Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Ляпология для чайников. Часть 7. Синтаксические ошибки
Статьи
Автор: Алекс_Фо
Это разнообразные нарушения правил конструирования предложений и словосочетаний (хотя по смыслу слова могут сочетаться нормально). Эти ошибки касаются не отдельных слов, как морфологические, а употребления форм слов в связной речи. Таким образом, синтаксическая ошибка ощущается в пределах предложения или словосочетания, хотя каждое слово по отдельности никаких правил не нарушает. Говоря простым языком, синтаксические ошибки – это то, что доморощенные критики общо и незатейливо называют «корявостями в предложениях».
Я попытался как-то классифицировать весьма многочисленные примеры синтаксических ляпов, но никакой уверенности, что сделал это правильно, у меня нет, не обессудьте)


1. АНАКОЛУФ (греч. ανακολουθια – непоследовательность) – неправильность речи, состоящая в согласовании частей фразы по смыслу, а не по форме; отсутствие грамматической согласованности или последовательности в предложении, ломка синтаксической структуры ©

1.1. Нарушения подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) в словосочетаниях:

Дурман окутал бедный разум,
Он думал день то страшный сон,
Нелепый фальшь, ошибка, казус,
[нет согласования по роду]
Что это все исчезнет вон. ©

Ты все больше молчишь,
Повергая молчанью меня
© [неправильное управление – правильно «повергая в молчанье»]

Меня учили с детства скромно мыслить,
Меня учили, что моё ничтожно слово,
Что обречён я к нищей жизни ©
[аналогично – правильно «обречен на нищую жизнь»]

Подобные случаи замены одного падежа на другой носят красивое название – антиптозис. Также часто несогласованность по роду и падежу лежит в основе солецизмов.

К ошибкам управления также относят «нанизывание» падежей и однотипных придаточных предложений, например:

И грянет, грянет неизбежно -
Зари рассвет духовности Земли!
© [грянет рассвет зари духовности Земли! о как]

1.2. Ошибки при употреблении союзов, предлогов (неправильный выбор, неправильное сочетание, пропуск, неправильное употребление составных союзов и т. п.)

Мне не нужна цветков пыльца,
Мне чужд нагретый влагой воздух,
Противна каждая гроза,
Противен писк от насекомых
. © [вместо «писк насекомых»]

Девочки играют, что как будто [употребление двух подчинительных союзов одновременно]
Вдруг приходят мамы - их забрать! ©

1.3. Смещение синтаксической конструкции (выражаясь простым языком – когда создается впечатление, что части одного предложения взяты из разных предложений и поэтому не сочетаются друг с другом):

Работал рабочим, расписывал церкви,
Характер и воля борца.
©

В этот подпункт я бы определил множество примеров синтаксических ляпов.
Например, независимый деепричастный оборот, который по логике построения предложений относится к чему угодно, но только не к тому, чему надо) Следует помнить правило: действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту.

Там ждёт меня мама родная
Готовив на кухне пирог
Увидев меня обнимая
Слеза упадёт на порог
©

Правило нарушено – и падает слеза, обнимая увиденного ею же сына)

Пытаясь глубоко вдохнуть,
Насквозь пронзила сердце грусть.
©

Еще одна очень распространенная ошибка конструирования – отсутствие видовременной соотносительности глаголов и деепричастий в одном предложении или в одной части текста. Действительно, зачем задумываться о времени действия, когда итак фсёжпанятна, а нужная форма не по размеру)))

Идёт под парусом корабль
Сквозь временнУю круговерть,
Команда вроде бы не слаба,
Но крылья распускала смерть.
©

Три поэта поэтично
На дрезине жмут с бомжом.
Бомж ругался неприлично,
Всех грозя проткнуть ножом.
©

Сюда же можно отнести кусок из примера выше, где смешано настоящее и прошедшее время:

Там ждёт меня мама родная
Готовив на кухне пирог
©

Также часто наблюдается разноструктурность однородных частей предложения:

Вчера, и сегодня, и завтрашний день
Я вновь проведу между светом и тьмой…
©

Лишь сейчас вижу боль и страдание,
Как терзалось в тревоге лицо
.
©

Ошибки в конструировании сказуемого:

Я буду самою себе голова,
Простой, не высокомерной
!
©

Ошибки при передаче прямой речи (и не всегда чисто оформительские):

Однажды сатана, "умами завладею",
Сказал и каждому внушил одно.
©

Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим:

Расти, Литсеть,
Не знай печали.
Стремясь взлететь,
К той самой дали.
Где б слава, честь
Тебя венчали.

И будь силён,
И одарён.
Для трубадуров
Ты рожден.
©

Ну, очень приятное пожелание - но я как-то всегда считал, что литсеть - это все же она)))

1.4. Нарушение границ предложения (как результат – смысловая незаконченность, обрывочность, «кусочность» текста):

НЕ паяет, хоть ты тресни.
Нервно трогает рукой.
,,Он холодный!’’ Снова песни!
Про дедулю и покой.
©

Неоправданная парцелляция может приводить к откровенным искажениям и конструкции, и смысла:

Живу без веры, без надежды
Тебя..! хотя бы раз обнять...
©

Просто удалив эту странную комбинацию знаков препинания в середине строки, можно сделать предложение вполне логичным. А так – получается, что товарищ живет «без надежды тебя».

---
Этот пункт будет пополняться по мере нахождения примеров, т. к. анаколуф – штука весьма распространенная и разнообразная, перечень нарушений исчисляется десятками.


II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПЛЕОНАЗМ
Это всевозможные лишние слова в предложениях, придающие тексту патологическую пространность (длинноту). Для стихов такое явление очень характерно, поскольку часто приходится заполнять пустоты ритмического каркаса любыми примерно подходящими по смыслу словами, лишними подробностями, пустыми эпитетами и др. (в частности, про втычки-«джокеры» уже говорилось в третьей части).

Ожила - вопреки, всем назло,
Неудачным прогнозам.
В этом мире так ярко, тепло.
Без истерик, неврозов.
©

Конечно, лить «воду» на стихоконвейер – дело привычное даже для опытных сочинителей, и не всегда пустые длинноты ощутимы, но подобные бесцеремонные вставки лишнего уточнения прямо в середину словосочетания заметны самым неискушенным читателям) Да и других лишних слов тут хватает.

Грибник, словно вепрь, свиньей вперед [получается двойное сравнение]
По тропкам, овражкам, от страха орет. ©

Часто лишними бывают короткие и вроде бы почти не значимые слова, которыми так удобно восполнять недостающие по ритму слоги, – союзы (и, да, хоть, тоже, пускай и т.д.), частицы (вот, ведь, уж, лишь, же и т.д.), соотносительные слова (тот, там, тогда, туда и т.п.), которых требует ритм, но не смысл:

То пораженье в Первой Мировой войне
поставило огромный крест на всей Германии,
которая платила репарации
тем победителям извне.
©

Нас слово всех объединяет,
Преград оно отнюдь не знает
©

О разнообразных длиннотах в стихах подробнее будет описано в части, посвященной стилистическим ошибкам.


III. НЕОПРАВДАННЫЙ ЭЛЛИПСИС
А это, наоборот, – речевая недостаточность, пропуск нужных слов и даже частей предложения, которых не хватает либо для понимания смысла, либо для законченности синтаксической структуры.

Как Велика зияющая Рана
для Духа, что ещё не претерпел!
© [что претерпел?))]

Тех, кто, нагрянула беда, [весьма вольно пропущен союз «когда» - а лучше вообще переделать предложение]
На горе руки грел.
Пусть знают все их имена,
Бесчестье их удел.
©

Стекал солёным дождём
По щекам прозрачный ручей.
Он узнал кому и зачем
Вырезают рукою чьей…
© [еще бы и нам узнать, но автор так загадочно-немногословен]


IV. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, перемещение)
Это, говоря простым языком, – несоответствие порядка слов в предложениях общепринятым языковым нормам. Русский язык, к счастью для поэтов, относится к языкам, в которых порядок слов жестко не регламентирован, но все же меру надо знать)) Не стоит забывать и о том, что порядок слов в русском предложении часто несет дополнительную информацию в виде эмоции. Сравните, например, такие простенькие варианты:
«Ты пошел в баню» – эмоционально нейтральная констатация факта.
«В баню ты пошел» – выраженный смысловой акцент на месте действия: в данном случае, может произноситься с оттенком раздражения, снисхождения и т.п.
«Пошел ты в баню!» – ну, здесь и без комментариев понятно)

Неудачный порядок слов может приводить к неверной постановке логического ударения, что может создавать ложные семантические связи, и как следствие – приводить к двусмысленности и комическому эффекту. А чаще всего предложение просто выглядит очень коряво и неестественно, и, само собой, читатель спотыкается и морщится на таких неуклюжих подгонах под ритморазмер:

Куда же ты, мама, меня спеленала
В обрывок суконного ветхий тряпья?!
© [мастер Йода посинел от зависти…]

Среди бездарных фраз крупы
Я Цицероном выйду даже...
© [фразы крупы – это что-то из области генной инженерии получается))]

Участвуя в других судьбе,
Ты правый в них вонзаешь смысл.
©

Иногда попадаются настолько сложные образцы инверсий, которые я даже затрудняюсь как-то препарировать)):

Вот, наконец, пришла весна.
Ворвался мая сорок пятый.
©

Я к нему навстречу пешком
Из дома сонного прочь -
Меня там встретят
Миллионы сотен домов и вечер
© [здесь еще и ошибка в использовании однородных членов предложения]

Целую стразы ваших глаз…
И плечи – свеч горящих
©

…И все отчетливее ощущаю, что ляпологии превращаются в разновидность перлодромов)))

К этому же пункту можно отнести некоторые ошибки в конструировании причастного оборота, например, размещение его посередине неразрывного по смыслу словосочетания:

Спешит по течению чистого тока
Кругом тишина и покой
Куда приведёт? – Он у тайного входа,
Цветами увитого, в грот.
©

Подводя итоги, еще раз скажу, что количество видов синтаксических ошибок огромно, я привел лишь некоторые, для которых нашел примеры, а для углубленно интересующихся настоятельно советую расширить знания (и ужаснуться)), например, по ссылке [2]

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Использованные материалы для дополнительного изучения:

1. Грамота.ру. Типология ошибок
2. Синтаксические ошибки
3. Синтаксические нормы и ошибки употребления
4. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. Часть IV. Речевые ошибки
5. Л.О. Бутакова. Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи
6. Корректорская правка и литературное редактирование. Типичные ошибки
7. С.С. Либерманн. Мертвый язык поэтов
8. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. − М., 2008.
9. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск: − НГПУ, 1994.
10. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов н/Д., 2007.

.
Р.S. Цитируемые в качестве примеров произведения взяты из источников, открыто опубликованных в сети. Их авторство не указывается, но по требованию желающих авторов может быть открыто (либо их цитаты удалены)
P.P.S. Статьи находятся в состоянии редактирования; если вы находите в них любые ошибки (от фактических до оформительских), а также если у вас на примете есть интересные примеры описываемых ляпов - буду рад исправлениям и дополнениям)
Опубликовано: 24/09/19, 15:24 | Свидетельство о публикации № 1-24/09/19-53245 | Просмотров: 146 | Комментариев: 16
Загрузка...
Все комментарии:

Алекс, я Вас положительно обожаю (в творческом смысле )
Доступно. Отлично. И всё можно найти.
Пишите, Алекс, пишите. А мы, начитавшись, в другие места умничать пойдём )))
lemark777  (10/10/19 12:01)    



вот уж против обожаний в любой форме я никогда не))))
да уж стараюсь, всё на благо веселия и ума всея литсети)))
Алекс_Фо  (10/10/19 20:22)    



Конечно, обожаю я меркантильно ) За богатство в виде знаний. И возможность блистать этими самыми знаниями в приличных обществах. Но от этого только обожалистее )))
lemark777  (10/10/19 20:25)    



smile
вот почему мне нравится информация)))) если ее делить, она только умножается))

(ага, вот бы еще с деньгами так же было!))))
Алекс_Фо  (10/10/19 21:07)    



Респект и уважуха!
Сильный разбор.
Экий вы трудяга.
В восхищении.

Про Йода поржала)
Тина_Арген  (25/09/19 16:20)    



спасибо)))
но эта часть мне нравится гораздо меньше, чем остальные, я сильно недоволен... просто надоело ее высиживать - публикнул, может кто что-то дельное посоветует)
Алекс_Фо  (25/09/19 19:52)    



А мы, глазёнки не сомкнув,
бумаги комкаем в корзины.
Что ни строка - анаколуф.
Что ни герои - то кретины. biggrin

Кстати, анаколуфы бывают очена недурственные.)))

Статья понравилась! Полезная! cry
Наталья_Матвеева  (25/09/19 02:52)    



biggrin biggrin
само собой, из любого ляпа умеючи можно сделать конфетку)) просто к седьмой части я уже перестал повторять про наличие второй стороны медали))
спасибо))
Алекс_Фо  (25/09/19 05:48)    



Ужасно :)))) Пока икаешь над примером, забываешь, к чему он был :))))
Ветровоск  (24/09/19 21:48)    



ну это хреново, на самом деле))) но с примерами вечно беда.. что нужно - фиг найдешь)) приходится перекапывать запасы перловки, а там.. видишь чего)))
Алекс_Фо  (24/09/19 21:51)    



Спасибо, конечно! Здорово, понятно, с юмором)
Но, прочитав Ваши примеры, я в тихом шоке. Неужели так кто-то пишет, и, о ужас!, выставляет на публику? Может это вы сами специально придумали, а не некие авторы икс?))) tongue
Ирина_Суворова  (13/10/19 17:12)    



у меня фантазии бы не хватило на такое))) везде, где копирайт - это реальные примеры, однозначно))
Алекс_Фо  (13/10/19 17:31)    



Ой, я случайно не туда свою рецу вставила))
Простите пожалуйста))
Алекс, Вы огромный умница, я это хотела сказать.
Ирина_Суворова  (13/10/19 19:11)    



да ничего страшного))

нууу.. не такой уж я и огромный)))) happy
Алекс_Фо  (13/10/19 19:56)    



Алекс, Вы велик! (не в смысле средства передвижения, а в смысле размера...ох... размера интеллекта, конечно )))
lemark777  (14/10/19 18:32)    



ы))))))))) wacko
Алекс_Фо  (14/10/19 18:52)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [963]
Миниатюры [607]
Обзоры [1074]
Статьи [289]
Эссе [145]
Критика [40]
Сказки [127]
Байки [40]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [239]
Мемуары [116]
Документальная проза [40]
Эпистолы [12]
Новеллы [37]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [116]
Мистика [17]
Ужасы [3]
Эротическая проза [3]
Галиматья [263]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [19]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [20]
Литературные игры [11]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1287]
Тесты [4]
Диспуты и опросы [69]
Анонсы и новости [102]
Объявления [59]
Литературные манифесты [198]
Проза без рубрики [374]
Проза пользователей [165]
Критика 2 [48]