Амфиболия (
амбилогия, амбигуитет) (лат.
αμφιβολος – двусмысленный, подвергающийся нападению с двух сторон) – двусмысленность фразы или словосочетания, возможность ее инотолкования. ©
Она является нарушением одного из основных требований к речи – ее точности.
Иногда используется еще один синоним амфиболии –
неснятая полисемия (полисемия – в буквальном переводе «многозначность»). Обычно неоднозначное прочтение исключается («снимается») в опорном контексте, но порой даже он не помогает, и тогда ляп проявляется очень отчетливо.
Неоднозначность прочтения – неиссякаемый источник сырья для перловок, потому что порой смысл настолько комично извращается, что впору биться в истерике)) И это при том, что автор обычно даже не подозревает, что его конструкцию можно прочесть как-то иначе, чем он сам себе представляет. Я – не исключение: помню, очень долго веселился, когда меня пожурили за строчку:
и чтоб тебя с собакой не нашли ни на постах, ни в списках, ни в постели Мол, и что ж ты с собакой в постели делаешь-то??)))
В общем, амфиболия – это речевая ошибка, которая возникает по разнообразным причинам, и некоторые типичные примеры мы сейчас и рассмотрим.
1.
СТРУКТУРНАЯ НЕЯСНОСТЬ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Это самая частая группа причин двусмысленного прочтения. Например, когда подлежащее в именительном падеже не отличается от дополнения в винительном падеже, бывает непонятно, что является подлежащим, а что дополнением («кто кого?»):
Мутит чувства изысканным временем!
Носит тело истерзанный крест. ©
То ли крест на теле, то ли тело на кресте – сразу и не понять)
Когда ты ушла, в осеннюю стылость,
Туда где дожди оборвут листопады, ©
Тронул дождь озябшие листы
Мокрыми осенними руками.
Режут реки дивные мосты,
Убегая вдаль за городами. ©
Подобная неоднозначность иногда наблюдается и с другими падежами:
Литсайты просто сжёваны давно -
Троянцы массам отдали ворота.
Литсесть пока что держит марку, но! -
Пора напалм готовить ебонотам. ©
То ли всем сайтом пора готовиться к аутодафе, то ли админам пора запасаться огнетушителями – так сходу и не понять))
При
синтаксической двузначности (
двойной синтаксической связи) бывает непонятно, к какой части предложения относится слово или выражение, или оно вообще само по себе:
Тогда кури, дыши полынным дымом,
сыпь в табакерку прошлого табак © [табакерка прошлого или табак прошлого?]
Ровно тысячу лет не срастались швы
рваной раны на сердце размером с пядь. © [сердце размером с пядь или рана размером с пядь?]
Мне в такси незнакомый водила
С бородой рассказал анекдот! © [водила или анекдот с бородой?]
Живое пиво и мясо © [ужос!]
Неосторожное использование причастного и деепричастного оборотов тоже вполне могут затуманить смысл:
Лилий волшебных аромат на рассвете
Дарит там запах пьянеющих грез. © [а точно грезы пьянеют? или все же ода́ренный ЛГ))]
Там где твоя или чья-то еще нога
даже не ступит, выдумав катастрофу
буду рыдать о вас, кто не уцелел © [от ноги, выдумывающей катастрофу, не спасает даже отсутствие запятой]
Слишком сложная и запутанная синтаксическая конструкция (чрезмерно «навороченное» предложение), особенно при наличии инверсий – причина того, что тяжело бывает откопать нормальный смысл, тем более – когда смысл извращенный лежит ближе к поверхности:
В сером платье, в руке – лукошко,
Коса, ее посох, хрипит немножко. ©
Это, кстати, предложение целиком. И в нем как минимум коса, являющаяся, согласно уточнению, посохом, немножко хрипит. Страсти-то какие…
Даже печаль серой, шёлковой лентой спрятать не в силах от счастья лекала ©
То ли речь идет о каких-то лекалах счастья, то ли какие-то лекала лентой печали от счастья прячут… вот, даже в прозе запутался)
Подобный запутаный порядок слов, приводящий к неясности или двусмысленности речи, называется
синхизис (от греч. «путаница»), или
какосиндетон (
какосинтетон).
Другие примеры неудачного синтаксиса, в том числе приводящие к двусмысленному прочтению, были рассмотрены в предыдущей части.
2. НЕПРАВИЛЬНАЯ ПУНКТУАЦИЯ Классический пример знают все - "Казнить нельзя помиловать")
У нас запас снарядов в Поти, Туапсе
Лежит брезентиком прикрытый с октября
Советский интендант он, как и все
К войне Россия не готова никогда. ©
Запятых маловато – вот и чудится, что лежит бедный советский интендант, прикрытый брезентиком)
в тебе много страсти и отваги
уж, не знаю я о чём, мечтать ©
Всего одна запятая – и глубокомысленный монолог оказывается обращенным к рептилии.
БЕНЗИН
НЕ КУРИТЬ! ©
Да как-то не очень-то и хотелось…
3. НЕУДАЧНЫЙ ПЕРЕБРОС В церквушке старой мыши
шебуршат
И шепчутся иконы… ©
Сказуемое перенесено на следующую строку, и даже разрыв строки после этого не избавляет от впечатления, что шебуршат и шепчутся иконы)) Я бы лично в этом случае наплевал на правила и просто запятую поставил.
мигают лампочки гирлянд, стремясь сыграть друг с другом в салки,
в каналах шепчутся русалки, кариатида и атлант –
мадам и сэр (месье и леди), легко взобравшись под карниз,
не думают спускаться вниз... ©
Аналогично – и русалки, и кариатида с атлантом скопом в каналах плещутся (а что дальше – неважно, картинка-то уже нарисовалась!))
4. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ Неоправданный эллипсис – это пропуск важных для понимания смысла частей предложения или текста в целом.
И гроздьями рябину,
Воруют воробьи.
И целую корзину
Грибов, несут вдали. © [очень мощные воробьи получаются без уточнения объекта действия)]
Непоседы-воробьи моют перья в тёплой луже,
На углу у гастронома квас из бочки продают… © [стремительная эволюция воробьев налицо))]
Дела я не доделал, берегу;
Я Миллион не стану по рублю, [чего? тратить? собирать? считать?))]
Но как бы мне не снова стать в углу?
Я песню бесконечную пою! ©
Ваши зубы станут украшением! ©
Такое обещание при достаточно развитом воображении приобретает явно зловещий оттенок))
Реклама – вообще кладезь перловых амфиболий на основе эллипсисов: слоганы ведь требуют краткости, так что приходится извращаться)
Туалет – лицо хозяйки! ©
Посуда для жизни ©
5. ЛЕКСИЧЕСКАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ Заключается в использовании слов и выражений, потенциально имеющих различные значения, в контексте, который может подразумевать непредусмотренные автором значения:
Жара. Спускаюсь вниз, к реке,
К мосточкам деревянным.
В кустах - рыбак на рыбаке
С упорством постоянным.. ©
Я, конечно, не сильно пошлый, но когда пишут, что кто-то на ком-то в кустах – моя фантазия не поддается сдерживанию))) Но я ж не один такой… вот вообще общеизвестная классика провокационной неоднозначности:
Каждый хочет любить - и солдат, и моряк,
Каждый хочет иметь и невесту и друга… ©
А вот эту надпись я регулярно наблюдаю в рейдах по близлежащим магазинам:
Здесь самое вкусное мясо
У Саши ©
Звучит интригующе… но я туда пока не ходил)))
Ладонью прикрыв четвёртую стопку,
Шикнет супруга супругу гадюкой:
«Когда ж ты нажрёшься, принц-недотёпа?» ©
Супруга вопрошает то ли о том, когда принц ее пресытится пьянством и закончит это дело – или о том, когда он дойдет до соответствующей кондиции?)
Ты остался орланом резвым,
Улетевшим за братской стаей. ©
Одно из значений «остался» – это никуда не переместился из данного места. Так он улетел или остался?)
С осторожностью нужно использовать слова, имеющие омонимы, омографы и омоформы. Что это все такое – уже рассматривалось в 6 части, так что просто добавлю еще пару примеров:
Сегодня светило опять взошло. Мне хочется вспомнить его тепло © [вспомнить его с теплотой или вспомнить о его тепле?]
Светлячков приманю – в невесомую сказку запрячь их. © [светлячков подразумевается запрягать или прятать?]
За кофе в любимой “Башне”
Ты стих мне читал вчерашний © [это происходило в процессе кофепития – или кофе было оплатой за стих?)]
Так… что-то я опять увлекся превращением ляпологии в перлодром)
А, еще вспомнил пример! Когда мы делали сайт, информеры на Главной назывались «Последние опубликованные произведения», «Последние зарегистрированные авторы», «Последние избранные» и т.д.)) Но мы подумали и вскоре все переименовали)) Понятно, да?)
6. НЕУДАЧНАЯ МЕСТОИМЕННАЯ ЗАМЕНА Для улучшения связности текста, устранения повторов, соблюдения размера часто пользуются заменой различных частей речи местоимениями – но бывает, что автор подразумевает под заменяемым понятием одно, а читатель – совсем другое)
Я ищу тебя в серых лицах,
В очертаниях редких прохожих.
Прошлой жизни листаю страницы -
Ты совсем был на них не похожим. ©
На них – на кого? На страницы, получается – судя по структуре предложения?
И боцманский свисток завоет.
Своё он знает ремесло,
Взлетает черный флаг стрелою,
Смертям всем будущим назло. ©
Кто знает свое ремесло? Свисток, флаг или боцман?
7. НЕОСТОРОЖНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР Холодильник для кастрюль и 3-х литровых банок ©
Всего для трех литровых банок? Маловато будет!))
Х-й съезд Союза журналистов России ©
Конечно, это всего лишь десятый, а не... очень плохой – но это же поймешь правильно не вдруг))
ИТАК
Чаще всего причиной двусмысленности являются слишком запутанные синтаксические конструкции, в особенности при наличии инверсий, перебросов, грамматических ошибок и отсутствии правильной (или вообще какой бы то ни было) пунктуации.
В особо запущенных случаях при наличии кучи разнообразных ошибок получается откровенная бредятина, в которой и одного-то смысла не отыскать:
Я знаю: в странах тех далеких;
Цветочный дождь из лепестков,
Там муз эфирных светлооких
Нектар ласкает алых роз. ©
Открыв глаза, лучей я встречу
Поток лилейных благодать.
Вчера, в безбурный тихий вечер
За солнцем их умчалось рать. ©
Это уже не стихи, а набор слов, мало связанных и по смыслу, и структурно.
Не пишите так больше никогда ©
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Использованные материалы для дополнительного изучения:
1. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. - Новосибирск: НГПУ, 1994.
2.
В.П. Москвин. Двусмысленность как стилистический прием 3.
В.А. Ефремов. Двусмысленность: ошибка и стилистический прием 4.
Амфиболия. Поэтический словарь Квятковского 5.
Д.А. Каплунов. Двусмысленность – отрава для ума 6.
Библиотека Орфограммки. Амфиболия 7. В.П. Москвин. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. – Ростов н/Д., 2007.
Р.S. Цитируемые в качестве примеров произведения взяты из источников, открыто опубликованных в сети. Их авторство не указывается, но по требованию желающих авторов может быть открыто (либо их цитаты удалены)
P.P.S. Статьи находятся в состоянии редактирования; если вы находите в них любые ошибки (от фактических до оформительских), а также если у вас на примете есть интересные примеры описываемых ляпов - буду рад исправлениям и дополнениям)
Будем учиться, учиться и учиться по вашим материалам))
Надо вот так:
Ни в каком случае, мессир! Я умоляю вас не бороться с ленью, потому как она - двигатель прогресса и всего остального. Неленивый Алекс будет уже не совсем немножечко Алекс, а будет что-то другое. А оно нам надо? Мы этого нежно любим. А тот - неизвестно какой будет. Может и лучше этого, но... нафик рисковать? )))
и самое главное - лениться можно!!)))
Склоняю колено, мессир)
Алекс, это Вам в амфиболии для примера пещерной глупости)
Уже ничего не склоняю, так как голова к автору, похоже, не приложена)
а голова у меня и своя в тумбочке уже всю зиму, так что не удивлен)))
Не, срочно надо вас ещё почитать, может и на моих плечах, что проклюнется к весне)
Алекс, что у вас самое примитивное, для дебильчиков, тогда точно без пучка))
доподлинно известно, что у него головы не только лишние не растут, но даже исходно родные пропадают))))
Так Вы тоже с пучком?)) А я была уверена здеся клонов нету)
да не, клоны тут водятся)) правда, все учтены, описаны и на поводках))
Развитие событий могло быть следующим: глупый новенький автор, не зная всех секретиков и потайных комнат Литсетьевского лабиринта, видя статус пользователя и минус самого отца-основателя в репутации, мог сказать "фи, кака какая" и вызвать вашу желчную, снисходительную улыбку.
С вами как по минному полю без предупредительных табличек)
и минус был нужен для тестирования скрипта рекомендаций) а щас и не надо, у меня у самого есть)))
И эта жизнь такая стерва!.. Один сплошной тваюжежмать.))
Узнаёте?) Прекрасно сказали!)
Алекс, я спать, утром командировка в Краснодар.
И вам спокойной ночи!
так что я, естественно, уснул раньше)))
удачной поездки!)
а я что-то постоянно теряю рецензии, бардак.. како... что-то там в голове))
не всегда получается) потому что есть такая гадкая штука, как авторская глухота)) и никто от нее не избавлен)
А почему не разобрана нехватка пальцев для подсчёта врагов?
у собаки - двойная синтаксическая связь)
а про извращения фразеологизмов будет отдельная статья
О! Тогда нужна статья об амфиболии "со стороны" читателя Патамушта реально же;) Пальцы можно туда же, наверное?
а все извращения читательского восприятия, боюсь, описать никакого сайта не хватит)))
А насчёт рекламы у меня давно идея была - устроить конкурс по ляпам (аж в 13-м годе где-то в копилке сайта, кажись). Ыхх..времени бы побольше
я одно время собирал ляпы рекламы)) конкурс был бы прикольный, проводите!
но тут такая проблема может быть - как доказывать, что именно ты нашел этот ляп, а не из инета слямзил))
А нащот доказательности я, често говоря, не думал, но теперь мысль заронена,да.
Для примера я говорил(или писал?) о рекламе на продуктах, но подразумевалась любая - на баннерах, растяжках, плакатах и тэ-де и тэ-пэ.
Да,забыл: "Туалет – лицо хозяйки!" - это ж шыдевр! Вот так пойдёшь в гостях по нужде...и задумаешься, - А прилично ли...на лицо-то?
А в примере с мышами и иконами я поставила бы тире после "старой", тогда и правила нарушать не потребуется.
ну да, это вариант))
есть про ошибки фразеологизмов, тропов, оформления.. и огромная часть про стилистические))
Возьму на вооружение для обзоров. Чтобы матом не ругаццо.