Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1147]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [19]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2448]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Путешествие в Волгоград (КЛП)
Документальная проза
Автор: Berg
В Сталинграде я мечтал побывать лет с 6, когда мне в руки впервые попала книга "Великая Отечественная война. Хроника, события, люди". Там были подробные фотографии Мамаева кургана. В этом году решил исполнить давнюю мечту. К поездке готовился еще с зимы.

По дороге туда.

Прерия, индейские прерия на трассе Е40







Террикон в районе Тацинской.



Волгоградская область


Не знаю, насколько это заметно обывателю, особенно на фото, но острый глаз моего спутника - профессионального агронома- тут же углядел разницу почвы между Ростовской областью и Волгоградской. Грунт в Волгоградской области чутиь светлее - желтоватых и серо-коричневых оттенков, по сравнению с красно черной и черной землей в Ростовской области.

На въезде в Волгоград памятный знак.

1589 год. Царицын, конечно, не Киев и не Торжок, но, пожалуй, один из свидетелей всей истории России как государства.

Памятник выпускникам Качинского училища. Миг-21, почему-то названный в путеводителе "Миг-28". Увы, мне не удалось его толком сфотографировать - все из окна автобуса.


На Мамаев курган мы попали с "заднего входа" - со стороны проспекта Рокоссовского.

В полукилометре эта мощная фигура уже производит впечатление.



Любые фотографии скульптуры "Родина - мать зовет" не передают точного впечатления.





Ее нужно видеть. Она настолько огромна, что любое воображение отказывает. Тем не менее, ее можно прекрасно рассмотреть из любой точки кургана, кроме как с самого подножия и от стен грота с Вечным огнем.

Монумент скорби


Вечный огонь. Он расположен внутри темного и неслишком ухоженного грота, хотя зал содержится в хорошем состоянии.



Внутри грота у вечного огня -  караул. Время от времени из скрытых динамиков доносится акапелльное пение, усиливающее впечатление скорби и трагизма.

Аллея героев. Скульптор явно переборщил с подражанием антикам.





















Скульптуры произвели негативное впечатление: слишком гротескно, слишком пафосно. Попытка превратить человеческую трагедию в дешевую и пошленькую  драму.

Иное дело композиция "Руины" Замысел исполнен замечательно. Проступающие из камня символические лаконичные изображения человеческого подвига, стремления к победе, эмоций - все передано великолепно.







Впечатление портит совершенно неуместные здесь озвучка - прокручивание фрагментов звуковой дорожки фильма "Сталинград" - и лотки с сувенирами и морожным, натыканные вокруг монументов. Я все понимаю, но жрать мороженное и затариваться магнитиками прямо на кладбище...

Скульптура "Стоять насмерть" тоже весьма эмоциональна и зрелищна, но на сравнительном фоне монумента "Родина-мать" она нескольео теряется.
На мой непросвещенный, эти скульптуры бы надо как-то разнести, чтобы они не фигурировали рядом, иначе эффект получается двусмысленным, особенно, если учесть, что боец с гранатой повернут спиною к направлению, с которого наступали немцы, тогда, как призывающая народ на защиту Родина - мать как раз и обыгрывает этот момент - лицом она повернута к оставшемуся за за РККА берегу Волги.



В целом, Мамаев курган оставил тяжелое впечатление. Я не мог отделаться от впечатления того, что несмотря на всю ухоженность и красоту, это место пропитано смертью и кровью.

На "заднем дворе" Мамаева кургана притаилась aduano местная телевышка. А неплохо живут телевезионщики Волгограда - припарковать гелик поперек стоянки, видимо, означает показать свою крутизну. Не стал снимать, но контраст прочувствовал.

Рядом с телевышкой расположено два весьма примечательных учреждения: музей И.В.Сталина и выставочная площадка с военной техникой.

Музей


Фотографировать можно за сумму, за которую можно купить часа три пиара у известного сталиниста Д.Ю.Пучкова. Поэтому никаких фото, кроме входа. В музее подборка вещей, восхитившая меня своею простотой и незамысловатостью, то бишь, экспозиция сделана по тому же принципу, как я в свое время собирал музей нашего учебного заведения: пара оригинальных вещей, а остальное макеты, фотографии, подделки позднейшего периода. Ходить самому нельзя, тетенька экскурсовод насильно рассказывает нечто такое, что обычно пишу я. Только у меня это юмористическая проза и вообще постмодернистский поток сознания, а тетенька на полном серьезе. Гм, оцените шырдерв: "В 33 году Сталин тайно приезжал в Сталинград на закладку Тракторного завода, для чего были поспешно разрушены уцелевшие стены царицынской крепости" (с). А если еще б водочки хлопнуть, то и марсиане привидятся!

Площадка с техникой была на запоре, хозяева так и не объявились, так что фотографировать все пришлось из-за забора. Невольно почувствовал себя в роли Эпигонова, который несет свет на сайты графоманов. Он это тоже делает из-за заборчика.

Экспозиция шикарная, поэтому вдвойне обидно, что я так и не смог посмотреть на нее поближе.



















Я так и не узнал, настоящий ли это Ил-2 или только реплика планера, поскольку подойти посмотреть и прочесть табличку не дали. Насколько я знаю, считается, что восстановлен до оригинала в России только один борт и тот находится в Жуковском (в Монино, точнее). Но это по официальной версии "Уголка неба". Я же знаю по меньшей мере о двух бортах, восстановленных из разбитых машин еще в конце 70-х - 80-х годах. О них писали в ТМ. Возможно, это был один из них.

Еще очень доставили Т-34-85 раннего выпуска (с задними колпаками вентиляции) и позднего выпусков (с колпаком над орудием). Ну, и миги, и чешские "парты" тоже были интересны. По сравнению с т.н. "музеем" Иосифа Виссарионовича, данная экспозиция произвела глубочайшее впечатление.

Банально, но у каждого города свое лицо, своя атмосфера, что, понятно, воспринимается достаточно субъективно. Мне, например, категорически не нравится Москва - был там многократно. Хотя отдельные москвичи были и остаются моими друзьями.
Волгоград мне понравился. В городе довольно много зелени, логичная планировка, ухоженные улицы,вполне дружелюбная атмосфера, Пожалуй, относительная чистота улиц и обилие троллейбусов и трамваев порадовали больше всего. Ибо в моем родном городе мусорных куч нет только возле администрации, а любой транспорт, как и любой иной вид деятельности, убыточен, небезопасен и должен быть ликвидирован как класс. Что естественно и понятно, ибо в чем секрет эффективного управления? В умении вовремя и вкусно приготовить рыбу лабардан.

Трамвай Волгограда



Несмотря на остренькие фразы авторов путеводителя (Wiki-копипостинг), в городе множество памятников архитектуры довоенного и послевоенного периода. В отличие от безумной застройки Москвы, Киева, Львова, Ростова и других городов с "эффективным менеджментом" в Волгограде не чувствуется чересполосица стилей, когда на любом пяточке втыкают полупустую свечку очередного ТРК.







Музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова находится в старинном здании 50-х годов, действительно удачно вписанном в композицию проспекта им. Ленина.









В самом музее снимать было нельзя, но нас это не остановит, ибо искусство принадлежит всем. Да, а картины принадлежат толстым ценителям, которые не совсем знают разницу между гуашью и масляной красной, но им это и не нужно - они ж ценители, а не маляры или там художники. Это я к чему: в 2009 году одному маленькому, но энергичному человеку пришла хорошая идея не только отменить часовые пояса, но и передать музейные коллекции в содержание частным лицам. К счастью, как с поясами, пока не получилось. Пока.
Так что, спешите видеть и посетить, ибо собрание в музее богатейшее (для провинциального музея вообще шик), а классику нужно видеть в оригинале. Никакая фотография не передает того, что на самом деле изображено на картине. В отличие от фотографии, живописное полотно изначально строится так, что при непосредственном наблюдении оно дает трехмерную картинку, которая исчезает при переходе в фотографию, ну, это и понятно.  
В отличие от музеев Ростова и Новочеркасска, где экспозицию составляли люди с тонким художественным вкусом, поэтому образовалась куча мала, в музее Машкова все экспонаты размещены с учетом света, общей композиции и исторической логики. Начинается экспозиция с оригинальных офортов и копий гравюр XVIII века (копии не в смысле позднейшие подделки, а оригинальные гравюры того же периода, воспроизводящие гравюры европейских мастеров). Потом идут залы романтизма, народных промыслов, в т.ч. с редчайшей деревянной скульптурой XIX века, археологические находки (маленькая экспозиция - всего пара витрин). Есть подобающее место и для современных церетелей - темный уголок, откуда сие "искусство" предстает во всей своей сортирной красоте и величии. Наконец, зал самого Машкова.
Читал я, что г-н-товарищ Астафьев именно Машкова и имел в виду, когда хаял "придворных" художников, ездивших за армией и воспевавший "совковых" генералов. Не знаю, может и врут. Но вот они "генералы" Машкова



Злобин Александр Родионович(1874-?), Генерал-майор медицинской службы(21.04.1943). Ну, это тот самый, который мясом немцев заваливал в романе "наследника" Толстого.


Портрет неизвестного (1943). Судя по петлицам, командир артдивизиона. В замке народ приличный, но на всякий пожарный предупреждаю: завершение картины в 1943 году совсем не означает, что она не была начата в 1941, поэтому офицер в старой форме.


Портрет полковника медицинской службы Петра Михайловича Матусова.

Тут генералы - полководцы кончаются и начинаются...



Портрет раненого с перевязанной головой (1942)



Женский портрет. Старший военфельдшер в косынке с красным крестом. (1942-43)

Со скульптурой в той части Волгограда, которую видел я, достаточно плохо (исключая "Родину - мать" - тут все понятно). Пафосный церетелизм. Но вот эта скульптура, на мой взгляд, выше всяких похвал по замыслу и исполнению.





Центральный рынок


Ваза


Универмаг. В подвале был штаб Паулюса, а сейчас музей, но нас туда не пустили, поскольку реконструкция и ремонт. Само здание я не фотографировал - для этого пришлось бы переходить весь проспект Павших героев, а это весьма далеко. Я же был ограничен временем и спутниками.



Музей-панорама Сталинградской битвы.

Разрушенное здание мельницы Гергардта, оставленное не восстановленным как память о жестокости боев.









С площадки музея здание не смотрится совсем. Развалины и развалины, таких в моем городе без войны полно. А вот на фотографиях уже можно рассмотреть посеченные пулями и осколками стены. Обратим внимание, что наиболее разрушен фасад здания, обращенный к противнику. Тогда как тыльная сторона пострадала меньше. Насколько я помню, советские войска это здание так и не оставили полностью.

Колпаки пулеметных дотов. Стальной и бетонный.



Макет планера истребителя Як-1







Хороший вопрос, что за потеки на плоскостях. По ходу, машину восстанавливали с частичной "внутрянкой", т.е., как минимум, движком, который тихонько ржавеет, вот и вымывает ржу дождь.

Су-2








Волга со смотровой площадки

Памятный знак, обозначающий самую близкую к Волге линию фронта. Нет, это не противоречит том, что здание мельницы по-прежнему обороняли, хотя оно метрах в 50 дальше. Линия фронта - линия укреплений, занимаемых войсками. Она неоднородна и в разных местах выступает или сокращается.


Небольшая выставка немецкой артиллерии
Рак-40. Основная колотушка вермахта.




Flak-30, 20-мм зенитное орудие, в Сталинграде в  основном использовалось как орудие непосредственной поддержки войск, т.е. прикрытие ключевых точек от нападения с воздуха и поддержка гарнизона при атаках сухопутных войск



150 - мм гаубица sFL18. Орудие, разработки времен 1 Мировой (вот тебе и тупые "совки", молившиеся на "божественную корову" царской артиллерии, как это пишут диванные вояки).






Советская артиллерия.

М-30



ЗиС-2



ЗиС-3



БС-100, анахронизм, кстати. Поступила на вооружение в конце 1944



Д-10. Тоже анахронизм.





85-мм зенитка.


Т-60. Местные дети и их невменяемые родители дружно оповещали друг друга, что сие "немецкий танк". Из чего я сделал вывод, что читать они не умеют. Там, если что, табличка была. В свое время журналы "Вокруг света" и "Знание - сила" наперебой вещали со своих страниц о том, какие были тупые и отсталые  "совки", что у них был такой "трактор". Ну, да. То ли дело еврепейцы, у которых аналогичных "тракторов" было 2/3 бронесил (pz-II, MK-II.M2, Toldi и т.д.)



Внутри музея грустно и темно. Единственное место в Волгограде, куда набирают персонал из Ростова - тупенькие, озлобленные тетки неопределенного возраста, полагающие, что посетитель-то тут явно лишний. В самом деле, понаехали тут, мельтешат. Сама панорама была закрыта без объяснения причин, хотя стоимость билета осталась прежней. Публике предлагали музей. Ну... Представьте кладовку, в которой светит одна лампочка Эдисона и в кучу навалено разное. Я пришел к выводу, что единственная цель музея - никому и ничего не показать. Вот идет стенд с оружием итальянской армии. Никакой информации нет. Даже таблички. Зачем? Вот идет комплект вооружения советской огнеметной группы. Чтобы человек вдохновился, комплект повесили в темном углу под самый потолок. Так ведь виднее.
Почти полная темнота с редкими фонариками в одну свечу, которые светят не на предметы, а в глаза посетителям. Одним словом, будете - к посещению не рекомендуется. То, что снаружи интереснее.
Немецкий пулемет. Снято со вспышкой, внаглую, несмотря на то, что снимать со вспышкой  некомильфо.


Символическая свалка немецкого и советского оружия. По замыслу авторов символизирует трофеи.


А вот это было бы интересно. Макеты советской техники, выполненные на весьма высоком уровне.

ЖД-состав и мост в масштабе около 1:87








Баржа - перевозчик ЖД-составов




Реактивный миномет на базе, видимо, ЗиСа поздних выпусков.




Мобильная пусковая установка РС-132 "Ванюша". Читавшим Астафьева на заметку: это советский реактивный миномет


После музея я впал в неистовый гнев и потребовал вдумчивого осмотра экспозиции на смотровой площадке по второму кругу. В результате мои спутники куда-то ушли, а я смог еще раз изучить выставленную технику.
Т-26/33 Легкий советский танк, о котором я как нибудь расскажу отдельно. Он того заслуживает



Рядом с площадкой как самостоятельная экспозиция воспроизведен воинский эшелон с паровозом, тендером, теплушкой и платформами с техникой. Снять его целиком было неоткуда, поэтому фрагменты.
















Экспозиция тяжелых танков.
ИСУ - 152, ИС-2, ИС-3, Т-72Б







Если вам не повезет и вы встретите гражданина с параллелепипедом головного мозга, то он начнет вам впаривать историю о том, что ИСУ-152 "Зверобой" была создана как ответ на "Тигра". Это придурь. ИСУ-152 создавалась исключительно как средство преодоления долговременных огневых сооружений. Имея относительно тонкую броню, эти машины могли действовать только в условиях, исключавших их противоборство с тяжелыми танками и противотанковой артиллерией противника. Вот из засады или с подготовленной позиции такая машина могла поразить "Тигр". Но никак не в качестве противотанковой сау.

Гвоздь экспозиции - Т-34-76 образца 1941 года. В редкие минуты, когда по нему не ползают дети



Часть экспозиции возле Панорамы скрыта от глаз зрителя. Видимо, что-то еще будут делать. Но в щелочку все равно можно разглядеть
Остатки рокадной ЖД-дороги, по которой шло снабжение обороняющихся войск.



Т-34, разрушенный взрывом боекомплекта. Меня немного смущают повреждения танка. Ощущение, что это мишень, доставленная с полигона, поскольку на реальной машине должны бы остаться следы попаданий по корпусу осколков и рикошетов снарядов, что не закрасить. Но поскольку там отсутствовали какие-то пояснения, то примем как погибший в бою


Тут в моем фотике умерли батарейки, и я не смог отснять спрятанную за загородкой скульптуру танцующих детей. Наличие этой скульптуры меня весьма озадачило, поскольку скульптура была "той самой серой", а по официальной версии, она была уничтожена во времена Хрущева. Позднее, к очередной годовщине Победы, на ее месте (у вокзала) была восстановлена копия. Выходит, что скульптура уцелела? Или это еще одна копия? Загадки, загадки.

На следующий день мы посетили вокзал, Волжскую ГЭС, Волго-Донской канал, СТЗ.

Сталинградский тракторный завод. Легендарный завод, выпускавший самую современную технику вплоть до конца СССР, выпускавший "тот-самый-легендарный" Т-34, который стал "лучшим Второй Мировой". К сведению почтенных читателей, Т-34 образца 1941, выпускавшийся на ХПЗ обладал  туевой хучей недостатков, присущих любой "сырой" модели. К 1942 году на СТЗ и ЧТЗ в серию пошел танк, в котором часть этих проблем удалось устранить, и именно он стал той самой машиной, которая сумела переломить ход войны. Впрочем, "диванные вояки", которые "профессионально" гоняют танчики в кумпутере,   позволяют себе называть его "ведром с болтами". "Профессиналам" виднее.




Феликс Эдмундович. Если что, СТЗ - завод, имени Ф.Э.Дзержинского...



Памятник танкистам Великой Отечественной





На берегу водохранилища. Мы несколько экзотически подъехали к Волжской ГЭС, так что та часть, которая собственно и есть плотина осталась за кадром, но по самой плотине мы проехали. Я засек время: на приличной скорости (под 60) мы ехали минут 20. Грандиозное сооружение.
Но даже с берега водохранилища понятна его ширина - горизонта не видно.





Крупнейший памятник В.И.Ленину в мире. Гигантская скульптура, которую, тем не менее, можно заснять почти из любой точки. Кто видел гротескного Петра  батоно Зураба, поймет о чем я.



Скульптура очень понравилась. Памятник поражает спокойствием и  мудростью облика. Только давайте не будем здесь беседовать о прототипе. Я говорю о таланте скульпторов.





Триумфальная арка Волго-Донского канала. Крупнейший гидроузел, связавший судоходные артерии  Европейской России.





Кафе рядом с Каналом. Фюзеляж Як-40. Оригинально и концептуально.



Вокзал. Одно из  узнаваемых зданий Сталинграда, часто мелькающее в кинохронике. Возле него располагается копия фонтана с танцующими детьми (фонтан "Бармалей").





Опубликовано: 28/07/16, 15:01 | Просмотров: 1726 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Эх... Завидую, граф! Надо будет непременно запланировать поездку в Волгоград.
Я был на Мамаевом больше десяти лет назад, так что, прекрасно понимаю, о чём ты говоришь. Это надо видеть самому. Точнее говоря - прочувствовать.
В некотором смысле, мне повезло. Реставрационные работы только начинались (готовились к 60-й годовщине Победы), зима, посетителей практически не было. Поэтому энергетика места чувствовалась очень хорошо, без "фоновых шумов".

А фонтан "Танцующие дети" - да, это вторая копия:
http://volgograd.bezformata.ru/listnew....3495858
Ксенон  (29/07/16 09:15)    


Ага! Спасибо! Интересно, т.е. две реплики. Жаль, я надеялся, что скульптура оригинальная.
Berg  (29/07/16 15:28)    


Круто)
Граф, спасибо за увлекательнейшую экскурсию (будто сама побывала).
Ирина_Корнетова  (28/07/16 20:56)    


Это мы еще не везде попали!
Berg  (29/07/16 15:27)    


Берг, спасибо!
Давно хочу побывать в Волгограде.
Теперь вот сделала это с твоей помощью - хотя бы мысленно.

А ещё планирую оказаться 9 Мая в Брестской крепости. Возможно, в следующем году получится.
Юлия_Мигита  (31/07/16 22:47)