Однажды моя подруга, по профессии музыкант, решила выяснить, есть ли у неё «слух» на стихи, в достаточной ли мере она их понимает. И попросила меня показать ей что-нибудь очень качественное и не заумное, с образами, которые легко «дешифруются», однако не лежат на поверхности.
Я принесла ей стихи Игоря Царёва, прекрасного современного поэта, увы, недавно ушедшего из жизни. Прошу внимания:
Октябрьская эволюция
Дымится кровью и железом Заката рана ножевая - Еще один ломоть отрезан От солнечного каравая, Отрезан и почти доеден Земным народом многоротым, И мир вот-вот уже доедет До пустоты за поворотом.
Массовке, занятой в параде, Воздав под журавлиный лепет, По желтой липовой награде Под сердце осень щедро влепит, Одарит царственно и канет, И снова щенною волчицей Тоска с обвисшими сосками За нами будет волочиться.
И снова дробь свинцовых ливней Катая пальцами под кожей, Мы удивляемся наивно, Как эти осени похожи! Лишь сорок раз их повторив, мы На сорок первом повтореньи Вдруг понимаем - это рифмы! В бо-жест-вен-ном стихотвореньи...
Я хочу надеяться, что вы поняли больше, чем моя подруга – и в целом, и построчно. После прочтения она сказала: «Ну, хороший стих. Про осень, про листья, про дожди». Я возразила: «Этак и «Евгения Онегина» можно свести к одной характеристике: «про безответную любовь». И зачем только автор над поворотами сюжета работал и детали выписывал?»
– А в детали этого стихотворения тоже надо вдумываться? – подруга удивленно вскинула брови. - Мне казалось, если в целом текст звучит красиво – то этого достаточно. Есть несколько главных мыслей и фраз, они и остаются в памяти, а остальное – словесно-звуковой фон для заполнения пустот.
Увидев несогласие на моем лице, она уточнила:
-Ну, скажи тогда, что там доедено, какой каравай? На чём кровь с железом? А награда - кому вручена? Разве во всём этом есть смысл?
Я опешила. На мой взгляд, здесь настолько всё на поверхности, что даже и «расшифровывать» неловко, тем более умному человеку. Это вроде как анекдот рассказать, а потом начать объяснять, в чём там «прикол». Однако ничего другого мне не осталось...
Оказывается, не все умеют выходить за рамки привычного вИдения мира. Но это не признак низкого интеллекта: просто у многих людей отсутствует образное мышление...
Я публикую эту статью для тех, кто, подобно моей подруге, испытал сложности с «дешифровкой» конкретных фрагментов этого текста (или теста), а также для тех, кто хочет сопоставить своё понимание с моим. Я самоуверенно полагаю, что правильно считала авторскую задумку, но всё же допускаю, что у кого-то возникнут иные версии, тоже заслуживающие внимания.
Дымится кровью и железом Заката рана ножевая – Представьте длинный и красный ножевой порез. Вот таким автору видится горизонт в закатных лучах: как будто огромный нож рассёк небо, и оно закровоточило. Почему закат «дымится»? Возможно, такой эффект создаёт серо-красное марево облаков.
Еще один ломоть отрезан От солнечного каравая, Солнце всё ниже. Черта горизонта перерезает его, как нож хлебный каравай. Смотришь – есть солнце. А через минуту его уже на «ломтик» меньше...
Отрезан и почти доеден Земным народом многоротым, Если солнце сравнивается с хлебом, то образ развивается дальше именно в этом направлении (реализация метафоры это называется). Хлеб ведь не просто так режут, а для еды. Вот и каравай солнца вроде как «съели». Кто? А все люди: разве мы не питаемся солнечным светом и теплом? Скушали животворящее солнышко, и нет у него сегодня больше сил нас «кормить»: ослабело и упало вниз.
И мир вот-вот уже доедет До пустоты за поворотом. Мир катится в ночь. Ночью ничего не видно, «пусто».
Массовке, занятой в параде, Воздав под журавлиный лепет, Толпы народа идут по улицам. Людей так много, что автору пришла мысль о массовке, параде (возможно, вечерний «час пик»). Ну, про журавлей - без комментариев. Улетают - значит осень. Но это и из названия понятно. Просто ещё один штрих к картине.
По желтой липовой награде Под сердце осень щедро влепит, Что может быть у липы жёлтого - осенью? Конечно листья! Листопад идёт - прямо на людей. В городе ведь бывают липовые аллеи, вероятно, там и происходит действие. Листья падают на голову, плечи... Те, которые «прилепляются» к груди, напоминают автору ордена-медали (цветом и формой, очевидно). Он и говорит, что осень «влепила» каждому по листку-награде.
Слово «липовая» имеет ещё второе значение – фальшивая. И оно тоже здесь работает. Не считать же настоящей наградой медальку в виде листка?
Одарит царственно и канет, Как цари одаривали угодных людей? Золотом. Осень тоже одарит - золотом листопада. Она же «золотая», ей не жалко! А потом уйдёт... И закончится сказка, наступит мрачное предзимье:
И снова щенною волчицей Тоска с обвисшими сосками За нами будет волочиться. Если тоска сравнивается с волчицей, значит, признаки волчицы переносятся на тоску. Волчица какая? Первое, что приходит в голову – злая, серая. Тоска, значит, тоже злая (как и положено) и одноцветно-минорная.
«Волчица с обвисшими сосками» – наверное, немолодая, нездоровая, некрасивая, унылая. Тоска, стало быть, тоже застарелая, многодневная, отвратительная.
А почему волчица щенная (брюхатая)? Размножаться будет, однако. И тоска, увы-увы, будет только увеличиваться со временем. Так кажется автору.
И снова дробь свинцовых ливней Катая пальцами под кожей, Самое сложное место: зацепка для воображения здесь не очень чёткая, и я не стану настаивать на правоте своей версии. Предполагаю, что речь идет о состоянии-настроении человека: как будто не только на улице, но и внутри, где-то «под кожей», идёт дождь - знобящий, вызывающий мурашки. Осень пришла и в город, и к лиргерою в душу.
Мы удивляемся наивно, Как эти осени похожи! Осень как сезон года похожа на осень внутреннюю, душевную.
Лишь сорок раз их повторив, мы На сорок первом повтореньи ЛГ прожил 40 лет, видел осень 40 раз, и на 41 году ему пришло в голову сравнение:
Вдруг понимаем - это рифмы! В бо-жест-вен-ном стихотвореньи... Рифмуются сходные по звучанию слова, и так же, как эти слова, «рифмуются» сезоны: лето «созвучно» с другим летом (солнцем, жарой), осень – с другой осенью (дождём, листопадом) и т. д. Бог пишет стихотворение, в котором четыре времени года – четверостишие. Наступит следующий год - будет новое четверостишие. И вот – получается стишок. Бог ведь только явлениями природы может с нами разговаривать.
Пожалуй, у меня всё. Сухим прозаическим языком эта картинка могла быть обрисована так: «Осенний вечер. Солнце садится, идёт листопад. По городским улицам спешат прохожие. Скоро дни золотой осени истекут, и начнётся непогода. У людей испортится настроение».
Всё понятно, но... неинтересно. Душа не разворачивается. А стихи Царёва творят чудо – их не только «видишь», но как будто даже слышишь (шуршание под ногами, журавлиные клики), осязаешь (холодок по коже, прикосновения ветра и падающих листьев) и т. д. Они показывают нам мир через призму сознания другого ч-ка – живописца слова. И этот непривычный взгляд становится настоящим открытием для читателя с хорошим воображением.
Привет, Юля) Очень интересная статья. Большинство людей (обычных, не поэтов) именно так читают стихи, как твоя подруга. Правда, некоторые потом почему-то смакуют каждую строчку и размышляют. А некоторые сразу разбирают содержание на "запчасти". Мне кажется, это зависит от склада ума. Слышала/ знаю, что многие люди по жизни ни о чём не задумываются, заботясь лишь о том, что поесть, чем укрыться. Может, так легче жить?))))
Привет, Марин)) Конечно, от склада ума. Человек может "завязнуть" в каком-то, казалось бы, элементарном стишке, не понять очевидного, но при этом решить на раз-два сложную алгебраическую задачу.
Хуже, если человек вообще ни над чем не думает) Может ему и легче живется, но поменяться с ним не хочется))
Октябрьская эволюция Во-первых, явно не случайное название. Заметьте, что октябрьская революция по действующему календарю - ноябрьская.
Дымится кровью и железом Заката рана ножевая - Счастлив тот, кто не знает, как дымится железо. Он не видел, как взрываются снаряды. И почему мясо называют парным, он тоже не знает. (Особенно, когда скотину забивают на холоде). Ну, и конечно, дымит закат, потому что облака перистые. И закат этот дымится не где-нибудь, а в западном направлении.
Еще один ломоть отрезан От солнечного каравая,
Можно сравнить каравай с солнцем. Можно сравнить его со временем. Но я так думаю, что солнечным караваем можно назвать и то, что это солнце создало. Например, солнечную страну.
Отрезан и почти доеден Земным народом многоротым, Ненасытность, алчность, недальновидность толпы.
И мир вот-вот уже доедет До пустоты за поворотом. А чего ещё ждать при таком раскладе, когда человек человеку враг? Конца света, разумеется. Повороты, перевороты, куда ведут? В пустоту неизведанную.
Массовке, занятой в параде, Воздав Как там было про революции? «В этом и заключается искусство политики, бузят, лезут на баррикады, погибают одни, которым вложили в головы только лозунги, жажду несправедливости и мести, вот они и приводят к власти своих поводырей. Ну а тем ничего не остается как взять и руководить раз доверили, попросили. Это потом становится понятным, что не того слушались и не то услышали, когда пройдет похмелье.» - эта цитата из инета.
под журавлиный лепет, По желтой липовой награде Под сердце осень щедро влепит, «Летят журавли...» «Мне кажется порою, что солдаты...» Влепить награду под сердце... А знаете, пуля ведь тоже жёлтая. Посмертные медали - кому они нужны? А неясный лепет - потому что забыты эти жертвы уже. Одарит царственно и канет, Всё. Власти рассчитались, и умывают руки. А что дальше? И снова щенною волчицей Тоска с обвисшими сосками За нами будет волочиться. А дальше всё то же самое. Тот же грабёж, бедность, и бесправие. Голодная волчица с выжатыми до капли сосками, волочащими по земле в образе тоски - сногсшибательна. Вы видали когда-нибудь, какие выразительные глаза у голодной кормящей собаки? И снова дробь свинцовых ливней Катая пальцами под кожей, Для меня здесь ключевые слова не свинцовые ливни, а свинцовая дробь. Натуральная, застрявшая в плоти после ранения. И не обязательно дробь это, а может и - осколок снаряда, или пуля. Попал под раздачу(ливень или свинцовый град, называется. Мы удивляемся наивно, Как эти осени похожи! Революция красная, революция оранжевая. До ноября 2013 автор не дожил... Лишь сорок раз их повторив, мы На сорок первом повтореньи Сколько там лет Моисей народ водил по пустыне?
Вдруг понимаем - это рифмы! В бо-жест-вен-ном стихотвореньи...
Ну, финал вопросов не вызывает, я думаю )
Вот такое моё впечатление от прочитанного. Конечно, я могу сто раз ошибаться, и стих этот просто про осень, но ... Не укладываются все образы чисто в осень, на мой взгляд. Ну почему тогда - сорок осеней? Почему не 50, как автору, скажем., или не 2000? А дробь под кожей? Да и почему тоска? Ни жёлтая осень, ни снежная зима сами по себе тоску не вызывают. Да и огненный закат не всегда к таким ассоциациям приводит, как кровь и железо. И вот именно, только мастер так напишет о политике, что его и обвинить в этом нельзя. ) Бо-жест-вен-ная комедия...
Hellin, браво! Пожалуй, это первый случай альтернативной интерпретации, когда мне совсем не хочется возражать. Ваши выводы - не абсурдны, не противоречивы. Вы действительно "видите" стихи и умеете анализировать их. Картина, нарисованная Вами, вполне основательна и имеет право на существование так же, как и моя)
К сожалению, мы не можем спросить самого Царёва - о том, чей взгляд ближе к истине. Я думаю, мы обе правы. Это стихотворение - сложный синтез разных мотивов.
Я сейчас просмотрела на Стихире диалоги под этим стихотворением. Там нет ничего, что могло бы дать ключ к его пониманию. Разве что вот эта фраза самого автора:
Время - листок черновика, где со скоростью шестьдесят минут в час пишется стих (наш мир). А природные циклы - рифмы на языке вечности :) Игорь Царев 14.02.2011 17:02
Спасибо, Юлия ) Да, конечно, канва осени здесь не случайна. Разумеется, это пейзажная лирика, но, на мой взгляд, здесь нет случайных образов. Так вот подруге и передайте
И, конечно, очень скорбно, что из жизни уходят хорошие люди "не допев, не дописав", но эти повести пишем не мы, сами понимаете. Правда, я думаю, автор всё равно бы не стал нам ничего рассказывать )
Он мог бы не рассказывать построчно, а сказать, кто ближе к истине. Он доброжелательный и не высокомерный был человек. Кстати, его настоящая фамилия - Могила. И когда он в качестве редактора правил чужие статьи-рассказы, приговаривал: " Горбатого Могила исправит". Вспомнилось вот...
Гулим, согласна с вами, у меня при прочтении тоже первая мысль, что стихотворение апокалиптическое, ночь — это слишком мелко, имеется в виду глобальная пустота.
Мне кажется, что стих не только про осень, и октябрьская (р)эволюция - абсолютно не случайное созвучие. Своё вИдение я так быстро не оформлю, но попытаюсь.
Я тоже думала об этом, есть там мотивы великих перемен, катаклизмов... Но, изучив всё под лупой, я пришла к выводу, что доминирует другая тема, о которой и написала. Но дискуссия не закрыта, конечно) Спасибо)
какая увлекательная дискуссия! для литературоведческого анализа необходимы еще контексты – время написания текста, обстоятельства жизни и времени, «технические параметры объекта исследования». Для читательского анализа все это не важно. Читателю, по большому счету, не важен автор. Есть текст и есть читатель – больше для поэзии не нужно, дальше вступают качественные характеристики текста и начитанность читателя, его опыт. Если текст зацепил, то читатель заинтересуется автором, чем многослойней текст, тем больше читателей он зацепит и тем дольше их удержит. Здесь многослойный текст, ассоциации и направления раздумий уже были высказаны в комментариях. Мне показалось, это из образа горна, горнила. Закат, осень, эпоха перемен, горнило власти, жизненный рубеж - везде точка переплавки в следующий этап. Такой текст написанный в 60-е или 70-е мог быть диссидентским, а после 2000-х несколько коньюнктурным.
Лори, спасибо за прочтение и мнение!)) Конечно, Вы правы, всё не однозначно. Я тоже сначала думала, что здесь есть политические нотки. Но если так, то многие образы остаются не у дел, зависают в воздухе - сами по себе. И только к контексте пейзажной лирики они начинают "играть" и обретать смысл... А вообще, сколько людней, столько и вИдений))
согласна. просто здесь подбор слов изначально задает дополнительный эмоциональный фон, который формирует другое прочтение, вне текста. Кстати, вчера случайно на лекции по стилистике народ размышлял над фразой "Глокая куздра..." Сразу возникает агрессивное прочтение, хотя можно подложить совершенно нейтральный смысл, к примеру стрижка в парикмахерской)) Значит в этой фразе агрессивный фон создают звуки, аналогично разбираемому тексту Царёва. Т.к. я не знаток его поэзии, то смотрела отстранённо, куда могут затянуть ассоциации, на что намекнуть дополнительно.
А ведь и правда, мне за "глокой куздрой" мерещится "бодливая корова" или "кусачая собака", но не "пушистая кошка" или "любимая мама")))
Ну да, кровь, железо, ножевой порез, дым - уже агрессия. Невольные ассоциации могут завести далеко от пейзажной темы. Но у Царева это и не пейзаж в чистом виде, а скорее психологическая лирика. И настроения тревоги, опасности, ощущения финала - уместны тоже)
вот и получается, что текст и читатель друг для друга одновременно и зеркало, и объект отражения, а дальше - качество зеркала и глубина объекта)) Людей же не заставляют придумывать ассоциации (обычно) Поэтому очень интересно было в комплекте читать - статью и комментарии. спасибо за удовольствие всем участникам!
У вас, Юлия, простите пожалуйста, всё же угадывается первичная любовь к стихам Царёва, а уж затем, вторично, идёт такой восторженный анализ стихотворения "Октябрьская эволюция". А ведь там всё красиво только, если не вдумываться.
Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится?
Про солнечный каравай Пупкин уже сказал.
Пустота за поворотом ------- как-то очень плакатно и ходульно. И "мир ... доедет" --- слишком откровенно это слово здесь ради рифмы "доеден -- доедет". И пустота эта за поворотом --- а если мир не будет поворачивать, то и в пустоту не вляпается, так выходит?
Массовке, занятой в параде, --- что за массовка? в каком параде? Воздав под журавлиный лепет, --- журавли-то тут зачем? ради звукописи, что ли? По желтой липовой награде --- странный гибрид; жёлтый осенний лист и ненастоящая награда. Под сердце осень щедро влепит, --- хотелось бы понять, у массовки -- одно сердце? почему "под"? Одарит царственно и канет, И снова щенною волчицей --- почему снова? бывало уже такое, да? Тоска с обвисшими сосками --- чудо-образ, но немножко как светофор в лесу, такой же органичный. За нами будет волочиться. --------------------- Это восьмистрочие напоминает букет из торчащих в разные стороны предметов, соединённых не слишком умно и со вкусом.
И снова дробь свинцовых ливней --- свинец тут тоже для усиления, как и волчица, надо полагать? Катая пальцами под кожей, --- мы катаем? катаем пальцами дробь? под кожей? -- пощадите! Мы удивляемся наивно, Как эти осени похожи! Лишь сорок раз их повторив, мы --- что повторив? катание дроби под кожей? или осени? это как? На сорок первом повтореньи Вдруг понимаем - это рифмы! --- ага! мы, оказывается, рифмы повторяем! а думали что? В бо-жест-вен-ном стихотворенье... --- а слышится почему-то -- в царёвом неземном творенье...
Занавес.
Пожалуйста, не злитесь на меня, Юлия. Я не злой и не циничный. Но, яркость, выпуклость образов, их смысловая и художественная связность, бесспорность концепции, стройность произведения, красота и сила воздействия царёвского стиха -- это ваше восприятие. Не скажу, что только ваше, но далеко не всеобщее.
Евгений, спасибо за отзыв) На многие вопросы из тех, что Вы задали (пусть риторически), есть ответы и в самой рецензии, и ниже, в диалогах. Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится? О том, как это возможно, сказала не только я, но и Логиня. Метод буквального толкования образа к стихам неприменим, как правило. Но не буду углубляться в частности. У всех разное восприятие образов, кто-то не воспринимает их вообще. И тут бесполезно что-то объяснять, хоть целую диссертацию напиши.
светите, фонари! - это понятно. вонзайте в небо, фонари, лучей наточенный копья! - уже труднее. Сами фонари, что ли, острые, как копья? Да ну, бросьте, у них закруглённые "вершинки", иначе где поместится осветительный элемент? Или лучи острые? Но свет же распространяется прямолинейно, луч не может заостряться в конце! И вообще, фонарь (уличный) светит вниз, себе "под ноги", какое небо? А вот Андрей Белый написал эту строку, и люди с воображением её понимают без вопросов, хотя, если начать изучать её под лупой, найдёшь нестыковки.
Есть такой принцип - бритвы Оккама. Не плодите сущности без необходимости. ВСЕ СТРОКИ стихотворения - в моей трактовке - складываются в одну цельную картину: осень, закат, листопад, улетающие птицы, бегущие по улицам люди... ВСЕ образы становятся логичными, если увидеть их именно под этим углом. Значит, этот угол зрения верный, и искать другой нет смысла - картинка рассыплется, как это и случилось в Вашем случае.
Как ни странно, но я, прочтя впопыхах Октябрьская РЕВОЛЮЦИЯ, первую строфу восприняла совершенно иначе.
Дымится кровью и железом Заката рана ножевая - Еще один ломоть отрезан От солнечного каравая, ( от благополучной жизни) Отрезан и почти доеден Земным народом многоротым, И мир вот-вот уже доедет До пустоты за поворотом. ( и что ждёт страну впереди...)
Массовке, занятой в параде, Воздав под журавлиный лепет, (пропаганда) По желтой липовой награде Под сердце осень щедро влепит, (революционная массовка будет награждена, но награды - липовые)
И только тут я растерялась, перешла к началу стихотворения и поняла, что оно не о том... Вот, что может сделать невнимательное прочтение заглавия))).
В ином контексте строки "Еще один ломоть отрезан От солнечного каравая" можно было бы расценить и как образ распада страны (наступление вражеских войск по нашей территории, отделение республик от бывшего Союза и т. п.)
Образное мышление - дар от рождения и не каждому даётся. В хороших стихах, в картинах, в классической музыке логику искать - нонсенс. Спасибо, Юлия, за интересную тему.
Спасибо за отзыв, Мишуня) А насчет логики - тут можно спорить. Если человек сформулировал мысль так, что она стала нелогичной и непонятной - это ведь едва ли можно считать плюсом произведения?)
Гармония образов составляет полотно сти-ния. Нелогичные образы ВЫПАДАЮТ из сти-ния. Я так думаю и часто встречаю у стихотворцев. У поэтов такого не встречал. И.Царёв - Поэт!
Неостановимо.
Ну, а бывает - мимо нас))
Хуже, если человек вообще ни над чем не думает) Может ему и легче живется, но поменяться с ним не хочется))
"...катая пальцами под кожей" - я не поняла, пока не прочитала пояснение.
Спасибо, Юлия!
Спасибо, рада, если не заскучали))
Во-первых, явно не случайное название. Заметьте, что октябрьская революция по действующему календарю - ноябрьская.
Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая -
Счастлив тот, кто не знает, как дымится железо. Он не видел, как взрываются снаряды.
И почему мясо называют парным, он тоже не знает. (Особенно, когда скотину забивают на холоде).
Ну, и конечно, дымит закат, потому что облака перистые. И закат этот дымится не где-нибудь, а в западном направлении.
Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая,
Можно сравнить каравай с солнцем. Можно сравнить его со временем. Но я так думаю, что солнечным караваем можно назвать и то, что это солнце создало. Например, солнечную страну.
Отрезан и почти доеден
Земным народом многоротым,
Ненасытность, алчность, недальновидность толпы.
И мир вот-вот уже доедет
До пустоты за поворотом.
А чего ещё ждать при таком раскладе, когда человек человеку враг? Конца света, разумеется. Повороты, перевороты, куда ведут? В пустоту неизведанную.
Массовке, занятой в параде, Воздав
Как там было про революции?
«В этом и заключается искусство политики, бузят, лезут на баррикады, погибают одни, которым вложили в головы только лозунги, жажду несправедливости и мести, вот они и приводят к власти своих поводырей. Ну а тем ничего не остается как взять и руководить раз доверили, попросили. Это потом становится понятным, что не того слушались и не то услышали, когда пройдет похмелье.» - эта цитата из инета.
под журавлиный лепет, По желтой липовой награде Под сердце осень щедро влепит,
«Летят журавли...» «Мне кажется порою, что солдаты...»
Влепить награду под сердце... А знаете, пуля ведь тоже жёлтая. Посмертные медали - кому они нужны?
А неясный лепет - потому что забыты эти жертвы уже.
Одарит царственно и канет,
Всё. Власти рассчитались, и умывают руки. А что дальше?
И снова щенною волчицей
Тоска с обвисшими сосками
За нами будет волочиться.
А дальше всё то же самое. Тот же грабёж, бедность, и бесправие. Голодная волчица с выжатыми до капли сосками, волочащими по земле в образе тоски - сногсшибательна. Вы видали когда-нибудь, какие выразительные глаза у голодной кормящей собаки?
И снова дробь свинцовых ливней
Катая пальцами под кожей,
Для меня здесь ключевые слова не свинцовые ливни, а свинцовая дробь.
Натуральная, застрявшая в плоти после ранения. И не обязательно дробь это, а может и - осколок снаряда, или пуля. Попал под раздачу(ливень или свинцовый град, называется.
Мы удивляемся наивно,
Как эти осени похожи!
Революция красная, революция оранжевая. До ноября 2013 автор не дожил...
Лишь сорок раз их повторив, мы
На сорок первом повтореньи
Сколько там лет Моисей народ водил по пустыне?
Вдруг понимаем - это рифмы!
В бо-жест-вен-ном стихотвореньи...
Ну, финал вопросов не вызывает, я думаю )
Вот такое моё впечатление от прочитанного. Конечно, я могу сто раз ошибаться, и стих этот просто про осень, но ...
Не укладываются все образы чисто в осень, на мой взгляд. Ну почему тогда - сорок осеней? Почему не 50, как автору, скажем., или не 2000? А дробь под кожей? Да и почему тоска? Ни жёлтая осень, ни снежная зима сами по себе тоску не вызывают. Да и огненный закат не всегда к таким ассоциациям приводит, как кровь и железо. И вот именно, только мастер так напишет о политике, что его и обвинить в этом нельзя. )
Бо-жест-вен-ная комедия...
Пожалуй, это первый случай альтернативной интерпретации, когда мне совсем не хочется возражать.
Ваши выводы - не абсурдны, не противоречивы. Вы действительно "видите" стихи и умеете анализировать их. Картина, нарисованная Вами, вполне основательна и имеет право на существование так же, как и моя)
К сожалению, мы не можем спросить самого Царёва - о том, чей взгляд ближе к истине. Я думаю, мы обе правы. Это стихотворение - сложный синтез разных мотивов.
Я сейчас просмотрела на Стихире диалоги под этим стихотворением. Там нет ничего, что могло бы дать ключ к его пониманию. Разве что вот эта фраза самого автора:
Время - листок черновика, где со скоростью шестьдесят минут в час пишется стих (наш мир). А природные циклы - рифмы на языке вечности :)
Игорь Царев 14.02.2011 17:02
Спасибо за диалог, всегда рада)
Да, конечно, канва осени здесь не случайна. Разумеется, это пейзажная лирика, но, на мой взгляд, здесь нет случайных образов. Так вот подруге и передайте
И, конечно, очень скорбно, что из жизни уходят хорошие люди "не допев, не дописав", но эти повести пишем не мы, сами понимаете. Правда, я думаю, автор всё равно бы не стал нам ничего рассказывать )
Кстати, его настоящая фамилия - Могила. И когда он в качестве редактора правил чужие статьи-рассказы, приговаривал: " Горбатого Могила исправит".
Вспомнилось вот...
Но, изучив всё под лупой, я пришла к выводу, что доминирует другая тема, о которой и написала.
Но дискуссия не закрыта, конечно)
Спасибо)
для литературоведческого анализа необходимы еще контексты – время написания текста, обстоятельства жизни и времени, «технические параметры объекта исследования». Для читательского анализа все это не важно. Читателю, по большому счету, не важен автор. Есть текст и есть читатель – больше для поэзии не нужно, дальше вступают качественные характеристики текста и начитанность читателя, его опыт. Если текст зацепил, то читатель заинтересуется автором, чем многослойней текст, тем больше читателей он зацепит и тем дольше их удержит.
Здесь многослойный текст, ассоциации и направления раздумий уже были высказаны в комментариях. Мне показалось, это из образа горна, горнила. Закат, осень, эпоха перемен, горнило власти, жизненный рубеж - везде точка переплавки в следующий этап. Такой текст написанный в 60-е или 70-е мог быть диссидентским, а после 2000-х несколько коньюнктурным.
Конечно, Вы правы, всё не однозначно.
Я тоже сначала думала, что здесь есть политические нотки. Но если так, то многие образы остаются не у дел, зависают в воздухе - сами по себе. И только к контексте пейзажной лирики они начинают "играть" и обретать смысл...
А вообще, сколько людней, столько и вИдений))
Ну да, кровь, железо, ножевой порез, дым - уже агрессия. Невольные ассоциации могут завести далеко от пейзажной темы.
Но у Царева это и не пейзаж в чистом виде, а скорее психологическая лирика. И настроения тревоги, опасности, ощущения финала - уместны тоже)
А ведь там всё красиво только, если не вдумываться.
Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится?
Про солнечный каравай Пупкин уже сказал.
Пустота за поворотом ------- как-то очень плакатно и ходульно. И "мир ... доедет" --- слишком откровенно это слово здесь ради рифмы "доеден -- доедет". И пустота эта за поворотом --- а если мир не будет поворачивать, то и в пустоту не вляпается, так выходит?
Массовке, занятой в параде, --- что за массовка? в каком параде?
Воздав под журавлиный лепет, --- журавли-то тут зачем? ради звукописи, что ли?
По желтой липовой награде --- странный гибрид; жёлтый осенний лист и ненастоящая награда.
Под сердце осень щедро влепит, --- хотелось бы понять, у массовки -- одно сердце? почему "под"?
Одарит царственно и канет,
И снова щенною волчицей --- почему снова? бывало уже такое, да?
Тоска с обвисшими сосками --- чудо-образ, но немножко как светофор в лесу, такой же органичный.
За нами будет волочиться. ---------------------
Это восьмистрочие напоминает букет из торчащих в разные стороны предметов, соединённых не слишком умно и со вкусом.
И снова дробь свинцовых ливней --- свинец тут тоже для усиления, как и волчица, надо полагать?
Катая пальцами под кожей, --- мы катаем? катаем пальцами дробь? под кожей? -- пощадите!
Мы удивляемся наивно,
Как эти осени похожи!
Лишь сорок раз их повторив, мы --- что повторив? катание дроби под кожей? или осени? это как?
На сорок первом повтореньи
Вдруг понимаем - это рифмы! --- ага! мы, оказывается, рифмы повторяем! а думали что?
В бо-жест-вен-ном стихотворенье... --- а слышится почему-то -- в царёвом неземном творенье...
Занавес.
Пожалуйста, не злитесь на меня, Юлия. Я не злой и не циничный. Но, яркость, выпуклость образов, их смысловая и художественная связность, бесспорность концепции, стройность произведения, красота и сила воздействия царёвского стиха -- это ваше восприятие. Не скажу, что только ваше, но далеко не всеобщее.
Евгений.
На многие вопросы из тех, что Вы задали (пусть риторически), есть ответы и в самой рецензии, и ниже, в диалогах.
Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится?
О том, как это возможно, сказала не только я, но и Логиня. Метод буквального толкования образа к стихам неприменим, как правило.
Но не буду углубляться в частности.
У всех разное восприятие образов, кто-то не воспринимает их вообще. И тут бесполезно что-то объяснять, хоть целую диссертацию напиши.
светите, фонари! - это понятно.
вонзайте в небо, фонари, лучей наточенный копья! - уже труднее. Сами фонари, что ли, острые, как копья? Да ну, бросьте, у них закруглённые "вершинки", иначе где поместится осветительный элемент?
Или лучи острые? Но свет же распространяется прямолинейно, луч не может заостряться в конце!
И вообще, фонарь (уличный) светит вниз, себе "под ноги", какое небо?
А вот Андрей Белый написал эту строку, и люди с воображением её понимают без вопросов, хотя, если начать изучать её под лупой, найдёшь нестыковки.
Есть такой принцип - бритвы Оккама. Не плодите сущности без необходимости. ВСЕ СТРОКИ стихотворения - в моей трактовке - складываются в одну цельную картину: осень, закат, листопад, улетающие птицы, бегущие по улицам люди... ВСЕ образы становятся логичными, если увидеть их именно под этим углом. Значит, этот угол зрения верный, и искать другой нет смысла - картинка рассыплется, как это и случилось в Вашем случае.
Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая -
Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая, ( от благополучной жизни)
Отрезан и почти доеден
Земным народом многоротым,
И мир вот-вот уже доедет
До пустоты за поворотом. ( и что ждёт страну впереди...)
Массовке, занятой в параде,
Воздав под журавлиный лепет, (пропаганда)
По желтой липовой награде
Под сердце осень щедро влепит, (революционная массовка будет награждена, но награды - липовые)
И только тут я растерялась, перешла к началу стихотворения и поняла, что оно не о том...
Вот, что может сделать невнимательное прочтение заглавия))).
В ином контексте строки
"Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая"
можно было бы расценить и как образ распада страны (наступление вражеских войск по нашей территории, отделение республик от бывшего Союза и т. п.)
А насчет логики - тут можно спорить. Если человек сформулировал мысль так, что она стала нелогичной и непонятной - это ведь едва ли можно считать плюсом произведения?)
Спасибо)