Германский тяжелый крейсер «Блюхер» (II) был заложен на стапелях военной верфи «Блом унд Фосс» вторым в серии тяжелых крейсеров класса «Адмирал Хиппер». Унаследовав имя от героя Первой Мировой войны, погибшего в сражении при Доггер-Банке, «Блюхер» сошел на воду 8 июня 1937 года, и через 10 месяцев должен был войти в строй. Но… Опытные морские инженеры говорят, что первый в серии – всегда жертва эксперимента, второй – исправление ошибок, а третий – взгляд в будущее. «Блюхер» появился на свет вторым – и это, вне сомнения, наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу.
Вследствие пересмотра проекта в сторону ликвидации построечных недочетов «Хиппера», «Блюхер» должен был получить более совершенную балансировку корпуса, более мощную энергетику, чуть иное расположение вооружения, вагон (в буквальном смысле) усовершенствованного оборудования для управления огнем, и даже отличающиеся от оригинала носимые плавсредства. Пока все это было утверждено к производству в генеральном штабе, прошел… год. И в состав кригсмарине новый крейсер вошел лишь в двадцатых числах сентября 1939 года.
Строительством «Блюхера» гитлеровская Германия в очередной раз нарушала положения Вашингтонского договора 1922 года, ограничивающего развитие военных флотов ведущих держав мира. Поэтому тактико-технические характеристики крейсера скрывались от мировой общественности – и очень тщательно. В результате и 80 лет спустя после его появления на свет затруднительно в полной мере понять, каким он был и на что был способен.
Источники информации:
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха» «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) Вальтер Хубач "Захват Дании и Норвегии". И вот что по ним наблюдаем:
Итого: три источника - три совершенно разных корабля получается. А персонаж-то один и тот же... Кому тут можно верить?
Технические характеристики по Брейеру являются «официальными» и попросту искусственно подогнаны под требования договора. И уже поэтому не могут быть приняты за достоверные.
Признаемся честно: советский справочник приводит официальные данные на «Хиппера», который, вроде бы, должен быть с «Блюхером» однотипен. Но к истине (вспомним усиление энергетики, неизбежно ведущее за собой рост водоизмещения) ближе Сергей Патянин, дорвавшийся до рассекреченных после войны архивов «Блом унд Фосса».
Более того, по данным английского историка, специалиста по международному шпионажу, Дональда Маклахана, в случае с крейсерами типа «Адмирал Хиппер» и линкорами типа «Бисмарк» немецкая разведка через военно-морского атташе организовала утечку ложной информации с заниженными водоизмещениями за счет указания меньшей, чем по факту, осадки. И англичане эту "дезу" благополучно слопали: где немцы живут? На Балтике да в Северном море. И глубины у берегов Германии везде невелики. Значит, немцам выгоднее иметь меньшую осадку, чем полагается по классу. А то, что это, по идее, должно дурно влиять на мореходность и ходовые качества – так и Бог с ними! Авось, фюрер не рискнет свои «плоскодонки» посылать далеко от родных вод – к заморским владениям Британии. И вообще – с такими кораблями он, скорее всего, на Балтику воевать пойдет. То есть, сначала сожрет Польшу, а потом будет долго ломать зубы о Россию. За это время Англия уж точно придумает, как этого «ненасытного Адди» победить…
Результат: англичане не стали пересматривать состав вооружения своих линкоров и совершенствовать их характеристики, а СССР, напротив, занялся крупными проектами, вроде линкоров типа «Советский Союз» и крейсеров «кронштадской» серии, строившихся откровенно против «Бисмарка» и «Хиппера».
Правда, советские корабли не были достроены до начала боевых действий Великой Отечественной, что весьма досадно. Более того, пресловутый Договор о ненападении был скреплен государственной сделкой: немцы отправили в Россию недостроенный крейсер той же серии, что «Хиппер» и «Блюхер» (числился в списках Советского флота под именем «Таллин»). Вот после этого британское Адмиралтейство вовсе пришло в полное недоумение: попавший на службу к союзникам однотипный "Блюхеру" крейсер в известные табличные данные серии почему-то не вписывался...
И все же вернемся от дел политических к вопросу о тактико-технических характеристиках крейсера «Блюхер». То, что известно из заводской документации:
В качестве ходовой установки крейсера использовались 12 паровых котлов системы Вагнера – легких, тонкотрубных, с высоким куполом, и 3 комплекта турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. Эта ходовая установка позволяла развивать скорость в 32 узла. Дальность хода корабля составляла 6500 миль при скорости в 15 узлов. А эти данные «с потрохами» выдают рейдера, для которого почти семь тысяч миль по штормовой Атлантике – не крюк… Какие уж там русские в Финском заливе!..
С броней тоже не все вполне ясно. По заводским данным и по Патянину, главный пояс крейсера – 80 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 127 мм); нос – 40 мм; корма – 70 мм; палуба – 30+30 мм; траверсы – 80 мм; башни главного калибра – 50–160 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 80 мм); барбеты – 80 мм; боевая рубка – 50–150 мм. Обычно уточнить формулу бронирования можно по ремонтным ведомостям корабля, если он воевал. Там, как правило, подробно описано: чем и куда попали, какую броню пробили и какой толщины и качества плиту теперь придется заказывать на сталепрокатном заводе… Но на «Блюхера» нет и не может быть ремонтных ведомостей. Почему – читателю станет ясно немного позже.
Вот с артиллерией «Блюхера» все более или менее очевидно: она у всех германских тяжелых крейсеров этой серии была примерно одинакова, отличалось лишь расположение средних и зенитных калибров, да и то минимально. Итак, восемь восьмидюймовых, то есть 8 – 8 /60. Длина ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 176 кабельтовых, масса снаряда – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту. Формула установки – четыре по два линейно-возвышенно, то есть, четыре двухорудийные башни стоят в диаметральной плоскости, первая – на баке, вторая – за ней на высоком барбете и стреляет поверх первой. Сзади, на юте – то же самое: третья башня стреляет поверх четвертой. Это дает возможность палить по врагу всеми орудиями, если это враг подобрался сбоку, а на погоне или при ретираде использовать по четыре орудия.
Средняя и малая артиллерия крейсера состояла из двенадцати универсальных орудий (6 спаренных установок) калибра 105 мм (длина ствола – 65 калибров, дальность стрельбы – 96 кабельтовых, масса снаряда – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), двенадцати зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту), десяти зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия и зенитные автоматы располагались по периметру корабля, обеспечивая круговой перекрестный огонь.
Добавьте к этому четыре трехствольных торпедных аппарата калибра 533 мм и запас в 160 мин, который мог взять на борт «Блюхер», и станет очевидно, что мы имеем дело с дальним эскадренным рейдером, способным действовать как в составе соединения, так и в одиночку, да к тому же еще и заниматься диверсиями у неприятельских берегов. Кстати, в придачу ко всему этому стрелковому великолепию «Блюхер» имел четыре самолета, ангарный отсек для их содержания и катапульту для запуска. Для корректировки огня одного хватает. А вот если искать разбежавшийся по волнам транспортный конвой…
В общем, все всё поняли. И про Балтику, и про, якобы, «заточку» таких крейсеров исключительно против Польши и России на локальном театре!
Засидевшийся в достройке «Блюхер» вошел в строй уже после сентября 1939 года. И в Польшу, естественно, не отправился – на это хватило и старика «Шлезвиг-Гольштайна», считавшегося ветераном еще при Скагерраке в 1916 году. Старый додредноутский броненосец свалился, как снег на голову, в сонную Гдыню, за 20 минут обстрела навел там свой «новый порядок», начисто разорив инфраструктуру порта, наделав немало зла "солдатам Вестерплатте" и вогнав в панику поголовно все местное население. И стал, таким образом, «автором» последнего залпа Первой Мировой и первого – Второй…
А «Блюхер» только в середине ноября 1939 года, после устранения выявленных при приемке строительных недоделок, приступил к швартовым испытаниям. Испытания выявили несоосность сборки механизмов и понадобилась отладка, которую удалось завершить лишь в середине ноября. Лишь 27 ноября крейсер покинул завод и направился в район Готенхафена (так теперь называлась захваченная Гдыня) - на мерную милю, где приступил к ходовым испытаниям. Оттуда – снова на завод, на устранение выявленных дефектов и монтаж тонкого стрелкового оборудования… И далее – в том же режиме до 7 января 1940 года, когда, наконец, новый корабль был приказом адмирала Редера допущен в боевую эскадру.
Но и после этого корабль, формально находившийся в строю почти полгода, периодически возвращался в руки заводских мастеровых – для очередных мелких усовершенствований. Так и получилось, что учебная программа, в основном – артиллерийская, попросту прошла мимо него. Из главного калибра, например, не удалось пострелять на учениях ни разу… Не проводилось также общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть.
Далее Гитлер вознамерился захватить Норвегию. И сделать это можно было только при задействовании полного состава Кригсмарине. А значит, с грехом пополам достроенному и начисто необученному «Блюхеру» предстояло первый раз в жизни увидеть в прицел настоящего врага. Легко ли, когда ты и деревянной мишени в этом прицеле пока что не видел?..
Редер написал генштабу рекомендацию, в которой, между прочим, были и такие слова:
«Крейсер «Блюхер» рекомендуется использовать для выполнения простых боевых задач».
Ему и разработали простую задачу. Правда, несколько несвойственную рейдеру: провести захват плацдарма в живописном фиорде и обеспечить высадку десанта. Проще говоря, пробиться к норвежскому берегу, «зачистить» территорию от предполагаемых войск противника десятком орудийных залпов и выпустить на берег соединение пехоты, чтобы солдаты двинулись дальше вглубь территории – на столицу. Для захвата Осло была выделена 163-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор Энгельбрехт, состав дивизии: 307-й, 310-й, 324-й пехотные полки, 234-й артиллерийский полк (3-е отделение легких полевых гаубиц), 234-я противотанковая рота, 234-й эскадрон самокатчиков, 234-й саперный батальон, 234-е отделение связи).
Перебросить первый штурмовой эшелон дивизии предполагалась воздушным и морским путями (с помощью самолетов 10-го авиационного корпуса и сводной 5-й эскадры военных кораблей). В состав 5-й группы военных кораблей под руководством контр-адмирала Кюммеца входили тяжелый крейсер «Блюхер» (командир – капитан Вольдаг), карманный линкор «Лютцов», легкий крейсер «Эмден», миноносцы «Меве», «Альбатрос» и «Кондор», l-я флотилия катеров-тральщиков (8 единиц) и вооруженные китобойные суда Рау-7 и Рау-8. Использование транспортных судов при высадке первого эшелона не предполагалось, поэтому его личный состав (около 2000 человек) и технику погрузили на боевые корабли.
Это значит, что «Блюхер» получил душ 800 сухопутного войска на борт. С боезапасом десантной артиллерии. Кстати, у самого крейсера в подачных ящиках и бункерах боезапаса были еще учебные, а не боевые снаряды, которые он не успел сдать в арсенал, чтобы получить боевые. Поэтому боевые снаряды для «зачистки» территории и боеприпасы для пехоты пришлось в буквальном смысле сложить куда ни попало. Например, в провизионки, в помещение торпедной мастерской, а то и просто принять на верхнюю палубу, позади переднего торпедного аппарата правого борта. Часть грузов оказалась в ангарном отсеке, где, кроме них, хранились 200 кг бомб и сидел еще резервный самолет, правда, не заправленный топливом.
А теперь представьте себе, читатель: в боевую операцию ползет зеленый «чайник» со свежесформированным экипажем, едва выросшим из коротких штанов «гитлерюгенда». И «чайник» этот «под завязку» загрузился опасными в пожарном отношении грузами и принял в качестве пассажиров 800 душ пехоты! И еще к тому же дал своему Кюммитцу обещание «первым войти в город!»… Герой – корма пока еще не с дырой…
Береговая оборона Осло-фьорда представляла собой довольно грозную силу и состояла из двух укрепленных районов. Вначале немцам было необходимо пройти между островами Болерне и Раной, охранявшими вход во фьорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии – Хортену. В состав первого укрепрайона входила батарея калибра 305 мм и несколько батарей меньшего калибра. Второй укрепрайон располагался в проходе узости Дробак. В этом месте Осло-фьорд сужается примерно до 500 м, простираясь между двумя островами Кахольм (Северным и Южным) и скалистым правым берегом. На островах Кахольм находилось шесть артиллерийских батарей (три 280-мм пушки Круппа модели 1891 года со снарядами массой 240 кг) и девять 57-мм орудий, а в Дробаке – три батареи (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм орудия).
Кроме того, на острове Северный Кахольм в скальном укрытии располагалась береговая торпедная батарея, имевшая три канала с рельсовыми путями для выпуска торпед. Недостатками норвежских береговых батарей были узкий сектор обстрела и недоукомплектованность личным составом (так, личный состав трехорудийной батареи калибра 280 мм на Кахольме насчитывал всего семь человек). Норвежцами была проведена подготовка к минированию фарватера, но фактически оно не осуществлялось в целях безопасности судоходства. Огромным преимуществом береговой обороны была ее практически полная неизвестность для немцев.
В соответствии с немецким дополнением №3 к приказу от 1 апреля 1940 года (ОКМ, 3-й отдел военно-морского командования, Б. № 474) береговая оборона в районе Осло состояла из: «Дребак (около Осло). Форт Оскарсборг: восемь орудий по морским целям. В дальнейшем, по-видимому, подготовленные позиции для батарей по морским целям. В фарватере у Дребака поставлено электрическое минное заграждение».
Рано утром 7 апреля 1940 года крейсера «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и вскоре соединились в районе Киля с остальной частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, когда в 7 часов вечера его обнаружила и атаковала английская подлодка «Тритон», в свою очередь засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед. Повезло.
Чуть позже другая английская подлодка, «Санфиш», также наблюдала немецкое соединение, но атаковать не смогла, хотя и сообщила о нем британскому командованию. Становится понятным, почему в немецкий отряд не были включены транспортные суда – англичане попросту не поняли, что он предназначен для высадки десанта.
Немецкий отряд беспрепятственно вошел в Осло-фьорд – при зажженных маяках. Здесь ведь войны не ожидали!
Правда, по дороге немцам попалсй патрульный - мобилизованный в 1939 году китобойный пароход «Пол», вооруженный одним 76-мм орудием. Китобой резанул по оптике миноносца «Альбатрос» лучом прожектора и открыл предупредительный огонь. Немцы быстренько окружили патрульного и взяли в плен – с применением классической абордажной тактики. Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен, решивший не сдаваться, открыл собой счет норвежских потерь во Второй Мировой войне…
Теперь «Блюхеру» и другим кораблям немецкого отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Вначале немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Выключив ходовые огни и стараясь производить как можно меньше шума, эскадра на 15 узлах двинулась по крученому фиордовому фарватеру.
Как только «Блюхер» вышел на траверз островов, с обеих сторон узкого залива в его надстройки уперлись мощные лучи поисковых прожекторов, а затем раздался предупредительный выстрел, легший недолетом. Немецкие моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали огонь, продолжая движение. Подобное «миролюбие» удивило расчеты норвежских береговых батарей, и огонь на поражение был открыт с существенной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах позади колонны немецких кораблей.
Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что привело к снижению скорости немецкого отряда до семи узлов.
8 апреля в 0 часов 45 минут «Блюхер» дал эскадре сигнал остановиться и начать высадку в районе базы в Хортене. Десант начал высадку в катера. Около 5 часов 00 минут немецкие корабли подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась весьма неблагоприятная обстановка: береговые батареи не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении противника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, могли открыть огонь. Разумным представлялось, послав миноносец, катер или тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, в случае необходимости, прибегнуть к поддержке военной авиации.
По не совсем понятным причинам контр-адмирал Кюммец принял решение о прямом прорыве, причем оставил головным не лучше бронированный карманный линкор «Лютцов», а крейсер «Блюхер».
Это решение адмирала выглядит особенно странным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера. Вероятно, Кюммец стремился успеть в Осло одновременно с остальными десантными группами и, по возможности, быстрее захватить столицу, а также пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.
В 5 часов 00 минут «Блюхер» влип…
Его заметили и взяли в два огня артиллеристы береговых орудий. Пушки калибром 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг с обеих сторон залива открыли огонь с дистанции всего в километр. А крейсер в это время шел со скоростью узлов 7, не больше, и имел на верхней палубе готовый к высадке десант…
Норвежская 280-мм батарея успела сделать три залпа и двумя из них – попасть. Первый снаряд впился под основание поста управления огнем, выведя из строя системы управления артиллерией немецкого крейсера. Второй тяжелый фугас прилетел в ангарный отсек. А там, как помнит читатель, не только сидел самолет, а в придачу лежали еще и патроны… Когда ящики с боезапасом взорвались, ангар разнесло к чертям – вместе с пожарной партией, явившейся на ликвидацию возгорания.
Норвежская батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель. «Блюхеру» изрешетило осколками кормовой дальномерный пост, вынесло несколько 105-мм пушек, а главное – заклинило в загнутом на правый борт положении перо руля, из за чего крейсер мог теперь ползать исключительно кругами. И именно ползать: при попытке поднять ход циркуляция только изменяла диаметр.
Ответный огонь «Блюхера» оказался на редкость неэффективным для немца. Сказались и недоученность, и наличие лишнего, уже паникующего, народу на борту, и повреждение дальномерного поста.
Когда на неуправляемой циркуляции крейсер в очередной раз развернуло бортом к берегу, в 5 часов 20 минут, в котельное отделение № 1 попала торпеда. А через минуту – вторая, причем, совсем рядом, в первое турбинное… Эти торпеды были выпущены из вделанного в скалу торпедного аппарата допотопного образца, с расчетом из добровольцев, еще более «зеленых», чем экипаж их жертвы.
Немцы живучи. Противоторпедная защита у них крепкая, и внутренние прибортовые переборки на какое-то время ограничили поступление воды к горячим котлам. Но из-за короткого замыкания в генераторной корпус крейсера оказался обесточен. Ни света в отсеках, ни электроподачи боезапаса…
Последние часы его на этом свете освещал лишь докрасна раскаливший остов надстройки пожар ангарного отсека, который уже некому было тушить. Огонь отрезал сообщение между носом и кормой крейсера, ограничив действие аварийных партий на верхней палубе. Во время тушения произошла детонация боезапаса, помещенного в торпедной мастерской, поэтому весь левый борт ниже носовой 105-мм установки и палуба в том же месте оказались вскрытыми.
Командир принял решение поставить корабль на якорь, поскольку из сообщения постов борьбы за живучесть следовало, что правую и левую турбины удастся запустить примерно через час. Кое-как справившись с увалом на циркуляцию, крейсер потащился на скорости в три узла к острову Аскхольмен и затаился, отдав якорь у его восточной оконечности. Но пожары быстро распространялись, и их не удавалось локализовать.
Около 6 часов 00 минут произошел сильный взрыв в погребе седьмого водонепроницаемого отсека между котельными отделениями №№ 1 и 2. Переборки между котельными отделениями оказались разрушены, а из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, усилившая дымовыделение. Также оказались затопленными котельные отделения 1 и 2, переднее турбинное отделение, отделение генераторов №2 и четвертый водонепроницаемый отсек, в котором находились погреба зенитного боезапаса. После взрыва погреба поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал быстро увеличиваться.
Около 7 часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль. В 7 часов 23 минуты «Блюхера» не стало: мелькнув в воздухе винтами, он перевернулся и затонул, быстро достигнув дна на 70-метровой глубине. После погружения корабля под воду раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности еще несколько часов продолжала гореть вытекшая нефть.
… Пройдет несколько лет, закончится война, и норвежские власти подадут в ООН прошение о помощи в ликвидации последствий экологического бедствия, вызванного гибелью германского крейсера «Блюхер» в чистых водах холодного фиорда. И потребуют, чтобы было принято решение непременно провести детоксикационные работы за счет ФРГ – правопреемника Третьего рейха. Германия откажется платить по норвежским счетам, почти цинично заявив, что норвежцы сами застрелили там крейсер, а значит, сами и виноваты…
Борьбу за ликвидацию за счет Германии последствий экологической катастрофы, вызванной истекающим из оборжавленного корпуса погибшего корабля фракционировавшим топливом, возглавил знаменитый географ, историк и путешественник Тур Хейердал – между прочим, участник Второй Мировой войны. Может, именно из-за этой истории он впоследствии предпочитал иметь дело исключительно с парусниками, построенными по древнейшим чертежам – тенями эпохи, не знавшей нефтяных котлов?..
Когда рассказывают о бое, принято в финале говорить о его жертвах. Британская история говорит о «почти полной» гибели и экипажа «Блюхера», и десанта… Но добрались до берега и командир крейсера, и его старший офицер, и тот генерал-майор, что вел десантную армию. Если при затоплении корабля выживают пожилые, не умеющие плавать генерал-майоры, значит, спасательная операция была организована удачно, и речи о гибели со всей командой не может идти заведомо. Вряд ли правы и германские архивы, утверждающие, что непосредственно в бою и в процессе затопления «Блюхера» погибли 125 моряков и 122 участниках десанта. Значит, удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии. Однако, о пропавших без вести не сообщается, а ведь паника на борту была – где уж тут без пропавших! Стало быть, англичане потери завышают, а немцы – занижают.
А хранитель подлинной информации давно занесен донным грунтом на глубине 70 метров… Не каждый водолаз доберется! Да и не ходят туда водолазы - норвежская береговая охрана не велит.
Давно меня в Болгарии не было... Хотя экспедиционные дороги сводили с одной болгаркой - ее зовут почти по-русски, "Надеждой". Расскажу как-нибудь. Странная она...
Основательная работа, как всегда у Вас. А "Блюхеру" - поделом! Молодцы норвежцы. Почему-то вспомнился фильм, который давно смотрел в Канаде (не помню название), как английские диверсанты взорвали в Норвегии немецкий завод по производству "тяжёлой воды".
Так и те, кто направил корабли в норвежские шхеры, похоже, тоже особым умом не блистали (плавали-знаем). Такая махина... да он шёл, видимо по шхере, как по рельсам: ни вправо ни влево! И куда бы он делся от торпеды, убогий? Короче, "великие" немецкие стратеги угробили и дорогущий корабль и своих людей. Хотя, по большому счёту, мне их нисколько не жаль. Такие их потери приближали НАШУ Победу.
Редер, направивший эскадру во фьорд - умнейший человек. Профессор, между прочим. Но его разработка плана действий была подкорректирована недалеким Кюмметцем. :)) Если бы командование неприятеля было глупым, то возиться с ликвидацией фашистского нашествия 4 года нашей стране просто не пришлось бы. Ради памяти наших бойцов-победителей, не забывайте слова Георгия Димитрова: "Фашист не глуп. Не унижайте себя, товарищи: от глупого животного можно простой палкой отмахаться. А вы имеете дело с хитрым, наглым, корыстным, не имеющм моральных препятствий к тому, чтобы убивать, нехорошим человеком. У вас одни жизненные принципы - у него другие, поэтому ему легче с вами бороться. Только сохраняя в себе мораль и совесть, только умея воевать лучше, чем он - несмотря на его опыт и знания из лучших военных академий Европы - можно фашиста одолеть".
Замечательные слова! Интересно, чтёт кто-нибудь в современной Болгарии, где, по-слухам, уже и памятник знаменитому Алёше собирались сносить, этого героического человека?
Ничего лишнего. И всегда интересно читать.
Хотя экспедиционные дороги сводили с одной болгаркой - ее зовут почти по-русски, "Надеждой". Расскажу как-нибудь. Странная она...
Да, надо быть полным лохом, чтобы словить торпеду из намертво вмурованного в берег пускового аппарата. Война таких не жалеет.
Если бы командование неприятеля было глупым, то возиться с ликвидацией фашистского нашествия 4 года нашей стране просто не пришлось бы.
Ради памяти наших бойцов-победителей, не забывайте слова Георгия Димитрова: "Фашист не глуп. Не унижайте себя, товарищи: от глупого животного можно простой палкой отмахаться. А вы имеете дело с хитрым, наглым, корыстным, не имеющм моральных препятствий к тому, чтобы убивать, нехорошим человеком. У вас одни жизненные принципы - у него другие, поэтому ему легче с вами бороться. Только сохраняя в себе мораль и совесть, только умея воевать лучше, чем он - несмотря на его опыт и знания из лучших военных академий Европы - можно фашиста одолеть".