Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
Восприятие художественного образа (по материалам академика М.В. Нечкиной)/КЛП/
Статьи
Автор: Berg
Недавно на ЛитСети остро встала проблема восприятия художественного образа читателем. Клуб литературных путешественников предлагает литераторам ЛитСети познакомиться с точкой зрения академика АН СССР Милицы Васильевны Нечкиной

"Художественный образ — отражение жизни, это общеизвестно. Но — удивительное дело — стоит образу попытаться вместить в себя «все» признаки жизненного явления, им отраженного, как, до предела отягощенный, он теряет легкость полета, лишается силы, рушится.
Прежде всего немыслимо вместить в слова все присущие жизненному явлению признаки. Попробуйте исчерпать их в описании чьего-либо лица, дивана, заката, леса — легко убедиться в невозможности этого. Всегда найдется что-либо «пропущенное». Структура художественного образа совсем иная. Он отражает, несет в себе, как правило, не только не все признаки, а даже просто немногие черты описываемого явления. Но волшебство их отбора состоит в том, что они, эти скупые, отображенные истинным художником признаки, вызывают в читателе представление о конечном, полножизненном богатстве явления. Это богатство восприятия сосредоточено в читателе, но ведает им поэт, писатель. Он знает тайну такого отбора нескольких, а иной раз и одного признака, который влечет за собой просто всё.
Мне уже случалось однажды по другому поводу приводить пример, без которого я и сейчас не могу обойтись. Мазепа в «Полтаве» Пушкина похищает Марию ночью
Посмотрите, как мало признаков явления дал поэт и какое богатство восприятия возбудил он и вас, и именно такого богатства, каким он его задумал. Пушкин упомянул лишь о рыбаке, слышавшем конский топот, о казачьей речи и женском шепоте да о следе восьми подков на росистом лугу... Отзвук разговора двух людей да след восьми подков,— кажется, немного.

Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов. /А.С. Пушкин/

Эти скупые признаки полножизненно воссоздали всю картину ночного бегства: и неупомянутый Пушкиным ветер на вашем лице от промелькнувших, мчавшихся коней, и тихое журчанье реки, у которой сидел рыбак, и шум ракит на ее склоне, и свежесть росной темноты, и женское волнение, и согласие ее на бегство, и уверенность в себе казака, и быстрота бега, и тысяча не упомянутых им признаков воскрешены Пушкиным в вашей читательской душе. Они воскрешены не только магическим словом, но и всем ритмом стиха, его музыкой, пением звуков в слове, контекстом поймы.
Разумеется, личный опыт человека может расширить, ограничить, вообще видоизменить круг этих признаков. Одним будет созданный Пушкиным образ в восприятии человека, бывавшего на Украине и дышавшего благоуханием ее ночей, и немного другим у того, кто там не был. Нo тайна Пушкина в том и состоит, что при всех этих условиях любой вариант образа пребывает во власти пойти, вызывается им и остается пушкинским. Пушкин прикоснулся лишь к трем клавишам, а в вас почему-то зазвучала многоголосая симфония — и не счесть инструментом в оркестре. В симфонии полножизненного образа тысячи звуков, отражающих подлинность жизни: «На холмах Грузии лежит ночная мгла, шумит Арагва предо мною...». И Грузия почему-то встает и перед глазами грузина, и перед глазами человека, не бывавшего в Грузии...
Образ, уже созданный писателем, существует, как сказано, только в читательском восприятии — и нигде больше. Даже если поэт перечитывает собственное, только что написанное стихотворение, он наслаждается им (или проклинает его) как взыскательный читатель. Он судит о нем по тем же «читательским» законам. Он сознательно или бессознательно спрашивает себя, воспроизводит ли избранное им слово тот мир отношений, который он хотел передать? Или не воспроизводит? Лежит мертвое в строке, не творя волшебства, ничего не воссоздавая? Или живет и творит?"

(Цитируется по М.В. Нечкина «Функция художественного образа в историческом процессе» М.: 1982, С.10-12)
Опубликовано: 30/09/17, 00:53 | Просмотров: 1220 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

В студенческую эпоху анализировали мы как-то новый в то время учебник для начальной школы «Литературное чтение» (Ефросининой или Матвеевой, могу путать), там было дано определение художественного образа. До сих пор поражаюсь его лаконичности и ёмкости. «Образ - это не сам предмет, а его след в душе». Чуете, да? След. И краски, и звуки, и эмоции героя, например, которые читатель увидел при чтении и собственные интерпретации - всё в этом определении. Не знаю, работает ли это определение с детьми, но взрослому человеку иногда полезно увидеть простое объяснение среди многих заумных. Я иногда вспоминаю его, и оно помогает мне понять, насколько образ правдоподобен и развит. Я прислушиваюсь к себе и пытаюсь уловить, в ту ли сторону пошли эти следы в моей душе, куда указывал автор.
Лионель_Садорро  (07/11/17 19:32)    


Цитата
Даже если поэт перечитывает собственное, только что написанное стихотворение, он наслаждается им (или проклинает его) как взыскательный читатель. Он судит о нем по тем же «читательским» законам. Он сознательно или бессознательно спрашивает себя, воспроизводит ли избранное им слово тот мир отношений, который он хотел передать? Или не воспроизводит? Лежит мертвое в строке, не творя волшебства, ничего не воссоздавая? Или живет и творит?"

Если это так, то что ж этот переквалифицировавшийся в читателя автор так ревнив, читая критические замечания к своему произведению? Не-е-ет... он не читатель. Он родитель! И для того, чтобы стать читателем, его "ребёночек", то бишь текст, должен повзрослеть и "покинуть отчий дом". А это далеко не сразу происходит.
А с тезисом
Цитата
Образ, уже созданный писателем, существует, как сказано, только в читательском восприятии — и нигде больше.
- не поспоришь. Но вот только восприятия разные. Причём если для "не бывавших в Грузии" ночная мгла и Арагва (возможно) будут похожи, то для живущих там, на берегу Арагвы - различий, может быть, даже и больше будет. Один живёт в верховьях, где камни... а другой - в долине, где деревья и зелень. Вот уже и разные картинки. Я это всё условно, конечно...
Но очень уж академик абсолютизирует свою точку зрения. Впрочем, академикам позволительно. )))
Андрей_Яковлев  (07/10/17 01:48)    


Нечкина говорит немного о другом. Помнищь принцип "двух недель"? Через 2 недели ты смотришь на свой текст со стороны, более критично. Ты смотришь на него уже как читатель. Замечаешь ошибки, недосказанности и т.д. Т.е. не существует особого взгляда автора и особого взгляда читателя на один и тот же текст. А то, о чем говоришь ты - это уже отношение к своему эго. Это при условии, что получена критика, а не фигня под ее видом.
Berg  (09/10/17 20:39)    


Ну, не знаю... мои наблюдения говорят, что двух недель поэту не хватает... )))

Другое дело, если сузить понятие "поэт", вычеркнув из него тех, кто душой пишет, то есть тех, кто на слова "у Вас здесь ритмический сбой" реагирует так, словно ему в душу плюнули. Другое дело, что и среди "действительно поэтов" - есть ревнивцы с долгим сроком абстрагирования от собственных детищ.

В общем, мне показалось, что мнение Нечкиной несколько наивно и не полно... (
Андрей_Яковлев  (10/10/17 10:54)