Каждый поэт, представленный в сборнике, уникален своим потрясающим звучанием строк.
Читаю строки
Майка Зиновкина:
Общество создано, чтобы его дурманили –
Витиевато, пафосно, по-научному,
Лишь бы хватило капельниц и наручников. Заглядываю в его Тьмуживую и соглашаюсь, и соглашаюсь с выводами и с пространством жизни и говорящим нервом стихов.
У
Алексея Лиса торможусь у стихотворения «Тёмный», посвящённое другу, Дождю:
Не спеши понимать, я и сам словно карта рубашкой,
Пеленаю звезду серым взглядом из-под бровей…
Зачерпнув из окна, ты разлей это небо по чашкам,
Выпьем, друг, за мечту…
А точнее, не «за» – вместе с ней… Мне нравится такая масштабность мышления, да и сами стихотворные строки уводят за собой, в тёмно-синие оттенки души, которые притягивают.
С
Еленой Шиловой всё понятно почти с первых строк:
Только в память въелось, что я – маяк
И должна светить. Потрясающее самоощущение света в себе, которым необходимо делиться…
Афористичное письмо, меня восхищает. Всего один переворот страницы – и я читаю:
Новое утро и кофе с терпким привкусом настоящего
Напоминают: порой молчанье – это и есть ответ. Как не восхититься умением настолько кратко и чётко формулировать мысли – вот оно философское обобщение и авторская проницательность!
И не могу не привести эти строки, которые мне полюбились сразу:
И если я однажды научусь
Не путать ноты в сложной гамме чувств,
То большего, пожалуйста, не требуй.
Всё тоньше тени, ночи всё белей,
Потёртое, как старый гобелен,
Глядит в глаза нам питерское небо. Вот волшебство поэзии, когда слова оживают!
У
Лолы Увы поэзия притягательна своими откровениями, читаю стихотворение: «Стихи всегда посвящаются тем» и попадаю на эту волну:
Стихи обычно приходят с теми,
Кого не можется потерять. Насколько это «не можется» здесь волнительно, такие слова дышат, и автор это чувствует.
Строки, по ощущению, вытекают просто, повествовательно, но эта простота, как озарение:
Когда любовь посылаешь к чёрту и…
Тут же сразу идёшь за ней. И так почти всё стихотворение… это что-то глубинное, идущее из самого сердца. Так же как и в стихотворении « О мировоззрении», где каждая строка – боль:
Тянет напиться порой, да не с кем.
Жизнь по привычке делю на две:
Спать не дают моему Донецку,
Просто не спится – моей Москве.
«Мира!» – царапаю на асфальте,
Нервы-канаты связав узлом.
Я хаотично нейтральна.
Жаль, что мир наш давно хаотично зол. Это исповедь судьбы и потому так трогает моё сердце.
У
Ирины Архиповой свой особый мир. Здесь каждое стихотворение лирично, каждое напитано теплотой. В стихотворении «Мы станем слушать дождь» читаю:
Припрятан летний день в янтарной банке с мёдом,
пучке душистых трав, малиновом желе.
Ждёт бала листопад. Ненастная погода
Готовит свору туч к охоте королей. Строки словно обдают летним теплом, напоминанием о лучшем времени, а ненастная погода лишь оттеняет, углубляет впечатление, даря живые, свежие черты! С этим поэтом можно слушать ветер, дождь, считать капли, заплетать ленты в косы… Здесь нескучно жить и проживать истории.
У
Иры Сон говорящие стихи:
Мой мир – необъятен.
И я – в унисон с ним. И это не лозунг, я верю в её фиолетовый мир! Здесь есть истинность чувства, вера, в которую я начинаю веровать, ведь иначе невозможно, такова сила её слова! Здесь слова взрываются, как первовзрыв, создающий новые пространства. И это здорово!
А «Детско-родительское» – это сплошная боль, даже читать больно, не то, что проживать эту жизнь. Моя девочка внутри заплакала. Не буду цитировать, кто захочет, найдёт это стихотворение в книге, в инете.
Жиль де Брюн – это мастер живых картин. Буквально несколькими штрихами: трамвай, церковь, деревья – и улица оживает. И как же хороши сны деревьев здесь:
Вот припозднившийся трамвай
Фонарным золотом подсвечен.
И церковь на плече холма
Плывёт сквозь снег ему навстречу.
Безлюдье парковых аллей,
Деревьям снящаяся зелень –
Не чтобы выжить в феврале,
Но к близкой радости весенней. Настолько всё зримо, что хочется прикоснуться к деревьям и прислушаться к их дыханию!
А эти строки без внутреннего содрогания не читаются: «Софи считает до пяти» Здесь страшная считалочка и вроде счёт идёт вперёд, а жизнь ведёт обратный отсчёт. Страшный путь, запечатлённый буквально в нескольких строках, их накал высок, и это потрясает.
Читать этого автора хочется, и я очень рада, что это не первая его публикация в конкурсных сборниках.
Змей Горыныч задел меня своим острым шипом или углом, уж не знаю, но его стихотворение «Утро по Малевичу» восхитило геометрией пространства, я задумалась… Всё же хорошо:
Слово построено из угловатых льдинок! В стихотворении целый мир с известной аллюзией на ледяное сердце. Запомнилось, понравилось. Наверное, для меня это важно: очутиться в одном поле с автором. Здесь это произошло!
Лирика
Марины Намис настолько чудесна, что замираешь от этого волшебства, боишься спугнуть дыханием, слушаешь её колыханки, всматриваешься в небо, а оно всматривается в тебя… И ведь как сплетены строки: одна за одну заплетаются, здесь особая поэтическая и философская глубина.
Небо озорно и белолобо,
лижет нас ветровым языком,
люльку покачает и до гроба
шепчет колыханки на мирском У
Елены Лерак Маркеловой можно цитировать каждое стихотворение! Осталось в памяти стихотворение «Три утра». Тема стариков, беззащитности слабых и ненужных выведена на уровень, где смерть милосерднее людей. В этой подборке стихотворения жизненные, спокойные и в тоже время эмоциональные, это чуткая поэтическая душа не даёт нам успокаиваться!
Оксана Бутманова. Мне приятна эта эмоциональность и насыщенность поэзии Оксаны, её ностальгия по родному месту, и не просто это параллель, мне думается, а похоже на судьбу, на память…
Когда-нибудь все мельницы взлетят,
А та, которая у самой переправы,
Поставит на крыло трёх журавлят,
И станет левым побережье правое… Александр Марусев меня удивил своей способностью дарить радость и принёс мне ощущение жизни как дара.
А мне бы ноги в речку, чтобы
Мальки азартно и смешно,
Пытались съесть мою особу,
И пальцы дёргали. Ещё…
Смотреть на небо в старой кепке,
В звенящий куполом сапфир,
В котором облаками лепит
Мальчишка-Бог свой ватный мир! Есть в этих строках ощущение счастья!
Александр как будто играет метафорами и образами, создавая иногда совершенно непредсказуемые картины.
У
Александры Одриной запомнился верлибр «Ты & Я».
Ты – моё молчаливое море,
Я – твои шумные берега. Замечательное настроение, близкое к умиротворению, гармонии. Своя женская философия жизни, принятие любимого со всей его тёмной глубиной и переменчивостью. Дух взаимопроникновения очаровывает меня.
Чудесный «Декабрь»
Ирины Полюшко остался в памяти. Волшебство строк. Это просто надо прочитать! Замечательные метафоры, тонкие, таящие в себе красоту:
Всплывёт невесть откуда «исполать»…
У новой церкви блещут купола –
Объёмные тугие капли мёда
Застыли вдруг, стекая с небосвода,
Слепого мутноватого стекла.
И каждой каплей золотится крест.
Морозный звон разносится окрест,
Напоминая: всё по воле Бога –
Стрелец найдёт на небе козерога,
Уйдёт декабрь в ушанке набекрень. Александра Коковихина невозможно читать без улыбки. Великолепный юмор, сочетающийся с хорошей смысловой нагрузкой, неизменно имеет успех! Здесь можно читать всё и выделить что-то одно трудно, да и не надо, мне думается. И всё же электрик Громов со своим даром заставил с грустью взглянуть снова на мир.
Дональд Качур со своим «Пятничным» заставил и меня загадать свои «если»… на всякий случай! Пусть пространство жизни будет пошире пятницы…
А
Сергей Кодес увлёк своим посвящением «Мой дальний восток» и памятным стихотворением «Перевал Седло». Здесь Сергей раскрывается как искренний, переживающий человек, его стихи лиричны и затрагивают за живое, столько в них тепла и проницательности сердечной! Они так естественно возникают в строчках:
Мы были как братья, шутили всегда одинаково
И так понимали друг друга, порою – без слов…
Пять лет облучений и госпиталь противораковый.
Я эту потерю принять до сих пор не готов. У
Риты Кругляковой удивительные по силе стихи. Читаешь и замираешь, до остановки дыхания, как у птицы в стихотворении: «Поющие в терновнике»:
Сгустится в небе закат багровый,
На запах смерти взлетает птица:
С размаху – грудью на куст терновый,
Последней песней на свет пролиться –
Пусть разлетится на километры,
Чтоб еженощно и ежечасно
О том единственном помнил смертный:
Как боль мучительна и прекрасна. Впечатление такое, что это любой творец (певец) поёт тогда, когда болит всё внутри, а Бог длит эту боль… Потрясает это стихотворение. Этот автор и видит, и чувствует необыкновенно!
У
Ульяны Валерьевны запомнилось, наверное, самое маленькое по объёму, но не по мысли, стихотворение. Всего восемь строк, но я вижу свет даже через боль:
Легче лёгкого, горше горького
Неизбежность последних плит.
Мы сомнения сложим горкою,
Где закат по холмам разлит.
В новой жизни я стану сливою,
Я созрею и дорасту,
Чтоб беспомощной и счастливою
Умереть у тебя во рту. Великолепное стихотворение
Владимира Алексеева «Широкий край невспаханного поля» мне дорого, и это тоже моя боль, и беда, и судьба и чего больше не разобрать. Авторское чувство из сердца, глубинное, поэтому и задевает!
Комок, застрявший в горле, пересилив,
Ты ждёшь, что грянет новая хула:
Не верится, а всё-таки Россия
На этих землях некогда была… Олега Юшкевича невозможно читать не сопереживая, ведь каждое стихотворение становится новой исповедью.
Мне улететь бы, но ветер несёт
Зимнего крики, Исакия стоны.
Я оставляю вам сердце своё,
Пусть оно будет
Вторым метрономом… На этом я закончу свой обзор, потому что сердце каждого поэта – это метроном, который нужно слушать.
Пользуясь случаем - спасибо Вам за работу в жюри Пятого межпортального. Огромное спасибо:)
Да, согласен, хороший сборник получился:) Спасибо издательству, авторам и моим самым замечательным на свете соведущим:)
Радости Вам:)
Лис
Простите за задержку с ответом.
Да, это хорошая идея... и мы собирались это сделать. Но не получилось в этот раз по разным причинам.
радости Вам:)
Лис