Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [13]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2463]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
О титулах российских князей до 1500-х годов (часть 2)
Статьи
Автор: Berg
История титулов Московского государства начинается со времен Киевской Руси. Вопрос статусного обозначения «Великий князь Киевский» остается пока открытым, но скорее всего этот титул был принят не ранее 912 года, когда в византийско-русском договоре появляется формулировка «от Олега, великого князя русского» [2,9]. Однако, текст самого договора известен нам в нескольких позднейших редакциях, где титулатура князя может быть исправлена в соответствии с позднейшей традицией.

В договоре 945 г. титул Великого князя уже носит Игорь. В отличие от старобританской традиции титул Великого князя на Руси изначально оказывается наследственным и доминантным над всеми иными (удельными, например) князьями. В статье 2 устава князя Владимира Святославовича говорится: «Се яз, князь великий Василей, нарицаемый Володимир, сын Святослав, внук Игорев (и) блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от греческых цареи Константина и Василия и Фотея патриарха, взях перваго митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую» [9] . То есть, киевский престол, а также титул великого князя перешли к Владимиру в порядке наследования, включая в Киев и всю Русь.



Как князья одевались, однако.

Данная традиция коррелирует с традициями скандинавских монархов на британских территориях, которые тоже, с переменным успехом, пытались сконцентрировать доминанту власти в руках одной наследственной корпорации и отразить это в титулатуре. В период феодальной раздробленности титул «Великий князь» сохранился, однако он не давал преимущественных прав над другими князьями. Впрочем, с юридической точки зрения, титул старшинства Киевского, а затем и Владимирского Великого князя предполагал сюзеренитет над прочими князьями. В реальности сбор княжеских дружин под эгидой Великого князя или судебные разбирательства в внутрифеодальных конфликтах двором Великого князя чаще всего не функционировали. Великому князю подчинялись его собственные домен и союзники, тогда как над остальными он не имел фактической власти [2,10].

Процессы децентрализации Киевской Руси находят свое отражение в титулатуре монархов. Образуется два независимых титула «Великий князь Суздальский (затем Владимирский – по стольному граду)» и «Великий князь Киевский» - около 1212 г. Распад юрисдикции Великого княжения русского на составные элементы показывает неспособность сформировать достаточно сильные корпорации, удерживавшие все территории в единстве даже связей феодального сюзеренитета. В целом, государственная власть в домонгольской Руси отличается архаичностью скандинавской традиции «семейственного» права, когда персонификат власти принадлежит не столько личности монарха, сколько семье. Этот аспект сохраняется в титулатуре российских монархов вплоть до падения монархии в ХХ веке. Формула «Отчич и дедич», включаемая в титул русского государя как раз и свидетельствует об этой традиции.
Монгольское нашествие положило конец дальнейшей раздробляемости государственной власти, передав верховные полномочия монгольскому «царю».



Далеко ли до моря, дорогой?

Мы подробно поговорили о титулатуре верховного правителя Руси до 1212г., когда он именовался «Великий князь Киевский и Русский», но не поговорили о местнических титулах удельных князей. Дело в том, что согласно исследованиям А.А. Горского[11], система самоназваний племен и племенных объединений была достаточно развита к IX веку, во многом повторяя общеевропейскую традицию. Несомненно, что складывание местной аристократии шло путем, аналогичным общеевропейскому. В ней существовали племенные и союзные лидеры, имевшие личную титулатуру, включавшую название территориальной юрисдикции и личное прозвище. Но в IX веке произошло установление единой династической системы, сформированной по образцу скандинавского права. Единая династия устранила конфликт между претендентами на верховенство из числа представителей славянских вождеств, но сама породила конфликт внутри династии.

К 1100-м годам династия превращается в правящую корпорацию, внутри которой формируются конкурирующие между собою конгломерации, опирающиеся на все тот же территориально-племенной принцип [10,11]. Теперь любой удельный князь, будучи формальным «Рюриковичем» на самом деле выражал интересы своей конгломерации и стремился возглавить все государственное образование, которое точнее назвать племенным макросоюзом. В этой связи территориальная составляющая княжеского титула приобретает своего рода конкретику экономического базиса, определяющего возможности князя и его место в «табели рангов» претендентов на Киевский, а затем Владимирский престол. Отсюда передача сюзереном территории и ее присоединение к титулу, равно как и захват/утеря, обозначало рост или понижение не только реальных экономических возможностей, но и статуса в княжеской иерархии. Если в Европе в этот же период и позднее герцог Анжуйский мог быть серьезным претендентом на французский престол, имея (в разные периоды истории Франции) достаточно скромные возможности, то на Руси титул сразу указывал на реальное место удельного князя в пищевой цепи претендентов на великокняжеский престол.
Любечский съезд князей, yтвердивший постулат «Каждый да держит вотчину свою» положил конец возможностям централизации Руси в единое государственное образование, закрепив конфедеративный статус княжеского союза и формализованный статус титула Великого князя.

Монголо-татарское нашествие и последующее включение Руси в улус Джучи изменило содержательную структуру титулатуры Великого князя. Из независимого правителя он превратился в официального наместника, правившего на основании «ярлыка», то есть документа, оределяющего степень полномочий и подчиненных территорий. Содержание полномочий Великого князя в ярлыках неоднократно менялось. Хрестоматийный пример - Иван Калита получил право сбора всей русской дани и т.д. При этом территориальная составляющая до 1305 года в титулатуре Великого князя оставалась «Владимирский и Суздальский». Официально титул «Великий князь всея Руси» принял тверской князь Михаил Ярославич [2]. С этого момента начинается подспудная борьба Руси с Великим княжеством Литовским, в титулатуре главы которого с 1316 года появляется претенциозная объектная часть: «Великий князь Литовский и русский» (точнее, в период правления Гедимина (1316-45) «король литовский и многих русских*земель*», а затем уже просто русский). Использование несколько архаичной формы титулатуры Великого литовского князя («русский») означала претензии на все территории Руси по праву перехода Киева и, следовательно, Великого Киевского княжения к Литве. Т.е. литовские монархи объявляли себя наследниками утраченной гегемонии на основе контроля над прежним статусным княжеством.



Как раз Гедимин

В течение большей части XIV в. титул «великий князь» закреплялся персонально только за теми князьями, кто обладал владимирским столом. В отношении тверской, московской и нижегородской линий Рюриковичей титул закрепляется как наследственный, что означало еще одну претензию со стороны Владимирских, а позднее Московских князей на самостоятельность от Орды. После 1521 г. этот титул стал принадлежать только князьям московским, а в 1547 г. вошел в царский титул.
Царский период мы рассмотрим отдельно



Князья классического русского Средневековья
Опубликовано: 02/11/19, 13:45 | Просмотров: 1296 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Гедимин на картинке смутил своим нескрываемым анахронизмом...) Ему бы красоваться в кольчуге или бригантине с минимумом латных насадок... А он вырядился в готическую кирасу, запросто перепрыгнув сто с лишним лет! Ох уж эти путешественники во времени средневековые...)
Арсений_Платт  (10/11/19 14:38)    


Дык, миниатюрка-то 18 века...
Berg  (10/11/19 14:47)    


Спасибо, товарищ граф! Лохматому завсегда интересно освежить знания и почерпнуть новые. smile
Арчибальд_Лохматый  (08/11/19 07:44)    


Толи еще будет!
Berg  (10/11/19 14:48)    


Очень интересные статьи. Просвещаемся...
Спасибо.
Галка_Сороко-Вороно  (02/11/19 19:29)