Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Самая страшная лодка в мире
Документальная проза
Автор: Neihardt
В декабре 2017 года исполнилось 35 лет со дня вступления в строй первой советской и российской подводной лодки проекта 941 «Акула» - «Дмитрий Донской». Это самый крупный в мире по водоизмещению подводный стратегический ракетный крейсер. И вообще самый крупный из неавианесущих боевых кораблей.

Как это часто бывает в военных кругах, проект суперлодки был вызван к жизни усилением потенциального противника. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года – в связи с тем, что флот Соединенных Штатов Америки приступил к постройке вооруженных стратегическими ракетами «Трайдент – 1» подводных лодок типа «Огайо».
Разработчиком проекта, получившего цифровой номер 941, стало ленинградское конструкторское бюро «Рубин», ныне входящее в число предприятий Объединенной судостроительной корпорации. Главным конструктором лодки стал академик С.Н. Ковалев.

Исключительные размеры нового корабля обусловлены вооружением, которое он должен был нести. Как говорил еще адмирал Макаров, «Корабли строятся для пушек»… В данном случае – для межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками. Новые на те времена твердотопливные трёхступенчате ракеты Р-39 (РСМ-52) и определили внешний облик носителя. По сравнению с ракетами «Трайдент-1», которыми оснащались американские субмарины типа «Огайо», ракеты Р-39 обладали лучшими характеристиками дальности полёта и забрасываемой массы, а также несли 10 боеголовок против 8 у «Трайдента». Но, естественно, и по габаритам превосходили «американок». Примерно вдвое - по длине, втрое – по весу…

Для того, чтобы нести такую ракету, и не одну, и понадобилась лодка богатырских размеров. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. А в июне 1976 года на заводе «Севмаш», ныне также входящем в состав предприятий ОСК, уже была заложена первая субмарина нового проекта, получившая литерно-цифровое обозначение ТК-208. Кстати, «ТК» расшифровывается просто – «тяжелый крейсер».

Конструкция корабля была весьма необычна для традиционного подводного кораблестроения.

Обыкновенно лодки бывают однокорпусные, когда все жизнеобеспечивающие системы корабля и балластные цистерны находятся внутри прочного корпуса. Достоинства такой конструкции: экономия размеров и веса, соответственно меньшие потребные мощности главных механизмов, лучшая подводная маневренность. Недостатки: уязвимость прочного корпуса, малый запас плавучести, необходимость выполнять балластные емкости прочными. Однокорпусные лодки господствовали в море с Первой Мировой войны.

Двухкорпусные подводные лодки, как видно из названия, имеют «двухслойную» конструкцию: прочный корпус находится внутри легкого. Между ними – балластные полости, элементы набора - снаружи прочного корпуса, чтобы сэкономить место внутри. Достоинства: повышенный запас плавучести, более живучая конструкция. Недостатки: увеличение размеров и веса, усложнение балластных систем, меньшая маневренность, в том числе при погружении и всплытии. По такой схеме построено большинство советских лодок послевоенного периода, потому что к ним предъявлялись требования оставаться непотопляемыми при затоплении любого отсека и ближайшей к нему цистерны главного балласта.

У полуторакорпусных лодок лёгкий корпус только частично закрывает прочный. Достоинства полуторакорпусных ПЛ: хорошая маневренность, сокращенное время погружения при достаточно высокой живучести. Недостатки: меньший запас плавучести, необходимость помещать больше систем в прочный корпус. Такой конструкцией отличались средние ПЛ времен Второй Мировой, например, знаменитые «семерки» адмирала Дёница, державшие в страхе всю Атлантику…

И наконец, бывают многокорпусные подлодки, у которых несколько прочных корпусов размещены внутри одного лёгкого. Таков голландский «Дольфейн» с тремя прочными корпусами и одним лёгким.

Но проект 941 имел совершенно необычную компоновку. Два полноценных прочных корпуса расположены параллельно, как у катамарана, плюс прочный командный отсек и три соединительно-коммуникативных «коридора», соединяющих все это в единую систему, заключенную в огромную легкую обтекаемую оболочку. Поэтому некоторые исследователи истории подводного кораблестроения считают представителей этого проекта двухкорпусными «с особенностями конструкции».

29 сентября 1980 года первая в серии подлодка нового проекта сошла на воду. У корабля не было еще собственного имени – только номер. И условное обозначение: по-советски – «Акула», по НАТОвски – «Тайфун».

Кстати, в том, что в НАТО так нарекли новый советский проект, «виноват» никто иной, как Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Это он с трибуны очередного партийного съезда заявил, что «Американцы тут создали новую подлодку «Огайо» с атомными ракетами… Аналогичная система «Тайфун» имеется и у нас!».

Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт суперсубмарины было нанесено изображение акулы с оскаленной мордой. Нашивки с аналогичным «зубастиком» украсили форму команды. Со временем условное наименование стало именем – до официального переименования…

Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американского «соседа» - 4 июля 1981 года, а уже в декабре поднял Военно-морской флаг.

С 1981 по 1989 год советский флот пополнился шестью такими субмаринами. Планировалось и продолжение серии, но седьмой корабль так и не был заложен, хотя для него готовились корпусные конструкции.

Строительство «суперлодок» обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды за ударный труд. Кстати, для того, чтобы построить исполинские субмарины, на заводе был возведен особый закрытый эллинг, по сей день считающийся самым крупным в мире. А для того, чтобы подвозить подводным монстрам ракетный запас, построили специальный транспортный корабль – дизель-электроход «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т. Корабль может нести 16 ракет типа Р-39.

На сегодняшний день в боевом строю флота остается только одна подводная лодка типа «Акула». Еще две – в ожидании своей судьбы. Трое списаны и ликвидированы в постперестроечные годы. И только первый подводный крейсер в серии, которому политические бури и экономические кризисы судили остаться последним, продолжает служить…

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПЛ типа «Акула»
Классификация НАТО: SSBN Typhoon
Надводная скорость: 12 узлов
Подводная скорость: 27 узлов
Рабочая глубина погружения: 400 метров
Автономность плавания: 180 суток
Экипаж: 160 человек

РАЗМЕРЫ
Надводное водоизмещение: 23200 (28500) тонн
Подводное водоизмещение: 48000 (49800) тонн
Наибольшая длина (по КВЛ): 172 метра
Наибольшая ширина корпуса: 23,3 метра
Средняя осадка (по КВЛ): 11 метров

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Атомная, 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 50 тыс. л.с. (36,7 МВт)
2 гребных вала
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора ДГ-750 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

ВООРУЖЕНИЕ
6 533 мм торпедных аппарата
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 и ракето-торпеды "Водопад"
20 баллистических ракет "Булава"
8 зенитно-ракетных комплексов "Игла"

Энергетическая установка подводной лодки представляет собой два независимых эшелона, расположенных в разных прочных корпусах. Водо-водяные атомные реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния. При проектировании в тактико-техническое задание был включен пункт о необходимости обеспечения радиуса безопасности, для чего были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса - крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи.

Корабль обладает большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина его водоизмещения приходится… на балласт. За это свойство моряки не очень-то почтительно именуют морского гиганта «водолхлёбом». А негласные конкуренты - конструкторы КБ «Малахит» - назвали лодку «победой техники над здравым смыслом» и повесили у себя в конторе фото «Акулы» с надписью-цитатой из знаменитого фильма «Волга-Волга»: «Удивительный вопрос – почему я водовоз?»…

В самом деле – почему? А потому, что от разработчиков «Акулы» требовалось при гигантских размерах обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих портовых мощностей – пирсов, доков, погрузочных акваторий и ремонтных бассейнов.

Кстати, этот огромный запас плавучести позволяет лодке из-под воды пробивать лёд толщиной до 2,5 метров. Океанский лед, покрывающий водную гладь огромными сплошными плитами, которые на севере порой достигают двухметровой толщины, имеет снизу наросты в виде толстых сосулек-сталактитов. И размеры этих прочных «зубов» бывают до нескольких метров в длину. Лодка складывает носовые рули глубины, подбирается тихим ходом к месту предполагаемого всплытия, и аккуратно прижимается к ледяному «потолку с бахромой» носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта…

Усилие, которое при этом создается, способно и ледяные «зубы» раскрошить, и саму плиту разломать. Оно примерно сопоставимо с усилием навалившегося на лед сверху крупного ледокола. Именно так, на всплытии вскрыв лед буквально собственной рубкой, «Акула» во время боевого дежурства в Северном Ледовитом океане обеспечивает себе участок свободной воды для пуска ракет - хоть из географической точки Северного Полюса.

Внутренние прочные корпуса «Акулы» имеют максимальный диаметр 10 метров. В передней части корпуса между ними начинаются ракетные шахты, впервые в истории подводного кораблестроения расположенные впереди рубки. В отдельной герметичной капсуле, образующей внутреннюю структуру бака субмарины, находится торпедный отсек. Такая же капсула в центре корпуса содержит центральный пост модуля управления. А в корме тем же способом изолирован механический отсек. Все они сообщаются между собой, обеспечивая свободный доступ команды к любому оборудованию. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки.

Всему миру памятна авария подводного ракетоносца «Курск»… По мнению генерального конструктора проекта 941 С.Н.Ковалева, окажись на месте «Курска» «Акула» - лодка могла бы выжить. В самом деле: если торпедный отсек расположен в отдельном герметичном модуле, то, взорвись в нем торпеда, разрушение коснется только его одного. И разобщить отдельную капсулу с остальной конструкцией, не допуская распространения затоплений, можно гораздо быстрее и проще…

На водонепроницаемые отсеки поделено и пространство внутри обоих главных прочных корпусов лодки. Всего таких отсеков 19. Столько же, например, было у германского линейного крейсера «Зейдлиц», который в битве при Скагерраке получил от англичан 23 попадания тяжелыми снарядами и торпеду под нос – но, тем не менее, своим ходом добрался до ремонтной базы и остался жив…
Кстати, даже если лодка затонет, у подводников есть все шансы уцелеть: две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпуса «Акулы» считаются самыми дорогостоящими корабельными конструкциями в мире – они изготовлены из титанового сплава. Благодаря этому суперлодка получила еще одно прозвище – на этот раз, от экономистов. «Золотая рыбка»… Титан – очень дорогой материал.

Легкий корпус – обычный, стальной, - имеет специальную резиновую "оболочку незаметности", одновременно поглощающую звуки и препятствующую обнаружению субмарины при помощи локаторов. Общий вес резиновой «шкурки» составляет около 800 тонн. Приходилось читать во флотских справочниках и о том, что звукоизолирующим покрытием обладают отдельно оба прочных корпуса, но так ли это – флот до сих пор хранит в секрете.

За кормой у всякого корабля «моторной» эпохи, как правило, находятся винты и рули. «Акула» в этом плане – не исключение. Но ее суперкавитирующие винты заключены в контуры обтекаемости. Развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями размещено непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

К кораблям довольно редко относят термин «высота корпуса» - должно быть, из-за того, что для стороннего наблюдателя некоторая часть корпуса по определению скрыта под водой. Но в данном случае уместно привести и этот параметр – высота «Акулы» от киля до обреза верхней палубы равна высоте типового девятиэтажного дома. Это – из-за размеров вертикальных пусковых шахт под всесокрушающие ракеты.

Ракет у «Акулы» по проекту должно быть 20 штук. И каждая несет разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением. Одна ядерная боеголовка - 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Дальность полёта ракет — 8300 км. Более того, лодка не только способна сама нанести массированный ядерный удар по территории противника, но и вполне может уцелеть при воздушном, надводном или подводном ядерном взрыве, если не окажется непосредственно в его эпицентре. И сохранит боеспособность, чтобы, отсидевшись на глубине некоторое время, успеть нанести неприятелю ответный удар.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет – несколько секунд. Пускать ракеты лодка может и из надводного, и из подводного положения, если глубина погружения не превышает 55 метров.

Для подготовки экипажей подводных гигантов еще в восьмидесятые годы в подмосковном Обнинске был создан специальный учебный центр. Целый военный городок со всей инфраструктурой. Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2–3 месяца, получал отпуска, а потом приезжал в Обнинск для «наземного» этапа подготовки. Пока лодка находится в базе, проходя послепоходный ремонт, с ней работает технический экипаж. А во время подготовки к следующему выходу технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Со времен Второй Мировой войны подводную лодку в море ищут «на слух». И даже составляют «шумовые портреты» субмарин, позволяющие акустикам определять их в море с точностью до типа и выше. Этот способ и по сей день в ходу – несмотря на развитие более совершенных систем обнаружения. Как правило, крупные советские лодки имели достаточно высокий уровень шума, чего не скажешь об «Акулах».

На испытаниях гиганты показали настолько низкий уровень шума, что удивили даже своих создателей. А для потенциального неприятеля «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Подводники, служившие на «Акулах», рассказывают, будто лодки настолько аккуратно для своих размеров двигаются, что не пугают даже касаток, которые стаями ходят у борта…

Однако век суперлодок оказался недолгим. После распада Советского Союза Соединенные Штаты, так и не сумевшие создать «Акулам» достойной альтернативы, в рамках договора о разоружении предложили независимой России немалые денежные средства – лишь бы лодки были списаны и утилизированы. Кроме того, прекратилось производство баллистических ракет, составлявших «главный калибр» уникальных кораблей, и лодки остались без возможности пополнения боезапаса.

В период с 2005 по 2009 год были разоружены и переданы на заводы для ликвидации подводные крейсера за номерами ТК-202, ТК-12 и ТК-13. А ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» - выведены из боевого состава и поставлены на консервацию без ракет. Первый ракетоносец уникальной серии остался один.

В 2002 году его переименовали. Вернее, присвоили официальное имя «Дмитрий Донской». Это имя впервые возродилось в отечественном флоте со времен начала двадцатого века, когда его носил броненосный крейсер-фрегат, флагман балтийского учебного отряда, с честью погибший под Цусимой в 1905 году.

Подводному крейсеру уникального проекта еще суждено было пройти длительный ремонт, сопряженный с модернизацией, и вместо грозных, но устаревших ракет Р-39 получить современную «Булаву», такую же, какой вооружаются сейчас новейшие субмарины пятого поколения – «Бореи». Именно «Дмитрий Донской» на сегодняшний день произвел наибольшее количество учебных пусков «Булавы»:

- 18 сентября 2008 года – первый испытательный пуск БР "Булава-М", который наблюдающая комиссия сочла неудачным: ракета на заданную высоту не вышла.

- 28 ноября 2008 года - первый успешный пуск «Булавы».

- 23 декабря 2008 года - еще один пуск с ошибками.

- 15 июля 2009 года – очередной неудачный пуск.

- 9 декабря 2009 года – еще одна попытка пуска, признанного неудачным.

- 7 октября 2010 года – стрельба «Булавами» наконец-то начинает получаться после доводки и самой ракеты, и пусковых устройств.

- 29 октября 2010 года – подтверждение ранее достигнутого результата, пуски с целью подтверждения технических характеристик ракеты произведены успешно.

Фактически, «Дмитрий Донской» обкатал «Булаву» для входящей в строй серии «Бореев». Кроме того, именно он участвовал в испытаниях новой автоматической системы управления пусками ракет по команде из Генштаба.

Кстати, о булавах… В память о русском князе, выигравшем Куликовскую битву и положившем начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, на борту подводного крейсера развернут самый настоящий мини-музей. Среди экспонатов – настоящая кольчуга русского витязя времен Дмитрия Донского, клинки старинных сабель, наконечники стрел и сулиц, метательных пик, найденных на месте древнего побоища. И – булава. По легенде, такая же, какой был вооружен в день битвы князь-освободитель.

У этой музейной булавы – особая функция. Ее достают из-под стекла, чтобы провести традиционный обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным российским подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.

Собственно, проходит церемония так: молодой моряк, впервые отправляющийся в поход, вне зависимости от должности и звания, должен выпить плафон забортной морской воды. Емкость плафона – около полулитра. После этого парню предстоит … поцеловать подвешенную под подволокой на тросе качающуюся кувалду. Точнее, в данном случае – булаву, что по весу сопоставимо. Самое главное при этом «маневре» — не получить увесистым экспонатом по зубам, для чего приходится целовать на излете. Получилось – станешь своим в экипаже, получишь удостоверение участника боевого похода за подписью командира и угощение в виде сушеной воблы… Были времена, когда командир еще и ставил новичку чернильную печать на мягком месте.

Североморцы рассказывают, что когда 5 апреля 2000 года Президент России Владимир Путин гостил на борту АПЛ К-18 «Карелия», ему тоже предложили вместе с флотской молодежью пройти посвящение в подводники. Морской воды Президент пригубил наравне с остальными, но вот от лобзания кувалды вежливо отказался...

Однажды в течение своей долгой жизни «Дмитрию Донскому» довелось стать героем анекдотичной истории, когда в 2014 году Интернет облетела весть: российский атомный исполин терпит аварию у берегов Швеции... Мол, случилось с «Дмитрием Донским» то же самое, что и со злосчастным «Курском»! Впрочем, опровергнуть «известие» североморцам труда не составило: достаточно было опубликовать в той же Всемирной сети свежее фото подводного крейсера, мирно принимающего продовольственный запас у пирса в родной базе Западная Лица. Как говорится, «Не был, не привлекался и даже рядом не стоял»…

Мимо берегов Швеции «Дмитрий Донской» прошел летом 2017 года – когда вместе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» отправился из северных вод на Балтику, чтобы принять участие в парадных торжествах по случаю Дня Военно-морского флота и в работе Международного Военно-морского салона. Присутствие самой большой в мире субмарины на параде произвело на публику неизгладимое впечатление.

На сегодняшний день основная функция тридцатипятилетнего корабля – испытатель новейших гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов. В этом качестве он, согласно прогнозам специалистов, прослужит как минимум до 2020 года. Командует «Дмитрием Донским» капитан 1-го ранга Олег Цыбин.
Опубликовано: 04/03/19, 17:45 | Свидетельство о публикации № 1245-04/03/19-49445 | Просмотров: 161 | Комментариев: 6
Загрузка...
Все комментарии:

Спасибо! "Димваныч" в лице О.В. передает привет автору baken angry
Neihardt  (04/03/19 22:10)    



???
baken  (04/03/19 22:50)    



Вам удались стихи. По моей рекомендации, полазив по вашей странице, они там поспорили, в каком году вы были их срочником...
Поздравляю. В случае личного знакомства, вам не придется целовать ихнюю булаву.
"Димваныч" - "Князь Дмитрий Иванович (Донской)" - официальный позывной.
Neihardt  (04/03/19 23:19)    



А-а...
Ну, срочником-то я был в Забайкалье, строил шоссейку, чтобы Ил-28 мог ею пользоваться. С Китаем тогда тёрки были нешуточные.
На подплав меня вывела стоянка в Йоканьге "Вацлава Воровского" со мной на борту. Но это было уже сильно позже, в 84-м. Не важно... Ребятам привет, почёт и уваженье!
baken  (04/03/19 23:49)    



Велика волшебная сила искуйства. :)))
Neihardt  (05/03/19 00:23)    



Интереснейшая публикация! Даже для тех, кто "в теме".
Я в теме давно - как фанат, но никаким боком как специалист. Что сказать? 941-я безусловный технический шедевр. Скольких "но" на него ни навешивай.
Конечно, сказалось наше исконное презрение к компактности. "Огайка", будучи серьёзно поменьше, несёт ракет больше, хотя и менее мощных. Тут, мне кажется, сработало излишнее стремление к демонстрации МОЩНОСТИ ракет. Поскольку обмен ядерными ударами неприемлем даже на убогой, по нынешним временам, "хиросимской" мощности. То есть, все эти демонстрации, включая нашу показательную "царь-бомбу", демонстрациями и остаются.
Безусловно, огромная масса, как ни странно, способствует лучшей скрытности: шумы и прочие излучения отчасти гасятся уже внутри простора корпуса. Но реальных показаний шумности мы, конечно, никогда не узнаем. Ни в сравнении с "Огайо", ни в абсолютном выражении.
Созданию такого колосса способствовала и заведомо избыточная мощность ядерных реакторов. Энергетических проблем у АПЛ нет вообще.
Но, повторю, 941-я - безусловная веха и гордость нашего судостроения. И то, что их простецки распилили "на металл", позор величайший.
baken  (04/03/19 19:44)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [942]
Миниатюры [609]
Обзоры [1153]
Статьи [298]
Эссе [145]
Критика [40]
Сказки [128]
Байки [41]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [248]
Мемуары [55]
Документальная проза [48]
Эпистолы [12]
Новеллы [41]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [119]
Мистика [18]
Ужасы [3]
Эротическая проза [4]
Галиматья [266]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [19]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [16]
Литературные игры [14]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1331]
Тесты [5]
Диспуты и опросы [72]
Анонсы и новости [101]
Объявления [62]
Литературные манифесты [216]
Проза без рубрики [340]
Проза пользователей [158]
Критика 2 [49]