Юная девочка: ёжик отросших волос,
в длинной казённой рубахе, босая - по снегу.
Тело - единая жгучая боль-непоседа...
Выдох прижжённой сигарой груди... Не сбылось -
гордо нести за плечами солдатский мешок.
Словно корону, в прихожей, снять шапку-ушанку.
Быстро, по-птичьи, губами - к стареющей, жалкой -
лёгкой, худой: "Твой солдатик, родная, пришёл…"
Площадь, по-бабски беспомощна, хоть удавись -
только что согнана с теплообильного бока...
Печки. Не верит в исход обращается к Богу.
"Я, партизанка!" - Столбы и петля... Вой и визг.
Древняя степь, награждённая правом терпеть,
бренное, чуждое спрячет под саваном снега:
Руки людей, и железо машин - злую небыль...
Не было мира - войной побирается смерть.
Мерь, по-старинке, печальный военный удел.
Мерь, что костюм деревянный себе на поминки.
Мерь - до желанья убить, до похвальной бесинки
и на досужий вопрос отвечай: «Захотел…
Тело снаряда кидать в орудийный запой…
Пьяницей судным питать распалённую глотку…
Массой огня убавляя враждебную плотность
злой саранчи… Эй! За наших девчат... Цель! Огонь!"
Поле. Военный мундир, словно тухлый пузырь,
цвета - полёвки, в кармане - размокшие ноты.
Штампы , Берлинские – письма: "Мой ласковый Отто!"
Череп. Улыбки оскал. Не глаза - холод дыр.
Павший Берлин сорок пятым, что в небо пятак,
брошен, а поднят теперешней, нашей эпохой.
Девочка милая, Таня, ох, плохо мне… Плохо.
Временем "решки" не знающим слова «беда».
Курит сигару: арийская хладная сталь -
взгляда - исследует здешние школьные ноты;
вечер, пуржит, постовой, цвета мыши пилотка...
Глаз фонаря кружит время - тревожное: -Хальт!..
Зуммер звонка и - доклад: - Сорок первый!
- Герр Отто?!
Опубликовано: 07/05/16, 12:57 | Последнее редактирование: Георгий_Волжанин 01/11/20, 11:04
| Просмотров: 1578 | Комментариев: 34
По стихотворению - мне кажется, что это два отдельных произведения. Две первых строфы - это одно стихотворение с конкретным сюжетом и чётко опознаваемой героиней. А остальное - совершенно из другой оперы, с несколько странным философским смыслом и цепью неявных ассоциаций. Не знаю, что решите Вы, а я бы разделила текст и доработала два отдельных произведения.
Если просто - не значит интересно на мой взгляд.
Итак, давайте попробуем разобраться с тем что тут нагородил т. автор)))
Работа не завовевала читаудиторию. Напротив. Из первого ряда и из галерки раздаются недовольные голоса. И то!
Че тут нагородили?
Название? Цвет мыши полевки? серокоричневый\камуфляж не боле. И это ли название?
Что у нас дале? Восмью первыми строчками автор доводит до нас детали сценария. Он незавиден (см. 8 строчек). Война, варварство. Казнь и предсмертное сожаление. Никакого тебе пафоса. Мне почти нравится.
Следующие девять строк. О чем это? Казалось бы я понимаю но...Но мне не нравится. Во-первых. Это не звучит. "вой и визг". Я понимаю, Автор , возможно - скажет что это как раз передает звуки площади и все такое. Но "вой и визг" просто не звучит. Нет!
Далее. А далее слышны Ваши голоса мол не видит публика перед собой картинку сценария. Нет у нее картинки.
Нет площади полной детей и женщин(баб). Говорите не смотрит площадь на ободранную маленькую девчушку? Правильно! И так тяжело - площади и закрывает - глазенки малым детям. Умоляет: Господи!Спаси всех нас и эту бедолагу". Але? где картинка?! НО это не моя вина! Это все автор.
Девушка - бедолага: как говорится восмью первыми строками в рубащке босая и вот теперь видим на груди табличку
"Я партизанка". И вот еще...Виселица. А вой и визг или то, что фонетически не воспринимается есть результат выбивания табуретки из под - ног. Это кто - говорит? Где картинка? "Автор! Вы жеж литератор или где? Любезнейший, послушайте!Из Вашего текста не следует прямо то, что Вы полагаете доказанным и публика недовольна".
Что дале? Дале боле-мене понятно. Да и читается не в пример легче. С 12 строки!
Все что идет вплоть до строк " Поле. Военный мундир, словно...",- понятно.
Итак. Повествование авторское.
Автор удачно\неудачно фрагментировал повествование. Если вначале мы говорим о девочке растерзанной и ведомой на казнь на площади. Тут же мы пытаемся рассказать о чувстве гражданина, солдата, патриота. Другое дело КАК это обыграно автором. Ну вот нравится автору то что нравится. Бросают парни патриоты в глотку орудий снаряды и рвет праведный огонь на части железо и всяких там Отто
с заимствованными им школьными нотами, письмами и прочим.
И снова: " Штампы , Берлинские – письма: "Мой ласковый Отто!" Череп. Улыбки оскал. Не глаза - холод дыр...", - ХОЛОД ДЫР. Бррр. Не очень звучит, как мне кажется.
Дале Авторский рассказ\сценарий...Или как это сейчас водится\модно тщится в режиме он-лайн вызвать дух немецкого офицера Отто. И Автор преуспел в этом.
И вот. Пуржит. Снова бродит со Шмайсером бдительный патруль. -Хальт!
И вновь Отто у телефона. Курит сигару и рвет девичью казенную рубашку для ее злобного арийско-жгуче любознательного тлеющего глаза. Но откуда мне ЭТО ИЗВЕСТНО?
Я топаю ногами! Психиатра мне. Не автору! Нет!
Кто мне рассказывает приведенное выше? И где мы? И кто мы? И почто с Отто так нехорошо? Почто благодарные колхозники 9 мая 1941 года не собрали тела убитых и не захоронили? Почто технику не вызвали? МЧС где было? А горячий чай в палатках и ТИВИ и местные пособия? ОТ администрации?!
Вопросы-вопросы-вопросы. Скажу Вам так. Коль повествование тянет Автор то ему за сценарий и воздастся. Написал бы ясно и понятно. Мол комсомолка геройка то то сказала и то то произошло. А он и недоволен свершившейся историей и девушку беспокоит и опять таки Отто жалко. Темнит Автор. Ох темнит.
Как Человека, но не как Литератора, автора оправдывает то что он второго послевоенного поколения(((
Далее тоже картинка видимая и читаемая, но с налётом сюра, философские размышления в айтматовском стиле. Обе части стихотворения очень сильные и пронзительные, но между ними не хватает связки, позволяющей одну часть плавно перетекать в другую.
Ныряю в прения, занятно.)
Георгий_Волжанин (09/05/16 15:28) •
И ещё... не могла не отметить, а потому и промолчать... В своих комментариях к стихам спецтура (читала не все, а тут случайно наткнулась, но получается, что случайностей не бывает ) вы упрекнули одного автора в рецензии к стихотворению "Лётчица", что принципиально не голосуете за него, ибо ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ оно готовилось для финала! О,щас даж процитирую!
"я из вредности не буду голосовать за ту работу.
Почему? Я участник этого вот действа. Все ходы записаны. Не боле 40 ка строк. Здесь их 60. Как мне кажется. Не верите? Сами считайте. И это равные условия?
Работа написана явно не за 4 - 5 дней. И так понятно. Ее готовили для финала)))
При таком раскладе я не голосую за одну из самых сильных работ этого этапа. Извините - за прямоту"(с)
И что я читаю в ответе Анирии? "Эта работа была написана для финала" (с) Так что, получается вам ваши принципы не мешают выставлять работу, написанную заранее, а другим низзя? А я вот пишу работы только в отведённое время, после получения задания))) Всё по-честному.
Ну, вот пожалуй и всё))) Успехов вам в творчестве!
Я так понимаю что Вам не нравится моя работа? Оч. хорошо. Ваше право. Часть ее вне Вашего понимания?
Оч. хорошо. Что-то уже получается. Критику хочу подробную, обоснованную и убойную. Иного не приму)))
К чему ветр на тень наводить либо наоборот?! Мы с Вами пересекались.
Не скрою то, что перед написанием работ третьего тура и спецтура я много читал. В основном классиков.Читал и перечитывал работы Авторов ресурса но ни на одну из работ Авторов на третий\четвертый тур не было написано оборотки. Нет. А то, что кто-то где-то кое где у нас порой...И одинаковыми путями бродит\ходит?
Если есть основания относить написанное мной на плагиат...Вы обратились нескко не по адресу. Это к Редакции)))
Мне кажется мы могли бы стать друзьями. По крайней мере с моей стороны преград нет. Хотя и особого стремления
не испытываю. Так...Вскользь отмечаю)))
В небольшой промежуток спецтура и 3 тура мной написано порядка 5 работ. Одна из них - работа про войну ( скоро ведь 9 мая)
Написано, а работа то...Да. Сами сказали, а Вам виднее. Вот и держал ее придерживал до финала.
А затем решили по иному, как и сказано. Почему? Это ли Важно?
Две из них (работ) как я и сказал НМВ светлые. Вот они.
По мотивам
http://litset.ru/publ/66-1-0-27129
Посвящается С..
Ах отчего Вас не было с утра?
Когда сверкало золотой сусалью?
Стекало с куполов, осой кусало
Мой спящий глаз, а простыни за край
Тянул ярчайшей пастью интерес,
Сквозь веки ощущаемый - нечетко.
По теплому паркету - брел чечеткой
Навстречу нам шатающийся бес.
Он был что упоительный испуг...
Застигнутых. Набатом бьется время.
Мы были осуждаемыми...Теми ,
Чей смех и шепот лучше всяких скук.
Я резал вас так словно я корабль,
А вы мое единственное Море.
В такт чайкам наших мыслей бодро вторил,
Овеществляя - крик...Часов парад.
Железный рыцарь бил в гремящий щит
Нелепый зверь пел старенькой кукушкой,
А вы играя были - непослушны.
Исчезли, а мне слышится:
-Ищи.
Ога...вот еще зарисовочка
Унылая морось. Грохочут минуты.
Нет спешки. Состав...Что навстречу ей... Мчится....
Мужчина...И встреча конечно же будет.
"Тук-тук" - едем-едем неспешно в столицу.
Намокшей вороной унылая осень:
замерзшею лапой листает картинки
разъездов, деревьев. Чумазая носит
вдоль сцены окна па-де-де двух дождинок.
Вертлявая зряшная - трогает плечи
холодным постыдным незванным испугом,
и каркает станции оконечность
мол - поезд несет вас навстречу друг другу
А что это было? И как дальше будет?
Двоих на распутье ни бросить, ни взять и:
трясущийся столик, окно, незабудки
стакан, подстаканник, любовь. Пересадка
орога домой на такси до подъезда.
Вас-двое, вас-двое, нескоро-нескоро
вам встретиться снова на чудном разъезде...
Где странно танцует в две капли... Ворона
ога...
Георгий_Волжанин Дата: Пт, 15/04/16, 19:52 | Сообщение # 6
Группа: Авторы+
Сообщений: 806
Статус: Online
Биология: в стихотворении должны упоминаться два разных растения (названия цветов, деревьев, трав, сорняков...).
Примеры: тюльпан и баобаб, клён и шиповник, конопля и мак и т. п.
Выдуманные или сказочные растения (аленький цветочек и т. п.) не считаются.
Кузнечик был зеленый, как стручок
От молодого сочного гороха -
Запрыгнул на окно и я, оглохнув -
трещотку за скрипучее плечо
одернул: "Сударь, как - вас понимать?
Не кажется ли вам что - слишком просто?
Скрипя вовсю, на утренних подмостках -
Терять талант брюшка что семена?"
Он рассмеялся, дернул головой:
"Плывем дружище - две зеленых рыбы.
Из моря льна привольно станем прыгать
До неба: пусть яичный поплавок
уносит вдаль весенняя река...
Нас - вытащит - за скачущие плечи,
Седой рыбак в закат, в апрельский вечер.
Усталость ног устанет упрекать -
Излишней торопливостью прыжков
По доброму, по свойски - полусонно.
Луна - протянет руку благосклонно
маня призывно странно и грешно
Прибоем духовитых спящих трав,
Подзвездным ветром полным чудной фальши
и не беря в расчет - что будет дальше
Шептать тревожно - станет до утра..."
Как сон, как помраченье, как итог:
Цыпленок солнца - словно неба всполох -
Свежо - и послевкусие гороха...
Кузнечик-утро танцевать - готов.
Был - языка неистовый покрой: шершав, нелеп и словно бы - изломан,
как зуб кровавый вынутое - слово - подхвачено бессмыслицей ворон,
Произносящих все наоборот...
И - не желая чужаку поверить - вкрапляя "крэ" - теряя чувство меры.
Натужно раскрывали черный рот. Им - подпевали хриплые коты:
цедя слова усталым, сиплым горлом - Выцеливали высь усатой мордой.
А где была, что говорила ты?
А ты топтала легким сапогом ласкала скуднолицые соцветья -
Кружилась, собиралась петь и не забывала помнить лишь о том:
что наконец опять была весна и будь немного воли бесконтрольной
Со стороны реберия, где - больно.
Голодный жар - вверяла бы не снам, а нам двоим. Пусть - вечер за окном,
и солнце - отражается от крыши, собора и не луч - виденье свыше
Соединяет нас стобой в - одно.
И наголо весенний день одев, как женской вязки домотканный свитер,
Который на локтях до чувства вытерт, Я тосковал в словесной тесноте...
И - выскочил внезапно на чердак,
и выше высшей крыши в изобилье: мы там с тобою ясным небом были
и тем что - предстоит сказать, но...Как?
_________________________________________________________
Таким образом я ответил на главное и основное меня беспокоящее. Это то, что у меня не было альтернатив)))
Надеюсь Вы понимаете то, что приведенные выше работы нигде ране не опубликованы. Боле того...Они не сведены воедино с пунктуацией,логикой и ...чем то еще))).
В остальном милая моя Читательница приглашаю Вас критиковать меня сколько посчитаете нужным. Заранее спасибо. Думается основа для диалог положена? Как то так). Всего доброго. Что касается моих обидных высказываний, так я не был в статусе судьи. Я был Читателем.Вы не находите что это нескко разное?)))
Спасибо за тепло! И помощь)))
Итак. Что касается "Вам не понравилась работа"... Я разве сказала, что не понравилась? Я вкратце сказала о "минусах" работы (даже Вашего творчества в целом), но не говорила, что не понравилась. Как уже указывала, в ней есть "нерв" и идея, что уже само по себе привлекает. Есть самобытность авторская (не только в этом стихе, а и во всех остальных Ваших произведениях), и устоявшийся авторский почерк. Но и сказать, что работа мне понравилась, я тоже не могу. Поскольку некая бессвязность (сумбур), злоупотребление образностью (чай не солянку варим ;)) и бардак в пунктуации мешают мне утверждать, что стихи хорошие.)) Ответка это, Георгий, ответка, сколько бы Вы не отнекивались))) И, не исключаю, что Вы много чего прочитали перед написанием стихотворения, однако "Отто с нотами в Берлине"))) прочно вклинился в Ваше (под)сознание)))) Но я на сей факт не в обиде, а даже горда, поверьте! И критиковать я стану стихи только по Вашей настоятельной просьбе. Мнение моё субъективно и я не претендую на согласие с ним других читателей или же наоборот несогласие. Спорить ни с кем не буду)) А теперь, ближе к тексту. Вопросы будут параллельно ему. Разбор построфно и сразу поправка пунктуации, по своему вкусу)))
Юная девочка: ёжик отросших волос,
в длинной казённой рубахе, босая - по снегу.
Тело - единая жгучая боль-непоседа.
Выдох прижжённой сигарой груди. Не сбылось:
гордо нести за плечами солдатский мешок,
словно корону в прихожей снять шапку-ушанку.
Быстро, по-птичьи, губами - к стареющей, жалкой,
лёгкой, худой: "Твой солдатик, родная, пришёл…"
Как не выдумывай расстановку препинаков, она не спасает от восприятия на слух бессвязного "солдатский мешок, словно корону, в прихожей, снять шапку-ушанку". Здесь хочется остановиться и попытаться понять мешок нести как корону, либо мешок снять, как корону в прихожей, либо нести мешок как корону, а в прихожей снять шапку-ушанку... Да и в последнем двустишие слово "матери" явно не помешало бы.
Площадь, по-бабски беспомощна, хоть удавись -
только что согнана с теплообильного бока
Печки. Не верит в исход, обращается к Богу:
"Я - партизанка!" Столбы и петля. Вой и визг.
Вот здесь тоже из-за сумбура создаётся впечатление, что это "площадь" не верит и обращается к Богу. Кстати, очень странно, что партизанка, комсомолка перед смертью обращается к Богу со словами "я - партизанка"... Не верю, автор! Конечно, поспорила бы с "по-бабски беспомощна"))) Но тут мы явно к консенсусу не придём))) На мой взгляд, мужчины гораздо беспомощнее)) Ну да ладно, пошли дальше...
Древняя степь, награждённая правом терпеть, - кем? На мой взгляд не удачное сочетание "древняя" и "награждённая правом", исходя из военной тематики. Тут явно к "степь" просится иной эпитет.
бренное, чуждое спрячет под саваном снега:
Руки людей и железо машин - злую небыль.
Не было мира - войной побирается смерть.
Несмотря на недочёты, всё-таки первые две строфы вполне хороши. Продолжение следует...
Мерь, по-старинке, печальный военный удел:
мерь, что костюм деревянный себе на поминки, - несколько странновато звучит "себе" в данном контексте... Тут бы "по тебе" подошло больше. Или "мерь по себе", но не "мерь, что.... себе"
мерь до желанья убить, до похвальной бесинки,
и на досужий вопрос отвечай: «Захотел
тело снаряда кидать в орудийный запой,
пьяницей судным питать распалённую глотку - эта строка - вынос мозга читателю))) загадочная загадка такая)))
массой огня убавляя враждебную плотность
злой саранчи… Эй! За наших девчат... Цель! Огонь!"
В третьей строфе, как я понимаю, автор переносит читателя на фронт, где свершается месть за ЛГ-партизанку из первых двух строк (и ей подобных)... Но я-то, вредина, помню про бабскую беспомощность, втиснутую как эпитет к площади!)) Что несколько противоречит моему восприятию равенства беспомощности и подвигу партизанки!
Поле. Военный мундир, словно тухлый пузырь,
цвета полёвки. В кармане - размокшие ноты,
штампы Берлинские (письма): "Мой ласковый Отто!"
Череп. Улыбки оскал. Не глаза - холод дыр.
Павший Берлин в сорок пятым (ом), что (как) в небо пятак
брошен, а поднят теперешней нашей эпохой.
Девочка милая, Таня, ох, плохо мне… Плохо.
Временем "решки" не знающим слова «беда».
А вот тут интереснее. Автор уже погрузил читателя в зиму, казнь партизанки и даже в стремление советского солдата отомстить за смерть наших девчонок... Допускаю, что после того, как был выпущен снаряд, им был убит немецкий солдат - эсэсовец, которого описывает автор с ненавистью, смешав всё, что возможно - размокшие ноты (наверное СС-вец музыкант, который в бою не может расстаться с нотами, причём он таскал с собой загадочные штампы, (письма допускаю))) Череп и улыбки оскал... Ну да, разложился моментально и сохранил улыбку, с которой наступал (отступал)в бою. Если он враг, то ему по-видимому оч смешно было! И в этой же строфе и сорок пятый, и телепортация в наше время, и некая таинственная девочка Таня (не исключаю Космодемьянская), к которой обращается автор. Последняя строка не согласованна на мой взгляд - " мне плохо временем "решки" - эт как? Да и почему Берлин пал сорок пятым, а не двадцать шестым, к примеру? Улавливаете, автор, о чём я?
И концовка, расстреливающая стихи.
Курит сигару. Арийская
хладная сталь -
взгляда исследует здешние школьные ноты.
Вечер. Пуржит. Постовой - цвета мыши пилотка…
Глаз фонаря кружит время. Тревожное: "Хальт!"
Зуммер звонка и - доклад:
- Сорок первый!
- Герр Отто?
Курит сигару кто? Догадайся сам, читатель. Как и о том, где и чьи ноты рассматривает "взгляд истинного арийца" Да и каким образом, собственно говоря? Наше время. Зима. А! Вот я недогадливая! Это ж наверное речь о неофашистах! И концовка из фильма "Восставшие мертвецы"))) Но эффекта лично на меня не произвела. Как и дважды срифмовать "Отто с нотами" тож - не фонтан))
Резюмирую!
Если читатели любят собирать пазлы, то эти стихи несомненно им понравятся. И не беда, что пазлов не хватает, что иные из другой коробочки, картинка всяко нарисуется, в конце-концов, дорисуют то, чего не хватает. Я, признаться, тоже люблю собирать пазлы в стихах, но когда они все на месте, иначе эффект в конце не тот.
Георгий, боритесь с многоточиями - в большинстве случаев они у Вас не оправданы. И ещё... Стих состоялся в первых двух строфах. Дальше можно было не писать. И стихи от этого только выиграли бы. Подумайте над этим, ок?
Фух... был бы товарищ Сухов критиком, то непременно бы сказал Петьке:"Нелёгкое дело быть критиком, Петруха!" Дело энто потоньше Востока будет."
Касаемо предъявленных стихов, лично мне по душе про кузнечика)) Он у Вас наиболее цельный. Не исключено, что за него я бы отдала бы свой голос, невзирая на мелкие огрехи (а у кого их нет?))) Странно, что Вы не выставили его. Хорошая альтернатива и к биологии имеет отношение (кузнечик, рыбы - как представители фауны и зоологии одного из подразделов биологии) Ну, разве что на биологию написал другой член Вашей команды))
На сим умолкаю, ибо надо готовиться к финалу. Всего Вам доброго!
2. Спасибо за - неравнодушие и помощь
3. Сейчас что то менять поздно ибо стихо заявлено на конкурс, а я токо приехал и времени нет )
5. Встретимся на финале. Если все будет ровно - буду голосовать за яркое красочное имеющее чистый серебряный звон )
7. Пройдусь по анонимным стишам, как я люблю )
Спасибо. Всего доброго )))
Простите, что вмешался. Я не особенно следил за конкурсом, но Вы, наверное, уже заметили эмоциональность Жоры.
Знаете, мы давно знакомы с ним в сети, он всегда был со мной честен и тактичен. Он поэт-художник, а отсюда и сумбурность, и ранимость. Тая, было бы здОрово вам подружиться! Успехов!
Нагородииииил!
Георгий_Волжанин (01/07/18 17:36) •
Георгий_Волжанин (08/05/16 20:11) •
Пунктуация хромает. Единая боль-непоседа - вызвало сомнения. Вроде, если единая, значит болит всё тело целиком. А непоседа, значит боль прыгает по телу. Да и слово непоседа снижает накал ситуации. В целом - сурьезная работа.
Эта работа была написана на случай финала. Она написана под себя. Но когда стали ясны реалии я посчитал возможным привести это. Спасибо команде. Она не была против.
И вот эта работа приведена. Вместо Одной из двух простеньких, светлых. Эта работа для меня многое. Спасибо.