Диким полем называли пять веков назад донские степи. Здесь бродили вооруженные кочевые отряды, часто нападавшие на русские и иностранные купеческие и посольские караваны. Под покровительством могущественной Османской империи крымские татары и ногайцы через донские степи совершали опустошительные набеги на русские земли.
С конца XV века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей. За ними закрепилось тюркское название — казаки — вольные, свободные люди, легковооруженные воины. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они также становились казаками.(1)
Одно из старейших донских поселений - Старочеркасск, ранее - Черкасск, крепость Черкассы, Черкасский городок. Вместе с крепостью св. Анны и Монастырским урочищем, Старочеркасск составлял главный оборонительный узел, преграждавший путь на Юг Руси для набегов ногайцев и крымчаков.
Поэтому первым делом мы отправимся навестить крепость св. Анны.
Крепость святой Анны Как ехать в крепость, имел смутное представление только один из нас – он был там 30 лет тому назад, и это был отнюдь не наш водитель. А ехать мы собирались на автобусе, а не на вездеходном «газе», к примеру. Итак, подгоняемые неуемной жаждой приключений и познания мы поднажали по старочеркасской трассе.
Мимо Аксая, мимо полей,
пересекли мост и, когда сквозь зелень посадок проступили купола Воскресенского собора и шатер колокольни, у поворота на Старочеркасскую резво повернули налево.
Направо – в Старочеркаскую, а мы двинулись налево, ныряя в выбоины грунтовки, цепляя днищем призраки мегалитических валунов – вроде б дорога и ровная, но ощущении такое, что автобус сейчас встанет и останется так стоять до прибытия этого самого «вездеходного газа».
Штурвальный, надо отдать ему должное, не выражался вслух, но бросал на нашего капитана весьма красноречивые взгляды.
Но вот показалось Монастырское урочище. Водитель приободрился и радостно заявил: «Приехали!». Рано обрадовался. Капитан Азазелло почти популярно пояснил, что сие не та крепость и не крепость уже вовсе. Что раньше – де у Монастырского урочища тоже были валы и «раскаты», но теперь это чисто туристический антуражный центр, имеющий мало общего с древним объектом.
Водитель приуныл, но, тем не менее, поехал дальше. Через 3 километра по берегу Дона водитель окончательно впал в панику: дорога угадывалась лишь по отсутствию растительности и мощным колеям, ширина ее была такова, что ветки слева и справа бодро стучали по бортам и стеклам.
Чтобы утешить его Berg предложил спеть «Варяг», что едва не вызвало бунт на корабле. Но все заканчивается, закончился и извилистый путь вдоль берега; поворот на бетонку и вот в «иллюминаторах» замелькали высоты трехсотлетних валов.
Крепость Святой Анны основана на том месте, где раньше было петровское укрепление, которое существовало с 1721 года. Основана по указу Анны Иоанновны, поэтому носит название Святой Анны. Землю для строительства крепости взяли из расположенных рядом Васильевских курганов. Земляные стены были усилены кирпичными редутами.
В Крепость Святой Анны перенесли из Черкасска таможню. В июне 1737 крепость стала базой похода на Азов, окончательно присоединившего его к России. Но взятие Азова свело военное значение крепости к нулю.
Считается, что Ростов-на-Дону мог быть именно здесь, если бы гарнизон не перевели в 1761 году в стены крепости Дмитрия Ростовского, которая и положила начало Ростову-на-Дону.(2)
Вопреки устойчивой легенде, все крепости на Юге и Востоке (в Сибирском царстве) строились земляными не из-за спешки, а потому, что против мощи осадной артиллерии с XVII века могли противостоять только мощные земляные валы, каменные же стены разбивались ядрами, а затем и фугасными снарядами без особого труда.
Время не пощадило постройки на валу и за валом, но даже уцелевшие валы впечатляют своею грандиозностью. С их высшей точки отлично просматривается вся местность до донских берегов, а за валами до сих пор сохраняется ощущение надежности, будто находишься в доме.
Вот на фотографии угловой виден раскат бастиона. Орудия и стрелки за «тыном», т.е. бруствером могли вести фланкирующий огонь, обстреливая сразу же большое количество противников, не давая им перегруппироваться и атаковать какую-то одну цель.
Попрощавшись с крепостью мы, ведомые добрым хуторянином, согласившимся проводить нас другой, короткой дорогой к Старочеркасской, двинулись в путь.
Короткая дорога была короткой лишь относительно, ибо шла через лесополосу, по полевой дороге и через близлежащий хутор. Наконец мы вынырнули на то же место, с которого начали приключение. На этот раз мы ехали, как едут все нормальные люди – по трассе, проверенным туристическим маршрутов и, повернув под знак «движение запрещено», остановились у музея. Испытание, перенесенное водителем, видимо, оказалось таково, что знака он не заметил. Зато заметил бодрый лейтенант ДПС. Но обаяние и такт капитана Азазелло сделали свое дело – служивый ограничился устным предупреждением, а мишину переставили по всем правилам.
Станица Старочерскасская сама по себе настоящий музей, кроме старинных построек, в ней до сих пор чувствуется дух прежних эпох – размеренная, плавная жизнь в окружении свидетельств героизма и таланта русского народа.
Мы входим в музей…
Продолжение следует
Эх, люблю я Дон, а ещё больше Волгу. Незабываемое раздолье. Жду продолжения заметок.
Кста, в абзаце "короткая дорога была..." есть пара очепяток, обратите внимание.
Спасибо.
По Дону гуляет
По Дону гуляет
Поэт молодой
:с))))
Одобрямс!
И жду продолжения.