Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Протей в парусах или Кое-что о литературных героях
Документальная проза
Автор: Neihardt
Я не люблю моделистов.

Это иррациональное чувство: большинство из них - милые люди с восхитительным инженерным талантом  и мастеровыми руками.
И все же - не люблю. "Эту бы энергию - да в мирных целях", как говорит знаменитая идиома. А они, эти гении и мастера, заигрались в куклы...


Но однажды именно моделист подвиг меня на очередную охоту за истиной.

Вернее, даже - моделистка.  Лет тринадцати рыжая бестия с совершенно немыслимым количеством веснушек на лице.

Собственно, дело было так: шла моя очередная лекция по морской истории  в кадетской школе. Диапроектор выводил на мятую простынь потертого экрана карты сражений начала 20 века, по детским рукам с парты на парту ходили подлинные черно-белые фото героев  войны, закончившейся сто лет тому назад...

В конце лекции прозвучало мое традиционное: "А теперь, товарищи кадеты, какие будут вопросы?".

Вот тогда-то и протянулась с предпоследней парты вверх усыпанная конопушками ручка со следами макетного резака на нежных пальчиках...

- Слушаю вас, миледи.

-  А у меня вопрос не про то... Можно?

- "Та-а-ак! - пронеслось в моей голове, - Начинается..."

Видите ли, любой, кому доводилось на этом свете хоть три дня учительствовать, знает: именно с вопросов "не про то" начинаются все подвохи в школе.

- Пожалуйста, миледи!

- А как на самом деле выглядела яхта "Дункан" из романа Жюля Верна "Дети Капитана Гранта" ? Я хотела подарить брату модель на день рождения, но по тексту не поняла, как должен выглядеть  этот корабль.

- "Гм... А в самом деле - как? Досточтимый мсье Верн, вроде бы недвусмысленно сказал - двухмачтовый барк... "

- Говорят, барком был. Вы знаете, как барк выглядит?

- Конечно! Но, по Верну, у него - бизань. И потом, скорость 18 узлов... А книга написана в 1868 году! Даже двадцать лет спустя так только крейсера бегали...

"-Что тебе ответить, любопытная рыжуля-семиклассница, наверняка круглая отличница по математике и весьма заботливая сестра? Что прав был Маяковский - "мало ли, что можно в книжке намолоть"? ".

Но в моем собственном, давно растворившемся на горизонте прожитого времени, детстве "Дункан" тоже был вполне настоящим.

Живым.

И от осознания, что в тысяча восемьсот шестьдесят лохматом году кто-то влегкую восемнадцать узлов выжимает, меня просто от зависти раздирало.

Заметим, ни тени мыслей вроде того, что "плюнь, таких не бывает! ", стриженую башку вашего покорного слуги тогда не посещало...

- Вы задали неплохой вопрос, миледи. Обещаю разобраться и ответить ко времени нашей следующей встречи...

А что мне было еще отвечать, скажите на милость?..

Итак, кто ты, самый популярный у школьниц книжный парусник?

Начнем с цитаты:

"26 июля 1864 года при сильном северо-восточном ветре мчалась, на всех парах вдоль Северного пролива великолепная яхта. На верхушке ее бизань-мачты развевался английский флаг, а на голубом вымпеле грот-мачты виднелись расшитые золотом, увенчанные герцогской короной инициалы "Э.Г.".

Верно барышня подметила - бизань присутствует. А бизань - это кормовая мачта, как правило, у трехмачтового парусника.

...Или не трехмачтового...

Редко, но называют бизанью последнюю мачту у двухмачтовых кораблей, если она примерно вдвое ниже основной мачты - грота. Это так называемая "полуторамачтовая" схема рангоута, характерная для некрупных парусных судов.

Но "Дункан" был океанской яхтой, совершившей в одиночку кругосветное плавание, и ни по одному описанию в романе мелким не выглядит...

...Или не парусника...

Вот, у "Громобоя", например, тоже есть бизань, но у него это рудимент, свидетельство происхождения от более ранних броненосных фрегатов. Вы "Громобоя" видели? Здоровенный такой крейсерюка, в 1902 году в строй вошел, четырехтрубный, водоизмещением под 13 тысяч тонн. Почти полторы сотни метров в корпусе. Увидишь его - ни за что не скажешь, что такой может быть с парусниками в родстве, пусть и весьма отдаленном.

Цитируем далее:

"Яхта "Дункан" была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус - фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка "Дункана" была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер."

Итак, вместо бизани (мачты) - контр-бизань (форма гафельного паруса)... Уже лучше. Но господин писатель что - не знал, что "как обыкновенный клипер" это не управляется?

Чем дальше читаем, тем больше вопросов, черт побери... Почему брам-стеньга есть, а брамсель, ей соответствующий, отсутствует? И значит ли это, что на фоке "Дункан" носил  только основной прямой парус - марсель?  Такие парусники бывают. Только ни, опять же, мелкие - не океанского класса.

Итак, у нас нет основания не доверять Жюлю Верну, а потому сойдемся на том, что "Дункан" все-таки был двухмачтовым. Начинаем рисовать для девочки-моделистки чертеж двухмачтового парусно-парового брига?

...Как бы не так!..

А все эта контр-бизань, будь она через три колена неладна, ибо в данном случае висит совершенно не на положенном месте.  Это косой гафельный парус, который на гроте болтаться не может, потому что там он по-другому назывался бы. И кораблю, это носящему, было бы уже неприлично называться бригом. Контр-бизань вообще устанавливается только в том случае, если на бизань-мачте стоит прямой парус. А у "Дункана" его не было, ибо  сказано писателем: "грот-мачта с контр-бизанью и флагштоком" - значит,  нa грот-мачтe больше никаких парусов не наблюдаем...

У нормального, не придуманного господином литератором брига на гроте бывает грота-трисель. На контр-бизань этот парус похож по крою и по выполняемым функциям. Сойдемся на том, что великий писатель банально запутался в терминах?

Но тогда получается , что "Дункан" имел  "фок мачту с марселем" и грот-мачту, она же бизань-мачта, гораздо меньших размеров. То есть, снова вместо стройного красавца размерами со строевой военный корвет пред нами возникает нечто "полуторамачтовой" схемы и весьма, весьма плюгавеньких габаритов.

Знаете, а для такого малыша сбегать вокруг шарика - это само по себе подвиг повышенной маловероятности!

Погодите-погодите, но если у нас  "грот-мачта с контр-бизанью и флагштоком",  то у этого типа парусного вооружения есть вполне конкретное название. "Дункан" - бригантина. Гибрид шхуны с бригом, но, строго говоря, не бриг!

А дальше в тексте бессмертного романа вообще чудеса начинаются.

"Дункан под фоком, марселем, брамселем, кливерами, контр-бизанью и топселем плавно пошел вдоль австралийских берегов."

Что-то парусного вооружения у злосчастной яхты как-то неожиданно прибавилось.

Читаем далее:  "Дункан" распустил паруса и под фоком, контр-бизанью, марселем, брамселем, лиселями, верхними парусами и стакселями полетел вперед"...

Господи-боже, да его же за всеми этими тряпочками вообще видно не будет! Расшифруем некоторые термины:

Лиселя - дополнительные боковые паруса, ставятся на крупных кораблях  на лисель -реях, (дополнительных горизонтальных "выстрелах" на основных реях). Нужны  для увеличения хода по ветру по прямой. Неизменный атрибут, к примеру, чайных клиперов. Очень симпатично выглядит с лиселями "Крузенштерн", но тот размерами с хороший крейсер Первой Мировой.

Стакселя ставятся между мачтами. Если "Дункан" - бригантина, то их ему просто вешать некуда. Бригантину со стакселем мне единожды видеть доводилось, но это была особенная бригантина. И без лиселей...

Продолжим искать в верновском тексте описания внешности "Дункана":

"Водоизмещение ее (яхты) было двести десять тонн" 

Это очень скромно; водоизмещение "Индевора", корабля капитана Кука (1794 год), составляло 386 тонн. А ведь Дункану предстояло совершить кругосветное путешествие!

Итак, яхта "Дункан" была более чем скромной (даже по тем временам) бригантиной, которую Жюль Верн постепенно, увлекшись сюжетом (а может быть, и подзабыв несколько первоначальноe описаниe - известно ведь, что автор он был весьма плодущий:) "дооснастил" многим, что не по плечу бы пришлось бригантинке.

Можем чертить?.. Эх, если бы все было столь просто!

Опять читаем бессмертный роман:

" Яхта "Дункан" была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус - фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка "Дункана" была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер. Но, конечно, главным его двигателем являлась паровая машина в сто шестьдесят лошадиных сил, новейшей системы и снабженная перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня, и приводившая в движение два винта. Идя на всех парах, "Дункан" развивал наибольшую скорость. Действительно, во время пробного плавания в заливе Клайда патент-лаг показал скорость в семнадцать узлов."


Вот меня что смутило на этот раз: паровая машина на 160 лошадиных сил и скорость в 17 узлов на мерной миле...

Так, например, винтовой фрегат "Громобой" (старший - 1857 года, ) давал скорость 8.5 узлов при 360 л.с.
Винтовой фрегат "Генерал-Адмирал" (1858) - 2000 л.с., 12.5 узлов.
Винтовой фрегат "Архимед" (1849) - 300 л.с., 7 узлов.
Клипер "Джигит" (1855) - 300 л.с., 13 узлов.
Клипер "Разбойник" (1878) - 800 л.с., 13 узлов.

Может что-то с нашими винтовыми кораблями что-то не в порядке, дай-ка гляну английские.
Шлюп "Хорнет" (1854) - 100 л.с., 7.75 узлов.
Шлюп "Харриер" (1854) - 100 л.с., 8.3 узла.
Шлюп "Алерт" (1856) - 140 л.с., 8.8 узлов.

Для очистки совести посмотрим и американцев:
Шлюп "Бруклин" (1858) - 130 л.с., 11.5 узлов.
Наконец, знаменитый шлюп "Алабама" (1862) - 600 л.с., 14 узлов.

Да что там - ровесники этого окаянного "Дункана", возьмем ради интереса современные яхты - например шхуна "Зодиак" (1972) в 220 тонн с машиной в 540 л.с. дает максимальную скорость только 15,4 узла, а КПД у дизельных движков вроде как выше, чем у паровых...

Вопрос - что за чудесный двигатель был на яхте лорда Гленарвана?

Густая библиотечная тишина была мне ответом.

В роли «Дункана» во время съёмок известного советского фильма была использована трёхмачтовая шхуна-джекас «Кодор» (относящаяся к парусным кораблям финской серии, построенным для Советского Союза и введённым в эксплуатацию в период с 1946 по 1953 годы), под управлением капитана Олега Сенюка, специально переоборудованная для съёмок. В частности — добавлена бутафорская дымовая труба, из которой, согласно легенде о том, что Дункан — паровая яхта, должен был валить дым. Перед трубой установлена фальш-надстройка со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения. Вызывает недоумение наличие гафеля на бизань-мачте «Дункана» в фильме — во всех источниках указывается, что все три мачты «Кодора» несут косые, бермудские (то есть треугольные) паруса.  А в титрах фильма в качестве дублеров "Кодора" еще не упомянуты барк «Горх Фок» (он же - «Товарищ») и шхуна «Заря». Короче, посоветовать моделистке делать портрет "Кодора", как в кино, и на этом успокоиться, тоже не получится!

А знаете, милая солнечная леди, делайте, как видите. Не копию - собственное представление о книжном кораблике. Пусть вечно шумят паруса "Дункана" в душах юных и старых романтиков.

Кем бы он, "Дункан", ни был, туды его и растуды, непонятного...
Опубликовано: 07/03/19, 04:21 | Свидетельство о публикации № 1245-07/03/19-49496 | Просмотров: 159 | Комментариев: 8
Загрузка...
Все комментарии:

Я не люблю моделистов//А они, эти гении и мастера, заигрались в куклы...(с) А я геймеров не люблю. Потратить столько бесценных мгновений жизни, гоняя пиксели на экране, когда можно сделать прекрасную модель HMS "Victory", а хоть бы и из древнего ММ. Но, что характерно, "великие писатели" яростно ненавидят реконструкторов. Я даже вывел определение "величия писателя", цитирую: "все реконструкторы - инфантильные мажоры". Это абсолютно достоверный показатель того, что в романе появится кавалерия Роберта Дьявола в гусарских ментиках, потому что, опять цитирую: "никто не знает, что было в истории на самом деле. Археология дает только приблизительные результаты и не объясняет самых простых вещей". Тссс! Осторожно посмотрите направо. Видите? Это Ирина с дубиной. Она знает, что я сторонник геноцида великих писателей. Все-все, давайте о "Дункане".
________________

Первый "Дункан" я сделал лет в 11, когда на Новый год мне подарили "Детей" как раз в переиздании 1909. Мой ныне покойный сосед и большой друг нашей семьи, который служил на той самой "Москве", помог мне выточить из 50-тки корпус. Рангоут, такелаж и надстройки уже делал я. Это был бриг с размерениями "Меркурия", но без артиллерии и с дополнительными надстройками, трубой и воздухозаборниками. Другим было перо руля, еще какие-то отличия. Не помню уже.
Второй раз мы делали "Дункан" уже когда я сам работал в школьном музее ибн кружке. Шлюп, конечно.
400 тонный бриг вполне мог дать кругосветку, но 17 узлов даже считая все паруса + машину... Это клипер должен быть, а не бриг. А вот для шлюпа 400 тонн уже вполне малые размеры при приличной остойчивости и мореходности + реально поставить максимум парусов и подработать машиной. Тут уж лишь бы выдержал корпус :)

Почему не 200. У почтенного Ж.Верна не указано, как он считал тонны. 200 тонн это полное водоизмещение? Объемное? Наибольшее? Или это вовсе таможенная грузоподъемность? Есть подозрение, что автор имел ввиду именно последнее, поскольку он упирает на факт прогулочной яхты, а по французским правилам гражданские суда классифицировались именно по полезному грузу, облагаемому пошлиной. При всем уважении к писателю, моряк он был еще тот.

Реконструировать "Дункан" все равно, что реконструировать "Наутилус". От "Краба" до "Долгорукого" - все будет в тему и мимо кассы одновременно.
Berg  (08/03/19 21:42)    



Ваша Светлость, позволите ли задать несколько вопросов?
1. Почему вы решили, что я - геймер? Лично для меня геймер - это особая человеческая порода "кнопкодав". Аналог записного лентяя.
2. С реконструкторами дружу много лет. И мне, почему-то не доводилось сталкиваться с ненавистью к ним "великих писателей". Напротив, Роман Злотников приходил как-то в наш клуб - спрашивать, как это кавалерист, фехтуя в седле, ухитряется саблей не отбрить коню уши. Мол, не хочет в книжке чепухи намолоть, ищет консультации. Спрашивал у конной милиции, но они фехтовать не учатся, послали к реконструкторам. :))
К сведению: в одном знакомом кружке моделистов четыре мастера делали четыре портрета "Дункана" по авторскому описанию. Получили четыре разных корабля.(кстати, среди них - ни одного клипера:))
Neihardt  (08/03/19 22:26)    



Гм, я не говорил, что вы геймер :) я о категоричности высказываний. Три разных тз на хобби.

Злотников заслуживает уважения "Генерал-адмиралом", но его "Царь Федор"... Впрочем, цитировал я отнюдь не Злотникова, а г-на Рыбакова.
Ну, клипер из "Дункана" никак. Впрочем, кажется на Диораме, я видел пароходофрегат, который символизировал "Дункан". Тоже вариант.
Berg  (08/03/19 22:35)    



Честно говоря, я не поклонник фэнтези... Меня не хватило на прочтение всего творчества Романа.:)))
Neihardt  (08/03/19 22:44)    



Спасибо. Читал и думал о "Свадьбе с генералом" Чехова.
Там тоже много парусно-морской терминологии.
Ничего там классик не напортачил?
biggrin
Бакенщик  (07/03/19 05:33)    



Напортачил-напортачил... О том и речь, что в морских тряпочках-веревочках кто угодно ногу сломит. И голову.

Спасибо!
Neihardt  (07/03/19 05:40)    



В случае с Дунканом могли накопиться ошибки при издании разных переводов, ошибки корректуры, да мало ли... Неизвестно, что бралось издателями в качестве оригинала.
Бакенщик  (07/03/19 05:58)    



Есть понятие академического перевода.
Для этой книги достойным переиздания и наиболее близким к авторскому вариантом считается перевод прижизненного издания романа в «Magasin d'Éducation et de Récréation», выходившего пофрагментарно с 20 декабря 1865 по 5 декабря 1867 года, сделанный Марко Вовчок.
С 1909 года считается, что полнее, точнее и лучше никто не перевел. Семь раз издавалась книга - буква в букву, я пользуюсь вариантом именно 1909 года, отпечатанного еще с "ятями".
При этом существуют варианты переводов от И. Петрова (1934, тоже 7 раз), А. Бекетовой (1949 — 74 раза), А. Бекетовой совместно с Н. Коган (1955 — 21 раз),
А. Бекетовой и Н. Дубровской (1979 — 4 раза). Сейчас часто переиздают именно Бекетову-Коган.
Мне пришлось ознакомиться со всеми вариантами перевода.
Neihardt  (07/03/19 11:30)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [942]
Миниатюры [610]
Обзоры [1152]
Статьи [297]
Эссе [146]
Критика [40]
Сказки [128]
Байки [41]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [248]
Мемуары [55]
Документальная проза [47]
Эпистолы [12]
Новеллы [41]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [120]
Мистика [18]
Ужасы [3]
Эротическая проза [4]
Галиматья [265]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [19]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [27]
Литературные игры [14]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1319]
Тесты [5]
Диспуты и опросы [72]
Анонсы и новости [101]
Объявления [62]
Литературные манифесты [216]
Проза без рубрики [340]
Проза пользователей [167]
Критика 2 [49]