Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Как научиться писать стихи. 10 советов начинающим
Статьи
Автор: Александр_О
Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. До учебников не дорос. Это просто несколько личных советов.

В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему здесь "умничать"?

Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

________________________

Начну с ремарки о том, что в стихах часто от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Ан, нет!

1.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которыми захочется поделиться с читателями... (в достаточном объеме для начала творческого процесса). То есть сначала мысли – затем стихи, ...а не наоборот. Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Впрочем, изредка случаются искусники, которые не задумываясь начинают со строки, например, "как-то раз проснулся рано..." – и этим, как мантрой, погружают себя в творческий процесс. И тем не менее, как только поэт в себе разбужен, далее следует писать по принципу: сперва мысли - затем стихи.

В каком-то смысле исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина, зарисовка окружающей среды. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

___________________________________

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу... Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но сперва важный вопрос:
Какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум, таков:
ритм и рифма - это "специи", "усилители вкуса" для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

Отмечу, что в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

2.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, например, с ямба, коим, к слову, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог..."


Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как "_",
а ударный слог - как "/".

Одна такая повторяющаяся пара "_ /" - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску "_", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку "/". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове изменит своё место, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например, в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8... Или как-нибудь иначе, например, 10-7, 10-7 ...
Можно на слух мерить не слогами, а стопами. Как вам будет удобнее.

Если вам сложно, то попробуйте в процессе творчества напевать на свои строки всё равно какую мелодию, лишь бы попадала в ритм и размер.

3.

Совет по рифме:

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: "колется - успокоятся". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда тривиальные формы и злоупотребление. Причина её популярности у новичков – простота подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. "Кидаться - смеяться - ругаться - целоваться - "... Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "пришёл - зашёл - нашёл - ушёл - "... Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "козёл" - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.

4.

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

5.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получится гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".


"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной... Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

6.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство...
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."


Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."


И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду "Гений и Злодейство" и "зависть и талант". То есть принцип "всё важное — в конец" соблюдён на всех уровнях. Это — "высший пилотаж" в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

7.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

8.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

9.

Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, красочные сравнения, определения желательно из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила ещё громче...". Или: "он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел... был сильный мороз".

Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов онлайн. А вот вам в помощь небольшой словарь эпитетов.

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом... А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

10.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться... Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Успехов в творчестве!

Опубликовано: 27/12/21, 12:11 | Последнее редактирование: Александр_О 30/12/21, 05:40 | Просмотров: 1712 | Комментариев: 23
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Александр, классная статья.
Ptitzelov  (29/12/21 17:37)    


Привет!
Спасибо. Давно написал.
Александр_О  (31/12/21 15:24)    


На ранней стадии не пишите длинных стихотворений - прекрасный и удивительно правильный совет, жаль, что большинство начинающих поэтов ему не следует. Давно подметила - чем хуже стихи по качеству, тем они длиннее) Да что далеко ходить, сама когда-то ваяла шЫдевры, на середине которых забываешь, с чего все начиналось, и перестаешь понимать, зачем вообще вся эта вода тут налита biggrin И уже потом я поняла, что умение вместить многое в малом приходит далеко не сразу, этому нужно учиться, и тогда стихи станут короче и насыщеннее и читатель не заснет на середине, а благополучно долетит до конца, как пресловутая птица над Днепром)
В целом же, хорошая и полезная статья у вас получилась. Спасибо.
Лариса_Логинова  (29/12/21 10:24)    


Рад познакомиться и рад, что статья понравилась.
А самое удивительное, что у меня подруга есть Лариса Логинова, знакомы лет 35. :)
Александр_О  (31/12/21 15:26)    


Не все длинные стихи плохи и не все короткие - шедевры. Взять хотя бы стихи Владимира Плющикова или Тима Скоренко. Там точно на середине не уснешь и не забудешь, с чего все началось, потому что это - мастерство.
Александр, хорошая статья, нужная)
Марина_Славина  (02/01/22 15:15)    


Спасибо.

Я написал советы лишь для начинающих авторов. Считая, что они помогут быстрей развиваться.
Со временем от многих советов можно отойти, а, может, даже нужно отойти. Это касается и длины. Иначе мы бы не знали "Евгения Онегина".

Правда, лично я до того обнаглел (в плохом смысле этого слова), что посмел своего "Евгения Онегина" выложить на этом уважаемом сайте. ;)
Александр_О  (02/01/22 23:33)    


Александр, слова о длинных стихах относились к фразе Ларисы Логиновой о том, что "умение вместить многое в малом приходит далеко не сразу, этому нужно учиться, и тогда стихи станут короче и насыщеннее и читатель не заснет на середине, а благополучно долетит до конца, как пресловутая птица над Днепром)"(с), хотя понимаю о чем она))
Вашего "Евгения Онегина" читала, посмеялась) Честно говоря, он у меня лучше пошел, чем пушкинский, веселей, что ли))
Марина_Славина  (02/01/22 23:50)    


У меня в читателях отчего-то Ваше имея не отобразилось. Программа, наверное, где-то ошибается.

Спасибо за отзыв :)

А я под это дело пушкинский первоисточник заново проштудировал.
Дааа, велик был поэт!
Александр_О  (03/01/22 04:57)    


Божечки мой, как всё аккуратно, вежливо и тактично!)
Это так странно.)))
Маруся  (28/12/21 18:04)    


Почему странно?
Александр_О  (28/12/21 23:50)    


До этого статьи на подобные темы попадались с ёрничеством немного.))
Маруся  (28/12/21 23:52)    


Вам не везло.

А ссылочки не найдутся?
Самому интересно стало... :)
Александр_О  (29/12/21 05:30)    


Нет. Специально искать не буду. По крайней мере сейчас.
Маруся  (29/12/21 07:41)    


Дааа, многие из поэтов тщеславны и надменны.
Александр_О  (31/12/21 17:25)    


Это в чей огород камень?)))
Маруся  (31/12/21 17:27)    


В огород тех, кто пишет обучающие статьи с надменностью и "ёрничеством" :)
Александр_О  (02/01/22 23:27)    


Фууух... попустило!))
Маруся  (02/01/22 23:28)    


:)))
Нет, что Вы! Как Вы могли подумать?

С большим уважением!
Александр_О  (03/01/22 04:58)    


конспект толковый - для начинающих)
а почему не статья?
Алекс_Фо  (27/12/21 13:32)    


Спасибо
Старался :)
Александр_О  (27/12/21 13:42)    


Эссе призваны отражать своё мнение.
А я не профессионал, не лингвист.

А Вы советуете перенести в статьи?
Александр_О  (27/12/21 14:44)    


да, так больше народу прочитает
Алекс_Фо  (28/12/21 17:50)    


Уже перенёс
Александр_О  (31/12/21 17:25)    

Рубрики
Рассказы [1082]
Миниатюры [1067]
Обзоры [1406]
Статьи [419]
Эссе [192]
Критика [100]
Сказки [221]
Байки [54]
Сатира [50]
Фельетоны [16]
Юмористическая проза [292]
Мемуары [57]
Документальная проза [87]
Эпистолы [21]
Новеллы [73]
Подражания [10]
Афоризмы [22]
Фантастика [130]
Мистика [55]
Ужасы [8]
Эротическая проза [4]
Галиматья [261]
Повести [249]
Романы [55]
Пьесы [35]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [18]
Литературные игры [37]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1933]
Тесты [15]
Диспуты и опросы [102]
Анонсы и новости [105]
Объявления [97]
Литературные манифесты [253]
Проза без рубрики [445]
Проза пользователей [220]