«Понте-Веккьо» (итал. Ponte Vecchio) в переводе означает «Старый мост», так что пристраивать к его имени наше «Мост» как-то даже неудобно.
Среди всех достопримечательностей Флоренции Понте-Веккьо не просто связывает берега реки Арно, но и занимает особое место, поэтому решил посвятить ему отдельный рассказ. Здесь в основном фото из последней поездки в августе 2018 г., но также и несколько фото начала мая 2014, не использованные ранее.
У Понте-Веккьо богатая история и немало загадок. То, что здесь и раньше существовали мосты — давно известно. Один даже простоял два века, но был разрушен в 1333 году сильнейшим разливом реки Арно. На его месте довольно скоро, в 1345 г., и появился новый мост.
Ввзглянем на него сначала издалека, с высоты площади Микеланджело. Отсюда кажется, что сооружение как-то даже не очень и похоже на мост — что-то такое большое, объёмистое…
Вечер над Флоренцией и Понте-Веккьо И вот — первая загадка этого моста: как он на самом деле назывался при его создании? Не знаю, не нашёл ответа, но уж наверняка не Ponte Vecchio, не был же он сразу такой «старый».
Вторая загадка этого моста: кто его спроектировал? До недавнего времени автором считался Таддео Гадди, но потом нашли ещё какие-то документы, и теперь путеводители пишут, что архитектором Понте-Веккьо был Нери ди Фьораванти.
Но у меня ещё и простой житейский вопрос появился, на который не знаю ответа. Вот есть в Перми мост автомобильный, Коммунальный называется. Ему идёт шестой десяток лет, и где-то в ближайшей пятилетке его закроют на капитальный ремонт. А тут — вот он, мостик, жив и невредим, несмотря на свои 676 (на дату публикации) лет. Невзирая на все войны, в т. ч. вторую мировую, не считаясь с несколькими сильными наводнениями, включая самое разрушительное из них — 1966 года, затопившее многие музеи и сам Понте-Веккьо. Ну вот как такое возможно!
Понте-Веккьо, общий вид
Прекрасно. А кто скажет, каким образом обыкновенный городской мост стал пристанищем большого количества торговых лавок, а вдобавок ещё и жилым (посмотрите на его облик!) Причём, эти пристройки и скворечники есть ведь и с другой стороны моста. Говорят, что многие лавочники здесь не только торгуют, но и живут.
Обратный взгляд на Понте-Веккьо с правого берега реки Арно Я специально сравнил ширину Понте-Веккьо с несколькими соседними мостами. Интересная картинка получается. Ближайшие мосты имеют ширину где-то 12, максимум 15 метров, а ширина Понте-Веккьо (по Википедии) — 32 метра. То есть, этот мост сразу строили в расчёте на то, что на нём будут лавки, возможно, и его предшественник отличался этим.
В какую сторону ни идёшь по мосту – всюду лавки и куча народа И ведь не зря же новый мост появился здесь всего через 12 лет после того, как смыло предыдущий, вероятно, очень это было кому-то необходимо. Видимо, не случайно с 1442 года по распоряжению городских властей все рыбные и мясные лавки располагались в районе переправы на месте будущего Ponte Vecchio, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах. А после окончания строительства моста они естественным образом перебрались и на него.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо I Медичи не был построен Коридор Вазари, названный так по имени его создателя, живописца и архитектора Джорджо Вазари. Крытый коридор соединял Палаццо Веккьо в центре Флоренции на правом берегу и Палаццо Питти на левом берегу реки Арно, позволив высшей знати Флоренции беспрепятственно перемещаться между дворцами, где они работали, без случайных столкновений с простолюдинами. А попутно всегда можно было нечаянно подслушать, о чём эти простолюдины толковали.
Вот он, коридор Вазари, если посмотреть из галереи Уффици — возвышается над всеми постройками моста, а дополнительно ещё и береговой участок имеет. Вот, справа, видна его крыша. На предыдущем снимке вверху справа с круглыми окошками — тоже коридор Вазари. В отдалении слева — сторожевая башня.
В коридоре Вазари сейчас мало кто бывает (туда специально нужно заказывать экскурсию), а между тем в нём хранятся работы итальянских художников разных периодов и коллекция автопортретов всемирно известных авторов, в том числе Кустодиева и Кипренского.
Понте-Веккьо с коридором Вазари, вид из галереи Уффици А вот как выглядел этот же участок Понте-Веккьо с прилегающей застройкой левого берега реки Арно в августе 1944 года (фото из интернета, свободный доступ). Это к вопросу о том, каким чудом сохранился Понте-Веккьо, когда все остальные флорентийские мосты были взорваны. Здесь, кстати, видно, что по крайней мере крыша коридора Вазари тогда тоже сохранилась.
Понте-Веккьо в августе 1944. Фото из интернета Обращают на себя внимание развалины жилых домов на левом берегу. Для сравнения — гляньте на предыдущий снимок. Читал, что озлобленные немцы взорвали все дома на обоих берегах на сотни метров от Понте-Веккьо. Всё может быть…
Только вот общая картина этих развалин как-то не очень похожа на точечные взрывы, скорее это последствия регулярных авианалётов. Нашёл упоминания, что американская авиация совершала налёты на Флоренцию, видел фотографии сравненных с землёй американскими бомбардировками железнодорожных станций Флоренции, но нигде не нашёл прямых упоминаний, кто произвёл такие опустошения здесь, у Понте-Веккьо. Всё может быть, может быть…
В 1944 году отступающие немецкие войска взорвали все мосты Флоренции. Вот ближайший к Понте-Веккьо «сосед» выше по течению — Ponte alle Grazie, на фото (из интернета) момент подрыва его устоев.
Подрыв Ponte alle Grazie. Флоренция, 1944. Фото из интернета Итак, взорвали все мосты. Кроме Понте- Веккьо. Но этот очевидный, всем известный факт до сих пор остаётся загадкой: почему?
По одной из версий, было специальное распоряжение Гитлера на этот счёт, связанное с его посещением Флоренции и Понте Веккьо в мае 1938 года и в октябре 1940. На последнем моём снимке этой подборки заметны панорамные окна в стене коридора Вазари, обращённой на запад. Говорят, что эти окна и вообще смотровая площадка в коридоре были сделаны именно к приезду Гитлера в 1938 г., а увиденное им тогда оставило как будто неизгладимый след в его памяти.
Я не верю сентиментальной памяти Гитлера: когда дело касалось чужих ценностей — он их не жалел. Читал и о других версиях, но тоже не очень им доверяю. Мне кажется более достоверной версия Википедии, что мост отстояли бойцы итальянского Сопротивления. На одном историческом сайте, посвящённом боевым действиям на территории Италии (автор Айзен Тайчо https://maxpark.com/user/4295107615), прочитал буквально следующее. «Войска 8-й английской армии 13 августа <1944> вступили во Флоренцию, уже освобождённую силами движения Сопротивления». Вероятно, так оно и было, тем более что на более крупных фото хорошо видны следы от пуль на внешней стене коридора Вазари, указывающие, что за этот объект шёл нешуточный стрелковый бой.
Но не будем о грустном. Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…
Вернёмся к Понте-Веккьо — здесь и сейчас. Береговой участок коридора Вазари покоится на аркаде. расположившейся между берегом реки Арно и проходящей здесь же улицей-набережной.
Береговой участок коридора Вазари с аркадой Сам Козимо I, проходя по коридору Вазари, от неприятных запахов только морщился, а вот его сыну Фердинанду они быстро надоели. В 1593 году мясников, несмотря на их договоры с городом, разогнали. С тех пор за удвоенную арендную плату здесь обосновались золотых дел мастера. Обосновались так, что и жить стали здесь же, и облепили мост многочисленные «скворечники». Понте-Веккьо стал известен как «золотой мост». На следующих снимках заметны витрины с золотыми изделиями. «Жив курилка»!
"Золотой мост" Флоренции Туристы на Понте-Веккьо. Угадайте, откуда они Ещё поговаривают, что у Понте-Веккьо и дно золотое. Возожно. При быстром подъёме паводка 1966 года, подтопившего лавки, часть золота из них действительно была смыта водой, и где оно сейчас, кто знает?
Прогулочная (она же смотровая) площадка Понте-Веккьо — одна, посередине моста. Тут же и бюст Бенвенуто Челлини, итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста — Рафаэлло Романелли). Бюст открыт в 1901 г. к 400-летию Челлини и благополучно пережил все перипетии 1944 года.
На прогулочной площадке Понте-Веккьо всегда тесно Но здесь хорошо и снимать, и позировать Бюст Челлини окружён небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодожёнов и влюблённых пар — в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. После того, как флорентийские власти ввели штраф в 160 евро за каждый замок, навешенный на оградку, количество их заметно поубавилось. Но не исчезли они совсем, как видно по следующему фото.
К бюсту Челлини не зарастает народная тропа С Понте-Веккьо интересные виды открываются в восточном направлении. Вот здесь, слева — аркадная береговая часть коридора Вазари. идущая до галереи Уффици. Впереди виден ближайший к Понте-Веккьо вверх по течению мост — Ponte alle Grazie (тот самый, который выше был показан в момент подрыва). Вдали, на горке справа — площадь Микеланджело, с которой открываются чудесные виды Флоренции, особенно на заходе солнца.
Вид с Понте-Веккьо на восток. Слева береговой участок коридора Вазари Не менее впечатляющий вид открывается с Понте-Веккьо в противоположном направлении. Ближайший видимый отсюда мост — Санта Тринита.
Вид с Понте-Веккьо в западном направлении, вниз по течению реки Арно Прощальный взгляд на Понте Веккьо. Он тут заснят даже не с соседнего моста Санта Тринита, а ещё дальше, с Ponte alla Carraia, зато отсюда смотрится на фоне такой панорамы…
Панорама Арно с Понте-Веккьо Будем помнить.
И эту красоту, и всех людей, которым она обязана своим созданием, сохранением и возрождением.
Оригинал статьи - на сайте
Туристер.Ру
Опубликовано: 09/08/21, 00:54 | Последнее редактирование: Татьяна_Вл_Демина 12/08/21, 04:13
| Просмотров: 2050 | Комментариев: 12
в средние века место внутри городов было дорого и в дефиците, поэтому заселение мостов было распространенной практикой))
Большое спасибо, Сергей, за интересные подробности о знаменитом мосте и за снимки со всех ракурсов)
Наверняка, очень удивительно жить в таком месте (это я о торговцах и людях, которые имеют там жилплощадь), это ж надо ещё с плесенью и грибком периодически бороться, что свойственно домам с улицами-реками во Флоренции, в Венеции и т.д. Но до чего же красиво, всё равно)))