Как Корней Чуковский предсказал искусственный интеллект
В наше время большую популярность приобрёл так называемый искусственный интеллект (ИИ). Одним из инструментов, используемых для реализации ИИ являются нейросети. Среди прочего ИИ пишет тексты, делает видеоролики. Видеоролики получаются довольно яркими, но по содержанию они пока серые и вульгарные. Сейчас появилась масса роликов от ИИ на различные темы (например, на такую востребованную в мейнстриме, как кто кого победит из животных – тигр или лев, акула или касатка и т.д.). Я недавно посмотрел один, доказывающий, что в раннем христианстве мол проповедовали реинкарнацию (хотя на самом деле это не так). Там масса ярких картинок, сделанных явно под мещанский вкус: длиннобородые христиане, египтяне с рогами на головных уборах, неестественно красивые правительницы. Только по картинкам можно понять, что их делала нейросеть. Из-за редких ошибок в ударениях слов понял, что и текст читает ИИ. Читает он суровым ровным мужским голосом. По смыслу текста тоже понятно, что составлял его ИИ – текст грамматически правильный, но скучный и блёклый. И когда я начал искать подобные ролики специально, то понял, что некоторые люди и организации, которые зарабатывали в Ютубе стали гнать вал. Создают массу роликов где и текст, и начинка, и видеоряд делает ИИ; а человеку остаётся только деньги получать. Ролики такие легко отличить по картинкам, но вся беда в том, что к картинкам, генерированным ИИ и добросовестные люди прибегают; поэтому приходится тратить некоторое время чтобы понять из смысла и произношения, что эта поделка кем-то сгенерированная ради заработка. Больше ничего за такой продукцией не стоит. На неё не затрачено ни интеллектуальных усилий, ни особого труда, а главное – в ней нет души. Ролики делаются по одному и тому же сценарию: берётся востребованная тема, текст пишет ИИ, он же рисует картинки, составляет видеоряд, он же начитывает текст суровым мужским голосом (хотя порой и женским). Нередко текст бывает правильным. Всё же у ИИ есть доступ ко всей базе интернета. Но всё настолько серо и скучно, что смотреть неприятно. То, что ИИ начитывает можно понять по неточным ударениям в некоторых словах и по монотонности. Что картинки ИИ делает, видно из их яркости и контрастности. Это своеобразные маркеры подобной продукции (по крайней мере маркеры в наше время). Человеку остаётся только выбрать тему, дать задание ИИ, загрузить ролик и получать деньги. Так как на такой ролик тратиться очень мало времени, то появляется возможность загружать их сотнями в неделю. Скорей всего руководство Ютуба рано или поздно будет вынуждено отреагировать, чтобы как-то обуздать этот вал. И это только видеоролики, а сколько в Сети появилось текстов и картинок, сгенерированных ИИ! При этом я вовсе не против добросовестного использования искусственного интеллекта, когда об этом прямо указывается. Например, когда автор стихотворения указывает, что при помощи ИИ он сопроводил своё творение музыкальным исполнением.
Но данный текст не об этом. Недавно я перечитывал статью известного писателя Корнея Ивановича Чуковского под названием «Лидия Чарская», опубликованную в газете «Речь» ещё в 1912 году. В этой статье Чуковский критикует популярную в то время писательницу Л.А. Чарскую, а также журнал «Задушевное слово», где она печаталась. Эта Чарская отличалась удивительной плодовитостью, выпуская одну за другой всё новые и новые книги; регулярно печатая всё новые и новые повести в журнале «Задушевное слово». При таком темпе тексты получались неглубокими, однообразными и штампованными (это не касается лучших книг Чарской, над которыми она кропотливо работала, речь идёт именно о вале посредственной литературной продукции). Критикуя такой трафаретный способ создания произведений Чуковский, сам того не ведая предсказал искусственный интеллект за сто лет до его появления. Точнее не столько искусственный интеллект, сколько то, что в будущем «ходульные» тексты нередко будут составлять машины.
«И мне даже стало казаться, – писал Корней Иванович, – что никакой Чарской нет на свете, а просто — в редакции «Задушевного слова», где-нибудь в потайном шкафу, имеется заводной аппаратик с дюжиной маленьких кнопочек, и над каждой кнопочкой надпись: «Ужас», «Обморок», «Болезнь», «Истерика», «Злодейство», «Геройство», «Подвиг», — и что какой-нибудь сонный мужчина, хотя бы служитель редакции, по вторникам и по субботам засучит рукава, подойдёт к аппаратику, защёлкает кнопками, и через два или три часа готова новая вдохновенная повесть, азартная, вулканически-бурная, — и, рыдая над её страницами, кто же из детей догадается, что здесь ни малейшего участия души, а всё винтики, пружинки, колесики!.. Конечно, я рад приветствовать эту новую победу механики. Ведь сколько чувств, сколько вдохновений затрачивал человек, чтоб создать «произведение искусства»! Теперь наконец-то он свободен от ненужных творческих мук!».
Считаю необходимым добавить к этому тексту рассказ о дальнейших событиях во взаимоотношениях К.И.Чуковского и Л.А. Чарской. 5 сентября 1922 года Чуковский записывает в дневнике: «Вчера познакомился с Чарской. Боже, какая убогая. Дала мне две рукописи — тоже убогие. Интересно, что пишет она малограмотно. Напр<имер>: перед что всюду ставит запятую, хотя бы это была фраза: «Не смотря ни на, что». Или она так изголодалась? Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась. Но бормочет она чепуху, и видно совсем не понимает, откуда у нее такая слава». Корней Чуковский участвовал в судьбе многих литераторов. Но что он хлопотал о Лидии Чарской, против которой была направлена одна из самых гневных и острых его критических статей, предположить было трудно. В ту пору Чуковский часто встречался с молодым американским филологом Кини, представителем Ара (Ассоциации помощи голодающим) в России. 18 января 1924 года Чуковский записывает в дневнике: «Замечательно эгоцентрична X. <…> Кини попросил меня составить совместно с нею и Замятиным список нуждающихся русских писателей. Я был у нее третьего дня: она в постели. Думала, думала, и не могла назвать ни одного человека! Замятин тоже — обещал подумать. Это качество я замечал также в другом талантливом человеке — Добужинском. Он добр, готов хлопотать о других, но в 1921 г<оду>, сталкиваясь ежедневно с сотнями голодных людей, когда доходило дело до того, чтобы составить их списки, всячески напрягал ум и ничего не мог сделать. Вот список для Кини, который составил я: Виктор Муйжель, Ольга Форш, Федор Сологуб, Ю. Верховский, В. Зоргенфрей, Ник. С. Тихонов, М. В. Ватсон, Иванов-Разумник, Лидия Чарская, Горнфельд, Рима Николаевна Андреева (сестра Леонида Андреева) и Ахматова». Включая Лидию Чарскую — наряду с Ахматовой и Сологубом — в свой список, Чуковский, конечно же, меньше всего думал о ее месте в литературе. Но он не забывал, что она труженица и что сейчас она бедствует. Поэтому в том, что она попала в его список, нет ничего удивительного. Неожиданней узнать, что Чарская писала Корнею Чуковскому письмо, полное неподдельной благодарности, ибо одно лишь сочетанье имен — Чарская и Чуковский, казалось, навсегда исключает самую возможность подобного послания. Но в архиве Чуковского обнаружено ее письмо с пометкой рукою владельца: «Получено от Лидии Чарской 3 февраля». Напомню, что после 1918 года произведения Чарской уже не издавались, но она продолжала играть на сцене бывшего Александринского театра, в котором служила беспрерывно, начиная с 1898 года. А К. Чуковский в эти годы — если иметь в виду его деятельность только на ниве детской литературы — немало сил отдает новой литературе для детей, строящейся во многом на отрицании принципов прежней, предреволюционной. Он фактически ее основоположник: выступает с рецензиями и статьями о детских книгах, подсказывает владельцу возникшего издательства «Радуга» Льву Клячко идею выпускать книжки для маленьких (и в «Радуге» впервые выйдут ныне знаменитые книжки для детей), дружески поддерживает начинающих в детской литературе С. Маршака и Б. Житкова, пишет лучшие свои сказки («Тараканище», 1921, «Мойдодыр», 1921, «Муха-Цокотуха», 192325, и другие). Однако вернемся к письму Л. Чарской. Вот оно: «1/2 24 г. Глубокоуважаемый Корней Иванович. Нет достаточно слов, которыми я могла бы выразить Вам мою искреннюю сердечную благодарность за то, что Вы сделали для меня в этот ужасный год несправедливого моего сокращения в театре и в дни болезни. Два дня т<ому> н<азад> я узнала лишь о том, что получкой дров из А<мериканс>кой Секции и получением помощи (ежемесячной) в КУБУ26 я обязана Вам. Спасибо Вам, дорогой, за все. Слов нет. Спасибо Вам, что пришли мне на помощь в такую исключительно тяжелую для меня минуту жизни. И так деликатно, так чутко! Я получила 2 саж<ени> и червонец деньгами. (На выбор: или 3 саж<ени>. Взяла первое.) Думаю, что Вам это можно сказать. В Кубу в этом месяце получила 110 миллиардов. (За январь.) У Вас есть дети, и за то доброе, что Вы делаете другим, они должны быть счастливы и будут, если существует справедливость на земле. Верите ли, за весь этот год со дня моего сокращения Ю<рьевы>м из труппы и перевода в «сезонные» до мая, я впервые почувствовала, узнав о Ваших хлопотах, что свет не так уж плох, раз на земле живут такие светлые люди, как Вы и Вам подобные. Еще раз огромное Вам спасибо за все. Искренне преданная Вам Лидия Чарская».
Уважаемый stroler, прошу прощения, не могли бы Вы опубликовать Ваши дополнения здесь (как угодно, в комментарии, блоге, даже, возможно, хотя и не очень желательно, в виде произведения — разумеется, с соответствующей пометкой; надеюсь, я правильно поняла, что ksemich не против таких добавок)? К сожалению, не все пользователи ЛитСети имеют возможность заходить на ФБ.
Вообше-то я ссылку на ФБ дал для ksemich, чтобы уведомить его, что я ретранслирую его статью со ссылкой на него. Там же и дополнил, не ведая, что кто-то из литсетян прочитает, кроме него...
Думаю, вы уже заметили, как ИИ плотно входит в нашу жизнь последние годы.
ИИ генерирует рекламу и картинки, тексты в блогах и журналах, заменяет поиск.
С помощью него пишется код, юристы делают документы. Его даже используют в стройке, сельхозе, да и наше общение в интернете и в Телеграм и Ватцап это тоже ИИ...
ИИ — как осьминог.
Плавно окутывает всё и становится частью каждого человеческого процесса.
Конечно, есть огромное число технологических рисков с ИИ. Но мы сегодня не об этом.
Я хочу поговорить о риске для его “потребителей”…
⚠️ Материал важный — возможно, с последствиями этого можете столкнуться лично вы или ваши близкие.
В своих материалах я пришёл к классификации людей по отношениям с ИИ:
1. NO AI (без ИИ) — маргинальная группа в будущем, без доступа и умения использовать ИИ. В условиях городов будет негативна экономически.
2. Powered by AI (управляемые ИИ) — наибольшая социальная группа в будущем. Люди, которые полностью опираются на ИИ и его плоды.
3. Amplified by AI (усиленные ИИ) — меньшая социальная группа. Используют ИИ для усиления себя, без потери идентичности. Считаю важным быть в ней.
Смотрите, как ИИ буквально захватывает людей, обеспечивая взрывной рост второй группы:
- Поиск в Гугле или Яндексе уже использует ИИ.
Хочешь что-то поискать? Мы за тебя всё сделали, не ходи по ссылкам!
На этом этапе ИИ становится для пользователя “источником правды”, который ограждает его от иной информации.
Теперь поиск — это не подобие критического мышления, а получение быстрого ответа (пользователю это и надо!)
- ИИ-модели нацелены на бесконечный диалог.
Если ты начинаешь взаимодействие с ИИ (с условным ChatGPT) по любому вопросу, он будет бесконечно вызывать у тебя незакрытые цепочки интереса.
Ты узнал, сколько калорий в капучино — но вот тебе предлагают проанализировать весь рацион, а потом сделать план, продумать тренировку и тд.
На этом этапе ИИ начинает управлять тем, что вызывает у тебя вопрос. Не ты спрашиваешь — у тебя спрашивают: “Не хочешь ли ты узнать?”
- ИИ-модели склонны соглашаться с тобой. Почти по любому вопросу есть большое количество аргументов и за, и против. Искать истину сложно.
А понять, какова твоя мотивация, для ИИ — проще простого. Тема не важна — это могут быть и отношения, и питание, и экономика, что угодно.
На этом этапе ИИ становится “твоим другом”, который бесконечно поддерживает и находит аргументы за твою правоту.
Он становится зеркалом человека.
Тут и начинается катастрофа…
Люди не хотят знать истину и никогда не хотели.
Но теперь ИИ может сделать их чемпионами в аргументации чуши.
Это будет проникать в инфополе, работу, контент. И, самое важное — к нам домой.
Я смоделировал ситуацию.
Рассказал ИИ о вымышленной житейской ситуации и моём отношении.
ИИ быстро начал меня поддерживать и приводить аргументы, почему я прав, используя психологические термины. Звучало убедительно!
Только дело в том, что я был намеренно не прав.
А ИИ мог сделать из меня ожесточённого борца за свою неправоту…
Управляемых ИИ людей будет становиться всё больше.
Тех, кто берёт от него всю информацию и подпитывается тем, что он хочет слышать.
Живые друзья говорят правду и могут указать на неправоту.
А ИИ готов лелеять и подкреплять любые ложные убеждения, если он думает, что ты этого хочешь…
Я не удивлюсь, если в будущем из людей будут изгонять не демонов, а… ИИ, который спутал им разум!
Идея профессии будущего — ИИ-экзорцист (можно в костюме Битлджуса). Вы можете стать первым.
Какой вывод?
Думать самому. Использовать человеческий эмоциональный интеллект.
Учиться задавать вопросы, а не довольствоваться потоком ответов. Сомневаться в том, что говорит ИИ, и иногда сомневаться в том, во что беспробудно веришь. Статья взята из ТГ-канала Мультипликатор.
Считаю необходимым добавить к этому тексту рассказ о дальнейших событиях во взаимоотношениях К.И.Чуковского и Л.А. Чарской.
5 сентября 1922 года Чуковский записывает в дневнике:
«Вчера познакомился с Чарской. Боже, какая убогая. Дала мне две рукописи — тоже убогие. Интересно, что пишет она малограмотно. Напр<имер>: перед что всюду ставит запятую, хотя бы это была фраза: «Не смотря ни на, что». Или она так изголодалась? Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась. Но бормочет она чепуху, и видно совсем не понимает, откуда у нее такая слава».
Корней Чуковский участвовал в судьбе многих литераторов. Но что он хлопотал о Лидии Чарской, против которой была направлена одна из самых гневных и острых его критических статей, предположить было трудно.
В ту пору Чуковский часто встречался с молодым американским филологом Кини, представителем Ара (Ассоциации помощи голодающим) в России.
18 января 1924 года Чуковский записывает в дневнике:
«Замечательно эгоцентрична X. <…> Кини попросил меня составить совместно с нею и Замятиным список нуждающихся русских писателей. Я был у нее третьего дня: она в постели. Думала, думала, и не могла назвать ни одного человека! Замятин тоже — обещал подумать. Это качество я замечал также в другом талантливом человеке — Добужинском. Он добр, готов хлопотать о других, но в 1921 г<оду>, сталкиваясь ежедневно с сотнями голодных людей, когда доходило дело до того, чтобы составить их списки, всячески напрягал ум и ничего не мог сделать.
Вот список для Кини, который составил я: Виктор Муйжель, Ольга Форш, Федор Сологуб, Ю. Верховский, В. Зоргенфрей, Ник. С. Тихонов, М. В. Ватсон, Иванов-Разумник, Лидия Чарская, Горнфельд, Рима Николаевна Андреева (сестра Леонида Андреева) и Ахматова».
Включая Лидию Чарскую — наряду с Ахматовой и Сологубом — в свой список, Чуковский, конечно же, меньше всего думал о ее месте в литературе. Но он не забывал, что она труженица и что сейчас она бедствует. Поэтому в том, что она попала в его список, нет ничего удивительного. Неожиданней узнать, что Чарская писала Корнею Чуковскому письмо, полное неподдельной благодарности, ибо одно лишь сочетанье имен — Чарская и Чуковский, казалось, навсегда исключает самую возможность подобного послания. Но в архиве Чуковского обнаружено ее письмо с пометкой рукою владельца: «Получено от Лидии Чарской 3 февраля».
Напомню, что после 1918 года произведения Чарской уже не издавались, но она продолжала играть на сцене бывшего Александринского театра, в котором служила беспрерывно, начиная с 1898 года.
А К. Чуковский в эти годы — если иметь в виду его деятельность только на ниве детской литературы — немало сил отдает новой литературе для детей, строящейся во многом на отрицании принципов прежней, предреволюционной. Он фактически ее основоположник: выступает с рецензиями и статьями о детских книгах, подсказывает владельцу возникшего издательства «Радуга» Льву Клячко идею выпускать книжки для маленьких (и в «Радуге» впервые выйдут ныне знаменитые книжки для детей), дружески поддерживает начинающих в детской литературе С. Маршака и Б. Житкова, пишет лучшие свои сказки («Тараканище», 1921, «Мойдодыр», 1921, «Муха-Цокотуха», 192325, и другие).
Однако вернемся к письму Л. Чарской. Вот оно:
«1/2 24 г.
Глубокоуважаемый Корней Иванович.
Нет достаточно слов, которыми я могла бы выразить Вам мою искреннюю сердечную благодарность за то, что Вы сделали для меня в этот ужасный год несправедливого моего сокращения в театре и в дни болезни.
Два дня т<ому> н<азад> я узнала лишь о том, что получкой дров из А<мериканс>кой Секции и получением помощи (ежемесячной) в КУБУ26 я обязана Вам.
Спасибо Вам, дорогой, за все. Слов нет. Спасибо Вам, что пришли мне на помощь в такую исключительно тяжелую для меня минуту жизни. И так деликатно, так чутко! Я получила 2 саж<ени> и червонец деньгами. (На выбор: или 3 саж<ени>. Взяла первое.) Думаю, что Вам это можно сказать. В Кубу в этом месяце получила 110 миллиардов. (За январь.)
У Вас есть дети, и за то доброе, что Вы делаете другим, они должны быть счастливы и будут, если существует справедливость на земле.
Верите ли, за весь этот год со дня моего сокращения Ю<рьевы>м из труппы и перевода в «сезонные» до мая, я впервые почувствовала, узнав о Ваших хлопотах, что свет не так уж плох, раз на земле живут такие светлые люди, как Вы и Вам подобные.
Еще раз огромное Вам спасибо за все.
Искренне преданная Вам
Лидия Чарская».
Прочёл Ваш текст, которым Вы дополнили мой. Интересно и содержательно!
Думаю, вы уже заметили, как ИИ плотно входит в нашу жизнь последние годы.
ИИ генерирует рекламу и картинки, тексты в блогах и журналах, заменяет поиск.
С помощью него пишется код, юристы делают документы. Его даже используют в стройке, сельхозе, да и наше общение в интернете и в Телеграм и Ватцап это тоже ИИ...
ИИ — как осьминог.
Плавно окутывает всё и становится частью каждого человеческого процесса.
Конечно, есть огромное число технологических рисков с ИИ. Но мы сегодня не об этом.
Я хочу поговорить о риске для его “потребителей”…
⚠️ Материал важный — возможно, с последствиями этого можете столкнуться лично вы или ваши близкие.
В своих материалах я пришёл к классификации людей по отношениям с ИИ:
1. NO AI (без ИИ) — маргинальная группа в будущем, без доступа и умения использовать ИИ. В условиях городов будет негативна экономически.
2. Powered by AI (управляемые ИИ) — наибольшая социальная группа в будущем. Люди, которые полностью опираются на ИИ и его плоды.
3. Amplified by AI (усиленные ИИ) — меньшая социальная группа. Используют ИИ для усиления себя, без потери идентичности. Считаю важным быть в ней.
Смотрите, как ИИ буквально захватывает людей, обеспечивая взрывной рост второй группы:
- Поиск в Гугле или Яндексе уже использует ИИ.
Хочешь что-то поискать? Мы за тебя всё сделали, не ходи по ссылкам!
На этом этапе ИИ становится для пользователя “источником правды”, который ограждает его от иной информации.
Теперь поиск — это не подобие критического мышления, а получение быстрого ответа (пользователю это и надо!)
- ИИ-модели нацелены на бесконечный диалог.
Если ты начинаешь взаимодействие с ИИ (с условным ChatGPT) по любому вопросу, он будет бесконечно вызывать у тебя незакрытые цепочки интереса.
Ты узнал, сколько калорий в капучино — но вот тебе предлагают проанализировать весь рацион, а потом сделать план, продумать тренировку и тд.
На этом этапе ИИ начинает управлять тем, что вызывает у тебя вопрос. Не ты спрашиваешь — у тебя спрашивают: “Не хочешь ли ты узнать?”
- ИИ-модели склонны соглашаться с тобой.
Почти по любому вопросу есть большое количество аргументов и за, и против. Искать истину сложно.
А понять, какова твоя мотивация, для ИИ — проще простого. Тема не важна — это могут быть и отношения, и питание, и экономика, что угодно.
На этом этапе ИИ становится “твоим другом”, который бесконечно поддерживает и находит аргументы за твою правоту.
Он становится зеркалом человека.
Тут и начинается катастрофа…
Люди не хотят знать истину и никогда не хотели.
Но теперь ИИ может сделать их чемпионами в аргументации чуши.
Это будет проникать в инфополе, работу, контент. И, самое важное — к нам домой.
Я смоделировал ситуацию.
Рассказал ИИ о вымышленной житейской ситуации и моём отношении.
ИИ быстро начал меня поддерживать и приводить аргументы, почему я прав, используя психологические термины. Звучало убедительно!
Только дело в том, что я был намеренно не прав.
А ИИ мог сделать из меня ожесточённого борца за свою неправоту…
Управляемых ИИ людей будет становиться всё больше.
Тех, кто берёт от него всю информацию и подпитывается тем, что он хочет слышать.
Живые друзья говорят правду и могут указать на неправоту.
А ИИ готов лелеять и подкреплять любые ложные убеждения, если он думает, что ты этого хочешь…
Я не удивлюсь, если в будущем из людей будут изгонять не демонов, а… ИИ, который спутал им разум!
Идея профессии будущего — ИИ-экзорцист (можно в костюме Битлджуса). Вы можете стать первым.
Какой вывод?
Думать самому. Использовать человеческий эмоциональный интеллект.
Учиться задавать вопросы, а не довольствоваться потоком ответов. Сомневаться в том, что говорит ИИ, и иногда сомневаться в том, во что беспробудно веришь.
Статья взята из ТГ-канала Мультипликатор.