И снова здравствуйте, дорогие гости и жители Цветочного города! Незнайка считает, что нет ничего прочнее лунного камня. Но мы-то знаем, что прочнее всего в литературе твёрдые формы стихосложения. В этот раз давайте остановимся на
балладе.
Из русских баллад, наверное, самой известной является "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина. Популярны в своё время были баллады Жуковского, его перу принадлежит знаменитая "Светлана", а также переводы баллад Гёте, Шиллера, Вальтера Скотта и других. В русских балладах отсутствовали строгие требования к форме, основной упор делался на любовно-лирическое, мифологическое или эпическое содержание.
Мы же рассмотрим интересную форму стихосложения — средневековую балладу:
"Стихотворная форма, включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы) с рефреном в конце строфы." (Википедия). Вот и давайте попробуем сочинить произведения, отвечающие этим критериям.
Так как написать 3 строфы с одинаковыми рифмами достаточно сложно, к этому условию придираться не будем. Но если рифмы будут соответствовать данному условию, участнику начисляется 1 дополнительный балл.
В качестве примера (здесь рифмы неодинаковые):
Баллада о "Летучем голландце"
В порту голландском бравый капитан (a)
Задумал путешествие по свету (b)
Драчун, картёжник, шулер и смутьян — (a)
Набрал команду жуликов отпетых. (b)
На паруснике вышли в дальний путь ( c)
Куда глаза глядят и как-нибудь. ( c)
Летит "Голландец" над волной морскою (d)
И нет ему, безумному, покоя. (d)
Филипп Ван Деккен правит кораблём,
Канонов никаких не соблюдая,
Атлантика — что мелкий водоём,
А у стакана нет, похоже, края.
Пьянчуга Деккен, трубкой сделав "пых",
Клянёт и Бога, и морских святых,
Стремится в бурю с вечною тоскою,
И нет ему, безумному, покоя.
Один святой в надежде вразумить
К ван Деккену пришёл под видом старца,
Но тот, привыкнув к власти над людьми,
Стрелять из карабина попытался,
За что корабль с командой обречён
Скитаться, словно бесприютный чёлн.
Извечный странник над волной морскою,
И нет ему, безумному, покоя. Не забудьте главное: баллада должна быть выдержана в романтической стилистике, хотя юмор не возбраняется. Тема — любая! Принимаются как новые, так и ранее написанные произведения, если они соответствуют условиям. Приём произведений с 15.02 по 01.03, 12.00 по литсетевскому времени. Произведения размещайте в рецензиях (ссылки не обязательно), желающие выступить анонимно — присылайте баллады в ЛС ведущему.
Ведущий:
Татьяна Демина
Опубликовано: 15/02/21, 17:20 | Последнее редактирование: Виктория_Дворецкая 23/03/21, 11:31
| Просмотров: 1336 | Комментариев: 58
Год тому как сидели в кафешке
Где с террасы был город открыт
Пили пиво и грызли орешки
Наблюдая окрестностей вид
Кто же знал что случится ковид
Расскажу сейчас в кратком обзоре...
Ох печальная эта лав стори
Как бы Ян ни томился в опаске
Но не встретиться с Яной не мог
И была она в фирменной маске
Он был в маске попроще чуток
Несмотря на конечный итог
Сколько было надежды во взоре...
Ох печальная эта лав стори
Был июнь они плыли в закате
За кормою бурлила вода
Пару раз еще встретились в чате
И расстались уже навсегда...
И сегодня стоят холода
Ян в инете все так же в игноре...
Ох печальная эта лав стори
Победители получают кубки на авторские страницы и по 500 баллов
Михаил, поздравляю!
Красавицы и змей
Однажды в едких клубах зла и дыма
Явился в город змей трёхглавый,
Сказал, что здесь ему подходит климат,
Теперь он царь, а значит, самый главный,
И тут же первый подписал приказ:
«Найти девиц для услажденья глаз!»
О красоте мечтал он, будто бы, всегда,
Но кто же скажет, что есть красота?
Собрали самых стройных, белолицых,
В стандартах шестьдесят на девяносто.
Как на подбор, красавицы-девицы -
Потуплен взгляд, величественна поступь.
Незамедлительно устроили показ
Для услаждения змеиных глаз.
Но змей не весел, всё ему не так,
Но кто же скажет, что есть красота?
Злодей рычит, глядит недобро,
Сидит на троне туча -тучей:
- Неужто самый цвет сегодня собран?
Неужто не могли найти получше!
Нет! Ни одна в красотки не годна -
Нет чешуи, и голова всего одна.
Умчался змей! И, к счастью, навсегда!
Но кто же скажет, что есть красота?
До "Алых парусов" задуманы туманы
Сюжета про Ассоль*, способную провидеть
За внешней видимой обыденностью тайны,
Что нёс, того не ведая, её муж Ивлет,
"Астарты" славный капитан с душой без гнили.
Ассоль в слеплении ночных душетрясений
На мужнем месте видит Феба, вся в стеснении
Не признаёт в нём мужа, Ивлету в досаду,
И вне виденья не живёт, как без рефрена
Учебная 'средневековая' баллада.
Не видел ли своей Ассоль глазами странный
Угрюмый Грин не Феба,- Грэя через мили
Времён, романтизируя событий явность,
Ваяя АсСольвейг в апрельских чувств наплыве?
Вокруг страна в распале родовых усилий
Творит бал революции в кругу сомнений:
Когда вокруг всегда победная Каперна,
"Секрет" уйдёт секретно в даль парадом лада,
В легенды.: Вовсе не чужда словесной пены
Учебная 'средневековая' баллада.
А Ивлет? Он навылет был судьбой таранен:
В крушении ребёнка спас, погиб красиво..,
Его Ассоль оставлена душой в нирване,
Да не в ладу с собой исправленной бескрылой.
Он смертным богом спит под океанским илом,
Дно нёбом неба укрывает Феба немо,
Готовя Грэю для ухода ту же схему.:
Нет слов параду фееричнее расклада..,
Да нет, не израстёт в напрасную поэму
Учебная 'средневековая' баллада.
___
* из "Врагов" А.С.Грина, 1917
===
с самыми наивпредвесенними!,
По условию конкурса десятистрочник должен быть срифмован так: ababbccdcd. Здесь это, как я вижу не соблюдается, по крайней мере, в первой строфе. Сможете переубедить?
Попытку убеждения по параметрам 'краесогласия' полагаю заведомо тщетой, ибо
как дальтоник со стажем
оглушающим даже
утверждаю отважно
по взаправде сермяжной
что на слух и на цвет
в нас согласия нет!
Как это у классика?: "Ничего я им на это не ответил. Только говорю:"
Была 'задана' лишь общая схема и "одинаковость" краесогласия, т.е. рифм количество, а вот о 'качестве' таковых в задании - ни пол слова. Так что 'задана' свобода применения рифм точных, приблизительных, совсем неточных, богатых, бедных, асс- и диссонансных, составных, тавтологических, неравносложных, разноударных и прочих, даже недоописанных 'теорией'...
Ежели правильно понял, конкурс не принимает (сомневается в) примлемости одной из цепочек: "туманы-тайны-странный-явно(сть)-таранен-нирване",
"провидеть-Ивлет-гнили-мили-наплыве-усилий-красиво-бескрылой-илом", "душетрясений-стеснении(ньи)-рефрена-сомнений-Каперна-пены-немо-схему-поэму" и "досаду-баллада-лада-...-расклада-..."
Косички эти не для сонета, вестимо, но, где арифмия??
Но Вам, не спорю, виднее!
Польщённый учительным вниманием, с самыми наивблагодарными!,
__
Но сомневать в своей покладистости я не буду
[балладу, балагуря, здесь, не по Вийону,
а по царице-Википедии закону
мы образуем, чтя к образованью склонность]:
~~
бал лада Ассольвейг:
До "Алых парусов" задуманы туманы
Сюжета про Ассоль*, способную провидеть
За внешней видимой обыденностью тайны,
Что нёс, того не ведая, её муж Ивлет,
"Астарты" капитан без гнили, ровный килем.
Ассоль в слеплении вдруг обалденно верно
На мужнем месте видя Феба, безизменно
Не признаёт в нём мужа, Ивлету в досаду,
И вне виденья не живёт, как без рефрена
Учебная 'средневековая' баллада.
Не видел ли своей Ассоль глазами странный
Угрюмый Грин не Феба,- Грэя через мили
Времён, романтизируя событий явность,
Ваяя АсСольвейг в апрельских чувств наплыве?
Вокруг страна в распале родовых усилий
Творит бал революции в кругу сомнений:
Когда вокруг всегда победная Каперна,
"Секрет" уйдёт секретно в даль парадом лада,
В легенды.: Вовсе не чужда словесной пены
Учебная 'средневековая' баллада.
А Ивлет? Он навылет был судьбой таранен:
В крушении ребёнка спас, погиб красиво..,
Его Ассоль оставлена душой в нирване,
Да не в ладу с собой исправленной бескрылой.
Он смертным богом спит под океанским илом,
Дно нёбом неба укрывает Феба немо,
Готовя Грэю для ухода ту же схему.:
Нет слов параду фееричнее расклада..,
Да нет, не израстёт в напрасную поэму
Учебная 'средневековая' баллада.
___
* из "Врагов" А.С.Грина, 1917
===
СпасиБотБо!,
вот вспомнил:
Получив от ребёнка навскидку
рифму "капля" к Незнайкинской "пакле"
напрягался с упёрством Геракла
делом краесогласия прытко
чтя Квятковского
послеХрущёвского,
образца шестьдесят и шестого,
ожелтевшего вечно живого.
__
У ночного костра рассказал мне волшебник друидов,
Что из камня никто не достанет вовеки клинок.
Серебрилась листва,как в хрустальной воде нереиды.
Эль дарил мне тепло, и звездою я был одинок.
Зной в проклятых песках сарацин.
Я смотрел поверх сгорбленных спин.
Расплеталась дорога домой.
Я пытался понять, что со мной.
Сколько дивных принцесс утонуло в волнах балдахина.
Я вдыхал аромат, зная то,что завянет цветок.
Ожидая чудес, пропустив аквилон вольный мимо,
Оглянувшись назад, вновь звездою я был одинок.
Но однажды в валлийских холмах.
Мне почудился призрачный взмах.
Пиллигрим мне вручил свою лютню.
Кто же ты, о, таинственный путник?
Мне уже ни к чему ни походы, ни регентов бегства.
Проливая графин, я увижу лишь множество лиц.
И тогда я пойму, что не станет моим королевство.
Просто вечный дофин и с душой менестреля кронпринц.
Отказавшись от власти корон,
Не увидишь вдали Авалон.
Только помни, что лютни ольха,
Избавляет тебя от греха.
У ночного костра рассказал мне волшебник друидов,
Что из камня никто не достанет вовеки клинок.
Серебрилась листва,как в хрустальной воде нереиды.
Эль дарил мне тепло, и звездою я был одинок.
Зной в проклятых песках сарацин.
Я смотрел поверх сгорбленных спин.
И не ведал, что лютни ольха
Избавляет тебя от греха.
Сколько дивных принцесс утонуло в волнах балдахина.
Я вдыхал аромат, зная то,что завянет цветок.
Ожидая чудес, пропустив аквилон вольный мимо,
Оглянувшись назад, вновь звездою я был одинок.
Но однажды в валлийских холмах
Пиллигрим, незаметный как взмах,
Вдруг поведал, что лютни ольха
Избавляет тебя от греха.
Мне уже ни к чему ни походы, ни регентов бегства.
Проливая графин, я увижу лишь множество лиц.
И тогда я пойму, что не станет моим королевство.
Просто вечный дофин и с душой менестреля кронпринц.
Отказавшись от власти корон,
Не увидишь вдали Авалон.
Только помни, что лютни ольха,
Избавляет тебя от греха.
Под мёртвым куполом небес,
Под хлёсткую пургу
В бреду бреду, измучен весь –
Я больше не могу.
Ах, матушка! Я так продрог,
Зажги лампады огонёк,
Молитву Господу творя –
Молитва лишь спасёт твоя!
Не слышит матушка пурги,
Хлопочет у стола,
Печёт для сына пироги,
От радости светла,
От ожиданья трепеща:
Сынок приехать обещал.
Молись, тревогу не тая –
Молитва лишь спасёт твоя!
Ах, матушка! Как снег летуч,
И чудится во мгле –
Ко мне пробился лунный луч
И следовать велел.
А я покорен, я иду
По насту скользкому и льду,
А под ногою полынья –
Молитва лишь спасёт твоя!
Элеонора и Розамунда
Король в тюрьму жену свою упрятал,
Ей заговор простить он был не в силах.
Корону в аметистах и гранатах
Она так гордо много лет носила
И красотой своей пленяла смертных,
Ценила сладость яств и вин отменных,
Любила власть, коварство и веселье.
Интрига там, где умысел смертельный.
Тянулись дни, мгновенья и секунды.
Король же чаял нежностей телесных,
Был очарован юной Розамундой,
Её улыбкой, блеском глаз прелестных.
Дано в тюрьме понять Элеоноре,
Как эту связь порвать легко и вскоре.
Той не-монашке ясно стало в келье –
Интрига там, где умысел смертельный.
Из лабиринтов тёмных коридоров
Гонец явился к Розамунде славной.
От королевы, от Элеоноры
Принёс кинжал и пузырёк с отравой.
Пусть льётся кровь вовнутрь или наружу,
Но не дарить ей ласк чужому мужу,
С ним вместе ей не нежиться в постели.
Интрига там, где умысел смертельный.
Крестоносец
Славный рыцарь, закованный в латы,
В ожидании вести благой
Жил в заброшенном замке когда-то
С поварихой и верным слугой.
Ждал, когда от старинных ворот
Призовут на Священный поход
И услышит герольдов рога
Та, что сердцу его дорога…
Рыцарь слыл образцовым солдатом -
Не жульём, не лгуном, не брюзгой,
И хотя был весьма небогатым -
Дорожил золотою серьгой,
Что у входа в разрушенный грот,
Где тропинки крутой поворот,
Обронила, скромна и строга,
Та, что сердцу его дорога…
И теперь, окрылённый прелатом,
Он скакал за мошною тугой -
Меч сверкал левантийским булатом,
Арбалет изогнулся дугой,
Только мыслей таинственный ход
Рисовал провансальский восход,
Где гуляя, уходит в луга,
Та, что сердцу его дорога…
Неудачное свидание
Один знатный герцог для дочери милой
Решил в старом парке устроить качели.
Он видел её тихой грустью томимой,
Все книги старинные ей надоели.
Давнишний поклонник уже седовлас,
Но вспомнил, что раньше он был ловелас.
По парку с ней шёл и берёг от волнений -
Зря! Ей не хватало таких развлечений.
А паж молодой был и нежным, и робким
Он спрятался в розах от взора милорда.
И там себя тешил надеждою кроткой
Свиданья с прелестницей милой, но гордой.
И дерзко объятья он к ней простирал…
Но вдруг поскользнулся и в розы упал,
Изранено сердце в плену заблуждений…
Зря! Ей не хватало таких развлечений.
Сорочка окрасилась пятнами крови…
Лежал без сознания паж и страдал
В шипах и занозах, не чувствуя боли.
Милорд же от страха парик потерял…
А девушка, спрыгнув с качелей неловко,
Расстроена, шла по дороге, плутовка…
Качели разобраны без объяснений…
Зря! Ей не хватало таких развлечений.
Баллада о высохшем море
Старик вспоминает город на берегу:
Как влажно сверкают пойманной рыбы груды,
Как носятся чайки - волн гребешки стригут,
Как розы кивают в зелени-изумрудах,
Приветствуя бриза ветреные причуды...
Старик вспоминает то, что давно прошло.
Не розы теперь, а серый чертополох
Растёт по дворам, где воду почти забыли.
Но что приключилось с морем, какое зло?
Ответ погребён под слоем солёной пыли.
Пустыня цветёт - и люди отнюдь не лгут,
Когда говорят, что труд совершает чудо.
Но истина в том, что нужен не только труд
И блага лишь в сказках сыплются ниоткуда.
Богатства земли - как связанные сосуды:
Что где-то пришло, то где-то, увы, ушло.
Пустыни-дракона жадные сто голов
Годами истоки моря бездумно пили...
А чудо без этих жертв обойтись могло?
Ответ погребён под слоем солёной пыли.
Потрескалось дно, как кожа иссохших губ -
Пустыня явилась, край выжигая люто;
Не волны, а тучи пыли теперь бегут,
Глотая дома, дороги, поля, верблюдов...
И каждый, кто смог, уехал давно оттуда.
На этих полях и летом белым-бело;
В пустыне разбросан ржавый металлолом -
Останки судов, что в небытие уплыли...
А может быть, море не навсегда ушло?
Ответ погребён под слоем солёной пыли.