• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение Добавить в избранное 20:52
   Вход
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 38
Гостей: 23
Пользователей: 15

Пользователи онлайн
Кто сегодня заходил

Поиск
Слово, фразу на сайте
Никнейм (первые буквы)

Вход
Никнейм:
Пароль:
Главная » Произведения » Проза » Статьи

Стихи проходят мимо нас...
Статьи



Однажды моя подруга, по профессии музыкант, решила выяснить, есть ли у неё «слух» на стихи, в достаточной ли мере она их понимает. И попросила меня показать ей что-нибудь очень качественное и не заумное, с образами, которые легко «дешифруются», однако не лежат на поверхности.

Я принесла ей стихи Игоря Царёва, прекрасного современного поэта, увы, недавно ушедшего из жизни.
Прошу внимания:

Октябрьская эволюция

Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая -
Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая,
Отрезан и почти доеден
Земным народом многоротым,
И мир вот-вот уже доедет
До пустоты за поворотом.

Массовке, занятой в параде,
Воздав под журавлиный лепет,
По желтой липовой награде
Под сердце осень щедро влепит,
Одарит царственно и канет,
И снова щенною волчицей
Тоска с обвисшими сосками
За нами будет волочиться.

И снова дробь свинцовых ливней
Катая пальцами под кожей,
Мы удивляемся наивно,
Как эти осени похожи!
Лишь сорок раз их повторив, мы
На сорок первом повтореньи
Вдруг понимаем - это рифмы!
В бо-жест-вен-ном стихотвореньи...


Я хочу надеяться, что вы поняли больше, чем моя подруга – и в целом, и построчно.
После прочтения она сказала: «Ну, хороший стих. Про осень, про листья, про дожди». Я возразила: «Этак и «Евгения Онегина» можно свести к одной характеристике: «про безответную любовь». И зачем только автор над поворотами сюжета работал и детали выписывал?»

– А в детали этого стихотворения тоже надо вдумываться? – подруга удивленно вскинула брови. - Мне казалось, если в целом текст звучит красиво – то этого достаточно. Есть несколько главных мыслей и фраз, они и остаются в памяти, а остальное – словесно-звуковой фон для заполнения пустот.

Увидев несогласие на моем лице, она уточнила:

-Ну, скажи тогда, что там доедено, какой каравай? На чём кровь с железом? А награда - кому вручена? Разве во всём этом есть смысл?

Я опешила. На мой взгляд, здесь настолько всё на поверхности, что даже и «расшифровывать» неловко, тем более умному человеку. Это вроде как анекдот рассказать, а потом начать объяснять, в чём там «прикол». Однако ничего другого мне не осталось...

Оказывается, не все умеют выходить за рамки привычного вИдения мира. Но это не признак низкого интеллекта: просто у многих людей отсутствует образное мышление...

Я публикую эту статью для тех, кто, подобно моей подруге, испытал сложности с «дешифровкой» конкретных фрагментов этого текста (или теста), а также для тех, кто хочет сопоставить своё понимание с моим. Я самоуверенно полагаю, что правильно считала авторскую задумку, но всё же допускаю, что у кого-то возникнут иные версии, тоже заслуживающие внимания.

Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая –

Представьте длинный и красный ножевой порез. Вот таким автору видится горизонт в закатных лучах: как будто огромный нож рассёк небо, и оно закровоточило. Почему закат «дымится»? Возможно, такой эффект создаёт серо-красное марево облаков.

Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая,

Солнце всё ниже. Черта горизонта перерезает его, как нож хлебный каравай. Смотришь – есть солнце. А через минуту его уже на «ломтик» меньше...

Отрезан и почти доеден
Земным народом многоротым,

Если солнце сравнивается с хлебом, то образ развивается дальше именно в этом направлении (реализация метафоры это называется). Хлеб ведь не просто так режут, а для еды. Вот и каравай солнца вроде как «съели». Кто? А все люди: разве мы не питаемся солнечным светом и теплом? Скушали животворящее солнышко, и нет у него сегодня больше сил нас «кормить»: ослабело и упало вниз.

И мир вот-вот уже доедет
До пустоты за поворотом.

Мир катится в ночь. Ночью ничего не видно, «пусто».

Массовке, занятой в параде,
Воздав под журавлиный лепет,

Толпы народа идут по улицам. Людей так много, что автору пришла мысль о массовке, параде (возможно, вечерний «час пик»).
Ну, про журавлей - без комментариев. Улетают - значит осень. Но это и из названия понятно. Просто ещё один штрих к картине.

По желтой липовой награде
Под сердце осень щедро влепит,

Что может быть у липы жёлтого - осенью? Конечно листья! Листопад идёт - прямо на людей. В городе ведь бывают липовые аллеи, вероятно, там и происходит действие. Листья падают на голову, плечи... Те, которые «прилепляются» к груди, напоминают автору ордена-медали (цветом и формой, очевидно). Он и говорит, что осень «влепила» каждому по листку-награде.

Слово «липовая» имеет ещё второе значение – фальшивая. И оно тоже здесь работает. Не считать же настоящей наградой медальку в виде листка?

Одарит царственно и канет,
Как цари одаривали угодных людей? Золотом. Осень тоже одарит - золотом листопада. Она же «золотая», ей не жалко! А потом уйдёт... И закончится сказка, наступит мрачное предзимье:

И снова щенною волчицей
Тоска с обвисшими сосками
За нами будет волочиться.

Если тоска сравнивается с волчицей, значит, признаки волчицы переносятся на тоску. Волчица какая? Первое, что приходит в голову – злая, серая. Тоска, значит, тоже злая (как и положено) и одноцветно-минорная.

«Волчица с обвисшими сосками» – наверное, немолодая, нездоровая, некрасивая, унылая. Тоска, стало быть, тоже застарелая, многодневная, отвратительная.

А почему волчица щенная (брюхатая)? Размножаться будет, однако. И тоска, увы-увы, будет только увеличиваться со временем. Так кажется автору.

И снова дробь свинцовых ливней
Катая пальцами под кожей,

Самое сложное место: зацепка для воображения здесь не очень чёткая, и я не стану настаивать на правоте своей версии. Предполагаю, что речь идет о состоянии-настроении человека: как будто не только на улице, но и внутри, где-то «под кожей», идёт дождь - знобящий, вызывающий мурашки. Осень пришла и в город, и к лиргерою в душу.

Мы удивляемся наивно,
Как эти осени похожи!

Осень как сезон года похожа на осень внутреннюю, душевную.

Лишь сорок раз их повторив, мы
На сорок первом повтореньи

ЛГ прожил 40 лет, видел осень 40 раз, и на 41 году ему пришло в голову сравнение:

Вдруг понимаем - это рифмы!
В бо-жест-вен-ном стихотвореньи...

Рифмуются сходные по звучанию слова, и так же, как эти слова, «рифмуются» сезоны: лето «созвучно» с другим летом (солнцем, жарой), осень – с другой осенью (дождём, листопадом) и т. д. Бог пишет стихотворение, в котором четыре времени года – четверостишие. Наступит следующий год - будет новое четверостишие. И вот – получается стишок. Бог ведь только явлениями природы может с нами разговаривать.

Пожалуй, у меня всё.
Сухим прозаическим языком эта картинка могла быть обрисована так: «Осенний вечер. Солнце садится, идёт листопад. По городским улицам спешат прохожие. Скоро дни золотой осени истекут, и начнётся непогода. У людей испортится настроение».

Всё понятно, но... неинтересно. Душа не разворачивается. А стихи Царёва творят чудо – их не только «видишь», но как будто даже слышишь (шуршание под ногами, журавлиные клики), осязаешь (холодок по коже, прикосновения ветра и падающих листьев) и т. д. Они показывают нам мир через призму сознания другого ч-ка – живописца слова. И этот непривычный взгляд становится настоящим открытием для читателя с хорошим воображением.


 Опубликовано: 07/09/17, 09:31 | Свидетельство о публикации № 18-07/09/17-38012 | Просмотров: 260 | Комментариев: 39



Загрузка...
Все комментарии:

какая увлекательная дискуссия!
для литературоведческого анализа необходимы еще контексты – время написания текста, обстоятельства жизни и времени, «технические параметры объекта исследования». Для читательского анализа все это не важно. Читателю, по большому счету, не важен автор. Есть текст и есть читатель – больше для поэзии не нужно, дальше вступают качественные характеристики текста и начитанность читателя, его опыт. Если текст зацепил, то читатель заинтересуется автором, чем многослойней текст, тем больше читателей он зацепит и тем дольше их удержит.
Здесь многослойный текст, ассоциации и направления раздумий уже были высказаны в комментариях. Мне показалось, это из образа горна, горнила. Закат, осень, эпоха перемен, горнило власти, жизненный рубеж - везде точка переплавки в следующий этап. Такой текст написанный в 60-е или 70-е мог быть диссидентским, а после 2000-х несколько коньюнктурным.
Лори_Лен  (20/10/17 12:41)     


У вас, Юлия, простите пожалуйста, всё же угадывается первичная любовь к стихам Царёва, а уж затем, вторично, идёт такой восторженный анализ стихотворения "Октябрьская эволюция".
А ведь там всё красиво только, если не вдумываться.

Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится?

Про солнечный каравай Пупкин уже сказал.

Пустота за поворотом ------- как-то очень плакатно и ходульно. И "мир ... доедет" --- слишком откровенно это слово здесь ради рифмы "доеден -- доедет". И пустота эта за поворотом --- а если мир не будет поворачивать, то и в пустоту не вляпается, так выходит?

Массовке, занятой в параде, --- что за массовка? в каком параде?
Воздав под журавлиный лепет, --- журавли-то тут зачем? ради звукописи, что ли?
По желтой липовой награде --- странный гибрид; жёлтый осенний лист и ненастоящая награда.
Под сердце осень щедро влепит, --- хотелось бы понять, у массовки -- одно сердце? почему "под"?
Одарит царственно и канет,
И снова щенною волчицей --- почему снова? бывало уже такое, да?
Тоска с обвисшими сосками --- чудо-образ, но немножко как светофор в лесу, такой же органичный.
За нами будет волочиться. ---------------------
Это восьмистрочие напоминает букет из торчащих в разные стороны предметов, соединённых не слишком умно и со вкусом.

И снова дробь свинцовых ливней --- свинец тут тоже для усиления, как и волчица, надо полагать?
Катая пальцами под кожей, --- мы катаем? катаем пальцами дробь? под кожей? -- пощадите!
Мы удивляемся наивно,
Как эти осени похожи!
Лишь сорок раз их повторив, мы --- что повторив? катание дроби под кожей? или осени? это как?
На сорок первом повтореньи
Вдруг понимаем - это рифмы! --- ага! мы, оказывается, рифмы повторяем! а думали что?
В бо-жест-вен-ном стихотворенье... --- а слышится почему-то -- в царёвом неземном творенье...

Занавес.

Пожалуйста, не злитесь на меня, Юлия. Я не злой и не циничный. Но, яркость, выпуклость образов, их смысловая и художественная связность, бесспорность концепции, стройность произведения, красота и сила воздействия царёвского стиха -- это ваше восприятие. Не скажу, что только ваше, но далеко не всеобщее.

Евгений.
БЖеЖе  (20/10/17 01:00)     


Евгений, спасибо за отзыв)
На многие вопросы из тех, что Вы задали (пусть риторически), есть ответы и в самой рецензии, и ниже, в диалогах.
Дымится ... и железом ------- почему железом, как это закат может железом дымится?
О том, как это возможно, сказала не только я, но и Логиня. Метод буквального толкования образа к стихам неприменим, как правило.
Но не буду углубляться в частности.
У всех разное восприятие образов, кто-то не воспринимает их вообще. И тут бесполезно что-то объяснять, хоть целую диссертацию напиши.

светите, фонари! - это понятно.
вонзайте в небо, фонари, лучей наточенный копья! - уже труднее. Сами фонари, что ли, острые, как копья? Да ну, бросьте, у них закруглённые "вершинки", иначе где поместится осветительный элемент?
Или лучи острые? Но свет же распространяется прямолинейно, луч не может заостряться в конце!
И вообще, фонарь (уличный) светит вниз, себе "под ноги", какое небо?
А вот Андрей Белый написал эту строку, и люди с воображением её понимают без вопросов, хотя, если начать изучать её под лупой, найдёшь нестыковки.

Есть такой принцип - бритвы Оккама. Не плодите сущности без необходимости. ВСЕ СТРОКИ стихотворения - в моей трактовке - складываются в одну цельную картину: осень, закат, листопад, улетающие птицы, бегущие по улицам люди... ВСЕ образы становятся логичными, если увидеть их именно под этим углом. Значит, этот угол зрения верный, и искать другой нет смысла - картинка рассыплется, как это и случилось в Вашем случае.
Юлия_Мигита  (20/10/17 11:07)     


Как ни странно, но я, прочтя впопыхах Октябрьская РЕВОЛЮЦИЯ, первую строфу восприняла совершенно иначе.

Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая -
Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая, ( от благополучной жизни)
Отрезан и почти доеден
Земным народом многоротым,
И мир вот-вот уже доедет
До пустоты за поворотом. ( и что ждёт страну впереди...)

Массовке, занятой в параде,
Воздав под журавлиный лепет, (пропаганда)
По желтой липовой награде
Под сердце осень щедро влепит, (революционная массовка будет награждена, но награды - липовые)

И только тут я растерялась, перешла к началу стихотворения и поняла, что оно не о том...
Вот, что может сделать невнимательное прочтение заглавия))).
Галка_Сороко-Вороно  (25/09/17 19:44)     


Галочка, а преинтересная версия!))

В ином контексте строки
"Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая"

можно было бы расценить и как образ распада страны (наступление вражеских войск по нашей территории, отделение республик от бывшего Союза и т. п.)
Юлия_Мигита  (26/09/17 21:28)     


Образное мышление - дар от рождения и не каждому даётся. В хороших стихах, в картинах, в классической музыке логику искать - нонсенс. Спасибо, Юлия, за интересную тему.
Mishunya  (19/09/17 21:10)     


Спасибо за отзыв, Мишуня)
А насчет логики - тут можно спорить. Если человек сформулировал мысль так, что она стала нелогичной и непонятной - это ведь едва ли можно считать плюсом произведения?)
Юлия_Мигита  (20/09/17 13:14)     


Гармония образов составляет полотно сти-ния. Нелогичные образы ВЫПАДАЮТ из сти-ния. Я так думаю и часто встречаю у стихотворцев. У поэтов такого не встречал. И.Царёв - Поэт!
Mishunya  (20/09/17 13:34)     


На мой непросвещённый взгляд, стихи Царёва - прекрасны, а критики оных - нелепы. ;)
Алекс_Юстас  (09/09/17 16:21)     


Мне тоже очень нравятся его стихи - умные, глубокие и красивые. А критики... ну что ж, все имеют право на мнение)

Спасибо)
Юлия_Мигита  (20/09/17 13:13)     


Я не то, чтоб большой поклонник Царева, но Игорь был куда как одаренней многих заправских борзописцев.
В свое время я был весьма удивлен тем, что для многих посетителей литсайтов большая проблема сделать простенький анализ стихотворения. Хотя до сих пор классические анализы Лотмана в школярских программах стоят.
Собственно, диалоги под твоей статей показывают почему так происходит. Мда. Как там в свое время писал Санек Эпигонов? "Вы должны мне предоставить словарь метафор".
______________________
Если человек не научился понимать художественную природу мира, ему стихи противопоказаны. Ему нужно читать приказы да инструкции. Там нет нужды напрягаться.
"Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая" - это такому перцу непонятно.
"Возьмите изделие в левую руку, а край в правую, оторвите"... Вот это другое дело.
Berg  (08/09/17 13:17)     


Ага, если человеку доставляет удовольствие дешифровка, то вам сюда:

Место: в лесу: за оградой

и духом не словить! –
сказать – средь сна туманясь:
о свето-прорубь: т а м – в о д н о м орешнике! –
о бога ли в себе – его ли ум купаешь
и этим – до меня себя рябишь:
со-связью-мною-вместе-с-ним! –
и веянье – как от огня не-жгущего
Ас_Пупкин  (09/09/17 07:54)     


Вот зачем, если у человека нет желания заниматься литературоведением, он в него лезет и жалуется, что ему это неинтересно?
Можно подумать, что кто-то насильно заставляет заниматься хобби.
Berg  (09/09/17 10:04)     


Ас, ну и маразм же Вы сейчас процитировали))
Образ и МГТ - не одно и то же))
Юлия_Мигита  (20/09/17 13:17)     


Услышу птицу, только два луча
Отмерят на часах часов начало.
Спрошу у птицы: « Как ты там, скучала? »
- Я тоже без тебя весь час скучал. (с)

Если исходить из идеи простецкого буквоедства, то тут черте что и с боку ручка.

Какое начало может быть у часов, которые предмет? Отмерят на часах же. Какие лучи и откуда они взялись? Почему они отмеряют что-то на часах и как на это смотрит Верховный суд?

Как можно что-то спрашивать у птицы, если все птицы не способны к разумной речи?
____________
Какой мерою меряете, такой и вам отмерено будет. Увы, забывают об этом некоторые
Berg  (20/09/17 14:20)     


Всё бы это было довольно весело, если бы не было так печально. Я всегда поражался людям, которые строят свои аргументы отталкиваясь от логики отца Фёдора. Это я про "Сам дурак" говорю. И отвечу пожалуй цитатой из тех же Двенадцати стульев.
"От мёртвого осла уши получишь у Пушкина"
Тем более, что попытки уже имелись. И таки прав я был, сказав, что у вас с Марго общие интересы найдутся. Видел, что в той теме она отметилась. Скажу больше: она как-то тоже эпиграмму Пушкина критиковала, но с той разницей, что думала её автор не Пушкин, а Пупкин. biggrin
Ас_Пупкин  (25/09/17 18:27)     


Это очень хорошо, Пупкин, что вы саморазоблачаетесь. Добровольное признание того, что вы - Остап Мария Сулейман Бендер-бей, то бишь мелкий мошенник, может служить первым признаком исправления. Чтите уголовный кодекс и не берите себе в напарники престарелых предводителей уезного дворянства - зарежут во сне.
А Марго мне нравится - она умная.
Berg  (25/09/17 20:25)     


Разбор хороший. Но стихи Царева меня не восторгают.
Neihardt  (07/09/17 23:43)     


Спасибо, Neihardt!
Ну, эти конкретно стихи могут и не нравиться, но вообще творчество Царёва, я думаю, Вам было бы близко)
Юлия_Мигита  (07/09/17 23:53)     


Юлия, спасибо за статью, она нужная.
Меня всегда восхищало ваше умение видеть текст, умение сродниться с ним. Вы очень хороший читатель и внимательный критик.
monterrey  (07/09/17 23:40)     


Спасибо за добрые слова, monterrey) Но я не с каждым текстом могу сродниться)) Заумь не люблю. И когда в стихах красивости ради красивостей, без смысловой подложки)

Я не волшебник, я только учусь)
Юлия_Мигита  (07/09/17 23:51)     


Мы все не волшебники)) но у Вас получается хорошо, и это правда.
monterrey  (08/09/17 00:01)     


Я считаю, что читатель не должен задумываться, а что имел в виду автор и что хотел этим сказать. Он должен видеть картинку перед глазами (или ощущать состояние). При этом у разных читателей эта картинка может быть разной, у каждого своя, в силу индивидуальности восприятия. Не знаю, в тему ли комментарий, но навеян статьёй и предыдущими комментариями.
Ира_Сон  (07/09/17 23:16)     


Ну, задумываться иногда приходится, это неизбежно. Где-то автор намудрит, а где-то мы "тормознём".
А вообще, да: если решаешь стих как кроссворд, то исчезает удовольствие.
Касательно этого стиха - я как раз и вижу картинку, причем, с первого прочтения...
А вот насчет того, что "у разных читателей эта картинка может быть разной, у каждого своя, в силу индивидуальности восприятия" - можно долго дискутировать. Автор должен задавать вектор. Направление мысли и чувству. Если этого нет, и всё отдано на откуп читателю - то это и не стихи.
Вон, современная попса: споют четыре строчки, в которых нет ни малейшего смысла, а слушатели в этом что-то находят - каждый своё) Сами раскрашивают чёрный квадрат.

Спасибо за отзыв, Ира)
Юлия_Мигита  (07/09/17 23:45)     


"Если этого нет, и всё отдано на откуп читателю" - я не про этот случай. Я скорее о том, что на одни и те же слова у всех разные ассоциации.
Ира_Сон  (08/09/17 00:22)     


Дело здесь не в ассоциациях, а в отсутствии логики. Я даже не знаю, как этот художественный приём обозначить. Наверное ближе к метонимии, автор попытался дымящимся железом, выразить цвет заката. Ну, или не знаю, что он хотел сказать. Логика просела и троп развалился, оставив одни догадки.
Ас_Пупкин  (08/09/17 00:52)     


Прошу прощения за встрям. Не могу судить, насколько моё видение соответствует авторскому замыслу, но рана заката, дымящаяся кровью и железом, чётко проассоциировалась у меня с индустриальными пейзажами городских окраин на фоне красного заката, когда выхлопы труб и облака подсвечены низко стоящим солнцем.

И, прочитав остальные комментарии к статье, позволю себе заметить, что красные закаты вполне возможны и при незакатившемся солнце. Нередко наблюдаю их с нашей веранды.
Логиня  (08/09/17 02:47)     


Это, как говорится: а из нашего окна площадь красная видна. А может у автора часть обзора из окна занимает огромный небоскрёб стального цвета или огромный корабль такого же цвета. В этом-то всё и дело, что при желании можно найти соотношение с чем угодно, вот только автор промолчал что это такое. А значит, художественный приём в стихотворении равен нулю и не несёт никакой информации.Можно было тогда выписать только ключевые слова, а читатель пусть сам красоту ищет, сопостовляя с знакомыми красотами. Увы не работают такие приёмы.Я не спорю, что солнце может и не закатиться полностью, но должны быть облака или тучи, а значит ножевая рана не уместна. Не будет похоже на разрез ножом, скорее будет похоже на рваную рану.
Ас_Пупкин  (08/09/17 07:58)     


Ас, а вы читали "Шкаф неземной красоты" Кира Булычева?)
Ира_Сон  (08/09/17 09:39)     


Нет, не довелось. Я вообще советских фантастов мало читал. Какой-то убогой мне в юности казалась советская фантастика. За исключением нескольких авторов.
Ас_Пупкин  (08/09/17 10:16)     


А почитайте, это небольшой рассказ. Там концовка с важным смыслом. И интересно, как вы его увидите - так же, как и я, или иначе.
Ира_Сон  (08/09/17 10:39)     


Ас, вот видите, и у Ани примерно такое же вИдение, как у меня. Городской пейзаж. Закат в красных тонах.

Автор даёт (и должен давать) общее направление, в какую "сторону" думать читателю. А уж нюансы - небоскрёб ли на горизонте или обычная девятиэтажка, красный ли закат или с оттенком желтого, много ли на небе облаков и дыма из труб или не очень, - это пусть "увидит" сам читатель - в меру своего воображения.
Стихи - не научная энциклопедия, не протокол, где всё должно быть точно до буквы. И неужели нужно думать о том, какую рану даёт нож, насколько она "ровная" или "рваная"? Не это же существенно. Главное - что кровавая. Ножевой порез даёт кровь. А уж форму пореза пусть изучают криминалисты, а не поэты)
Иногда не надо лезть в дебри, нужно брать то, что ближе к поверхности.
Если вам скажут, что закат кровавый, вы ж не будете говорить, что это неправда, т. к. у крови всегда есть группа, а у заката нет и проч.
Конечно, любой образ в каком-то смысле натяжка. Главное, чтобы был читаемым. А для читаемости и понимаемости логики Царёва вполне хватает))

Увы, больше не смогу отвечать, улетаю в отпуск)
Но в любом случае - мне было интересно)
Юлия_Мигита  (08/09/17 11:51)     


Хорошо Вам отдохнуть. Мне тоже было интересно поговорить.
Ас_Пупкин  (08/09/17 12:42)     


Простите, Ас, не всегда успеваю быстро ответить...

Цитата Ас_Пупкин ()
Это, как говорится: а из нашего окна площадь красная видна. А может у автора часть обзора из окна занимает огромный небоскрёб стального цвета или огромный корабль такого же цвета. В этом-то всё и дело, что при желании можно найти соотношение с чем угодно, вот только автор промолчал что это такое. А значит, художественный приём в стихотворении равен нулю и не несёт никакой информации.Можно было тогда выписать только ключевые слова, а читатель пусть сам красоту ищет, сопостовляя с знакомыми красотами. Увы не работают такие приёмы.

Мне кажется, Вы и правы, и неправы. Правы в том, что на картину, возникающую перед мысленным взором читателя, оказывает влияние его индивидуальный опыт. Правы в том, что для "срабатывания" образа от автора требуется какой-то необходимый минимум информации, иначе чтение превращается в хаотичную угадайку. И неправы в том, что здесь этого минимума нет и читателю дано слишком много свободы интерпретации. Автор и читатель не обязаны видеть одно и то же. Достаточно, чтобы у читателя возникла своя картина, но - вписывающаяся в обозначенные автором рамки. Ничего плохого в таком сотворчестве нет. Пожалуй, даже наоборот: предельно разжёванный текст, не оставляющий читателю места для воображения, был бы менее интересен.

Цитата Ас_Пупкин ()
Я не спорю, что солнце может и не закатиться полностью, но должны быть облака или тучи, а значит ножевая рана не уместна. Не будет похоже на разрез ножом, скорее будет похоже на рваную рану.

Позволю себе не согласиться. Наличие облаков или туч совершенно не отменяет возможности образования красных полос на небе. Заходящее солнце может подсвечивать красным: "днища" облачных гряд, или дымку между горизонтом и облаками (эта версия кажется мне наиболее вероятной), или след от пролетевшего самолёта, или какое-либо облако соответствующей формы - длинной и узкой (комбинация облаков разного типа на небе - отнюдь не редкость, поверьте на слово человеку, любящему наблюдать и фотографировать закаты). Что именно краснеет в стихотворении - не столь важно. Важен эффект: эта полоса выглядит как ножевая рана.

На мой взгляд, Вы несколько несправедливы к образу дымящейся раны. Но понимаю, конечно, что восприятие образов и представления о достаточности вложенной в них информации могут весьма различаться у разных читателей. Собственно, об этом и статья...

С самыми добрыми пожеланиями,
Анна
Логиня  (09/09/17 15:16)     


Аня, согласна полностью)
Юлия_Мигита  (20/09/17 13:19)     


Юлия, к сожалению соглашусь с вашей подругой. В тексте очень много случайных слов. Художественные приёмы строятся на определённых логических связях. И когда эти связи рушатся - неизбежно рушатся и приёмы. Для примера возьму несколько строк:

Дымится кровью и железом
Заката рана ножевая -
Еще один ломоть отрезан
От солнечного каравая,

Согласитесь, слово дымится очень сложно соотнести с закатом. Даже если рассматривать его как дымится - марево, всё равно связь не очевидна. Было бы дымка - я бы понял, но это существительное, а не глагол. Ну или мреет, мерцает - эти варианты более понятны. Теперь о железе: с таким же успехом можно было написать колбасой или кирпичом, что одно, что другое, что третье в одинаковой степени непонятно, как соотнести с закатом. Дальше вы пишете о возможности туч, тогда эта ножевая рана будет больше похожа на рваную. Плюс инверсия во второй строке создаёт неясность и так в запутанном образе. Третья строка читается нормально, если не брать в расчёт четвёртую. А дело вот в чём: красный закат бывает, когда солнце полностью скрылось за горизонтом. А значит, судя из текста, от солнца отрезали целое солнце.Да ещё целое солнце является ломтём. Согласитесь - абсурд полный. Было бы так: ещё один ломоть отрезан от жизненного каравая - было бы здорово. То есть, закат - день закончился, Ломоть отрезан, и у л.г. в жизни осталось на один день меньше. А в виде, в котором существует на данное время фраза, она попросту не имеет смысла.

К сожалению, многие авторы, когда выстраивают художественные приёмы, руководствуются лишь своими внутренними ощущениями, забывая о логических связях, именно это и приводит к непониманию текста читателями. И данное стихотворение ярчайший тому пример.
Ас_Пупкин  (07/09/17 14:41)     


Спасибо за комментарий, Ас) Вы имеете полное право на альтернативное мнение.
Но вот ведь в чём штука: другая моя подруга всё поняла, и поняла почти так же, как и я... Вот если б я была единственным человеком, кто всё это понял - можно было бы сказать, что я, в силу богатого воображения, просто сочинила всё на ровном месте, от балды. А так - нет)

Не буду вступать в полемику - это может затянуться))
Скажу только - если препарировать стихи до молекул - то вообще почти любой образ рассыплется.
Уж я не склонна заумь превозносить, это точно. Но тут её нет)
Железо - первая ассоциация с ножом, которым сделан порез, вторая - с ржавым цветом заката (то есть, не совсем красным, против чего Вы и протестовали).
Дым = туман = облака. Ну, не с химической точки зрения, а визуально.
Красный цвет - ну, уже поняли: красно-рыже-желтый - при не до конца севшем солнце.
Целое солнце - каравай, а не ломоть. Ломти от него режет горизонт.
Жизненный каравай - не в тему этой зарисовки) Круглое солнце может походить на каравай, но жизнь? Да бросьте)
У меня всё читается и понимается легко, одно увязывается с другим без усилий. Видимо, всё-таки достаточно ступенек для понимания выложил автор) Ну, мне достаточно)
Почитали бы Вы Кабанова, современного литературного монстра)) Вот у него да... там для дешифровки иных мест надо думать и думать, да и то не всегда придумаешь))

Но в любом случае, было интересно узнать Ваше мнение)
Юлия_Мигита  (07/09/17 19:05)     


Так и я понял о чём речь в общем, но вот эти случайные слова всё портят. То есть, автор не постарался, чтобы однозначно донести образы. И ржавчина и железо вещи разные. И дымящееся железо трудно соотнести с цветом ржавчины. Прогнившее железо - я согласен. Логику в этих моментах я считаю просевшей.
Ас_Пупкин  (07/09/17 22:54)     


Ну что ж, все мнения имеют право на существование)
Спасибо за диалог)
Юлия_Мигита  (07/09/17 23:08)     

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [826]
Миниатюры [409]
Обзоры [745]
Статьи [176]
Эссе [114]
Критика [38]
Пьесы [11]
Сказки [119]
Байки [43]
Сатира [37]
Мемуары [104]
Документальная проза [13]
Эпистолы [13]
Новеллы [36]
Подражания [10]
Афоризмы [50]
Юмористическая проза [137]
Фельетоны [9]
Галиматья [248]
Фантастика [109]
Повести [168]
Романы [54]
Прозаические переводы [3]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [18]
Литературные игры [3]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [950]
Диспуты и опросы [61]
Анонсы и новости [90]
Литературные манифесты [97]
Мистика [9]
Проза без рубрики [314]
Проза пользователей [167]
Критика 2 [1]
 

      2013-2017 © ПГ           Дизайн © Koterina                                 Правила сайта