Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2465]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Ляпология для чайников. Часть 5. Простейшие нормативно-языковые ошибки
Статьи
Автор: Алекс_Фо


Когда я собрался писать о речевых ошибках, подумалось – а чего это сразу взлетать к высшим материям, если многие (помню себя несколько лет назад)) имеют весьма смутное представление даже об элементарных нормативных ошибках русского языка? Грамматика, орфография, пунктуация – то примитивное правописание, которое давно пройдено (мимо) в школе, но о котором человеку пишущему забывать я бы не советовал. Многие высокомерно оттопыривают губу – зачем, мол, крутому поэту заботиться такими мелочами, как запятые и всякие жы-шы, на это корректоры есть! Не барское дело, типа…

Мне не нужно засорять мозги всякими правилами.
Существует программка, которая исправляет ошибки.
Я почти все свои стихи, перед тем как публиковать через неё пропускаю.
©

Но позвольте напомнить, что у всякого творца имеется инструмент, и речь – такой же инструмент, как кисть, скальпель или токарный станок. Весьма жалко и смешно выглядит токарь, знающий возможности собственного станка на уровне «вот тут надо примерно так подкрутить, а для этого, кажется, вот эта кнопочка… или та… а если получится кривовато, пусть потом следующая смена напильничком подрихтует». А если не подрихтует?)) На сайтах что-то рихтовщиков маловато наблюдается – зато позора не оберешься очень часто. Да и опыт показывает, что вопиюще безграмотный автор вряд ли способен родить что-то дельное в литературном плане, потому что богатство речи и правописание в подавляющем большинстве случаев коррелируют (как и умственные способности в целом).

Так что не спешите плевать на словари и приводить примеры классиков, не друживших с запятыми – из любого правила бывают исключения, и вероятность того, что вы и неучем в классики выбьетесь, конечно, присутствует, – но чем хуже вы владеете инструментом, тем меньше эта вероятность. А вот до смешного – как водится, один шаг…)

Итак, рассматриваем типологию ошибок, связанных с несоблюдением простейших норм языка, которые проходят в школе, чтобы уметь называть вещи своими именами, когда захочется грамотно пнуть коллегу))


1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Орфография включает в себя правила написания слов (в т.ч. слитное, раздельное и дефисное написание, употребление заглавных букв) и их переноса. Эти правила наиболее строги, и их несоблюдение обычно выдает самый примитивный уровень владения языком.
Несоответствие речи орфографическим нормам носит название какография (греч. κακος – плохой, γραφω – пишу).

Согласитесь, разве можно сколько-нибудь серьезно воспринимать как стихи подобные тексты?

ЕСЛИБ СМЕРТЮ СМЕРТЬ УБИТЬ МОЖНО БИЛОБ
Я БЫ СЕРДЦЕМ СВОИМ ЕЁ БЫ ВЗОРВАЛ,
НО ЕСЛИ ЛЮБОВЬ И ПОКОЙ СУЛИТ ЛИШЬ МОГИЛА
ТО ЗА ЧТОЖЕ МЕНЯ ЖИЗНЮ ГОСПОДЬ НОКАЗАЛ.

ДА ТАМ В ТУМАНАХ В ОБЛОКАХ
Я НОХОДИЛ СВОЙИ ПОТЕРЬИ
И ИСТЬИНУ ИСКАЛ В СЛОВАХ
И МУКИ РОСКРЫВАЛИ ЩЕДРО ДВЕРЬИ

ДА ТАМ В ДОЛЁКАЙ ПУСТОТЬЕ
МОИХ НАДЕЖД МОИХ СТРЕМЛЕНИЙ
Я СТРОИЛ ХРАМЫ СИРОТЬЕ
ИНЫХ ПУТЬЕЙ ИНЫХ ЗОБВЕНИЙ
©

О какой, млин, животрепещущей авторской душевной откровенности и скрытых высоких смыслах тут можно говорить??? А ведь находятся жалостливые, гладят по головке за муки – хотя в таких безнадежных случаях уместнее милосердие совсем иного рода. Впрочем, это уже не ляпологическая тема…))

Иногда орфографические ошибки (да и любые, в принципе) способны кардинально менять смысл написанного, делая его неясным или курьезным:

Ты свободен, слов нет.
Хотя я удивляюсь -
Что ж ты смотришь мне в след,
Когда я удаляюсь ? ...
©

Что-что… криминалист-трасолог, следы изучает))) Профессиональная привычка…

Не могу не вспомнить здесь блистательный пример из перловки:

Вокруг меня зыбучие писки ©

И отдельно хочется сказать о самой выдающейся, наиболее намозолившей глаза (и, что удивительно, при этом упорно неистребимой!) грубой орфографической ошибке, характерной для отзывов:

«Ах, браво, мастер, как вы великолепно пишите!!!!!!»

Черт побери, давайте запомним хотя бы одно правило из этого пункта и перестанем позориться, а?) Элементарно ведь запомнить: если можно задать проверочный вопрос «что делаете?» – то «пúшете», а если «делайте (что)!» (повелительное наклонение) – то «пишúте».


2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Это ошибки в словообразовании и построении словосочетаний и предложений (с точки зрения конструкции, но не смысла).
Грамматические ошибки обычно делят на следующие группы.

2.1. Морфологические ошибки связаны с образованием падежных, родовых, числовых и др. форм различных частей речи (греч. morphe – форма), т.е. в основном с употреблением приставок, суффиксов и окончаний. Примеров множество:

Здесь звуки мерные дождя
И плёск волны, и запах ветра –
На скуку слов наложат вето,
До мудра утра подождя
. ©

До тебя, много сот километров пути ©

Вообще, инвалидностью в области склонения числительных сейчас поголовно страдают "рабочие разговорного жанра" - журналисты, дикторы, всякие специалисты по озвучке - постоянно слышу "шестиста", "пятиста", "пятьдесят двух" и проч. извращения.

Сюда же относятся ошибки при употреблении сравнительных степеней прилагательных:

Они хотят быть более умней,
Стремятся показать себя сильнее,
©

Ну, и еще подборка примеров - без комментариев, поскольку все понятно и так:

Я в такси ещё допёр:
Не видать мне этих бёдр
©

Горынычу не снился лихее кочегар. ©

Как добровольно в ссылку был сошлен ©

Щеки трясутся движеньем ресницы,
щекотят сознаньем немой потолок...
©

Ты ножку красивую ложишь на бедра ему,
Но мысленно тянешься к ложу и образу моему.
©

Я вожделял её у моря,
потом любил её я дома,
©

Бобры в мозгах подпоясаются и возьмутся за дело,
Все мысли приведут в порядок, подчинят неслушное тело
©

(прям филиал перлодрома получился))) но то ли еще будет, когда до смысловых ошибок дойдет...

Нашел, кстати, в сети один ценный совет, как определить, относится ошибка к орфографическим или морфологическим:
«Для разграничения орфографических и грамматических ошибок может быть предложен простой прием: текст с ошибкой читается вслух с соблюдением норм орфоэпии; если погрешность заметна и в устной форме речи, то это грамматическая ошибка; если же в звучащей речи погрешности нет, значит, в тексте допущена орфографическая ошибка.»
И еще один отличительный признак морфологических ошибок - они обнаруживаются в пределах одного слова.

Кого интересует подробный набор морфологических ошибок для разных частей речи – можно сходить, например, по ссылке [5] или [10].

2.2 Ошибки словообразования – неудачные словоновшества. Иногда их тоже относят к морфологическим, но я придерживаюсь мнения, что словотворчество может выходить за рамки только морфологических преобразований. Ошибки словообразования будут рассматриваться в следующей части.

2.3. Синтаксические ошибки – ошибки, связанные с неправильным употреблением слов в словосочетаниях и предложениях. Существует множество разновидностей синтаксических ошибок, так что я предполагаю рассмотреть их подробно в отдельной части, а пока только общее представление и несколько примеров.
Грамматические ошибки (особенно синтаксические), по сравнению с орфографическими и пунктуационными, обычно поддаются правке с бОльшим трудом и частенько требуют значительных изменений в стихотворном тексте.
Примеры ниже – сплошной печальный тоск для корректора))

И взора взгляд в тоске печальном,
Щека узнала вкус слезы.
©

Будто удивить она могла, я удивился,
между нас любви электроток включился.
©

Летя так быстро, как возможно,
Я ощущаю тетиву, -
На ней играя осторожно,
Жизнь настоящую живу!
©

Вокруги нивы колосят,
Заводят трактор и гудят.
© [шедеврально! "вокруги" - ошибка орфографическая, "колосят" - морфологическая, а все предложение в целом - синтаксическая))]

В общем, всяческие коряво построенные предложения и словосочетания – это синтаксические ошибки разных видов)


3. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Орфоэпия включает в себя правила произношения слов, в т.ч. постановки ударений (ошибки в ударениях еще называются акцентологическими). Орфоэпические нормы менее жесткие, чем орфографические, и часто допускают разные варианты ударения, но тем не менее, если правила есть, то найдутся желающие их понарушать))

Звóним маме.
Ждем цунами.
©

Каждый год становлюсь
Красивее на два килограмма.
и,увидев меня,
Все мужчины теряют покой!
©

Иногда неправильное ударение связано с употреблением (вернее, неупотреблением) в письменной речи буквы Ё:

Вот Иосиф и Мария.
А в кормушке для скота
Новорожденный Мессия,
В ком спасенья полнота.
©

Другие орфоэпические ошибки были описаны в предыдущей части.


4. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Пунктуация – свод правил постановки знаков препинания. На мой взгляд, правила пунктуации еще запутаннее, чем орфографические, но даже с учетом этого смягчающего обстоятельства количество пунктуационных ошибок порой превышает все мыслимые пределы. Иногда поневоле создается впечатление, что автор сначала написал стишок, а потом просто раскидал некоторое количество разнообразных знаков препинания в произвольных местах (заботясь, разве что, чтобы в середину слов не попадали). Чисто «чтоб було»:

-Придешь ко мне?,
-тебя спросил я
ты ,машинально, рассмеялась
Вопросы задавать ,любил ,я
Любовь и ложь
ты, растерялась
©

Некоторым грамотеям кажется, что есть очень простой и хитрожолтый выход: если не дружишь с пунктуацией, можно писать вообще без знаков препинания)) Им я могу посоветовать почитать [7].

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Использованные материалы для дополнительного изучения:

1. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. Часть IV. Речевые ошибки (очень рекомендую!)
2. Л.О. Бутакова. Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи
3. Корректорская правка и литературное редактирование. Типичные ошибки
4. Грамота.ру. Типология ошибок
5. Грамматические ошибки
6. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
7. Тим Скоренко. Знаки-препинаки
8. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. − М., 2008.
9. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск: − НГПУ, 1994.
10. Морфологические нормы и ошибки

Р.S. Цитируемые в качестве примеров произведения взяты из источников, открыто опубликованных в сети. Их авторство не указывается, но по требованию желающих авторов может быть открыто (либо их цитаты удалены)
P.P.S. Статьи находятся в состоянии редактирования; если вы находите в них любые ошибки (от фактических до оформительских), а также если у вас на примете есть интересные примеры описываемых ляпов - буду рад исправлениям и дополнениям)
Опубликовано: 10/04/19, 12:43 | Просмотров: 1362 | Комментариев: 15
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Достаточно часто сталкиваюсь с таким устойчивым словосочетанием(?) - "более больший", ну или "более меньший". Причём, на замечания о корявости этой фразы реагируют как-то странно, - А как же ещё сказать?
Эти и им подобные фразы можно квалифицировать как грамматическую ошибку? dry
СерЖ  (22/04/19 12:01)    


Да, это т.н. контаминация простой и сложной сравнительных форм прилагательных - грамматическая (морфологическая) ошибка)
Алекс_Фо  (22/04/19 12:50)    


И всё-таки "бёдр" - годное слово... хоть стреляйте меня семенами из ясеня )))
Елена_Лерак_Маркелова  (17/04/19 19:51)    


хорошо, выпишем вам персональное разрешение на использование сего ненормативного варианта в целях усиления художественной выразительности)))
Алекс_Фо  (17/04/19 20:28)    


Требую узаконить слово: бёдр! )))
Елена_Лерак_Маркелова  (15/04/19 10:52)    


Ну, это к товарищу графу Бергу - он все время чего-то требует, опытный в этих делах))
Алекс_Фо  (15/04/19 11:38)    


Алекс, подожди. Я тебя еще за статьи не разоблачил. Вот разоблачу, а потом потребую. Компенсацию за тыщу лет литературного ига.
Berg  (15/04/19 11:51)    


ой)) граф желает стрыптыз...
может, это все же не ко мне?)))
Алекс_Фо  (15/04/19 18:47)    


стриптиз от Фо. Первый слой валенок снял...

Berg  (15/04/19 19:58)    


ай!!
второй слой - это носки!
Алекс_Фо  (15/04/19 20:12)    


Аааааа! Погодите раздеваться. Я ещё попкорн не допекла )))
А серьёзно - скажите, пожалуйста, есть ли ошибка во фразе:
только ясень семенами кружит вальс над мостовой?
Вот чувствую, что должна быть. А объяснить не могу. Или ошибаюсь и придираюсь?
Мне кажется, что семена ясеня могли бы кружиться в вальсе. А вот ясень, да семенами, да крУжит...
Есть ошибки в этой фразе? Как они называются, а? Пожалуйстапожалуйстапожалуйста!
Елена_Лерак_Маркелова  (16/04/19 09:34)    


Это ясень семенами кружит вальс над мостовой

Простите за влаз. Мне тоже кажется, что кружить вальс семенами, это так же, как танцевать танец ногами.
И - кружиться В вальсе, да.
На мой взгляд, здесь нарушен синтаксис. Но я могу ошибаться wacko
Hellin  (16/04/19 09:51)    


Мне кажется, можно "танцевать вальс" или "кружиться в вальсе", а так - да, синтаксис не в порядке)
Алекс_Фо  (16/04/19 12:07)    


Да, это нарушение сочетаемости: "Кто (в данном случае ясень - имеет атрибутику разумного существа , значит, "кто") - ясень - что делает - кружит- чем - семенами-семенами кружит -что=как- вальс" Вальс - это танец, в котором движутся некие существа, а здесь получается, что растение осознанно движет этими существами так, что создается впечатление, что эти существа танцуют вальс да еще и над поверхностью чего-то. Стилистически и синтаксически правильное предложение: "Семена ясеня кружатся в вальсе над мостовой".
Но в данном случае мы имеем дело с художественным прием акцентуации, когда намеренно нарушается порядок слов или их сочетаемость в синтаксическом или семантическом единстве для выделения какой-либо особенности. Этот прием может быть поэтической удачей, как в вашем примере, но чаще он бывает ошибкой
"На ворота повернулся рыцарь, чтоб посмотреть в последний раз" (с) Ворота выступают не то как степень повората рыцаря (20 градусов окружности=1 ворота), не то, как как состояние. "В состоянии ворот был рыцарь, когда поворачивался".
Berg  (17/04/19 23:14)    


Berg, спасибоооо!!!
Если что, можно обращаться? Понесём, так сказать, в массы аргументированную поэтическую грамотность )))
Елена_Лерак_Маркелова  (18/04/19 06:51)