Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Житие «Святого Николая»
Документальная проза
Автор: Neihardt
На заре двадцатого столетия порт Астрахань считался «Каспийской столицей». Огромный по меркам времени грузооборот, рыбный и нефтяной промысел – все, чем славится Приволжье и Каспийский бассейн…

Но вот какая беда: полноводная Волга нанесла в устье столько песчаных баров (движущихся отмелей), что крупные корабли перестали в город заходить.


Образовался в 220 километрах от города по направлению в море своего рода плавучий форпост: на плотах, баржах и понтонах месяцами жили рыбаки и рыбосолы, грузчики и крючники, солевары и нефтяники. Целые поселки выросли на воде. Здесь перегружали товар с речных судов на морские и с морских на речные, ловили и солили рыбу, заготавливали знаменитую астраханскую черную икру, закачивали густой, лаково блестящий бакинский мазут и летучий керосин в утробы танкеров, сплавляли бревна, чинили пароходы, торговали и пировали… У деревянных понтонных причалов толклись сотни морских и речных пароходов, парусных баркасов, шняв и буксиров.

В общем, выросла на заливе, считайте, вторая Астрахань с населением до 100 тысяч душ. И это население, как у людей водится, родилось, женилось, а подчас и, к сожалению, помирало.

А церкви – не было. То есть была, конечно, но на суше – в «Большой», «настоящей» Астрахани. Не наездишься, однако! Ведь, скажем, рыбак в путину мог и по 7-8 месяцев на берег не сойти!

Если человеку трудно прийти в церковь, пусть церковь сама придет к человеку, - решил епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов). 28 декабря 1908 года на собрании членов Кирилло-Мефодиевского общества и Астраханского епархиального комитета было по инициативе отца Георгия принято решение приобрести пароход, оборудовать на нем вместо надстройки настоящий православный храм и пустить работать в плавучем городе.

Пароход, подходящий для такой модернизации, нашли быстро: выкупили у разорившегося купца колесный буксир со зловещим имечком «Пират». Английского проекта, класса река-море. С плоской осадкой и несколько тяжеловатой, «солидной» манерой движения.

Пароход этот появился на свет в 1860 году в Криушинском затоне Симбирской губернии, имел мощность машины в 240 л.с., длину 42,67 метра, ширину по миделю 7 метров (казался вдвое шире из-за сильных колес с широкими плицами), высоту надводного борта 2,1 метра. Да, не новый, но по местным меркам – внушительный и надежный.

При модернизации под новые задачи пароход получил надстройку в виде небольшого храма с пятью куполами-луковками, над штурвальной рубкой установили звонницу, матросский кубрик превратился в алтарь. Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где верующие брали святую воду (из обыкновеннейшего опреснителя, между прочим...).

Пассажирские каюты стали кельями матросов-монахов из ближайшего монастыря. В том же монастыре написали и иконы. Теперь бывший «Пират» выглядел исключительно благочестиво и именовался «Святой Чудотворец Николай Мирликийский».

В день освящения бортового храма — 11 апреля 1910 года, была послана епископом Георгием телеграмма Императору Николаю II, на которую тот отвечал: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».

Модернизация парохода проходила по проекту архитектора Карягина. В переоборудованном виде «Святой Николай» мог принять до 500 прихожан одновременно. Правда, по принципу "в тесноте, да не в обиде".

На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата передвижнного лазарета также взял на себя Чуркинский монастырь, командировавший на борт доктора-иеромонаха Иринарха, ординатора-иеродиакона Серафима, троих певчих - по совместительству санитаров - и фельдшера-инока брата Дамиана.

Отец Иринарх, кстати, имел еще и прозелитическую миссию – крестить калмыков. Он по-калмыцки понимал. А на брата Дамиана возлагалась обязанность отвращать крещеный народ от винопития, для чего медик-монах брал с собой в походы заспиртованную в банке настоящую печень пьяницы, умершего от цирроза. Этой печенью он стращал пьющих, которых немало было и среди грузчиков, и среди рыбаков, и среди почтенных купцов-подрядчиков:

- Вот, гляди, раб божий Василий (или Пётр, или Алексей), будешь за ворот заливать – и у тебя в нутре такая же мерзость будет!!!

Говорят, проповеди водоплавающего монаха имели успех необыкновенный: в двух плотовых поселках даже учредили Общества трезвости…

В приход «Святого Николая» входили не только поселки на воде, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия. По составленному расписанию в первую и последующую навигации пароход ползал, шумно шлёпая колесами, по заранее разработанному маршруту, оглашая окрестности колокольным звоном и слаженными голосами монашеского хора. Посещал участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждой стоянке оставался по несколько дней – чтобы успеть повенчать влюбленных, крестить новорожденных, отпеть покойников.

С начала путины и до осени вся крещеная община была в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в Адмиралтейском затоне.

Пять навигаций служил рыбакам «Святой Николай». А потом, в 1916 году, содержание церковного парохода местные власти сочли чересчур накладным… Год простоял пароход в ожидании мецената или государственной субсидии, а дождался только революции.

У воинствующих безбожников времен Гражданской войны с церковью был разговор короткий. Купола на палубе «Николая» поснимали, иконы отправили в музей, монахов – в трудовую артель, приносить пользу обществу на засолке рыбы. Пароход отправили в город Баку – в прежнем статусе буксира-спасателя. Но… пятидесятидевятилетний буксир не сдал нормативов по безопасности. И его отослали обратно в Астрахань - в распоряжение Рыбтреста.

Там пароход переименовали в духе времени - «Иосиф Сталин», - и назначили… массовиком-агитатором. С агитбригадой на борту он давал все тем же рыбакам театральные представления, клеймя позором мировую буржуазию и читая бывшим собственным прихожанам стихи Маяковского через мегафон…

Ходят слухи, что эпизод с агитационным рейсом по Волге из бессмертного произведения «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров не выдумали, а подсмотрели из жизни, встретившись как-то раз с «Иосифом Сталиным» в Астраханском порту.

В 1960 году столетний пароход был еще в относительном порядке. Правда, никуда уже не ходил, стоял в качестве рабочей плавказармы в посёлке Оранжерейный.

Далее следы его теряются. Документов на списание нет. Бог ведает, может, и по сей день в каком-нибудь волжском затоне ржавеет…
Опубликовано: 04/03/19, 00:29 | Просмотров: 674 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Интересный и познавательный очерк, спасибо. Долгая и насыщенная жизнь была у этого парохода, много "профессий" сменил он за это время.
Роксана_Ланд  (04/03/19 15:04)    


Спасибо.
Текст написан без использования развлекательных интернет-ресурсов. :))
Neihardt  (04/03/19 15:20)    


Спасибо, уважаемая Светлана!

Очень интересный и отлично написанный очерк. Особено впечатлили превращение "Пирата" в "Святого Чудотворца Николая Мирликийского»" (каких только чудес на свете не бывает smile ) и использование заспиртованной в банке печени пьяницы в качестве пропаганды трезвого образа жизни.

Хочу поделиться своими скромными знаниями. smile
Эпизод с агитационным рейсом по Волге из бессмертного произведения «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров действительно не выдумали. Но прототипом парохода "Скрябин" послужил не «Иосиф Сталин», а тоже реально существовавший агитационный пароход "Герцен", на котором в августе 1925 года корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф плавал по Волге: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/96336/
Об этой поездке я впервые прочитал в записных книжках Ильи Ильфа: http://ilf-petrov.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml

Кстати, в статье по первой ссылке приведены интересные сведения о возможном прототипе Остапа Бендера и о том, что прототипом города Арбатова был Саратов.
Сергей_Кодес  (04/03/19 05:01)    


Спасибо за развернутый комментарий.
Формулировка "не такой-то, а такой-то" здесь не пройдет. По Волге и Каспию в ту пору, когда писатель работал в "Гудке", ходило 7 агитационных пароходов. И всех он видел, и, несмотря на их откровенную однотипность, безбожно путал. Так что более точная формулировка здесь, пожалуй, должна звучать как "один из прототипов".
Что же касается "Школы жизни", то воспринимать этот интернет-журналишко в качестве авторитетного исторического источника не советую. Ловлены - и не раз - на фактических ляпах.
Neihardt  (04/03/19 14:05)    


Дорогая Светлана, по Волге ходило семь агитационных параходов, и Илья Ильф, возможно видел их, возможно, путал.
Но поездку по Волге Ильф совершил не на семи, а на одном - на совершавшем агитрейс тиражном пароходе "Герцен".
И эту поездку он сам описал в своих записных книжках
(на которые я ссылался и в предыдущем комментарии):
http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0230.shtml

Ссылку на "журналишко" "Школа жизни" привёл только для того, чтобы познакомить с интересными деталями о возможном происхождении фамилии Бендер (об этом же, кстати, упоминает и очень подробная статья к столетию литературного персонажа: https://ostap.spb.ru/museum_hero.phtml) и о прототипе города Арбатова.

Всего доброго, жду Ваших новых интересных публикаций.
Сергей_Кодес  (04/03/19 16:50)    


Сергей, повторяю: спасибо за развернутый комментарий.
развлекательные сайты интернета, "британские ученые" и лично Елена Гвозденко - недостоверный источник.
О записных книжках писателя ничего мной сказано не было.
Neihardt  (04/03/19 17:12)    


Светлана, дорогая, почему такая нервная реакция?

Я, как мне кажется, достаточно ясно написал, что источником информации для меня является сам Илья Ильф и его записные книжки с весьма подробным описанием поездки на пароходе "Герцен", которая позже была несколько гротескно описана в "Двенадцати стульях".

Кстати, не упоминал ни о каких "британских ученых", о которых Вы почему-то упомянули.
Сергей_Кодес  (04/03/19 17:47)    


Не надо ничего придумывать насчет "нервных реакций". Что до Елены Гвозденко и "британских ученых" из популярного на развлекаельных сайтах мема - то это примерно одинаковый уровень достоверности информации. Не подходящий для использования, по моему скромному мнению.
Neihardt  (04/03/19 17:55)    


Дорогая Светлана, позволю себе повторить ещё раз:
Цитата Сергей Кодес ()
Я, как мне кажется, достаточно ясно написал, что источником информации для меня является сам Илья Ильф и его записные книжки с весьма подробным описанием поездки на пароходе "Герцен", которая позже была несколько гротескно описана в "Двенадцати стульях".

Понимаю, что моя информация о том, что прототипом парохода "Скрябин" в "Двенадцати стульях" был пароход "Герцен" (что подтверждено самим Ильёй Ильфом), а не "Иосиф Сталин" вызвала Вашу реакцию.

Вы ведь прекрасно понимаете, что Записные книжки Ильи Ильфа не имеют никакого отношения к Елене Гвозденко, к "британским ученым", к "популярным на развлекательных сайтах мемам" (о которых я ни сном ни духом не упоминал) и к прочей информации, не подходящей для использования, по Вашему мнению. smile И говорите обо всём этом только для того, чтобы создать впечатление о моей информации, как о недостоверной.
В данном случае нет смысла спорить со мной, если есть желание, Вы можете оспаривать Записные книжки писателя.

Понял Вас, впредь не буду ничего уточнять на Ваших страницах.
Сергей_Кодес  (04/03/19 19:02)