Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1146]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [311]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [18]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2448]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Скульптура Владимирской Руси
Статьи
Автор: КЛП
D`Maru und Berg


Вступление

Итак, несмотря на трудные времена в реальном мире, Клуб потихоньку продолжает проекты.
Сегодня, вместе с нашим другом Эмилем Гурбановым представляем статью об искусстве Древней Руси. Здесь и на странице в ВК (https://vk.com/club176448423) будет представлена статья об истории домонгольской скульптуры и храмового зодчества.
Но вначале шутка от меня, графо von Berg`а. Лет десять тому назад учившийся у меня студент представил на конференции подробный доклад об архитектуре домонгольской Руси. В числе вопросов, которые ему задали, был вопрос о том, почему он не приложил к презентации фото деревянного зодчества древнерусских построек, а только их 3D реконструкции и разрезы.
"Дык, Батый пожог-то, а что не пожог, то сгнило уже..."

В общем, мы сегодня покажем то, что было, что осталось и, есть надежда, дальше останется. Камни сохраняются значительно лучше дерева, однако.

Часть первая

Георгиевский собор в Юрьев-Польском







Общий вид

В огромном культурном наследии, полученном Москвой от эпохи расцвета домонгольской Руси, выдающееся место занимает владимирская художественная традиция. Ее придерживались в своей строительной деятельности Иван Калита, Дмитрий Донской, Юрий Звенигородский —вплоть до Ивана III.
В этой традиции привлекала не только красота белокаменной архитектуры, но и выраженные через нее идеи величия «украсно украшенной» Русской земли, достигшей блестящего расцвета в период национальной независимости. Идеи эти были выражены как в самих архитектурных формах, так и в связанных с ними многочисленных скульптурных образах. Широко развернутая на фасадах для всеобщего обозрения владимиро-суздальская скульптура XII — XIII вв. была своего рода «каменной книгой», в которой нашли изложение мысли, чувства, мировоззрение всех передовых общественных сил Северо-Восточной Руси, противостоявших феодальному раздроблению страны.



Однако если владимиро-суздальская архитектура получила исчерпывающее истолкование х, то этого нельзя сказать про скульптуру. Ее изучение затруднено неясностью семантики, а также нарушением порядка рельефов в результате различных переделок. Особенно не повезло в этом отношении самому последнему по времени и самому сложному по скульптуре памятнику владимиро-суздальского зодчества— Георгиевскому собору в г. Юрьеве-Польском (1230—1234), территориально и хронологически ближе всего стоящему к искусству Москвы. Исследованию скульптуры этого совершенно уникального памятника и посвящена настоящая работа.



Георгиевский собор завершает собой блестящую эпоху Владимирской культуры домонгольского периода. Он создавался в годы, когда владимиро-суздальская земля еще жила ярким наследием Всеволода Большое Гнездо, который словам древнерусского поэта, мог «Волгу веслы раскропити, а Дон выльети шлемамы». Территория Владимиро-Суздальской земли расширяется до Волги, где закладывается Нижний Новгород. В 1220 г. совершается удачный поход владимирских князей на волжских болгар. Параллельно и, видимо, в свете этих событий ведется белокаменное монументальное строительство. В 1222 -перестраивается большой собор в Суздале; в 1225—1229 гг. сооружают в Нижнем Новгороде; наконец, в 1230—1234 гг. перестраивается старый coбор Долгорукого в г. Юрьеве-Польском. Все эти постройки родственны и принадлежат к оригинальному типу храма с тремя притворами. Вертикальная композиция, по-видимому, значительно повышенная в сравнении с предшествующими владимиро-суздальскими постройками, что и стало причиной разрушения верхних частей всех зданий.



Катастрофа Георгиевского собора произошла в XV в. Но, вместо того разобрать руины здания до основания, как поступили с храмом в Нижнем Новгороде или разобрать их до уровня прочных кладок, а затем возобновить из кирпича, как это сделали в XVI в. в Суздале, с Георгиевским co6oром поступают иначе. В 1471 г. Иван III посылает в Юрьев-Польской мастера Василия Ермолина, который бережно собирает обрушившееся здание из старых материалов. Очевидно, уже тогда в Москве осознавали исключительное значение для Руси этого памятника архитектуры. Основанием для такого отношения м два обстоятельства являются:
1. Первый Успенский собор Московского кремля (1328) был построен
Калитой по образцу Георгиевского собора Юрьева-Польского . Успешно простоял до 1470 г., подпертый бревнами, после чего был разобран и заменен новым. Следовательно, в Георгиевском соборе могли отличить древний образец.
2. Георгиевский собор был украшен белокаменной скульптурой, исключительной даже для владимиро-суздальского искусства. Мастера собора ввели в пластику множество движений человеческих фигур, далеко превосходящих по размеру и качеству те, что создавались резчиками Дмитриевского собора. Ни один камень Георгиевского собора не остался не затронутым резьбой. В этом отношении про Георгиевский собор можно было сказать словами песни, исполнявшейся при закладке знаменитого парижского собора Сен-Дени (XII в.): «Все камни твоей стены - драгоценны»



Продолжение следует
Опубликовано: 29/03/20, 21:38 | Просмотров: 536
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]