Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1161]
Миниатюры [1149]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2450]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Черная ночь "Черного принца"
Документальная проза
Автор: Neihardt
...От большинства из нас
Останется на свете
Лишь черное тире
Меж цифрами двумя...
А.ле Гран.



В легендах и рыцарских романах Британии по сей день жив образ бесстрашного воителя в черненых латах, на вороном коне несущегося навстречу врагу - во главе наступающего войска... Из героев рыцарских времен, разве что,  король Артур популярнее.

Давно умер четырнадцатый век, породивший красивую сказку. А имя - осталось. И этим именем - "Блэк Принс" - в слякотном  и туманном английском ноябре 1904 года нарекли только что спущенный на воду с девонпортской верфи броненосный крейсер.

Знакомьтесь: "Блэк Принс". Заложен 3.06.1903 на верфи «Thames Iron Works», Блэкуолл, спущен 8.11.1904, в строю - с 17.03.1906.
Водоизмещение - 13.965 т; размерения -154,08 х 22,4 х х 7,92-8,4 м.
Силовая установка - две вертикальные паровые машины тройного расширения, мощностью  23939 л.с, которые обеспечивают энергией 20 котлов Бэбкока и 6 вспомогательных цилиндрических котлов. Двухвинтовой, скорость 23—23,5 узла. Запас угля - 2150 т, нефти - 600 т.
Бронирование: пояс 76—152 мм, траверзы 51 мм, палубы 20-37 ми, батарея среднего калибра 152 мм, барбеты 152 мм, башни 114—190 мм, элеваторы 76 мм, рубка 254 мм. Стандартно для класса и времени...
Вооружение: 6 пушек калибром 234-мм в шести одноорудийных установках, с длиной ствола в 45  калиборов, 10 пушек  калибром 152-мм с длиной ствола в 50 калибров, 22 мелких 47-миллиметровых ствола, выстрелом из которых даже миноносец не убивается, и три 3—457-мм подводных тор­педных аппарата, один сз которых открывается прямо промеж втинтов на ахтерштевне, а два других - траверзные.
Экипаж  - 705 душ, в ранге флагмана - со штабным штатом - 790.

"Блэк Принс" - представитель насколько распространенной в Британии, настолько же и выморочной линии броненосных крейсеров, потомков проекта"Крэсси", состоящей из нескольких, весьма сходных по  техническим способностям серий. Основное предназначение - контррейдер, защитник отдаленных коммуникаций и колониальных акваторий.  Но может служить и в эскадре - в качестве бойца мобильного авангардного соединения. Крупный, довольно пропорционально для англичанина сложенный, он был достаточно могуч для своего класса и своего времени. Посмотреть на то, что в это время сходило со стапелей в других странах, - так еще и из лучших будет!

Внешне он был даже красив. Особенно - в "викторианской" окраске. Черный борт. Вороненые стволы орудий. Высокие желтые трубы с черной окантовкой... А знаете ли, ему удивительно шло его имя.

"Блэк Принс" и однотипный с ним "Дюк оф Эдинбург" создавались как крейсерское соответствие эскадренным броненосцам типа "Кинг Эдуард VII". Но фактически они никогда не исполняли при линкорах запланированную Адмиралтейством роль эскадренного авангарда, а служили самостоятельно - тактической контррейдерской парой на учениях и больших маневрах, одиночными стационерами при обеспечении дипломатических переговоров...

С момента спуска и до начала Первой Мировой войны "Блэк Принс" вел обычную жизнь боевого корабля в мирное время. И этого времени судьба отвела ему немало, почти восемь лет.

В ходе службы выяснилось, что вместе с достоинствами своего многочисленного рода он унаследовал и типичные "генетические недостатки". Уже на первых больших учениях, в которых принимал участие "Блэк Принс", выяснилось, что юный рыцарь обладает тем же конструктивным дефектом, который мешает жить еще его концептуальным предшественникам - "Крэсси" и "Гуд Хоупу". Казематы в средней части его узкого, длинного корпуса были расположены чересчур низко над ватерлинией.

Конечно, это снижает нагрузку выше броневой палубы, уменьшает метацентрическую высоту, и, как следствие, улучшает мореходные качества. Но это сомнительное преимущество полностью аннулируется тем фактором, что уже на четырехбалльной волне казематы начинало активно заливать водой - и орудиями было не воспользоваться. Удивительно, что Адмиралтейская техническая комиссия, обнаружив этот недостаток еще у "Гуд Хоупа" и "Дрейка", не потребовала от конструкторского бюро пересмотра проекта, ведь на ранней стадии разработок корпуса все еще можно было изменить!..

Ситуация со средними казематами усугублялась для "Блэк Принса" еще и тем, что его пушки были несколько длиннее, нежели у прототипов. Может быть, поэтому хитроумный и более опытный "Левиафан", принадлежащий к тому же классу и испытавший все "прелести" такого расположения вооружения на себе, во время учебного поединка без труда поставил новичка лагом к пятибалльной волне... При этом у него самого недостаток на стрельбе не сказывался, а у соседа - по полной программе. Адмирал Бересфорд, руководивший учениями, даже прервал соревнование, констатировав "позиционное преимущество" "Левиафана".

От этих учений наш  воитель приобрел ярко выраженный комплекс неполноценности - по поводу своих ущербных низких казематов.

Зато оказалось, что ходовые у него - будь здоров! На испытаниях "Блэк Принс" выжал 23,65 узла против ветра, несмотря на то, что его полубак - далеко не низенький, заливался чуть ли не до боевой рубки, и морская пена шипела вокруг орудийного барбета... Англичане вообще выносливы и здоровы бегать: на скорости 21 узел крейсер показал дальность три с половиной тысячи миль. Это значит, что на "экономических" десяти узлах можно убежать и на 8 тысяч!..

Два года службы под началом Бересфорда, во Второй Крейсерской эскадре Атлантики, сделали из "Блэк Принса" хорошего дипломата и осторожного разведчика. Он виртуозно шпионил... за собственным флагманом, перенимая у многоопытного "Роксборо" некоторые тактические приемы. Затем судьба забросила нашего героя на Карибы... Впрочем, конечно, не столько судьба, сколько штабная воля. А в 1912 году последовало назначение на Средиземное море...

Война началась для него 5 августа 1914 года, под Мессиной, когда из колеблющегося облака желтой южной дымки вылез на пересечку курса плоский серый силуэт будущего "турецко-подданного барона" - "Гебена"...

У англичан был от адмирала Милна приказ: задержать германский линейный крейсер, отправляющийся в турецкие воды за флагом тамошнего Верховного Главнокомандующего. Но "Блэк Принс" к тому времени уже изрядно поднабрался опыта, и, кажется, прекрасно оценивал свои шансы при боевом противостоянии с линейным крейсером, вооруженным десятком одиннадцатидюймовых стволов! На тот свет хитрый рыцарь не торопился. И "Гебена" отпустил с миром, не вступая в контакт.

В марте-апреле 1916 года, в Первой Крейсерской Эскадре Грэнд-Флита, "Блэк Принс" прошел заводскую модернизацию. Ему удлинили все четыре трубы, повысив естественную тягу в котлах, и дым при попутном ветре и небольшой скорости перестал изливаться прямо на ходовой мостик, что прежде здорово мешало офицерам. Перенесли шестидюймовые орудия из нижних казематов на верхнюю палубу в щитовые установки. От этого, конечно, метацентр поехал в гости к чертовой бабушке, зато - комплекс неполноценности испарился.

А дальше была Ютландская битва. Она же  - Скагеррак. Самая большая линейная баталия  паровой броненосной эпохи.

...Во время дневного боя "Блэк Принс" почти ничего не успел. Ему, пришедшему на поле баталии почти одновременно с линейной колонной, так и не удалось пострелять по серьезному врагу крупнее эсминцев, целыми соединениями шмыгавших промеж сражающимися эскадрами.

А ночью, отбившись от своих, "Блэк Принс" заметил на горизонте какие-то низкосидящие огни - над самым горизонтом. Опознал как прожектора своей линейной колонны. И пошел, как полагал - на соединение с британскими линкорами...

...Линкоры оказались немцами.

"Тюринген" открыл огонь с предельно короткой для линкора дистанции - что-то около 8 кабельтовых. Тут, ребята, даже ночью не промажешь! А следом окрасились вспышками залпов борта еше шести германских дредноутов...

С этого момента жизни для "Блэк Принса" оставалось всего около четверти часа. Под обстрелом одиннадцатидюймовой артиллерии с дистанции гарантированной бронепробиваемости дольше было не выстоять кораблю додредноутской эпохи,  и к тому же - колониальному контррейдеру, а не "линейцу"...

После первых попаданий, уничтоживших системы управления крейсера и убивших в рубке все его командование, течение протащило неудачника вдоль строя всего германского отряда. Выстрелить полным бортовым залпом успел каждый немец. И смерть "Блэк Принса" была жуткой: в шипящее море уходил до неузнаваемости изуродованный остов,  надстройки светились золотисто-розовым раскаленным металлом... Спасенных из его экипажа не было.
Опубликовано: 02/03/19, 10:51 | Просмотров: 670
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]