Современный эскадренный миноносец – совершенная машина морской войны, многоцелевой быстроходный боевой корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками любого класса, для противовоздушной и противоракетной обороны, для охраны боевых морских соединений и транспортных конвоев. Ему по силам и патрульная служба, и дозор, и поддержка огнем десантных операций, и даже постановка минных заграждений. Класс эсминцев развивается в мировом военном флоте уже более столетия – и, в основном, в сторону сближения функций с крейсерским классом.
Если первые эскадренные миноносцы были «миноносцами» в буквальном смысле слова – в качестве основного оружия несли различное минно-торпедное вооружение и были предназначены, в основном, для истребления надводного флота противника, то сегодня они способны выполнять самый широкий круг боевых задач. А с тех пор, как в море перевелись линкоры, значимость многофункциональных эсминцев в составе флота значительно выросла. Ныне эсминцы «выросли» по водоизмещению до размеров легких крейсеров эпохи Второй Мировой войны и, благодаря ракетному оружию, значительно превосходят их по огневой мощи…
Эсминец ВМС США «Даррел С. Коул», нареченный в честь героя битвы за Иводзиму сержанта-пулеметчика Коула, появился на свет в феврале 1995 года на морском заводе Ingalls Shipbuilding в городе Паскагула штата Миссисипи – семнадцатым по счету представителем серии эсминцев типа «Арли Берк».
Полное водоизмещение – 8 775 тонн, длина в корпусе – 153 метра, ширина по миделю на уровне ватерлинии – 18 метров. Ходовые системы – комплект из четырех газотурбинных установок фирмы «Дженерал Электрик» суммарной мощностью 108 тысяч лошадиных сил. Скорость – 32 узла. Вооружение – 2 пусковые установки системы «Иджис»: одна на 29, другая – на 61 стартовую точку для ракет типа «Томагавк». Кроме того – ракеты «Гарпун» или RIM-66 SM-2 «Стандарт-2» - управляемые зенитные. Плюс еще ствольная артиллерия виде единственной 127-миллиметровой скорострельной пушки с боезапасом в шесть сотен выстрелов, две шестиствольные зенитные установки 20-миллиметрового калибра, два трехствольных торпедных аппарата, морские мины, вертолет. В общем, все, что относительно современному боевому кораблю полагается… Даже кое-какая броня имеется – около 130 тонн кевлара. Правда, с тех пор, как управляемое ракетное оружие стало на море «главным калибром», броня мало помогает выжить.
Чтобы вывести из строя такой корабль в открытом морском бою, противнику придется, что называется, как следует постараться: нужен залп крылатых ракет или хорошая торпеда – лучше дистанционно управляемая или самонаводящаяся, поскольку маневренные качества у американских эсминцев весьма неплохи – увернется еще…
Однако в истории «Коула» есть эпизод, который не только поставил под вопрос его личную «биографию», но и вызвал резонанс во всем мире. 2 октября 2000 года в порту Аден «Коул» подвергся атаке катера-террориста.
Диверсанты покушались на «жизнь» боевых кораблей не раз – в истории тому немало прецедентов. В ходе Второй Мировой войны группа итальянских боевых водолазов заминировала британские линкоры типа «Куин Элизабет», после чего всплыла и им же сдалась в плен… Хотя о предстоящих взрывах стало известно английскому командованию, сделать что-то для предотвращения диверсии было уже поздно, корабли получили повреждения.
До сих пор открыт вопрос, не по вине ли тех же итальянских водолазов погиб черноморский флагман «Новороссийск» - бывший итальянец «Джулио Чезаре»… С одной стороны, уцелевшие фашисты поклялись, что переданный после войны Советскому Союзу линкор долго не прослужит. А с другой – для того, чтобы боевому пловцу с мощной миной проникнуть непосредственно на охраняемый внутренний рейд Севастополя и взорвать там корабль на стоянке требуется наличие специальных навыков, уникального водолазного оборудования и специального транспорта обеспечения…
Еще в 1941 году диверсанты – и снова итальянцы – пытались отправить на дно британский тяжелый крейсер «Йорк». Использовали при этом не водолазов с «магнитками», а быстроходные катера-самоубийцы с кокпитом, буквально набитым взрывчаткой. Разогнавшись, такой катер наносит таранный удар в борт жертвы. Причем, мина не взрывается сразу, а срабатывает с замедлением, на определенной глубине, пока катер тонет – чтобы максимальный урон кораблю противника был нанесен ниже ватерлинии. В борт «Йорка» ударило два таких катера. У каждого было по 300-килограммовой мине, но крейсер при этом не затонул, получив лишь некоторые повреждения корпуса. Потери в экипаже составили 2 человека.
Диверсия против «Коула» выглядела совершенно иначе.
В сентябре 2000 года эсминец ВМС США «Даррел С. Коул», бортовым номером DDG-67, приписанный в Норфолке, штат Вирджиния, получил приказ следовать на Ближний восток, чтобы присоединится к тактической группе патрулировавшей воды Ирака. В задачи корабля входило досматривать и задерживать у берегов Ирака танкеры, вывозящие нефтепродукты и топливо.
На борту корабля находилось 340 человек экипажа, в основном — флотской молодежи. Командовал кораблем капитан Джеймс Пальер. Сэр Джеймс был весьма доволен своим кораблем: Четыре года - это такой срок службы, когда все системы и механизмы уже приработались, экипаж более-менее сплаван, а физический износ и моральное устаревание конструкции еще не начались.
Досматривать и арестовывать нефтяных контрабандистов эсминцу пришлось в обстановке, которую можно короче всего охарактеризовать как «без пяти минут война». Например, офицер военной разведки Айв Фалес, участник расследования взрывов террористами посольств США в Танзании и Найроби в 1998 году, только что напал на след Аль-Каиды в Йемене. И подозревал, что фанатики могут попытаться устроить диверсию против какого-нибудь американского корабля в этих водах...
Видимо, с точки зрения американских моряков, «кто-нибудь» - это явно не «Я, любимый»... Вот и «Коул», прямо скажем, пропустил предупреждение разведчика Айва мимо антенн. Тем более, что дел у эсминца тут как-то и без штабных шпионов хватало: в конце августа корабль обошел порты разных стран Средиземноморья, потом побывал в Суэце. После этого зашел и в Аден — для пополнения запасов топлива и продовольствия.
Почему капитан Джеймс Пальер счел Аден тихим местом и не выставил по уставу полагающейся усиленной вахты — пусть останется на совести командира. Но еще во время прохода Суэцким каналом местный лоцман, сославшись на срочный вызов к другому кораблю, попытался покинуть борт еще до окончания оговоренного наймом маршрута! Может, что-то знал?..
Уцепившись швартовым концом за кнехты нефтеналивного дебаркадера, в 09:30 эсминец начал процедуру заправки. За семь часов стоянки можно спокойно принять все 750 тонн топлива, которые такому кораблю полагаются.
...Матрос-наблюдатель Рэй Муни следил за суетой маломерных судов в бухте. Акватория Адена не разделена на воинскую и гражданскую зону, и кто только там по рейду не шмыгает: и рыбаки, и торговцы местными сувенирами и даже мальчишки с учителем, сдающие первый в жизни капитанский экзамен на первой в жизни подаренной отцом пластиковой моторке...
В объективах бинокля матроса Муни мелькали, сменяя друг друга, рыбаки и торговцы, пожарный катер на дежурстве и катер-мусорщик, собирающий плавающие по воде пластиковые бутылки, катер-инструктор морской школы и катер-таможенник, старая лоцманская посудина и чей-то прогулочный парусник… Обычное «население» большого и шумного порта, занятое своими делами, ведущее себя понятно и естественно…
Стоп! А вот это-то КТО?..
Прямо на «Коула», присосавшегося к нефтяной цистерне, а потому неподвижного, бежал очень скоростной глиссирующий катерок...
- Эй, на катере! Чего надо? - только и успел гаркнуть во все горло рядовой Рэй Муни.
В следующую секунду воздух оглушительно лопнул над стриженой матросской головой, а палуба эсминца под ногами, кажется, подпрыгнула и затряслась в лихорадочной дрожи...
Было 11 часов 18 минут. Ткнувшись желтым носом в борт «Коула», катер взорвался...
Позже следствие установит: два террориста-смертника запихнули под носовую банку обыкновенного спортивного катерка более 200 килограммов торпекса. В 500-миллиметровую торпеду времен Второй Мировой заряжали всего-то около 80... «Завтра утром на рассвете я стану просто вспышкой света», - такие строки следствие нашло в оставленном на берегу дневнике 20-летнего смертника-террориста.
Юноша-мусульманин с зомбированными пропагандой «джихада» мозгами своего добился – его тело и тело его товарища разнесло буквально в куски. А в легком небронированном боку «Коула» образовалась полуподводная пробоина внешними размерами 6Х12 метров. Треть площади дефекта в обшивке находилась ниже ватерлинии, что сразу привело к массированным затоплениям.
Террористы явно хотели ударить эсминец своей живой торпедой на уровне ходовых систем. Но ближайшим к борту поврежденным отсеком оказался камбуз. А там, как раз, снимали командирскую пробу к предстоящему обеду... Экипаж корабля лишился половины офицерского состава и двух бригад коков, но, как выяснилось, это были еще не все потери…
Из ремонтной ведомости «Коула»: «В результате подрыва в средней части корпуса (с левого борта) на уровне ватерлинии образовалась пробоина размером 6х12 м, были затоплены кубрики и каюты экипажа. Были выведены из строя газотурбинные двигатели, гребной вал, а также пострадало помещение столовой. От взрыва эсминец накренился на четыре градуса на левый борт».
Проще говоря, разорвав «жестяной» борт эсминца, ударная волна и раскаленные продукты взрыва распространились по внутренним отсекам корабля, круша все на своем пути. Изувечив машинное отделение, взрывная волна достигла верхней палубы и ворвалась в помещение корабельной столовой. «Коул» полностью лишился хода и электроснабжения, вышли из строя газовые турбины и гребной вал, получила повреждение радиолокационная станция AN/SPY-1. Грозный эсминец начисто утратил боеспособность и превратился в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Последствием взрыва стал еще и пожар, и команда корабля до вечера боролась за его ликвидацию.
Жертвами взрыва стали 17 человек, в том числе 2 девушки - связистка и кокша. Ещё 39 человек получили ранения различной степени тяжести.
Несмотря на активный водоотлив собственными средствами, затопления нарастали и крен увеличивался - с 4 градусов до 13. Спустя 20 минут после подрыва состояние эсминца было признано критическим.
Ситуацию осложнило еще и то, что об адекватности его офицерского состава после диверсии и речи вести не приходится… Оставшийся на ногах контуженный вахтенный, например, довольно грамотно распределил усилия аварийной партии по откачке воды в отсеках. Но вслед за этим отдал приказ... расчехлить скорострельную артиллерию и пулеметы, свободным от борьбы за живучесть взять личное оружие и угрозами выстрела отгонять ЛЮБЫЕ пытающиеся приблизиться корабли.
И «Коул» отгонял. Полтора часа. Любые... В том числе, спасательные и водоотливные буксиры, которые могли ему помочь, и медицинские «Кометты», которые пришли снять раненых…
Медицинский персонал корабля устроил перевязочный пункт на вертолетной площадке. Почему? А потому что раненые сидеть в лазаретном боксе попросту боялись. Да, стерильно, да, все инструменты у врача под рукой. Но зато — под палубой... А при крене сидеть под палубой страшно: вдруг при опрокидывании корабля не вылезешь?
Кстати, командир, хотя сам ранен не был, пребывал с врачами на вертолетной площадке. Подавал перевязочные, держал за руки отчаявшихся, даже затягивал одному молодому офицеру жгут на руке, чтобы предотвратить кровопотерю. Хотя по Уставу в аварийной ситуации и в боевой обстановке командир корабля должен делать совсем другие дела. Не менее геройские, но - по основной специализации.
Только через несколько часов собственной аварийной партии «Коула» удалось локализовать затопления. Новые террористы так и не появились, часам к 6 утра «Коул», наконец, перестал видеть врага во всех окружающих и дал эвакуировать раненых. К спасательным работам подключились десантные корабли «Анкоридж», «Дулут» и «Тарава», транспорты и буксиры Командования морских перевозок, транспортным самолетом с базы в Бахрейне был срочно доставлен отряд морских пехотинцев.
Оставаясь пока в Адене, в ожидании эвакуации, «Коул» так и пребывал в крене возле нефтезаправочной станции, которая, между прочим, чудом при взрыве не «ухнула».
На третий день в состоянии корабля наступил кризис: при нарастании вторичных деформаций в затопленных отсеках сдало несколько переборок. И вода пошла опять распространяться в корпусе с прогрессирующей быстротой… Случись это не в порту, под присмотром водоотливников, а в открытом море, в ходе операции, печальна была бы судьба «Коула»: в военных обстоятельствах его экипаж, скорее всего, был бы немедленно снят с борта. А поврежденный корабль тут же и добили бы торпедами, чтобы не задерживал боевую группу при исполнении боевой задачи.
Кстати, по статистике двух мировых войн и трех десятков локальных конфликтов, первые три дня после минного или торпедного подрыва — самые сложные, если за это время корабль в ремонт не попал. Около 38% погибших от торпед и мин кораблей не утонули сразу, а погибли на 2-3 день после боя от вторичных повреждений – часто в нескольких милях от спасения, уже по пути в ремонтные акватории.
«Коулу» повезло. Но - только потому, что диверсия произошла в крупном порту, а в составе его дивизиона живучести оказался человек с нестандартным инженерным мышлением. Когда вода прорвалась в генераторный отсек и вышли из строя все электрогенераторы по данному борту, электронасосы, непрерывно эвакуировавшие воду из корпуса, были запитаны с противоположного борта. Но их суммарной мощности не хватало, чтобы вывести воду наверх и сбросить за борт. И вот тогда матрос-специалист 2 статьи предложил нетривиальное решение: проколоть борт корабля еще раз - рядом с взрывной раной. И вывести патрубок насоса чуть выше ватерлинии. Скажи кому, что, получив в корпусе дыру, надо найти участок недеформированной обшивки поблизости от нее и проковырять еще одну, поменьше, - не поверят... Тем не менее, способ сработал, и даже занесен теперь в инструкции по борьбе за живучесть под названием «дренаж поврежденного отсека через соседний методом «Коула».».
Погибших моряков извлекли из отсеков. Иных пришлось вынимать с водолазами, иных — буквально вырезать из покореженных металлоконструкций с помощью газорезок. Гробы вывезли самолетом на родину. На поминках присутствовал президент США Билл Клинтон. А спустя 17 дней, наконец, в Аден пришли спасатели за «Коулом».
Под днище эсминца были подведены стальные полотенца, которые закрепили на двух понтонах, чтобы приподнять корабль. Потом буксиры вывели его вместе с понтонами на рейд, где уже ждала «Блю Марлин» - нанятый ВМС США в Голландии уникальный докдекер грузоподъемностью в 72 тысячи тонн.
Далее было сделано так: «Марлин» принимает балласт, отчего ее грузовая палуба уходит под воду. Буксиры затаскивают «Коула» поверх палубы «Марлин» и устанавливают «мальтийский» кильблок, чтобы зафиксировать эсминец. После этого удаляют понтоны, а «Марлин» сбрасывает балласт и всплывает. Эсминец оказывается на палубе у «Марлин», как в сухом доке. Можно начинать медленно двигаться в сторону Америки, а по пути еще и вести неотложные ремонтные работы.
В ходе ремонтно-восстановительных работ на эсминце «Коул» было заменены элементы корпуса и отдельные конструкции суммарным весом около 550 тонн. Отчасти, спасла эсминец модульная технология сборки, когда поврежденное оборудование можно менять целыми блоками. Одновременно корабль прошел и модернизацию – вот уж не было бы счастья, да несчастье помогло! Ремонт стоил казне Соединенных Штатов 243 млн. долларов. Для сравнения – постройка «Коула» обошлась в 1995 году примерно в миллиард долларов. Пластиковый моторный спортивный катер, такой, который наделал столько бед, при этом можно купить в Адене долларов за 350… Плюс еще цена его боезапаса. А что до цены человеческих жизней - так исламские террористы думают о ней меньше всего, потому и не щадят ни своих, ни чужих…
19 апреля 2002 году «Коул» вернулся в состав ВМС США. Расследование инцидента с ним продолжалось куда как дольше ремонта! Многочисленные экспертные комиссии Военно-морских сил, Конгресса и внешней разведки США наперебой доказывали, что состоявшийся террористический акт – результат стечения обстоятельств. Вкратце: разгорающаяся война на мусульманском Востоке, в которой США воюют с невидимым и вездесущим противником, отсутствие четкой линии фронта, способность фанатиков с легкостью жертвовать своими жизнями, недостаточные меры предосторожности, а также проявленная халатность со стороны внешней разведки – все это вкупе и привело к тому, что до современного эсминца добрался злосчастный катер…
В процессе расследования были найдены документы и сообщения информаторов ЦРУ на Ближнем Востоке, из которых было ясно: еще за девять месяцев до подрыва «Коула» исламисты-смертники готовились провести аналогичный теракт против эсминца «Салливан» (DDG-68) во время его захода в Аден 3 января 2000 года.
Спасли американцев тогда события, отдаленно напоминающие чудо Господне: диверсанты уже снарядили катер и сели в него, но при выходе на исходную позицию на слишком резкой циркуляции «живая бомба» черпнула воды бортом и затонула на месте. Видимо, была хорошо перегружена. Или слишком дешево куплена на местном рынке подержанных моторных лодок – ведь старые утлые посудины, как правило, продаются дешево…
Расследование позволило обезвредить еще одну группу исламских боевиков, которая готовила нападение со взрывающимися катерами на американские корабли в индонезийском порту Куала-Лумпура. Не располагая собственным боевым флотом, Аль-Каида планировала серьезно поуменьшить американское присутствие в этих водах.
На вопрос «можно ли было предотвратить покушение на «Коула»?» все комиссии ответили однозначно: да. Достаточно было его командиру вовремя прислушаться к предупреждениям внешней разведки и нести службу на стоянке «по-боевому», с усиленной наблюдательной вахтой. Вместе с тем, в отчетах отмечается, что катер-террорист умело использовал окружающую обстановку и искусно прятался от наблюдателей за корпусом мусорщика, собирающего пластиковые бутылки по поверхности воды.
Командир «Коула» Джеймс Пальер не понес за инцидент никаких взысканий. Более того, его поведение в ходе борьбы за живучесть корабля было признано геройским, и капитана представили к награде – вместе с остальными моряками, и уцелевшими, и погибшими. Их действия в ходе ликвидации последствий взрыва получили высокую оценку командования ВМС США, причем, в наградном приказе отдельно было отмечено, что геройство проявила очень молодая команда. Средний возраст экипажа «Коула» на момент происшествия – 22-24 года, а многим едва ли исполнилось 19.
Старинная американская морская поговорка гласит: любой моряк, уйдя на дембель, может пойти работать пожарным. Теперь, после истории с «Коулом», в этой шутке и доли шутки, пожалуй, не осталось. С целью предотвращения последствий от диверсий и минимизации причиненного ущерба, командование ВМС США выработало новую систему обучения личного состава борьбе за живучесть.
Для качественной отработки режима борьбы за живучесть при взрывных повреждениях на военно-морской базе Грейт Лейкс в штате Иллинойс был построен макет-симулятор эсминца в натуральную величину, тут же получивший у моряков прозвище «Кинематограф ужасов». На борт этого симулятора, впрочем, носящего настоящий флаг и зачисленного во флотские списки как USS Trayer (BST-21), командируются экипажи других кораблей для тренировок в спасательных работах. Оборудование учебного корабля обошлось в 80 миллионов долларов, и создает иллюзию неминучей гибели в режиме реального времени: можно смоделировать последствия минного подрыва, попадания крылатой ракеты, торпеды, результаты шквального артиллерийского огня или падения на палубу боевого самолета. В «поврежденных» отсеках воспроизводятся все звуки и даже запахи тяжелого боя: грохот выстрелов, сотрясение конструкций, стоны раненых, запах крови, дыма и пороха – все как в настоящей баталии.
Из установленных повсюду газовых форсунок бьют языки пламени, которые надо гасить из брандспойта. Из специального трубопровода льется «забортная вода», которую приходится откачивать из отсеков. Есть имитаторы крена и дифферента – причем, если «дивизион живучести» работает неправильно, крен и дифферент могут расти. Электропроводку в отсеках периодически «коротит» и свет гаснет – пользуйтесь ручными фонарями! Часть помещений заранее захламлена обломками или залита склизкими пятнами мазута – к месту «основного поражения», чтобы приступить к ремонту, еще и очень непросто подобраться.
Но особый ужас у новобранцев вызывают рассованные по отсекам там и сям манекены, изображающие убитых и раненых. Например, ничего не стоит, разбирая обломки, наткнуться на измаранного искусственной кровью весьма реалистично отлитого из силикона «покойника, только что скончавшегося от осколочного ранения в живот» - с кишками наружу… Если учебная группа находит подобную куклу, она обязана поступать с ней, как с человеком: «убитых» заворачивать в брезентовый саван и выносить на верхнюю палубу для последующего омовения и помещения в гроб, «раненым» оказывать медицинскую помощь по всем правилам и доставлять в корабельный лазарет… После такой подготовки моряка реально трудно удивить последствиями террористического акта: на сто десятом «покойнике» без рук или ног, с разорванной грудной клеткой или расплющенной головой, эмоции спасателя в достаточной мере притупляются…
Кроме того, для отражения возможных атак террористов корабли ВМС США получили дополнительное вооружение. В придачу к стандартным «Браунингам» 50-го калибра, на каждом эсминце появилось еще более грозное и разрушительное оружие - автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 или 30 мм. Проверено на учебном полигоне: стеклопластиковый спортивный катер такой снаряд разносит в клочья. Разрабатываются перспективные системы самообороны на основе мощных лазеров, а также нелетальное инфразвуковое и акустическое оружие для предотвращения провокаций. К тому же были изменены и боевые инструкции для экипажей: с личного состава снята всякая ответственность за предпринятые ими действия по отношению к иностранным катерам и яхтам, рискнувшим приблизиться к американским военным кораблям.
Проще говоря, при виде подбирающегося к борту любого чужака американцы теперь начинают стрелять раньше, чем думать. Прецедентов уже достаточно: Военный корабль «Global Patriot», следовавший из района Персидского залива в Европу, ждал разрешения на отправку из порта Суэц в сторону Средиземного моря. В это время египетские торговцы сувенирами вознамерились продать американцам свои товары… «Global Patriot» обстрелял лодки торговцев из крупнокалиберного пулемета, среди местного населения были жертвы. Сразу после инцидента в порту Суэца собралась толпа разъяренных местных жителей, требовавших наказать виновных, но ответственности никто не понес. В Дубае группа обеспечения безопасности на борту американского корабля «Раппаханнок» открыла огонь следующей мимо рыбацкой моторке, заподозрив в ней очередного террориста. Погиб молодой рыбак. По словам американских военных, корабль пытался предупредить рыбака сигналом, но тот не отреагировал…
И все-таки, уметь бороться за живучесть и без колебаний стрелять во все, что шевелится на поверхности воды – этого мало для полноценного предотвращения терактов…
В самом начале программы строительства эсминцев «Арли Берк», янки гордились, что в их конструкции реализованы максимальные меры по повышению живучести и учтен опыт современных локальных войн. Грамотная внутренняя компоновка, рассредоточение и дублирование важных механизмов, а также 130 тонн кевларовой брони создавали потрясающую иллюзию высокой защищенности эсминца. Увы, как показал инцидент с «Коулом», подрыв 200-300 кг взрывчатки у борта даже современного корабля вызывает катастрофическое повреждение конструкции и приводит к тяжелым потерям среди экипажа. В результате возникает ситуация, когда смертник на обычной лодке способен вывести из строя гордость державы. И у проблемы здесь два решения – либо радикально повышать защищенность боевого корабля – вплоть до обратного введения систем тяжелого бронирования, либо… расправиться, наконец, с террористами!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Да уж, "повезло" американцу, ничего не скажешь. Но надо же понимать, где несёшь службу - и в США к тому времени уже и шахиды появлялись, и взрывы гремели.
Интересно. Но история с "Коулом" обсуждалась когда-то (боже! какой я старый) на "ВиФе". И на мой взгляд, самым правильным была цитата Симонова, которую написал один из участников: "Если караульная служба ведется правильно, никакие диверсанты невозможны". Причинами трагедии, по мнению некоторых участников обсуждения, которое разделяю и я, явилось сочетание причин: 1) Недостаточная бдительность вахты, впрочем, объяснимая отсутствием реального боевого опыта и состояния войны в целом - это расслабляет экипаж. 2) Недоработки в обучении личного состава при борьбе за живучесть. 3) Общая неготовность команды к решительным действиям в боевой и чрезвычайной обстановке. Второй атаки джихад-лодки "Коул" бы не пережил и, что печально, не смог бы ее отразить.
Между тем, по свидетельству очевидцев, еще в 60-е годы в ВМС США и СССР регулярно проводились учения по отражению внезапного нападения диверсионных групп противника, в т.ч. с атакой маломоторными силами торпедами и управляемыми катерами с частичной потерей кораблем силовых механизмов и пожарами на борту (по условиям учений). Более того, в отличие от СССР, флот США имел реальный боевой опыт борьбы с джихад-лодками еще во времена войны с Японией. И именно тогда был вынесен вердикт, что быстроходный катер с взрывчаткой легко уничтожается на подходе и не представляет серьезной угрозы боевому кораблю. А поди ж ты...
Кто ж спорит, Ваша Светлость, все мы не молоды. Текст на сенсационность и не претендует. Естественно, что при нормальной вахте никакая "шайтан-арба" до вашего борта просто не доедет.:))) Но "Коул" - американец, и этим многое сказано. Поговорка "гром не грянет - мужик не перекрестится" и для американцев вполне актуальна. А что до решительности... Все разные. И парочку-другую решительных я знаю и под звездно-полосатым флагом, благо пообщаться немало довелось. Скажем так, "Коул" - по жизни редкостный лопух даже с точки зрения своих соратников. И второй диверсант в течение получаса после первого действительно добил бы его, несмотря на близость ремонтно-спасательного комплекса. Хорошо, что у террористов второго катера не было.
Вряд ли перспективно утяжелять борта. Всё-таки не береговая крепость. А не подпускать всякую шушеру вполне возможно. И бдительностью, а то и обноской какой-нить...
Кстати, с ростом скоростей у торпед и изобретением быстроходных катеров-диверсантов народ очень быстро убедился, что помогает плохо. Зато из противоторпедных кольчужные сети быстро трансформировались в противолодочные.
Не, то что по ссылкам, устарело явно. Имел в виду обноску, базирующуюся на берегу, прикрывающую причалы или даже рейды. Но лучшая защита - служба, кто ж спорит...))
Кто бы спорил, там же у меня - выше - ясно написано: "обноски" - в прошлом:))). Учитывайте пристрастия автора - я из "морально устаревших". Мое время - тоже в прошлом.:))) В остальном - поддерживаю.
1) Недостаточная бдительность вахты, впрочем, объяснимая отсутствием реального боевого опыта и состояния войны в целом - это расслабляет экипаж.
2) Недоработки в обучении личного состава при борьбе за живучесть.
3) Общая неготовность команды к решительным действиям в боевой и чрезвычайной обстановке. Второй атаки джихад-лодки "Коул" бы не пережил и, что печально, не смог бы ее отразить.
Между тем, по свидетельству очевидцев, еще в 60-е годы в ВМС США и СССР регулярно проводились учения по отражению внезапного нападения диверсионных групп противника, в т.ч. с атакой маломоторными силами торпедами и управляемыми катерами с частичной потерей кораблем силовых механизмов и пожарами на борту (по условиям учений).
Более того, в отличие от СССР, флот США имел реальный боевой опыт борьбы с джихад-лодками еще во времена войны с Японией. И именно тогда был вынесен вердикт, что быстроходный катер с взрывчаткой легко уничтожается на подходе и не представляет серьезной угрозы боевому кораблю. А поди ж ты...
Естественно, что при нормальной вахте никакая "шайтан-арба" до вашего борта просто не доедет.:))) Но "Коул" - американец, и этим многое сказано. Поговорка "гром не грянет - мужик не перекрестится" и для американцев вполне актуальна.
А что до решительности... Все разные. И парочку-другую решительных я знаю и под звездно-полосатым флагом, благо пообщаться немало довелось. Скажем так, "Коул" - по жизни редкостный лопух даже с точки зрения своих соратников. И второй диверсант в течение получаса после первого действительно добил бы его, несмотря на близость ремонтно-спасательного комплекса. Хорошо, что у террористов второго катера не было.
А не подпускать всякую шушеру вполне возможно. И бдительностью, а то и обноской какой-нить...
Вот, посмотрите, как выглядит классика стояночной противоторпедной "кольчужки", весьма популярная в мое время. Правда, двигаться с ней даже тихим ходом нельзя - тонны проволоки на винты намотаешь...
http://i60.fastpic.ru/big....6a8.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get...._XL.jpg
https://studwood.ru/imag_/39/155438/image009.jpg
Кстати, с ростом скоростей у торпед и изобретением быстроходных катеров-диверсантов народ очень быстро убедился, что помогает плохо. Зато из противоторпедных кольчужные сети быстро трансформировались в противолодочные.
Имел в виду обноску, базирующуюся на берегу, прикрывающую причалы или даже рейды.
Но лучшая защита - служба, кто ж спорит...))
Учитывайте пристрастия автора - я из "морально устаревших". Мое время - тоже в прошлом.:)))
В остальном - поддерживаю.
Удивительное сочетание энциклопедических знаний и прекрасного авторского слога.
Горжусь знакомством с Вами!