Забавная штука – психология: она дружит со многими другими науками, что позволяет ей быть в курсе событий. Как шутили в Кемерово:
похожа на всех, непохожа ни на кого (с). Психология – Мата Хари среди других наук, она шпионка и разведчица, влияющая на иных и иные. Экстраполяция – её конёк, инкорпорация – ваще не про неё. Возникла идея распространить психологические законы – или, мягче говоря, закономерности – на поэтический дискурс.
Люди общаются. Если раньше формат общения подразумевал очно-заочную, вербально-невербальную форму, то 21-й век добавил новый тип общения – виртуальный. Но даже этот, айтишный, вид коммуникации не исключает психологических законов, эффектов социальной перцепции, усваивания происходящего. Перцепция – это восприятие в широком смысле понимания этого слова; т.е. процесс не только взросления, но и вообще жития сопровождается постоянной перцепцией. Социальная же перцепция – это результат приписывания оценочного впечатления на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека (с) при недостатке:
А. времени;
Б. источника информации.
Перевожу: общаясь с людьми, мы руководствуемся некими законами (эффектами), которые, конечно же, не замечаем. Поскольку на литературных сайтах существует общение (глубокая мысль!), существуют и психологические эффекты его определяющие…
Итак, начнем...
1. Эффект ореола Определение (здесь и далее: определения представлены различными первоисточниками, указывать которые не имеет смысла по причине сложности вот этой самой первоисточности. посему, просто выражаю слова благодарности всем умным до меня и вместо меня). Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одном качестве индивида на все остальные. Хрестоматийный пример иллюстрируется известным студенческим мемом: сначала студент работает на зачётку, а затем – зачётка на студента.
Гипотеза №1. Автор с хорошим поэтическим уровнем, проявляющий себя хамски, неуважительно, асоциально, грубо в различных реакциях, комментариях и пр. рискует быть неоцененным, поскольку частное негативное мнение приведёт к негативной оценке непредставленных качеств. Повторю, что речь идёт о среднем поэтическом уровне. Очень часто эффект ореола можно наблюдать на примере новичков, участвующих в конкурсах впервые: среди равновеликих работ голосующие отдают балл известному имени…
Феномен гипотезы №1. Обратного явления не существует: автор с хорошим (невысоким!) поэтическим уровнем, проявляющий себя уважительно, не рискует быть оцененным выше заявленного уровня.
2. Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя Определение. Уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Хрестоматийный пример – экстрасенсы.
Гипотеза №2. Эффект Пигмалиона присущ графоманам, уверенным, что пишут как минимум гениальные стихи. Основная проблема графомана – именно когнитивная, не эмоциональная: они не знают (не хотят знать и пр.) критериев хорошего уровня. Точнее. Графоман – это человек, который знает, что Пастернак (Бродский и пр.) писали хорошо, но не знают, почему написанное ими - хорошо. Они пишут, заранее уверив себя, что #полученноеполучится гениальным, лишний раз подтвердив упомянутый эффект Розенталя. Эффект Пигмалиона исключает сомнение в малом смысле и самообразование как древо сомнения – в огромных смыслах…
Феномен гипотезы №2. Как ни странно, но критика зачастую усиливает эффект Пигмалиона.
3. Эффект проекции Определение Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Завистливый человек считает, что все вокруг завидуют ему, а обидчивый постоянно видит обиду в других.
Гипотеза №3. Читая произведение, мы в первую очередь замечаем те достоинства, которые любим в своих произведениях. Именно: хорошие рифмы, оригинальные образы, безупречный ритм, отсутствие заглавных букв, наличие отсутствия знаков препинания, солецизмы, неологизмы, окказионализмы и прочие изобретенияизмы.
Феномен гипотезы №3. Иногда мы в первую очередь обращаем внимание на те недостатки, которым подвержены сами. Именно: хорошие рифмы, оригинальные образы, безупречный ритм, отсутствие заглавных букв, наличие отсутствие знаков препинания, солецизмы, неологизмы, окказионализмы и прочие изобретенияизмы.
Феномен гипотезы №3.1. Более того. При написании критических разборов мы иногда возмущаемся тем, что больше всего наблюдается в собственных стихах.
4. Эффект плацебо Определение. В психологии (как и в медицине) эффект плацебо основан на внушении. Человеку просто сообщают, что нечто оказывает определённое воздействие, и человек начинает этого воздействия ожидать. В итоге – в результате внушения – происходит и ожидаемый эффект.
Гипотеза №4. Доказано практикой проведения конкурсов. Стоит нескольким уважаемым людям похвалить посредственную, а то и низкокачественную вещь, как шансы опуса данного в конкурсе возрастают. Иногда эффект плацебо срабатывает на конкурсах, требующих быстрого голосования (блицы, к примеру).
Феномен гипотезы №4. Посредственная работа от комплиментарной рецензии лучше не становится))))))
5. Каузальная атрибуция Моя любимая)))
Определение. Сложно.
Уникальный психологический феномен, характеризующийся следующим: при отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у людей возникает искаженная интерпретация ситуации. Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно-следственных связей (с) и т.п.
То есть если просто…
Люди ж не дваждыдвачетыре? Предположим, уличив (визуально!) в факте измены, жена (ну, или муж, ладно) мотивы, интенции, причины и пр. дописывает до общей картинки, поскольку оных их «здесь и теперь» знать не может…
Гипотеза №5.
Да всё общение виртуальное пронизано каузальной атрибуцией, поскольку о собеседниках зачастую имеется оооочень мало информации, даже если вы общаетесь с ними годами… Самый хрестоматийный пример каузальной атрибуции иллюстрируется опять же конкурсным участием:
1. победа в конкурсе отождествляется только личным вкладом...
2. поражению
приписываются различные обстоятельства…
Классика просто...
Феномен гипотезы №5. Очень немногие – они гуру! – текстам верят больше, чем авторам… Но это редкость… Что бы не говорили…
La continuazione seguirò Или проще:
to be continued п.с. опеачтки – возможны
спасибо)
Над некоторыми раньше думала (только формулировала для себя иначе), особенно часто сталкиваюсь с эффектом проекции…)
Каузальная дааа - встречается в сети сплошь и рядом))) посмел критикнуть чей-то стишок, высказал неудобное мнение, и тебе сразу до фига чего приписывают))))
Еще давно заметила, что на меня, походу, вообще не действует эффект плацебо - никогда не привязываюсь даже к самым авторитетным мнениям, особенно в оценке стихов и книг, доверяю только своему мнению/оценке и всегда все ставлю под сомнение)) даже когда мне говорят, что так думает большинство (и типа должен сработать стайный эффект...))) в общем, мне достаточно сложно что-то внушить и сложно манипулировать))
Отдельно зависла на картинке)) прикольный чебурашко)))
В общем, спасибо, тоже буду ждать продолжения))
Катя, спасибо)
2. черновики Карло Каллоди
3. фантазии Спилберга
4. микология )))
5. картины дали
6. эссе "каузальная атрибуция"
7. стихи м. ротко
и т.д.
))
ушастый гриб-мутант))))
Наверное, из природной вредности (или полезности, это ведь как посмотреть, да?)
где? представлена высшая степень комплимента...
)
это не плацебо, это нонконформизм, иное немного)
)
в общем, да, я в своем посте тоже говорила немного о другом, что один из способов что-то человеку внушить - сослаться на мнение большинства)))
но если фо + гурман придут и левую рифму похвалят, то я поверю в ее ценность... по крайней мере, на определённое время...
Что касается таких статей, как выше изложенная, то в них все слишком правильно и, значит, не слишком верно...)
но не всякое описание, лежащего на поверхности, является поверхностным)
))
тезисно мог, не помню...
почистила пунктуацию и опеачтки, где нашла 8-)
п. с. он ещё не так может 8-)
))
С теплом.))