Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Как складываются песенные тексты. Антимастер-класс 2
Статьи
Автор: Клуб_Незнайка


Речь в этой статье пойдёт о попсовых текстах, расходящихся, словно горячие пирожки. Переопубликовано с сайта "Неизвестный гений"

Это не советы…..
Это результат длительных, пристальных наблюдений.
Итак.

1. Тема.

Тема текста может быть любой, но для гарантированного успеха у не очень взыскательной публики, лучше написать любилку- страдалку.
Что-то типа: я пришёл, а ты ушла, или ты пришла, а я ушёл.
Пол страдальца значения не имеет.
Поскольку слова "мужчина" и "женщина" – оба женского рода,то лиргерои обоих полов смело могут страдать абсолютно одинаково.
Надеюсь, понятно, что и атрибуты страдания тоже могут быть одними и теми же…
Скажем: крылья – в хлам, сердце - вдребезги, кишечник – в лоскуты, печень – в лохмотья...
И обязательно - питие алкогольных напитков.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Как жеж без них-то?!
Кстати, про алкогольные напитки…
Для придания тексту солидности, импозантности и благополучности, в тексте стоит упоминать названия лёгких и крепких алкогольных напитков очень зарубежного производства….
Например: мексиканская текила, итальянское мартини, французское божоле…
Авторам полезно не скупиться и не поить своих лиргероев дешёвыми напитками.
Ежели виски, то - "Белая лошадь" по цене 600- 800 рублей за бутылку.
Ежели шампанское, то "Вдова Клико" по 4500-12000 рублей. за флакон.
Дорого?
Понимаю.
А что поделать?
И упаси Господь авторов от всевозможного конрафакта.
Авторы, что победнее, школьники, студенты, инвалиды,пенсионеры,безработные, а также авторы – жмоты и скряги, вместо дорогих алкогольных напитков, конечно могут отделаться пирожками, булочками, мороженым и леденцами….
Но они в значительной степени проиграют авторам щедрым, по-царски расточительным.

2. Форма

Форма текста может быть любой.
На устойчивом ритме с соблюдением арифметики стихосложения можно не заморачиваться.
О ямбах, хореях и прочих амфибрахиях, вполне допустимо не только забыть, но и вааще не знать о них.
Композиторы-музыканты-исполнители подправят, если что.
Там, где строка длинновата, - пропоют скороговоркой, а где коротковата,- подтянут голосом…
Про разнобой мужских и женских окончаний в строках тоже можно не думать и не париться по этому поводу.
Опять же, ежели что не так, то вокалист, или вокалистка всё подправят голосом.
Про ударения в словах можно тоже не вспоминать.
Какая разница куда это ударение попадает в ритме текста …
Главно дело, чтоб с душой было спето….С надрывом…Чтоб сляза в голосе и страдание в интонациях.

3. Рифмы.

Строго говоря, рифмы должны быть….Но не обязательно…
Вполне можно обойтись рифмовкой только некоторых строк текста.
По выбору автора.
Остальные строки обойдутся…
Если автор, таки, решил срифмовать все строки песенного текста, то вполне возможно обойтись простыми, однокоренными глагольными рифмами: ушла-пришла, несла - принесла, оделась-разделась, стала – перестала, была – не была.

Для песенного текста вполне подойдут рифмы: палка – селёдка, судьба – небеса, твоя - моя, трамвай – кирпич…

4. Слова.

Слова, которые вставляются в промежутки между рифмами, могут быть на усмотрение автора.
Это зависит от богатства авторского лексикона.
По большому счёту, запросто можно вставить местоимения…
Их много: я, ты, он, она, они, мы…И с ними практически никакой возни…
Не стоит забывать и о словах – паразитах:
Ну, вот, этот, тот…….
Паразиты очень помогут в тех случаях, когда необходимо залепить какие-нибудь досадные дырочки в тексте, которые ненароком образовались между словами в процессе заполнения промежутков между рифмами.
Подбор точных, ярких слов, красивых эпитетов занимает слишком много времени, поэтому данный, очень трудоёмкий вариант абсолютно непригоден при рациональном подходе к написанию текста песни.
Есть одно непременное условие!
В тексте должны присутствовать слова из стандартного любилко-страдательного набора:
Крылья, ангел, боль, мечта, бокал, камин, свечи….
Иначе текст будет выглядеть убогим и неполноценным.
Очень пригодятся фразы: я тебя полжизни искал, или я тебя всю жизнь искал.
Для придания песенному тексту эротичности, которая весьма востребована слушателем, можно вставить в текст слова: ночь, грех, поцелуи, нежные касания…
Желательно ненавязчиво впихнуть в текст какой-нибудь музыкальный инструмент.
Упоминание о музыкальном инструменте придаст тексту интеллигентности и эстетизма.

5. Образность.

Образность вообще-то желательна, но не обязательна для песенного текста.
Можно обойтись и незамысловатым перечислением предметов быта, частей тела, природных явлений, или каких-либо событий.
Например:
Бахча. Через бахчу пролегает дорога. По дороге едет арба, на арбе арбузы, на арбузах сидит акын и поёт про бахчу, через которую пролегает дорога, по которой едет арба, на которой лежат арбузы….

Если приспичит внести в текст образы, то совсем не обязательно делать их доходчивыми для слушателя.
Вполне допустимы образы туманные, а то и вообще абсурдные….
Руководствоваться необходимо соображением:
Чем непонятней образ, тем шире поле деятельности для слушательского восприятия.
Например.
Вот увиделся автору текста в белом рояле ангел.
Очень хорошо!
Он вставляет его в текст, и в слушательском воображении наверняка возникнет картинка:
Ангел-рояль сидит на правом плече лиргероя и своим единственным крылом – рояльной крышкой нежно гладит лиргероя, по голове, пытаясь таким образом облегчить его невыносимые страдания.

Работу над текстом песни значительно облегчат многочисленные стихогенераторы.
Они не добавят тексту ни красоты, ни смысла, но красота и смысл, собственно, и не требуются.
Требуется текст песни.

Ну, вот, пожалуй, и всё…

Всем успеха в складывании песенных текстов!

© Copyright: Анатолий Одиноков (Пойлов)
Как складываются песенные тексты
Опубликовано: 12/12/15, 15:35 | Просмотров: 1873 | Комментариев: 30
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Посмеялся, спасиб)) Теперь я могу сделать состояние на производстве текстофф песен biggrin
Аэль  (13/12/15 16:10)    


Ээээ... а гонораром поделишься? wink biggrin

Я вот думаю, может, ту статью ап интимной паезьи тоже поставить? Которую ты нашел? Для ознакомления более широкого круга местного населения! Прикольно же! biggrin
Клуб_Незнайка  (13/12/15 16:28)    


как хочешь)) правда не знаю как отреагирует на неё местная общественность, включая редакцию-)

а ты пародии на попсовые тексты писала?
Аэль  (13/12/15 16:42)    


В этом походе мой топор с тобой, Фродо!
Berg  (13/12/15 16:43)    


Была задумка, или даже писала... Не помню! Страницу- то у меня стихире грохнули, всё пропало. Вот переделок много писала. Если помнишь, на графах Коля Даниш делал флуд-игру "Бременские музыканты. 20 лет спустя". Там в конце был целый концерт на музыку популярных песен. Точно помню, что их было 9 штук, ибо лично в поте лица записывала их в течение двух вечеров на Нуенде.))) Жаль, там тоже всё пропало. Мне Алёна Мамина скинула на мыло 4 файла и всё. sad Так что, переделки есть. А вот пародий сейчас точно нет. Но современные тексты настолько ржачные, что вряд ли пародия будет смешнее. Кстати, мне приходило в голову взять песню Корней на переделку, но когда открыла текст... Расписалась в бессилии! biggrin Любовайся:

Ты узнаешь её,ты узнаешь её
Ты узнаешь,ты узнаешь её
Она любит пугливую речь
Аппликацию леса в реке вертикальной
Её почерк машинный наскальный
Её профиль, как сон тишины
Ты узнаешь её,ты узнаешь её
Она любит варенье из ласк
Арифметику, лето и опыты крови
И её изумрудные брови
Колосятся под знаком луны

Ты узнаешь её из тысячи
Её образ на сердце высечен
Ты узнаешь её из тысячи
По словам, по глазам, по голосу
Её образ на сердце высечен
Ароматами гладиолуса.

Ты узнаешь её, ты узнаешь её.
Она любит речные часы
Позывные дождя в полутёмной беседке.
Осень тянется в запертой клетки
Долго, долго до самой весны.

Ты узнаешь её из тысячи
Её образ на сердце высечен
Ты узнаешь её из тысячи
По словам, по глазам, по голосу
Её образ на сердце высечен
Ароматами гладиолуса.

Ты её узнаешь, она будет твоей
Вот только тебе нужно поверить хоть чуть-чуть в свою удачу
Кто ищет и верит получает своё
Не бывает иначе,ты узнаешь её

Ты узнаешь её из тысячи
Её образ на сердце высечен
Ты узнаешь её из тысячи
По словам, по глазам, по голосу
Её образ на сердце высечен
Ароматами гладиолуса

Кстати, гладиолус не пахнет ВАЩЕ!!! А вот остальное - молчу, мне стока не выпить!!! biggrin
Клуб_Незнайка  (13/12/15 16:49)    


То ись, редакции может не понравится очередная стёбная статья нащёт убогости современной паезьи? Как-то я ап етом не подумала... Ых... Но ты, если ещё в том же духе найдёшь, поделишься? Будем ржать узким кругом! wink biggrin
Клуб_Незнайка  (13/12/15 16:52)    


патамушто гладиолус!-)) а ваще иногда лучше слушать иностранные песни, музыка хорошая, а смысл не понятен cool
Аэль  (13/12/15 17:04)    


так они же не спрашивают, когда в уши лезут! Я-то согласна слушать только хорошую музыку, да кто б исчо позволил! У меня душевая кабина с радио, иногда так в неё заходишь, мечтая расслабиться, включаешь радио... в общем, начинаешь ржать, забывая про помыться! Или в машине едешь, тоже риск, такое иногда включается - мама не горюй! А это уже чревато ДТП... sad
Клуб_Незнайка  (13/12/15 17:14)    


В отличие от Лешего, мне статья понравилась. Если понимать, что она о баранах, которые мнят себя песенниками. Таких баранов хватает везде: в попсе, в роке, в рэпе.
Как правильно говорил Гребенщиков:"Если прет, то мозги не нужны"
Berg  (13/12/15 16:05)    


Спасибо, граф! Это даааа, везде хватает. Тут дело в том, что у кого круче продюсер, тот и на коне. А талант значения не имеет. На вокал и тексты не смотрят, увы... Достаточно вспомнить группу "Корни", занимающую в своё время вершины хит-парадов. Но тексты там были, мдя... Да и сейчас такое часто и густо. И чем дальше, тем хуже, старые поэты-песенники уже не котируются, а вот то, что пришло им на смену... Пичалька, в общем.
Клуб_Незнайка  (13/12/15 16:32)    


Дык! Майя Котовская - у человека есть слух, голос, команда, имеющая реальную консерваторию, и мощнейшие тексты. Кто ее знает? Кучка неформалов.
Зато " Мне 18 и меня можно иметь" - известно всем, крутится везде и подается, как пример чего-то такого, неприведи аллах, искусства
Berg  (13/12/15 16:40)    


Я вот вспоминаю один концерт: в первом отделении был Денис Майданов, полностью живой звук, перед каждой песней он читал свои стихи - энергетика бешеная! А второе отделение - Андрей Бандера... Хм... Сладкоголосие, пробежки по залу с поцелуями ручек дамам... Звучала скрипка, но на сцене скрипачки не было! Тоись, и остальные музыканты на сцене полная профанация, типо живой звук, ога! Фанера голимая! Даже звучание было совершенно другое, не как в первом отделении. Как думаешь, кого лучше принимали? Майданов неформат, народу тексты не главное... Главное - это незатейливая мелодия, слёзовыжимательный сюжетец и сладкоголосый певец, целующий ручки. В общем, всё строго по статье... sad
Клуб_Незнайка  (13/12/15 17:00)    


Во-первых, статью надо переназвать "Как пишется попса".
Во-вторых, вся статья - профанация.
Есть определённые нюансы. И их нельзя уловить если ты не пишешь песен.
Песни - это не та поэзия, которую вы читает с листа. Её необходимо петь. А если "поэту-песеннику" (и критику заодно) наступил медведь на ухо, то можно изойтись желчью, но я, например, скажу одно: не пишите на эту тему...
Упомяну один пример, который в чтении с листа не вызывает ничего кроме отторжения... Песня "Наутилуса Помпилиуса" (поэт - Маргарита Пушкина) "Прогулки по воде".
Нееее, ребят... Я, как рокер с достаточным таким стажем, скажу одно: статья поверхностная и популистская.
Леший  (12/12/15 17:21)    


Зол я... просто зол...)))
Никаких "длительных, пристальных наблюдений" у автора не было...
Так... по верхушкам прошёлся... не умея, не зная, не понимая...
Бррррр...(((
Леший  (12/12/15 17:30)    


К сожалению, автор уже не сможет переназвать свою статью. Понятно, что речь о попсе, причём, современной попсе. Если пройти по ссылке, станет понятно, что переопубликовано с "Неизвестного гения". Это сайт, где вовсю пекутся именно песенные тексты. Данная статья итожит усилия и старания современных авторов-попсовиков. Собсно, современный шансон тоже недалеко ушёл, увы...

Кстати, сам Анатолий писал потрясающие тексты, многие из которых стали песнями.
Клуб_Незнайка  (12/12/15 17:38)    


Я не разобрался "по ссылке". Автор статьи умер? Но это не "извиняет".
Незнайки, я бы попросил как-то более подробно освещать авторов публикаций...
Леший  (12/12/15 17:46)    


Да, автора больше нет, к сожалению...
Если интересно, могу ссылить на его песню, мою любимую.
Клуб_Незнайка  (12/12/15 17:49)    


http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat....p=32191

вот она. Был клип в ю-тюбе, но как-то сразу не нашёлся. sad
Клуб_Незнайка  (12/12/15 17:54)    


И... нет... Не понятно, что автор говорит о попсе. И я, например, не знаком с сайтом "Неизвестный гений". Давайте как-то предварять подобные публикации какими-то "объяснительными записками". У меня возникло одно желание: удалить данную публикацию.
Давайте "не просто так"?
Леший  (12/12/15 17:54)    


Кто говорит со мной от Незнаек?
Вы не видите, что песня содрана с песен Митяева? "Не наточены ножи"... "Лето - это маленькая жизнь"... Подогнана под известный формат...
И этот человек будет критиковать попсу и шансон? Блин... я очень жёстко отношусь к таким вещам...
Давайте становиться объективными...
Извините... если задел...
Леший  (12/12/15 18:13)    


С Вами говорит Глюк. Ой, как-то двусмысленно получилось. smile

Я вижу, что подогнано, но именно этот текст зацепил, это было первое знакомство с творчеством Анатолия, как песенника. Может, поэтому врезалось в память? Не знаю... Поверьте, Алексей, у Анатолия много песен с достойными текстами. И он, как мог, боролся с пошлостью и штампами в современной попсе. Я сейчас не рассматриваю рок, а именно то, что звучит отовсюду, чуть ли не из утюга, что упорно лезет в уши, воспитывая дурновкусие.
Я добавила про попсу перед статьёй Анатолия.
Клуб_Незнайка  (12/12/15 18:49)    


Уважаемый Леший!
Вы совершенно напрасно так рассердились по поводу этого эссе. Дело в том, что оно - шуточное, неужели не видно? И написано для вполне определённой аудитории - сетевых поэтов-песенников. Написано по следам именно их творчества, их "шыдэвров", кои незамутнёнными ни смыслом, ни формой потоками льются на нас с вершин рейтингов и топов различных творческих ресурсов, будучи вознесёнными туда вездесущими кукушкопетухами - этих везде хватает! Почитаешь, послушаешь подобные опусы и понимаешь, что они именно по вышеприведённой инструкции и были написаны!
Анатолий даёт этакие "вредные советы" поэтам-неумехам, а вы воспринимаете их как некий гнусный пасквиль на всю песенную культуру... Хотя, что греха таить - и с вершин хитпарадов на нас иной раз не менее шедевральные песни изливаются... Тоже, как будто по этим рекомендациям писанные. Не зря же эту тему известные юмористы то и дело в своих выступлениях поднимают, и над цитатками из подобных текстов дружно хохочет любая аудитория.
И музыка тут совершенно ни при чём - никто и не рассматривает слова отдельно. Ляп - он и на фоне гениальной мелодии и шикарного исполнения не перестаёт быть ляпом.
Я бы не стала здесь давать ссылки на творчество самого Анатолия - кому интересно, сам найдёт в сети, почитает и послушает, поклонников у него хватает.
Да, он действительно написал данное эссе незадолго до ухода, и этот факт не требует ничьих извинений. Но когда мы - друзья, соавторы, поклонники, просто читатели - прочитали его, то все долго хохотали. Потому что сами устали от тех самых потоков... Ни у кого не возникло подобных мыслей, никому этот текст не показался оскорбительным.
Вы, наверное, просто не сталкивались с подобным, отсюда и такая негативная реакция.
Пожалуйста, не воспринимайте написанное всерьёз, это всего лишь шутка.
Лилия_Слатвицкая  (12/12/15 21:02)    


Увы, приходится признать тот факт, что поклонников творчества Михайлова гораздо больше, чем Бутусова. То, что отовсюду звучит, как будто по эссе Анатолия писано... sad
Клуб_Незнайка  (13/12/15 03:41)    


Лиль, я даже далеко ходить не буду,рассматривать творчество сетевых авторов. Помнишь, рассказывала тебе, как чуть с трассы не улетела? А всего-то чёрт дёрнул авторадио включить и нарваться на припев:

Неожиданно и будто во сне... biggrin biggrin biggrin

Глазками читается одно, а вот ушками слышится совсем другое. И это уже не сетевые песенки! А супер-пупер Рома Жуков. В глаза бы глянуть автору слов!
Glück  (13/12/15 03:53)    


по ходу, надо удалять и эту статью, ибо она тоже из этого же разряда - http://litset.ru/publ/7-1-0-8621
sad
Клуб_Незнайка  (13/12/15 15:57)    


Я еще не прочел.
Berg  (13/12/15 16:01)    


Гм. Леший, а вы знакомы с ее интервью "Нашему радио"? Там, где Пушкина честно признается, что лепит песенки для малолеток в период гормонального криза?
Berg  (13/12/15 16:04)    


Нет, Берг, не знаком. В принципе, разговор был о другом...
Леший  (13/12/15 20:21)    


Как же о другом? Погуглите. Это был год 2005-06, наверняка где-то его перепечатывали. Поэтесса прямо сказала, что тексты песен - бизнес. Она работает на аудиторию, к которой относится скорее пренебрежительно, чем уважительно, во всяком случае совершенно неразделяя идей и эмоций, вкладываемых в творчество. Ну и чем же тогда Пушкина отличается от любого другого стихогенератора?
Я, кстати, к Арии и Наутилусу со всем почтением. Кк дань моей юности. Но отношение. Но бизнес...
Berg  (13/12/15 20:52)    


Я не хочу спорить. Всё что я хотел, я сказал.
Леший  (13/12/15 21:14)    

Рубрики
Рассказы [1132]
Миниатюры [1144]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2359]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]