Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
О целесообразности поэзии...
Статьи
Автор: Арсений_Платт
Между поэзией и рифмованными текстами проходит межа. Но насколько она четкая и очевидная? Есть ли убедительные признаки, поднимающие стихотворение на высоту искусства из графоманской плоскости? Наверное, есть. Но вряд ли их можно выразить словами с точностью математического доказательства. Субъективный скепсис непременно найдет, что возразить самому изощренному определению. И приведет кучу примеров, расшатывающих, казалось бы, стройную структуру предложенной формулы.

Ни искренность, ни житейская мудрость, ни парадоксальность мыслей, ни виртуозное владение рифмой, ни «половодье чувств» не дают пропуск в шедевры. Для прописки в душе читателя этого и много, и мало. Стихотворение может состояться и без вышеперечисленных признаков, так и воспользовавшись ими. Они возможны, но необходимости в них нет. А потому в формуле поэзии эти факторы необязательны.

Иногда можно услышать мнение, что настоящие стихи падают сверху, и поэт является лишь посредником между Богом и людьми. Но черновики классиков опровергают это. В них видны следы тяжелой работы, мучительного выбора нужного слова...

Эдгар По, например, рассказывал, что его «Ворон» был результатом логически выверенного переплетения ритма, звукописи, смысла. Поэт конструировал каждую строку, плетя изощренную сеть стиха, сознательно выстраивая ее геометрию так, чтобы стать «ловцом человеков» на долгие века...

Способ написания ни о чем не говорит. К результату идут разными путями. Кто-то пишет шедевр на коленке в юношеском возрасте, а кто-то оставляет после себя занудную хрень, прожив долгую, полную событий жизнь.

Личность автора, его возраст и биография никак не помогают найти ответ.

Но если подключить холодный ум, то напрашивается вот что: поэзия (как, впрочем, и другое искусство) эволюционно необходима. Она не случайный попутчик, но деятельный участник нашего бытия. Стихи влияют на принятие важнейших решений, являются нравственными маяками, помогающими найти верную дорогу в запутанности жизненного лабиринта.

И человеческое сознание отбирает ту поэзию, которая необходима ему, которая повысит шансы выживаемости, укрепит волю, поможет совершить сверхусилие в момент форс мажора.

Да просто будет ангелом-хранителем нашим...

Но как же «Ворон»? С его печалью, безысходностью и мраком, обреченным на вечность?

Чем он необходим нам?

А тем, что показывает необратимость ситуации. Напоминает, что время нельзя повернуть вспять и скорректировать прошлое. И чтобы не превращать свою жизнь в ад, надо беречь близкого человека, щадить и охранять его, как это ни избито звучит.

И потребовалась весомая поэтическая форма, чтобы вколотить прописную истину в души так, чтобы они постоянно испытывали боль будущего из-за небрежности настоящего. И меняли бы настоящее, уменьшая будущие страдания.

Границу между стихами и текстами, на мой взгляд, прокладывает интуитивное понимание целесообразности допуска произведения в кладовую памяти, где должны храниться только нужные вещи. Необходимые. Те, без которых не обойтись...
Опубликовано: 24/04/16, 09:59 | Просмотров: 1108 | Комментариев: 14
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Как Вы, однако, глобально формулируете. А я вот просто самовыражаюсь таким способом (в рифму и без неё) да с паническими атаками и тревожной депрессией борюсь.
Беликов  (26/04/16 17:10)    


И очень правильно делаете!)
Все эти попытки подвести под стихописание какую-то теорию - моцион пальцев по клаве. И не более того.
Пишите и не обращайте внимания на бесполезные потуги "теоретикофф"...)
Арсений_Платт  (26/04/16 17:56)    


Начало статьи понравилось и весьма. А в концовке... А что у нас не является "эволюционно-необходимым"? Если что-то есть продукт эволюции, то значит оно и необходимо, верно ведь?
Что касается целесообразности... Ну, с точки зрения "высших сил", то конечно, но вот с точки зрения автора... Думаю, автору часто просто наплевать - целесообразно или нет то, что он пишет (если это не марш в какой-то форме, конечно). А точку зрения "высших сил" и цели их, соответственно, мы не узнаем никогда, думаю. Поскольку одной из целей (учитывая историю) -является разрушение уже отстроенного и строительство на обломках чего-то нового. Так что не удивлюсь, если именно культура в её нынешнем понимании и реализации - является тем, что приводит к очередному цивилизационному упадку. И, в частности, поэзия. Например, когда граф с графиней в опере "Аиду" слушают, кухарка с истопником детей делают и им на "Аиду" начхать. И вот когда их детей. голодных, агрессивных и равнодушных к Аиде, наберётся достаточное количество - то вполне возможен бунт и граф пойдёт под гильотину, напевая что-нето или декламируя... А то ещё придут новые готы... Которые впоследствии окультурятся, но... "Хлеба и зрелищ" - типичный лозунг развитого общества. Ни к чему хорошему не приводящий для текущих "властителей умов". Так что поэт, пишущий свои бессмертные строки (и поэзия вообще) - вполне могут быть и раковой опухолью на теле здорового, далеко не поэтизированного общества.
И да, оно конечно целесообразно... Но цели то какие? И чьи?
Андрей_Яковлев  (26/04/16 12:33)    


Нет, не верно...)
Целесообразно для эволюции лишь то, что способствует выживанию вида. Из множества случайных мутаций природа оставляет лишь те, которые увеличивают жизненный потенциал.
Но бывает так, что среда обитания перенаселена. Тогда включается механизм уничтожения. Востребованное искусство деградирует и помогает процессу вырождения.
Поэзия должны соответствует эпохе. Если такого соответствия нет, то стихи просто не замечают. Потому что они, не соответственные, и на фиг никому не нужны!)
Арсений_Платт  (26/04/16 13:11)    


А откуда мы знаем, что неверно?
Вот пример. Перебили дронтов. И мамонтов. И ещё кучу разных видов. Люди перебили. Динозавры вымерли. Неужели их было "слишком много"? Неужели их нужно было уничтожить так, что появился термин "великое вымирание"? К тому же не единственное и не самое значительное... Так что выживание отдельно-взятого вида (и даже экосистемы) вряд ли есть задача эволюции. То же самое касается цивилизаций. Вряд ли поддержание жизненности отдельно-взятой цивилизации является эволюционной целью.

Соответствие эпохе... А как же ренессанс? Мне вот Гомер кажется весьма современным автором. И Цезарь тоже (особенно когда читаю современную беллетристику типа ЛитРПГ)... И Тацит... А вот куда более поздний Байрон или Гейне - нет, хотя я считаю их гениями, настоящими... но не современными... А Шекспир современен. Это субъективно, но у каждого есть свои списки...

И, Арсений, у меня создаётся впечатление, что Вы говорите не столько о целесообразности, сколько об утилитарности... Я не прав?
Андрей_Яковлев  (26/04/16 13:28)    


Мамонтов убила природа изменением климата. Человек был тогда слишком слаб для такого подвига!)
Любой спор может быть бесконечным, исходя из диалектики противоположностей, из которых состоит каждое явление.
На том и остановимся...)
Арсений_Платт  (26/04/16 13:36)    


Человек к тому времени успешно этих мамонтов глушил... )

Но - давайте остановимся... Без проблем... )
Андрей_Яковлев  (26/04/16 13:40)    


имхо, поэзия – это музыка, написанная задолго до нас, витающая в подпространстве подобно радиоволнам. некоторые умеют её услышать и конвертировать в символы написания, другие просто тупо шумят в эфир))
Sade  (25/04/16 20:02)    


Типа, как "белый шум"?)
Вот только приемники несовершенные шибко... Хорошо, если одну фразу из 100 поймают. Остальные 99 домысливать приходится!)
Арсений_Платт  (25/04/16 20:56)    


ну, не знаю.. если продолжать аналогию с музыкой, то, по-моему, она не требует осмысления. ею либо наслаждаешься, либо выключаешь. информативность музыки определяется вовлеченностью в нее, а построение звукоряда, точность ритма и тп - это для зануд-консерваториев. поэт пишет стихи как резец винилового диска, читатель считывает их как иголка звукоснимателя. когда все компоненты системы настроены – получается и сцена и образ и музыка. Стерео одним словом))
Sade  (25/04/16 21:21)    


Я здесь выступлю чуть занудно...)))
Музыка невозможна без ритма... В музыкальные школы принимают без слуха... но без отстукивания ритма "на спичечном коробке" (без чувства ритма) не примут. Слух развивается. Чувство ритма - никогда. И продолжу... Человек без чувства ритма не напишет нормального стихотворения. Сымитирует, версифицирует... но всё будет не то...((( Даже верлибра не напишет... к сожалению...
Леший  (25/04/16 23:27)    


Я бы добавил, что не меньшую роль играет чувство рифмы. Если автор не слышит ассоциативную рифму на грани фола, то это еще полбеды. Но когда он прокалывается на рифме вроде бы явной, но корявой, то все достоинства стихотворения (если таковые есть) моментально обесцениваются.
Бегун, парящий над дорожкой, спотыкается и падает фэйсом в лужу, сразу же меняя впечатление о своем выступлении...)
Арсений_Платт  (26/04/16 09:06)    


Мне кажется, Арсений, что каждый автор (пусть не мастер..) как-то интуитивно чувствует - поэзия перед ним или "игра" (игры тоже нужны - ну хотя бы участвующему, да и для сравнения с настоящим искусством). Но здесь всё очень зыбко... Люди разные (эрудиция, предпочтения и т.д.) и "нужные вещи" очень отличаются... А бывает (человек ведь меняется), что вчерашняя необходимая вещь сегодня уже не так нужна...
Я понимаю - если большинству (именно большинству, а не мне, ещё кому-то...) без этого стиха не обойтись - это поэзия. А если мне одному?.. Вот умру я без этих строк... Вот у Олега Юшкевича есть такое "... и тени присобачены не к кошкам" - не могу забыть, выкинуть из головы, и сила воздействия со временем не уменьшается. Что это?.. А Ваше "А печальный кот наплакал..." или "Облака всех оттенков серого..."? Это, наверное, необъяснимо..
АлексейИрреальный  (25/04/16 17:04)    


Алексей, каждый из нас и есть "мера всех вещей". И стихов, конечно.
Далеко не всегда можно найти видимую причину необходимости стихотворения. Но если оно вошло и застряло, то не вырывать же его с корнем!)
Это как нож. Берешь в руку и ощущаешь - не мой он. Чужой какой-то. А другой ложится так, словно по мерке руки сделан.
Я давно уже не спорю о качестве стихов. Все мы разные и глупо навязывать другому свою жизненную программу, в которую вписываются резонансные ей стихотворения.
Каждому своё. Хотя фраза эта может быть высказана с самыми добрыми намерениями, а может быть написана на воротах концлагеря...
Арсений_Платт  (25/04/16 17:17)    

Рубрики
Рассказы [1129]
Миниатюры [1143]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2358]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]