Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
«Литературная гостиная». Интервью с народным художником (КЛП)
Статьи
Автор: Авто(р)портрет
Здравствуйте, литсетяне!
Сегодня в гостях у ЛитСети Игорь Валентинович.


- Здравствуйте!
- Игорь Валентинович - художник, гончар и реконструктор, воссоздающий оригинальные вещи по технологиям Средних веков...
- Не по технологиям Средних веков, а по народным технологиям. Они и ране делались именно таким образом.

- Игорь Валентинович, расскажите, пожалуйста, немного о себе, а потом о своем искусстве.
- Что рассказать? Родился я на Дону, в казачьей семье. Закончил школу, служил в армии, потом закончил автодорожный техникум в Ростове (Ростове-на-Дону - прим. мое), работал в совхозе, сейчас уже на пенсии - жизнь как жизнь, ничего интересного.

- Ну, не скажите, любая человеческая жизнь интересна. А как к гончарному искусству пришли?
- Прочитал в журнале заметку - давно, еще до армии, - что в глиняных кринках, которые старые, еще тех времен, молоко всегда одну температуру имеет. Захотелось попробовать. Вначале ничего не получалось, потом что-то стало получаться. Я начал искать глину, рецепты, начал делать, ну, вот теперь и такой вот результат.

- Рецепт гончарной смеси - ваш? Оригинальный?
- Нет. Я же хотел не просто научиться горшки лепить, я же хотел, чтоб получались, как те горшки. Я стал изучать историю русской посуды. Читал книги, переписывался с археологами. Тогда такого, как сейчас не было, как по Интернету - раз и все нашел. Ездил по станицам, в Россию ездил, там с разными людьми встречался. Как у меня отпуск, так я еду искать старые рецепты. Постепенно собрал материал, вот восстановил технологию.

- Вы говорите, что ездили в Россию, а сами тогда жили за границей?
- Да нет, это я имею в виду, что на Дону жил. Ну, как еще сказать? В Ярославскую область ездил, в Суздале много раз был…

- В Средней Полосе…
- Да, в России.

- А Дон не Россия?
- Тихий Дон всегда был особе. Россия, конечно, но у нас тут свой уклад, своя жизнь, не такая как там.

- В чем особенность?
- Ну, как тебе объяснить. Мы живем по-другому, думаем по-другому. В России мужик как думает? Зв него кто-то думает. А сам он ничего не решает. На Дону не так. Тут каждый сам себе атаманом быть должен, своя думка в голове должна быть. Еда, опять же другая. Вот даже росписи у них другие.

- С росписью понятно, а вот каждый сам себе атаман - это что, донскому менталитету больше присущ индивидуализм? «Моя хата с краю»?
- Да нет же! Причем здесь это? Как тебе объяснить? Вот, скажем, есть станица, в ней каждый живет сам и помогает соседу. Кто по дружбе, кто по-родственному, кто по-христиански. Кто как. Все вместе - это и есть станица. Но в своем дворе каждый сам хозяин. Думает, чем скотину кормить, где держать. Если, к примеру, сговорились сына женить, где ему хату ставить или свою расширять. Все сам смекать должен, по-хозяйски.

- В Средней полосе не так?
- Нет. Там мужик живет одним днем. Беспорядочно живет. У него завтра свадьба, а он о том не думает. Полагается, что всё само решится.

- Русское «авось»...
- Вот именно. Есть, конечно, что и своим умом живут, но таких мало.

- Давайте, все же, вернемся к гончарному искусству. Вам удалось реконструировать рецепт и всю технологию? Расскажите об этом поподробнее.
- Да, мало-помалу, я нашел нужный состав, чтоб глина была и пластичной, и не уседала и не трескалась при обжиге, научился как лепить. Тут же мало глину знать, тут ухватки нужны правильные. Вот у тебя на круге комок и комок, и пока ты не знаешь, как его взять, он комком и высохнет. Глину чувствовать надо. Начал я делать. Сперва просто посуду, потом другую народную казачью утварь. Всякое разное.

- Скажите, вас ведь можно назвать реконструктором - человеком, воссоздающим историческое ремесло и быт?
- Да, наверное, и так можно.

- Как вы считаете, насколько нужна и востребована реконструкция сегодня? Я почему спрашиваю, я неоднократно встречал высказывания различных людей о том, что это занятие только для богатых бездельников и дураков.
- Богатым бездельником меня назвать трудно, стало быть, я - старый дурак, получается.

- Это не мое мнение, наоборот, я как раз и ищу веское опровержение.
- Я так считаю, то, что мы свои корни растеряли - в этом всё зло. Вот возьми ту же посуду. Она ведь человеческой душой делается. Ты чашку берешь - она теплая. Глина аж светится. В себя вобрала и солнечный свет, и огонь печи, и тепло рук. Можно это сравнить с китайской посудой?
 






 

- Зато ширпотреба больше, вам скажут. Кстати, стоит он не дешевле - это уже я читателям интервью говорю. Игорь Валентинович продает свои изделия по цене, сходной с ценой магазинных изделий китайпрома, хотя это и ручная работа.
- Больше - не лучше! Там какой химии только не мешают! И свинец, и калий, и сурик - чего только нет. Я глазурью художественной вообще не пользуюсь. Хватит людей травить.

- Не течет посуда без глазури?
- Нет. Я же использую ту технологию, что в давние времена применяли. Казеин.

- Обрабатываете клеем или добавляете в гончарный состав?
- Ни то, ни другое. Перед первым и перед вторым обжигом мою в молоке и влажным обжигаю. Молоко выгорает, и казеин покрывает стенки.

- Не плесневеет потом?
- Ну ты ж сам пробовал!

- Я - пробовал, наши читатели - нет.
- Не плесневеет, не портится, и пищу можно хранить, только нельзя ее там неделями держать. А сухую - сколько хочешь.

- Значит, вы считаете, что основная задача реконструкции - возврат к корням?
- Да, а разве этого мало? Ты посмотри, как мы живем? Ты вот только приехал, еще за стол не присел, а уже бежишь, торопишься, тебе назад нужно. Ну куда это годится?

- Время подгоняет, сейчас все быстрее стало.
- А лучше стало? Что, от спешки мы жить лучше стали?

- А как же развитие цивилизации? Комфорт, блага?
- Какие блага? Одни болезни научились лечить, сорок других приключилось. Это благо? Раньше молоко если не прокипятил, оно тут же скисало, теперь купил - неделю стоит, не портится. Его не то, что пить, в руки брать страшно - была ли там корова? Это благо? Без ума живем.

- И каков механизм возвращения через реконструкцию?
- В человеке жива душа. Когда ты готовишь в горшке, завариваешь чай в чайнике, пьешь из глиняной кружки, ты делаешь это осмысленно. Не просто прожевал пластиковую курицу из забегаловки и дальше побежал зачем-то. Ты собрался с мыслями, потратил время, приготовил. Покушал с удовольствием. Это раз. Когда у тебя дома посуда в одном стиле, ты и остальное будешь подбирать такое же. То есть из нормальных материалов и человеческими руками сделанное, значит, ты будешь думать, что это, для чего. О жизни своей думать будешь. Тогда у тебя в доме порядок будет, в семье лад и мир.

- Вам возразят, что некоторые настолько заняты делами, что не имеют возможности тратить время на готовку.
- Да брехня это. Тупо в ящик глядеть время есть, а еду - самое основное, - времени нет. Отговорки это.

- Я с вами, Игорь Валентинович, совершенно согласен, поскольку на проверку изрядное количество времяпрепровождения «занятых» людей на проверку оказывается напрасно потраченным временем. Много и рационально работать - две разные вещи, а у нас, к сожалению, нет различия между полезной и бесполезной деятельностью, если она обставлена социально значимыми атрибутами. Большинство «деловых» людей лишь совершают ритуал деятельности, на самом деле в сухом остатке их КПД еще и ниже тех, кто работает целенаправленно и в меру. Добавлю, что приготовление пищи в глиняной посуде занимает немного времени. При наличии продуктов и умения готовить - полчаса-час.
- Вот ты и сам все сказал, а меня пытаешь.

- Давайте перейдем теперь к конкретным образцам вашего творчества. Расскажите о том, что увидят наши читатели.
- Это кринка, по-русски - горшок с крышкой. На два литра. Как ты говоришь, в Средние века были такие же, что и ухватом взять можно, и удобно. Стенки залощены, покрыты казеином. После обжига в таких горшках сохраняются микроскопические поры, поэтому происходит небольшое испарение жидкости из горшка, а значит, температура внутри всегда равномерна. Поэтому вода или молоко в нем всегда прохладные, а каша получается рассыпчатой и мягкой.
 








 

Это заварной чайник на две-три чашки. У любой глиняной посуды есть такое свойство, что она пропитывается ароматом пищи. Поэтому в таких чайниках нужно заваривать какой-то один сорт чая, ну, или, хотя бы, не смешивать черный и зеленый чаи. То же касается и чашек.
 












 

- А узоры на чайнике и чашках?
- Это народные узоры. Я стараюсь использовать старинные мотивы, конечно, каждый раз все получается иначе, по-своему. В глине вообще нельзя повторить все так, как оно было. Что-то всегда получится новое. Каждый узор, он передает настроение гончара, его мысли, страсть к делу. Даже при обжиге у каждой посудины свой оттенок, свои цвета получаются, хотя это все один и тот же цвет глины.

- Да, я как раз хотел спросить, как вы достигаете такой цветовой гаммы? Если присмотреться, то кажется, что каждое изделие раскрашено индивидуально.
- Это все рисует огонь и глина. Я обжигаю в гончарном горне, а не в электропечи, поэтому оттенки меняются, иногда даже получаются переходы полутонов.

- Сложно обжигать в печи?
- Если приноровился, то не особенно. А так, это самая капризная процедура. Больше всего брака поначалу идет. То пережог, то трещины, то раковины, то глина слоиться начинает, то оплывает в печи. Нужно точно определять температуру, выдержку глины перед обжигом, время обжига. Даже состав угля должен быть каждый раз свой.
 


 

- Горн у вас угольный? Не дорого ли?
- А что делать. Я пробовал газовый, но в результате получается не то. Нет, вообще, можно, но это не то.

- Но вот я вижу у Вас изделия отличающиеся стилем…
- Это копии, сделанные на заказ. Это копия псевдорусской советской керамики. Такие кувшины были популярны одно время в Советском Союзе.
 






 

- Делаете реплики?
- Иногда делаю, если сильно просят, но не люблю. Это, вот, глазуированная посуда, почти промышленное производство.

- А вы можете любую реплику сделать? Например, китайскую керамику сумеете повторить?
- Повторить можно все. Но это все равно будет копия, подделка. В ней не будет души. Она будет красивая, но это не то. Мастер должен делать свое, народное.

- Творчество всегда связано с национальной культурой?
- Обязательно, без своего народа не бывает ни гончара, ни художника.

- Что ж, по-моему, прекрасный девиз. Я благодарю Игоря Валентиновича за интервью и прощаюсь с ним и с читателями ЛитСети!
- Спасибо, что зашел! До свидания!
 

С Игорем Валентиновичем беседовал Berg.

Редакция проекта Авто(р)портрет благодарит Bergа, Игоря Валентиновича
и КЛП («Клуб литературных путешественников») за предоставленный материал.
Опубликовано: 18/10/16, 03:50 | Просмотров: 2127 | Комментариев: 3
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Очень интересное интервью ) Спасибо!
В детстве доводилось из глины мастерить - непростое, но вместе с тем увлекательное и приятное ремесло, живое.
Эх, оторваться бы от инета, да к корням... ))
maarv  (19/10/16 23:20)    


Матовая хороша))
Глина - это чудо... не ты её, она тебя лепит))
Shah-ahmat  (18/10/16 22:55)    


Интересный человек - художник. Но местами явно живет стереотипами.:)))
Neihardt  (18/10/16 10:03)