Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [13]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2463]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
НесуРАЗНЫЕ МЫСЛИ О ПОЭЗИИ Часть 1. Воланд
Статьи
Автор: Клуб_Незнайка
(печатается с разрешения автора)
Автор: Воланд

Нам постоянно чего-то не хватает. Мы так устроены.
Сначала-то всё было очень просто. По земному шарику весело бегали мамонты, над ними, хихикая, летали птеродактили, а за всей этой живностью бегал первобытной человек в звериной шкуре, мечтая кого-нибудь оглоушить своей дубиной и наконец-то по-человечески поесть. Мелкое зверьё было сильно юрким, а крупное зверьё - сильно сильным. Плюс дубина плохо компенсировала отсутствие нормальных когтей и клыков, чуткого нюха, быстрой реакции, мощных мышц и всего прочего. То есть, в одиночку никак не получалось. А для коллективной охоты необходимо было как-то договариваться между собой. Или, говоря по-умному, обмениваться информацией.
Так появилось СЛОВО...

Какое именно слово было первым?
Да нетрудно догадаться. Мы до сих пор употребляем его аналоги, когда свернутой в трубочку газетой промахиваемся мимо мухи. Слово это плохо помогало скоординировать действия охотников, но зато эффективно способствовало сплочению коллектива. Ибо ничто нас так не объединяет, как взаимопонимание.

Спрос рождает предложение.
Как гласит один из законов природы - спрос рождает предложение, и вскоре появились новые слова. Прежде всего, те, что обозначали действие. Как мы теперь почему-то говорим - глаголы. Они были самыми нужными, потому что надо было постоянно действовать. А куда деваться? В те тяжелые времена жило только то, что двигалось.
То, что не двигалось, было или уже мертво или обречено на смерть. Если было съедобно, конечно. Но подозреваю, что тогда съедобным считалось всё, кроме скальной породы.

После глаголов появились существительные.
Согласитесь, что без существительных трудно было объяснить упустившему мамонта соплеменнику, что он - козёл. И практически сразу за существительными появились прилагательные. Ибо желание максимально унизить оплошавшего соплеменника - одна из основных движущих сил развития человечества. Заметим, что про всякие "вздохи при луне" тогда речи ещё не шло. Во-первых, потому что женщины тогда были суровые, во-вторых, их никто и не спрашивал.

Всё испортило изобилие.
Ну, не то чтобы какое-то настоящее изобилие. Но наконец-то еды стало хватать. В частности, благодаря выращиванию всякой травки. За ней не надо было бегать с дубиной. Посадил, сказал СЛОВО - и жди себе, пока вырастет. Дубина нужна была только для того, чтобы отпугивать инородцев, которые то ли посадить поленились, то ли СЛОВО не сказали.

Культура речи.
Понятия "предложение", "культура речи" и многие другие появились как следствие изобретения алкоголя. Хотя само слово "предложение" точно и полно отражает суть понятия, я всё-таки немного поясню. "Предложением" стали называть связную группу слов, после которой естественным образом произносились слова "вот за это и выпьем". То есть, звучало это примерно так: я убил мамонта - вот за это и выпьем - идёт дождь - вот за это и выпьем - стемнело - вот за это и выпьем, ну и т.д. При появлении письменности для экономии времени и материала слова "вот за это и выпьем" стали заменять специальным символом "." - точкой.

В соответствии с назначением предложения росли и требования к его содержанию и, соответственно, к культуре речи. Из предложения должно было быть понятно, за что именно следует выпить. То есть, мысль должна быть одна и выражена - кратко, четко, ясно и не допускать разночтения. Ибо в противном случае получалось, что одни пьют за то, а другие за это. Что противоречит принципу сплочения коллектива.

Смысловые повторения, типа "молодой юноша", неоправданно отнимали время у слушателей. Плохое согласование слов и путаница с их формой заставляло слушателей прилагать дополнительные усилия по осмыслению услышанного. Никто лишних усилий прилагать не хотел и, естественно, всё это жестоко наказывалось. В совсем уж дикие времена язык такого незадачливого оратора отрезали и использовали в качестве закуски. С ростом цивилизованности - оратора шибко били. Отсюда, кстати, и произошло словосочетание "языковая ошибка".

Вслед за этапом оформления речи в виде отдельных предложений выпить и борьбы за культуру речи наступил этап украшательно-колебательный. И виноваты во всем женщины. Перестав постоянно думать о еде, они начали лихорадочно искать, куда бы направить свои мысли. Охотой и пахотой занимались мужчины, изобретать или делать что-то полезное было лениво и неинтересно, поэтому женские мысли сосредоточились на теме украшательства. Прежде всего, самой себя любимой.

Сначала это были подвешенные к ушам кусочки мяса мамонта, потом вставленные в нос косточки суслика. Резко возросшая за счет этого привлекательность женщин породила кризисную ситуацию. Тут надо учесть, что и мужское поголовье к тому времени увеличилось. На охоте мужчин стало погибать меньше, на пашне вообще мало кто погибал. Развязываемые периодически войны лишь на время решали проблему.
Короче, возникла конкуренция, в которой не очень-то молодым и сильным постоянно было обидно. Вот тут-то и зародились так называемые искусства. Прежде всего изобразительные, но темой нашего эпохального расследования является поэзия.

Первое в истории человечества стихотворение звучало так: бум-бум.
Некоторые исследователи уверяют, что первое стихотворение было "ням-ням", но у меня есть неопровержимые доказательства того, что они глубоко заблуждаются, а их подход является сугубо антинаучным.

Услышав это завораживающее "бум-бум" юные прелестницы с пирсингом из сусликовых косточек моментально таяли и теряли интерес ко всему, кроме источника звука.
Связано это было с физическим явлением резонанса. Какая-то из собственных частот совпадала с частотой внешнего колебания, вызывая необъяснимое (без знания законов физики), "мистическое" удовольствие.

Нельзя, конечно, отмести и чисто эстетическую составляющую.
Ведь первое стихотворение было совершенным даже с точки зрения современной стихонауки. Ритм, рифма, чувственность и другие атрибуты прастиха не вызывают никаких нареканий и по сей день. И не было бы необходимости сочинять что-то новое, если бы тут вскоре не включился другой закон искусства - необходимость новизны и оригинальности произведения.

А проще говоря, это повторяющееся изо дня в день постоянное "бум-бум" красоткам скоро приелось. С чем, кстати, и связано было появление нового, уже упомянутого выше стихотворного шедевра "ням-ням".
Правда, и тут не обошлось без казуса. Автора "ням-ням" поначалу жестоко побили любители изящной словесности, потому как "бум-бум" - это классика, а "ням-ням" - пошлость и китч.
Тем не менее, всё вышесказанное является свидетельством появления в то время нового этапа в истории искусства - развития художественного вкуса.

Должен заметить, что этот этап и до сих пор протекает трудно и неравномерно. И сейчас ещё можно встретить массу почитательниц с пирсингом из сусликовых косточек, готовых восторгаться миллионным пережевыванием одних и тех же фраз и образов.
Но, благодаря прогрессивной части человечества того времени, одновременно с критерием художественности текста (его оригинальность) появилось и понятие плагиата. Его ввели молодые и сильные, но не обладающие поэтическими талантами, самцы. Когда поэтов, декларирующих "бум-бум", развелось слишком много, они начали делать это "бум-бум" по их тыковкам. А на возмущенные женские возгласы они резонно отвечали "це ж не искусство, це ж плагиат".

Когда женщины немножко привыкли и перестали возмущаться, молодые люди начали делать это "бум-бум" по голове не только плагиаторам, но и просто нудным поэтам.
Влияние на развитие поэзии стихийно возникшего механизма естественного отбора трудно переоценить. Именно благодаря ему гасился "белый шум" и расцветали истинные таланты. Благодаря ему на смену Каменного века поэзии вскоре пришли Бронзовый, Серебряный и Золотой.
Кризис же современной поэзии связан с тем, что достойной альтернативы прежнему механизму естественного отбора до сих пор не создано.

Несмотря на условность названий поэтических периодов, интересно отметить тот факт, что хронологически последовательность определена так: сначала Золотой (начало XIX века или пушкинский период в литературе), потом Серебряный (с 1890 по 1917 год) и последующий (современный) период иногда называют Бронзовым.
То есть, общий поэтический уровень постепенно, но неуклонно падает.
Что как раз и подтверждает мою гипотезу об ослаблении механизма естественного отбора.

История повторяется.
История человечества повторяется в развитии каждого маленького человечка.
Опущу ту стадию развития, которая является предшествующей появлению на свет. Эта отдельная, очень большая и весьма интересная тема для размышлений несколько выходит за рамки задач моего трактата.
Первое слово, которое говорит малыш это, разумеется, глагол. Дитё ведь повторяет историю человечества и поэтому, естественно, начинает с глагола. Звучит он так - "жраааааать!!!" Понятно, что из-за несовершенства детского голосового аппарата мы слышим только "ааааа!!" Все остальные производимые дитём звуки к осмысленным не относятся. А относятся они к тому времени истории человечества, когда первобытный человек уже понял, что его соплеменник - козёл, но ещё не умел это сказать.

Спустя какое-то время в речи дитёныша появляются существительные "мама-папа-баба" и все прочие.
Прилагательным ребёнка учит мама, когда рассказывает ему о папе. Остальные осваиваемые малышом части речи относятся к группе уточнений и дополнений, и отдельного рассмотрения не заслуживают.

Спустя какое-то время ребёнок научается говорить предложениями. Примерно в это же время замечает, что если ритм читаемых ему мамой стихов совпадает с той частотой, с которой качают его коляску, то ему становится хорошо и приятно. А если ритм начинает "частить", то становится тревожно и он начинает капризничать. Капризничая, малыш начинает нервно закуривать, отнимает у мамы книжку новоявленного "детского" поэта и делает из её страниц заготовки под будущие косячки с марихуаной.

Немного спустя, ребёнок радуется эффекту от произнесения нечаянно получившегося словосочетания "лежать-бежать" и проникается мыслью о том, что он - гениальный поэт, творчество которого не подлежит никакой критике.
Если ребёнка в этот момент не начать сечь, то и мысли о собственной исключительности и сама манера написания стихов сохраняются на долгие десятилетия.
Некоторые педагоги считают достаточным в этот переломный период ставить
ребёнка в угол. Я же настаиваю на том, что надобно сечь. Дети, которых ставили в угол, и которые, соответственно, получали время для печальных размышлений, пагубной страсти своей всё равно не оставляют. Но становятся более скрытными. Соответственно, меняется и тональность их дальнейшего творчества - примитивность изложения усугубляется невнятностью (привычка скрывать свои мысли) и депрессивностью (обида на взрослых) содержания стихотворных текстов.

Иерархия речи.
Прослеживая историю развития речи легко построить естественную иерархическую лестницу.
Чем больше условий и ограничений накладывается на речь, то есть, чем более она сложна технически, тем выше она стоит на иерархической лестнице.
1. Бессвязные звуки.
2. Глаголы (преимущественно в повелительном наклонении).
3. Сочетание глаголов с существительными и прилагательными.
4. Связная речь, разбитая на предложения.
5. Проза и верлибр (то же, что и пункт 4, но с наличием логической связи между предложениями).
6. Ритмически организованная проза (так называемые "белые стихи" и т.п.)
7. Стихи (то же, что и пункт 6, но чтобы ещё и в рифму).
8. Поэзия (то же, что и пункт 7, но уже без глупостей).

Всё, не укладывающееся в данную классификацию, является отклонением от нормы и, как правило, подлежит отправке в мусорную корзину. Наиболее частыми отклонениями от нормы являются тексты, несущие свойства высоких ступеней иерархии с потерей свойств более низких ступеней. (Например, тексты, имеющие ритмическую организацию, но потерявшие свойства логической связи между предложениями, бессвязные звуки в рифму и т.п.)

Теория относительности.
Всё относительно.
Особенно забавно наблюдать споры в поэтической и, более того, в околопоэтической среде.
Есть мнение (а вернее сказать, заблуждение), что в поэзии, в отличие от математики, физики и т.п. допустимо ВСЁ. Что говорит нам теория относительности? Она говорит - да!
Да, допустимо всё. Только это уже не поэзия...
Можно, можно написать слово "корова" через букву "а" - "кАрова". Почему бы нет? Вот я же сейчас написал - и ничего страшного не случилось. Даже редакторы-корректоры (если таковые найдутся) пропустят.
Но имеет это какое-то отношение к поэзии?
А если это будет в зарифмованном тексте?
Всё относительно. Если появление "а" вместо "о" будет обосновано логикой текста, как это сделано мной чуть выше, то это нормально. Если просто так - то это грамматическая ошибка.
Опубликовано: 27/02/14, 23:22 | Просмотров: 1861 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Ах, какое замечательное исследование зарождения и развития поэзии. С каким юмором автор нам преподносит свою теорию! Особенно поразила "Иерархия речи". Классно!!!

Забрала статью к себе в папочку "умностей". Буду цитаты доставать, когда захочется поумничать:))
Автор, спасибо! wink
СветланаПешкова  (13/05/14 15:03)    


Вот он, первый комментарий единомышленника! )
Спасибо, Света, большое за отзыв, обязательно передам автору )
Мне тоже нравится текст (иначе и не поставила бы)) своей неспешностью, но не затянутостью, хорошим мягким юмором, идеями. Чувствуются личный почерк и почерк личности.
Лора
Клуб_Незнайка  (16/05/14 15:21)