Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Об одном известном заблуждении
Статьи
Автор: Никита_Погодин
"Вот, коряво, зато от души. - А надо ли от души - коряво?" ©Т. Погодина

И я тоже так думал, особенно выслушивая аргументы от пока не просвещённых в стиле "так написалось" во времена своей бытности в "Дерзании", петербургском литературном клубе. И не понимал, неужели людям настолько лень просто перечитать, просто чуть-чуть поработать над текстом, ведь сами видят же, что и рифмы неточные, и ритм косой, и штампов выше крыши... "Лентяи" - думал я.
Сейчас понимаю: дело не в лени - дело в отношении к процессу.
Общественное сознание во все времена мифологизировало творческих людей (не без помощи самих этих людей, которые, дабы поддержать миф о своей уникальности и элитарности, мифологизировали заодно и творческий процесс; изображали вдохновение как нечто сверхъестественное: кто стихи во сне сочиняет, кому ангел их на ушко диктует, кто во что горазд, в общем). И наплодили сотни поучительных басен и притчей, от Моцарта и Сальери до Сороконожки, которая, задумавшись о принципах ходьбы, разучилась ходить. Все они так или иначе проповедуют одно: творческий процесс непознаваем; познание творческого процесса ведёт к его умерщвлению.
И вот именно отсюда и растут все стереотипы, отговорки и заблуждения людей, которые могли бы писать лучше, но не хотят.
Не хотят не потому, что им лень, а потому что они боятся разобрать в механизм творчества и сломать его, им страшно уничтожить спонтанный творческий процесс привнесением в него работы мозга! Акт создания произведения в их головах настолько мистифицирован, что они даже сами не понимают, как это делают!
И вот скажешь таким: "Криво! Ну криво же!", а они: "Ничего не знаю, мне так написалось/привиделось!" (а то, что им может быть, ангел не диктует и глюки в повседневной жизни тоже не захаживают - здесь как в том анекдоте: "- Но ведь мне друг рассказывал... - Так и вы рассказывайте!").
И вот, спросишь их: "Так в чём же твоя заслуга, как автора - в том, что записал под божью диктовку? Так ты поэт или стенографист?". И тут уже начнутся либо нападки в стиле "Ведь гений я, а ты - лишь вошь в чернильнице у гения!"*, либо закатывание глаз и ответ а-ля: "Моя заслуга в том, что я сумел это услышать". Но это уже клинический случай, тут действительно можно в дурдом обращаться. Пока что только за консультацией, но всё равно.
Человек никогда в жизни не начнёт грамотно писать стихи, покуда не осознает, что творческий процесс хотя и содержит элемент чуда - но может быть познан и должен быть познан всяким, кто хочет хорошо писать.
Как ни печально будет это признать некоторыми, считающими себя избранными, писать стихи может каждый. Увы. Научить подбирать точные небанальные рифмы и держать ритм можно любого вменяемого человека. Но у кого-то это будет получаться хуже, у кого-то лучше, потому что у некоторых есть предрасположение. Это предрасположение и называется талантом, то есть возможностью испытывать вдохновение в данной сфере деятельности.
И тут пришло время разрушить второй стереотип: вдохновение - отнюдь не удел избранных: его могут испытывать все: и поэты, и дизайнеры, и инженеры, да хоть дворники - просто выражаться оно будет по-разному. Ведь вдохновение - это ни больше, ни меньше, как ощущение желания и возможности создания чего-либо на своём поприще. У меня самого оно выражается в "настойчивой возможности" написать что-либо. Иногда что-то конкретное, иногда просто что-то, и тогда в ход идёт какая-нибудь отложенная до поры до времени в голове идея.
Однако произведение может быть создано и без вдохновения, как движущей силы: пишутся же всевозможные стихи на случай, экспромты, оборотки, буриме и т.д. И многие из них ни в чём не уступают стихам, написанным "под вдохновением", другое дело, что писать их сложнее, ибо вдохновение всегда сопряжено с сильным эмоциональным подъёмом и возрастанием веры в свои способности: в таких условиях создать что-либо куда проще, соответственно больше шансов, что созданное выйдет качественным. То, что стихи, написанные без вдохновения - менее "живые" - тоже, в общем-то, стереотип - таковыми их может считать автор, но, как показывают эксперименты, в рамках которых поэт предлагал угадать, какие из его стихов написаны по заданию, а какие - для себя, - читатели этого не чувствуют.
Итак, если вы ощущаете настойчивую потребность писать - всего святого ради, не бойтесь вы понять, как это делается, не пытайтесь отговориться штампами, а попробуйте подумать - почему вы используете именно эти слова, как это воспринимается на слух, было ли уже что-нибудь подобное, правильно ли считывается данный образ и т.д. Если вам нравится поэзия, значит вы её читаете, и у вас перед глазами множество примеров того, как надо и не надо делать - воспользуйтесь ими. Почитайте что-нибудь по литературоведению наконец, Холшевникова хотя бы.
К литературоведению, а особенно к стиховедению, я испытываю весьма смешанные чувства, но базовые знания о размерах, художественных приёмах и т.п. получить просто необходимо.
Главное - не бояться! И не выпендриваться. Разобрав калейдоскоп и поняв, как он устроен, вы не утратите осознание того, что внутри него происходит чудо: вы научитесь сами делать калейдоскопы и дарить чудеса другим.
Вот как-то так.
Опубликовано: 10/05/14, 22:49 | Просмотров: 1520 | Комментариев: 7
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Те, кому довелось наблюдать воочию черновики Пушкина, будут категорически и полностью с вами согласны. Когда-то давно в одной из популярных передач ТВ мне довелось увидеть небольшой ролик - реконструкцию творческого процесса заполнения белого листа классиком. Это больше похоже на прометеевы муки, чем на божью диктовку. Моментальное и окончательное рождение бестселлера - счастливый случай, не более.
Алексей_Кузнецов  (14/05/14 14:38)    


Угу, правильные слова.

У Алексея Абашина есть хорошая цитата на эту же тему: "Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное? Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее".
))
Логиня  (11/05/14 20:22)    


Замечательно сказано!
Спасибо, буду знать и пользоваться smile
Никита_Погодин  (11/05/14 21:40)    


хорошая работа)))
и как я согласна с вами по большому счёту.
Shah-ahmat  (11/05/14 01:36)    


Благодарю Вас! happy
Никита_Погодин  (13/05/14 22:53)    


Ого))) В самую точку - мои собственные мысли)) Браво, Никита, и спасибо за то, что еще раз выразили такие очевидные истины (но почему-то вообще не очевидные для безнадежных "гениев")))
Алекс_Фо  (10/05/14 22:59)    


Приятно получить такой комментарий, а от Вас - втройне приятно! happy
Я ведь, кстати, говоря про эксперименты со стихами по заданию, Ваш опыт имел в виду)
Спасибо огромное!
Никита_Погодин  (11/05/14 00:27)