У причала портового города стоял круизный корабль, доказывая снующим возле него местным суденышкам свое превосходство. Он и вправду был великолепен! Все восемь верхних этажей были заполнены суетливой публикой. Воодушевленные предстоящей поездкой, они не могли устоять, не могли усидеть на одном месте. Им необходимо было двигаться - реализовать накопившуюся после длительной автобусной поездки энергию. Пассажиры двигались вдоль бортика: кто вправо, кто влево, торопливо бросая взгляды на город, оказавшийся у их ног, на окна кают, уже заполненных их вещами, всматривались в лица тех, с кем придется делить свой досуг.
Другая часть пассажиров, наспех разместив свои вещи, отправилась в город, который не хотел их отпускать. На набережной круизные счастливчики смешивались с горожанами, не удостоившимися привилегии быть их попутчиками.
И тем не менее теплый сентябрьский день не лишал горожан звания быть соседями пассажиров: за столиками в уютных гостеприимных кафе, на пешеходных дорожках и многочисленных скамейках, напоминавших партерные ряды театра.
Сегодня сценой было не море, сценой был… круизный корабль. В отличие от театра не все зрители набережной пялились на сцену-корабль. Их внимание на нем долго не задерживалось. Горожанам, не имевшим счастья быть его пассажирами, было понятно: смотри, не смотри – останешься со своей мечтой на набережной. А пассажиры, сфокусировав объектив аппарата на силуэте лайнера, снимали себя для родственников и знакомых и в профиль, и в анфас. Затем, нисколько не смущаясь, отворачивались от героя дня и продолжали коротать оставшееся до отплытия время. Им приятно было ощущать под ногами привычную землю, а не гулкую палубу.
На одной из скамеек набережной сидела девушка. Пренебрегая этикетом, сидела по-восточному, поджав под себя ноги, спиной к кораблю. Возможно ее равнодушие к гиганту кораблестроения было искренним, а возможно напускным, протестным, так как все остальные, сидящие на скамейках, сидели к нему лицом.
У почтенной публики, проходившей мимо наполовину свободной скамейки, не возникало желание сесть рядом с ботинками, демонстрирующими свои грязные подошвы. Единственный, кто не отказал себе в этом сомнительном удовольствии был бездомный.
Каким ветром его сюда занесло? Судьба отмалчивалась.
Мужчина неопределенного возраста был одет не по сезону. На нем была теплая куртка, выгоревшая на солнце, полинявшая от дождей, местами рваная и потертая. Остальную часть тела прикрывали домашние брюки в жирных пятнах, потерявшие свой первоначальный привлекательный мышиный цвет и явно не водившие дружбу со стиральной машиной.
Брюки были закатаны чуть выше щиколоток. Создавалось впечатление, что их хозяин собрался войти в воду. Оголившиеся ноги были припухшими, болезненно-красного цвета. Ступни и пятки – глубоко потрескавшиеся. На ногах были пляжные резиновые шлепанцы. Не было сомнения, что это был весь его гардероб.
Обветренное лицо, загоревшее, с румянцем, как у человека, проводившего большую часть жизни на воздухе, выражало спокойствие и умиротворенное безразличие и к фешенебельному кораблю, и к опрятным пассажирам и к не скрывающим своего любопытства к кораблю горожанам.
Губы мужчины едва шевелились, беззвучно произнося монолог, понятный только их хозяину. Речь бездомного обращена была к бездомному. Судя по выражению лица, монолог содержал вопросы, на которые у него не было ясных ответов, но которые он не уставал ожидать.
От людей? Нет, конечно! От того, единственного, к которому люди обращаются в минуты отчаяния. Утомившись от бесперспективного ожидания ответов, он склонил голову, погружаясь в тревожную дрему. Сон тотчас овладел его сознанием. В таких снах он видел то, что ему не доставало в реальности.
Радужный сон не стер печальное выражение с лица, вызванное накатившимся чувством голода.
Усталость в сон клонит, а голод будит.
И бездомный пробудился. Огляделся вокруг, будто не мог вспомнить, как он в этом месте оказался. В животе настырно урчало. Желудок настойчиво требовал пищи. И руки тотчас машинально стали рыться в торбах, которые он с собой притащил. Не найдя в них ничего съестного, бездомный обвел пристальным взглядом набережную и увидел бетонную вазу: для обеспеченной части населения она служила емкостью для отходов, а для таких как он – источником питания. Правда, она не всегда имела в наличии то, что он искал. И тем не менее он надеялся отыскать что-нибудь для своего нетерпеливого желудка.
Не обращая внимания на окружающих, он подошел к урне и деловито, с усердием голодного человека, общупал ее содержимое. Наткнувшись на пакет с остатками йогурта, извлек его и поспешно выпил.
В желудке по-прежнему сиротливо урчало, напоминая хозяину, что этого количества съестного недостаточно! «Да, где же его, это съестное еще взять?», - обиделся на желудок бездомный. Не найдя решения, уныло побрел к скамейке, у которой, как сторожевые псы, ожидали его грязные торбы.
«Пожалуй, лучше еще раз вздремнуть, чем прислушиваться к нытью желудка», - рассуждал обескураженный бездомный.
Хозяйка ботинок, которые все еще пребывали на лавочке, выключила гаджет, шустро поднялась и, не глядя на бездомного, удалилась в противоположную от лайнера сторону.
Прошло минут десять, после того как девушка покинула скамейку. Ее место заняла супружеская пара, усевшаяся спиной к бездомному. Жизнь набережной по-прежнему кипела. Пассажиры и горожане продолжали двигаться в разные стороны, будто киногерои немого кино, не замечая одинокого измученного голодом мужчину, понуро опустившего поседевшую голову.
За потоками праздношатающейся публики трудно было заметить ту самую девушку, недавно сидевшую рядом с бездомным. Она целенаправленно приближалась к лавочке, на которой дремал мужчина. Подойдя вплотную к нему, она легким прикосновением руки разбудила его, передала пакет с гамбургером и вручила пять евро. Опасаясь благодарности с его стороны, она резко развернулась и исчезла в толпе так же быстро, как и появилась. Бездомный успел только проводить ее теплым взглядом.
Впервые за долгие годы голодных скитаний на его лице воскресла улыбка. Улыбка, вернувшая ему веру, что мир, в котором он живет, не остался без добрых людей.
Кто из сценических героев городского спектакля оказался сегодня самым счастливым: бездомный или четыре тысячи пассажиров круизного лайнера? Догадаться не трудно.
Фото автора.
Отзываюсь на просьбу в ККК. Хочу сказать, что не настаиваю, все на усмотрение автора.
Нет абзацев, не очень удобно читать сплошной текст. Выравнивание лучше не слева, а по ширине делать.
И тем не менее теплый сентябрьский день не лишал горожан звания быть соседями пассажиров: за столиками в уютных гостеприимных кафе, на пешеходных дорожках и многочисленных скамейках, напоминавших партерные ряды театра. - "Тем не менее" выделяется запятыми. Не может быть звания "быть соседями", есть звание "соседи", - "не лишал горожан звания СОСЕДЕЙ ПАССАЖИРОВ". После двоеточия ожидается предложение (с подлежащим и сказуемым), а если просто разъяснение, тогда вместо двоеточия можно ", пусть даже всего лишь за столиками...".
Сегодня сценой было не море, сценой был… круизный корабль. - А зачем этот драматизм (...)? И повторение "сценой был"? Сегодня сценой было не море, а круизный корабль.
В отличие от театра не все зрители набережной пялились на сцену-корабль. - Повторение про корабль - лишнее. ведь про это было в предыдущем предложении.
А пассажиры, сфокусировав объектив аппарата на силуэте лайнера, снимали себя для родственников и знакомых и в профиль, и в анфас. - "Сфокусировав" - расположив в центре? Тогда и снимали не себя, а лайнер. ОбъективЫ аппаратОВ.
Пренебрегая этикетом, сидела по-восточному, поджав под себя ноги, спиной к кораблю. - "Этикет" для улицы - как-то не очень. Может быть, "правилами приличия"?
Возможно ее равнодушие к гиганту кораблестроения было искренним, а возможно напускным, протестным, так как все остальные, сидящие на скамейках, сидели к нему лицом. - Все "возможно" выделяются запятыми с двух сторон.
У почтенной публики, проходившей мимо наполовину свободной скамейки, не возникало желание сесть рядом с ботинками, демонстрирующими свои грязные подошвы. - "Мимо наполовину свободной скамейки"- ой, какая тяжелая фраза! Может быть, "мимо единственного свободного места"? Не возникало чего? ЖеланиЯ. Ботинки не могут быть "демонстрирующими". Предлагаю "сесть в опасной близости с грязными подошвами девичьей обувки".
Судьба отмалчивалась. - А кто-то ее спрашивал? Если бы спросили, то себя или самого бездомного. Судьба, судьба, дай знак, каким ветром...? Сомнительно.
"Остальную часть тела" - Не часть, а части. Что, и голову, и кисти рук, и ступни брюки прикрывали? Вряд ли.
"Явно не водившие дружбу" - "не дружившие" - для облегчения конструкции.
"...И к опрятным пассажирам и к..." - продолжение перечисления, перед "и к" запятая.
"Кораблю, и к опрятным пассажирам и к не скрывающим своего любопытства к кораблю" - повторение "кораблю", надо бы заменить.
Речь бездомного обращена была к бездомному. - Обычно в таких случаях говорят "к самому себе", но ведь в предыдущем предложении автором уже сказано, что это "монолог", так что это лишнее предложение.
Судя по выражению лица, монолог содержал... - деепричастие - это форма глагола, который относится к подлежащему "монолог". Монолог не может ни судить, ни иметь выражение лица. При этом типе анаколуфов обычно поминают Чехова: "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа".
...На которые у него не было ясных ответов, но которые он не уставал ожидать. - Предлагаю убрать повторение слова "которые": "на которые у него не было ясных ответов, но они явно им ожидались".
От того, единственного, к которому... - После "того" нет запятой, нет перечисления (мой единственный, тот единственный); если это Бог, то с большой буквы - "Того Единственного". Как автор узнал, что бездомный задает вопросы Богу, а не самому себе?
"Утомившись от бесперспективного ожидания ответов" - почему "бесперспективного"? Бога нет или Он никогда не отвечает?
В таких снах он видел то, что ему не доставало... - не доставало ЧЕГО? - В таких снах он видел то, ЧЕГО ему не доставало...
В животе настырно урчало. Желудок настойчиво требовал пищи. И руки тотчас машинально стали рыться в торбах, которые он с собой притащил. Не найдя в них ничего съестного, бездомный обвел пристальным взглядом... - Ряд наречий "настырно, настойчиво, машинально", потом прилагательное "пристальным", - не очень красиво, можно убрать "настойчиво" и "машинально".
Не найдя в них... - в руках или торбах? "Не найдя ничего съестного" - звучит гораздо лучше, ведь уже сказано, где искал.
...Для таких как он... - перед "как" - запятая.
Общупал... содержимое... - общупать можно поверхность, а он, наверное, еще разглядывал, пытался понять, что это. Может быть, лучше "проверил"?
Спасибо за внимание, если интересны дальнейшие комментарии, могу продолжить.
С уважением и пожеланиями всего самого доброго,
Любовь
Большую часть рекомендаций и замечаний признаю безоговорочно, принимаю к сведению и дальнейшему осмыслению.
Тем не менее позволю себе, с учетом доступной мне информации, засомневаться в обоснованности Вашего замечания: "Тем не менее" выделяется запятыми.
Авторы справочника "Словарь вводных слов, сочетаний и приложений" О.А. Остроумова и О.Д. Фрамполь о "тем не менее" пишут так:
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ 1, частица.
1. Редко употребляется в функции вводного для выражения субъективного отношения к какому-либо факту, только при интонационном подчёркивании: Мы, мол, всё понимаем, но, тем не менее, должны проявлять вежливость (В. Шукшин); Опять же полностью согласен. Тем не менее, какие ваши планы? (С. Довлатов).
2. Обычно невводное, употребляется в функции частицы (читать без интонационного выделения), не обособляется…
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ 2, союз.
1. Невводное, употребляется в функции противительного союза (= но), если стоит в абсолютном начале предложения или на стыке простых предложений в составе сложного, не обособляется...
2. Невводное, иногда используется как часть двойного уступительного союза, не обособляется...
Мне понравилась Ваша критическая интерпретация текста. Когда пишешь текст, рассчитываешь на созвучное с авторским замыслом восприятие содержания. А какую картину рисует читатель, после прочтения, может рассказать только сам читатель.
В ожидании дальнейших Ваших комментариев, Валерий.
Начну с того, что придумал новый закон драматургии взамен чеховского: «если на стене висит ружье, то обязано придёт инспектор и оштрафует за отсутствие оружейного сейфа или ящика из особо прочного материала».
Некоторые мои наблюдения и соображения – под спойлером. Все они, естественно, не более, чем мой взгляд, а не истина в последней инстанции.
Всего доброго, успехов и вдохновения,
Сергей