны. И пока одни герои говорят, воюют, поют и пляшут, остальные терпеливо ждут своей очереди
24. Сколько человек помещалось на щит Одиссея? Один, он сам спрыгнул на свой щит, чтобы избежать предсказанной смерти того, кто первый ступит на землю Трои
25. ** В.В. Виноградов исследовал образ автора в художественном произведении и тексте в целом. А кто первым разделил образ автора и образ ритора? В монографии «О языке художественной литературы» в. В. Виноградов обращает внимание на то, что М.В. Ломоносов первым указывает на спецификацию образа ритора в отличие от образа автора. Но поскольку логическое продолжение «Риторики» Ломоносова – «Словесность» так и не была написана, концепция образа автора так и не была сформулирована, а поэтика вплоть до первой половины XIX века не дистанцировалась от риторики.
26. Дж.Свифт был писателем и англичанином, Цицерон был оратором и римлянином, а кем был Василий Грязной? Участники конкурса не уловили логики вопроса. Каждый из приведенных в качестве примера авторов имел отношение к словесности. Василий Грязной здесь выбивается из ряда. Зачем он? Он адресат послания И. Грозного, письмо которого, в настоящее время является одним из интереснейших образцов эпистолярного жанра. И да, опричник и приближенный царя
27. В каком литературном светском произведении использовано выражение «Вы будете, как боги, познавшие добро и зло»? Еritis sicut Deus, scientes bonum et malum – Мефистофель записал студенту в альбом. Т. е. «Фауст»
28. «Повесть изрядная о куре и лисице, како его прелстила лисица». Назовите жанр произведения. Сатира.
29. * Иван Фуников, Антоний Подольский, Сильвестр Медведев, Нифонт Суздальский. Кто лишний? Нифонт Суздальский. Он адресат, а не автор. К Нифонту Суздальскому пишет свое послание Геннадий Новгородский
30. Что общего у Ф. Гозвинского и Ф. Ларошфуко? Оба переводчики басен Эзопа
31. Что общего у «Илиады» и «Повести временных лет»? Оба произведения представляют собою компилятивные сборники, приписываемые одному легендарному лицу
32. «Похвальная речь в память моего дедушки» - панегирик, «Каиб» - литературная сказка, «Лжец» - комедия, «Триумф» - басня. Где ошибка? Правильно: «Лжец» - басня, «Триумф» - комедия. Это произведения И. А. Крылова
33. *Почему язык журнала «Почта духов» так разительно отличается от языка современной ему литературы? И.А. Крылов, издававший журнал, стремился писать языком символов и аллегорий с одной стороны для соблюдения стилистических особенностей избранной им тематики (сатира), а с другой для того, чтобы иметь возможность ссылаться на широкое толкование текстов, касающихся политической полемики той эпохи. Это были эксперименты по созданию «эзопового языка»
34. Почему Г.Р. Державин так часто прибегает к жанру оды? Вопрос отнюдь не дурацкий. Он требует понимания сути литературного процесса России XVIII века. В XVIII веке в литературе России доминируют французские тенденции «возвышенного стиля», когда задачей поэта являлось описание явлений и лиц, достойных высокой поэзии. Прочее считалось из разряда легкой литературы. К вопросу о эволюции жанров, кстати
35. Можно ли назвать роман – легким жанром? Да, исторически, роман – легкий поэтический жанр, появившийся в Средние века и порицаемый современниками. Даже в XIX веке подчеркивалась воспитанность молодых людей тем, что они романов не читают
36. Обидится ли Гера, если ее сравнить с коровой? Нет, корова – символ Геры, в хтоническую эпоху она вовсе изображалась как женщина с головой коровы. Ио превращена была в телку. Для современника без разницы, а в аграрном античном мире - "не две пары в сапоге" :)))
37. Назовите имя акушерки, присутствовавшей при рождении Афины. Гефест. Он разбил череп Зевсу, чтобы богиня могла появиться на свет
38. * Почему большинство мифологических сказаний, будь то древнегреческие мифы, скандинавские саги, библейские сказания, написаны языком иносказаний и содержат множество аллегорий и переносов? Миф – идеальный коммуникативный конструкт. Он допускает максимально широкое толкование и поэтому доступен любому, а с другой создает впечатление истины, понятной только избранным, что подчеркивает статус слушателя, а значит и получаемой им информации. Эффект мифа опытным путем был освоен всеми народами мира в донаучную эпоху, но действует по сей день
39. ** А.Ф.Мерзляков, В.Г.Белинский, И.И.Анисимов, М.А. Шолохов. Кто из критиков здесь лишний? Нет, не Шолохов. А.Ф. Мерзляков. Остальные, в той или иной степени, теоретики реализма как худ.направления. Шолохову принадлежит ряд публикаций, в частности в Литгазете, в которых он раскрывает секреты худ.метода и такого направления, как реализм. На филфаках, обычно, знакомятся с фрагментами (или целиком – кто как
) его речи «Живая сила реализма». А.Ф. Мерзляков в большей степени занимался вопросами того, что сегодня называется теории литературы и словесности, существенен и значителен его вклад в создание отечественной школы жанров.
40. Чем миф отличается от фольклорной сказки? Сказка изначально подается как вымысел, содержит в себе элементы нарочитого гротеска и не требует веры в достоверность событий, а миф сугубо реалистичен, претендует на истину, имевшую место в действительности, в миф верят
41. Чем фольклорная сказка отличается от литературной? Наличием автора, литературная сказка написана на лит.языке, а фольклорная чаще всего содержит диалектные и просторечные формы, литературная сказка имеет единую стилистическую систему, для фольклорной это необязательно, литературная сказка часто отражает конкретику современной ей эпохи, фольклорная существует как историческая данность либо вневременная сюжетная форма /если в ее основе миф или бытовой сюжет/
42. «Жития» делятся на … Уже говорил, но повторю: апокрифы и патерики, но так же прологи, менеи, патерики, мученические и монашеские.
43. * В чем разница между жанром жития и романом – биографией? Житие пишется по строгому канону, содержащему единый и принципиальный шаблон: отрочество (часто с явлением чудес главному герою, встречей с небесными посланцами и т.п.), зрелость, когда происходит постижение особого религиозного призвания, подвижничество или отшельничество – прижизненные и посмертные чудеса – нетленные мощи. Роман-биография пишется в свободной форме и стремится избегать вымысла или представлять таковой максимально достоверно, как фальсификат реальности. Проблематика жития всегда нравоучительная история религиозного деятеля, роман-биография может быть и антидидактичен или ставить перед собою иные задачи, нежели пример личности
44. Символом чего, по мнению исчадия ада, является лань? Символ желания – так ее характеризует Мефистофель
45. «Света первого сестра, образ нежности в печали, вкруг тебя туманы встали, как фата из серебра» Между созданием этого этим произведения и музыкальной композицией с близким названием, долгое время бывшей на пике популярности в России, разница ровно в 30 лет. Назовите авторов стихотворения и музыкальной композиции. И.-В. Гёте «К Луне», Л.Бетховен «Лунная соната»
46. * Грамматика -80 имела крайне небольшой тираж и попала не во все даже крупнейшие библиотеки. Тем не менее, часто можно встретить людей читавших ее в бумажном издании /не сканы из интернета, а именно книгу/. Какую книгу путают с Грамматикой – 80? Академическую энциклопедию «Русский язык» под ред. Ф.П. Филина. Она издана в 1979 году. Академическая энциклопедия = ак.грамматика, в понимании многих : )
47. В какой период времени в русском языке стало возможным появление согласных в абсолютном конце слова, и когда этот факт был узаконен в орфографии? (XII-XIII века, после падения редуцированных, а узаконено после реформы 20-х в ХХ веке)
48. Н.И. Греч был пуристом, с чем это было связано? (Пуризм – не пурген С промышленной революцией и связанными с нею социально-политическими революциями в Европе. Появление массы терминов и терминоидов сильно повлияло на язык России, в первую очередь на деловую речь, стиль газет и журнальных публикаций. Использование германизмов и аглицизмов к месту и не к месту в русской речи стало модным, тогда как языком высшего света оставался французский)
49. Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола. Можно ли (с т.з. лит.языка) построить предложение, состоящее только из деепричастия? (нет, деепричастие требует при себе глагол, указывающий на действие, совершаемое в настоящее время)
50. Если Дездемона любила духи, то где стоял флакон, когда вошел герцог? (сие науке неизвестно, о духах Шекспир забыл сказать )
51. Работает ли в фольклорной сказке принцип: «Если на стене висит ружье, то к концу драмы оно должно выстрелить»? (Нет, для фольклора характерны обрывочные линии параллельных сюжетов)
52. А в драматических произведениях народного театра? (обязательно, исторически – это религиозное действие, каждый элемент которого каноничен и закреплен, даже если он уже и не осознается участником как необходимый)
53. В названии какого произведения литературный персонаж, имеющий реальный исторический прототип, встречается с абстрактным явлением («Чапаев и Пустота»)
А для "наименования" автора-составителя вопросов конкурса и слова-то не придумать, разве что "Супер-эрудит"!
МОЛОДЦЫ!!!
Я убедилась в своей серости - это тоже полезный вывод)))
Человек должен знать себе цену)))
Организатору - спасибо за интересный конкурс! За удовольствие поиска ответов на неожиданные вопросы и удивительных (для себя) находок. Желаю продолжить начатое.
Пожелания:
- хотелось бы ещё узнать правильные ответы и на последние 6 вопросов...
- для поиска ответов на 53 неординарных вопроса времени отведенного было мало, поэтому и участников немного. Чтобы подобные конкурсы стали более массовыми, нужно более точно сбалансировать объем задания и время на выполнение; для сохранения динамичности, лучше пожертвовать количеством вопросов, сократив его наполовину.
Заодно, наконец-то разобралась с винительным и родительным падежами )
А в вопросе про взаимозаменяемость гласных и согласных нашлась интересная связь между русским и ивритом )
А Лора, Сергей, Елена и Таня - просто монстры! Про организатора конкурса ваще молчу )))
Пошла изучать правильные ответы
А что там с духами Дездемоны? Меня убил вопрос ещё при первом прочтении, так что свободное время я потратила на перечитывание "Отелло" (меня хватило только на один перевод ) Герцог - это дож? Куда он вошёл??? %))))
Вы, кстати, отвечали вполне. Процент весьма высок относительно объема вопросов. Так что, зря ограничились только 18.