Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Неистовый инка
Документальная проза
Автор: Neihardt
Недолог век боевого корабля. Если не привел Господь погибнуть на войне, в парусную эпоху линкор служил максимум лет 30-50. В век брони и пара – даже меньше, около 20-25 лет, потому что ускорившийся технический прогресс приводил к достаточно быстрому моральному устареванию и пушек, и механизмов. Как правило, через двадцать лет после спуска корабль уже значительно уступал по боевым качествам своим более молодым собратьям по классу. И становился просто никому не нужен.

Как правило…

Но из каждого правила есть исключения.


Броненосный корабль «El Huаscar» перекрыл примерные сроки жизни представителей своего класса... в 7 с половиной раз. И это – еще не предел, поскольку однобашенный монитор, сошедший со стапелей в 1864 году, и по сей день на плаву -  на музейной службе, в качестве натурного экспоната Чилийского Музея флота и мореплавания.

Чтобы попасть на вечную стоянку при музее, надо совершить что-нибудь такое, чтобы тебя запомнили. Выиграть войну, например. В США почетное место среди многочисленных музейных кораблей занимает линкор «Миссури», принимавший капитуляцию Японии в 1945 году. Можно прославиться иначе: кардинально повлиять на эволюцию военного кораблестроения и тем самым дать толчок мировому техническому прогрессу. Таков, скажем, англичанин «Уорриор», первый боевой корабль с полностью металлическим корпусом. Или, на худой конец, посодействовать смене власти в собственной стране, как наша «Аврора»…

«El Huаscar» просто прожил долгую жизнь, каждый день которой мог быть страницей хорошего приключенческого романа. Или - бесконечного сценария классического «резиново-многосерийного» латиноамериканского кинофильма.

Такую биографию гораздо проще придумать, чем прожить!

Скромному представителю многочисленного семейства броненосцев береговой обороны - мониторов, совершенно не предназначенному для крейсерских операций, суждено было стать одним из самых результативных рейдеров в истории парового флота. И вдобавок оказать заметное влияние на развитие класса рейдерских крейсеров. Причем – британских.

Впрочем, все по порядку…

Шел 1864 год. Некогда гордая и непобедимая Испания, утратившая к середине девятнадцатого века былое могущество и уступившая Британии лавры ведущей морской державы, вынуждена была вести военный спор за острова Чинча.
Против бывшего хозяина выступали в союзе Чили и Перу, которые не так давно обрели независимость.

Чтобы воевать за острова, нужны боевые корабли. Перуанский президент Хуан-Антонио Песета, прекрасно понимая, что его родина не в состоянии противопоставить испанскому флоту ничего серьезного, принял решение заказать корабли в Англии. Британия - давний конкурент Испании в борьбе за влияние в заморских водах, с радостью согласилась строить флот для Перу и Чили. И первенца новой международной судостроительной программы нарекли именем «El Huаscar» - в честь прославленного индейского вождя, правителя Империи инков, долго и небезуспешно сражавшегося против испанских конкистадоров под предводительством Франсиско Писарро.

12 августа 1864 года на верфь завода Лэрда в Биркенхеде прибыл чилийский военно-морской офицер, капитан Хосе-Мария Сальседо. С собой он вез банковские обязательства - на сумму 406 325 перуанских песо, и по поручению союзного перуанского правительства повел переговоры о постройке броненосного корабля для войны против испанцев.

Знаменитый инженер Купер Кольз, автор проектов едва ли не большинства британских эскадренных броненосцев и мониторов, согласился взять все инженерные и коммерческие расчеты по предоставленной латиноамериканской стороной спецификации на себя. Согласно его выкладкам, стоимость постройки броненосца должна была составить 71 000 фунтов стерлингов. И еще 10 247 фунтов стерлингов Чили и Перу должны были заплатить за поставку для него артиллерии от завода Армстронга. Удивительно, но факт: 81 247 фунтов как раз и составляет по тогдашнему курсу… 406 325 перуанских песо! Хорошие были агенты у Кольза и его покровителей в британском Адмиралтействе, если инженер точно знал, какой суммой располагает перуанское правительство.

Котлы и машины будущего монитора решено было заказать фирме Penn & Sons, артиллерию взялась поставить прославленный оружейный завод Armstrong & Co. Кольз пообещал, что в результате перуанцы получат хорошо бронированный пароход с небольшой осадкой и достаточной мореходностью, способный служить как в береговой обороне, так и в ударном подразделении, оперирующем в открытом море. Помимо паровой машины двойного расширения, к ходовым системам корабля относился рангоут, способный нести парусное вооружение двухмачтовой бригантины.

Для боя монитор получил пару тяжелых 300-фунтовых орудий. В те годы пушки оценивались не по калибру, а по весу снаряда. 300 фунтов – это около 136 кг. А сам орудийный ствол без лафета и брони «тянул» на 12,5 тонн. Короткоствольные орудия будущего «Уаскара» должны были располагаться в широкой броневой башне с ручным приводом. Для поворота башни на 360 градусов требовалось минут 15 времени и усилия всех 16 матросов башенного расчета. Причем, в 1865 году такой показатель отнюдь не считался чересчур медленным.

Средний калибр броненосца был представлен двумя 40-фунтовыми орудиями на шканцах, малый – единственной 12-фунтовкой и картечницей Гатлинга. Крупная и средняя артиллерия не имела открывающегося затвора и заряжалась с дула, для чего главный калибр полностью втягивался в башню – словно черепаший хвост под панцирь…

Борт, палуба и артиллерийская установка главного калибра были защищены сталежелезной броней. Усиленный набор в носовой части корпуса и тяжелый форпик с ребрами жесткости ниже ватерлинии позволяли, в случае ближнего боя, наносить таранные удары.

Капитан Сальседо принял построенный броненосец с верфи и сформировал для него команду. Палубные матросы и стрелки были сплошь перуанцы. А вот в качестве кочегаров и механиков пришлось взять вольнонаемных добровольцев, среди которых были и англичане, и  ирландцы и даже один уроженец Германии.
20 января 1866 года, едва завершив ходовые испытания на мерной линии и показав 12,5 узлов на полном ходу, «Уаскар» направился через океан – домой, к берегам Перу. Путь был непрост: в Европе многие государства сочувствовали воюющей с Перу Испании и чинили препятствия спешащему на войну «цветному» броненосцу. Не давали угля, продовольствия и пресной воды. Выставляли с хороших стоянок. А во французском Бресте просто ни за что задержали на целый месяц…

28 февраля у Рио-де-Жанейро «Уаскар» столкнулся с броненосцем «Индепенденсия». К счастью, портовые власти Рио располагали свободным доком, и на три с половиной недели пустили перуанца подремонтироваться.

Меж тем война продолжалась. Поэтому, встретив 5 мая у берегов Уругвая  испанскую бригантину «Мануэль», «Уаскар» остановил ее, задержал по всем рейдерским правилам, досмотрел и арестовал. Два дня спустя та же участь постигла испанский парусный корвет «Петита Виктория».

Броненосцы Кольза поголовно грешили слабой мореходностью: низкобортные, часто несущие развитый парусный рангоут… Не пройдет и года, как сам генеральный конструктор британского флота погибнет на борту одного из них - «Кэптена», опрокинувшегося во время шторма. Проект «Уаскара» оказался счастливым исключением из правила: в Магеллановом проливе монитору пришлось выдержать 10-балльный шторм. Монитор преодолел штормовой переход, проявил хорошую для своего класса всхожесть на волну и маневренность. Капитан Сальседо, впрочем, написал об этом своему командованию весьма сдержанный рапорт: «Лагом к волне корабль, слава Всевышнему, не попал ни разу».

Секрет мореходности низкобортного «Уаскара» в наличии коротенького полубака, полноте обводов в оконечностях и … в складном фальшборте,  металлическими лепестками поднимающегося вдоль борта при первых признаках свежей погоды.

В чилийский порт Анкуд «Уаскар» смог добраться только к 7 июня 1866 года, когда на фронтах испано-перуанского противостояния было объявлено перемирие.
Боевые действия закончились. Совместная чилийско-перуанская боевая операция - экспедиция против испанского флота на Филиппины – была отменена, сформированная для этого эскадра не покинула стоянок на рейде Вальпараисо. Хосе-Мария Сальседо оставил пост командира «Уаскара», передав полномочия капитану Лизардо Монтеро. А в феврале 1868 года «Уаскар» принял капитан Мигель Грау, которому суждено было командовать броненосцем 8 лет.

Середина семидесятых годов 19 века в Перу ознаменовалась политическим кризисом, вылившимся в самую настоящую гражданскую войну. Президент страны  Мариано-Игнасио Прадо с трудом удерживал власть, на которую претендовал отставной министр финансов Николас де Пьерола. И войска, и гражданское население страны буквально поделились на два лагеря – сторонников действующего президента и тех, кто поддерживал экс-министра.
В числе последних оказались двое офицеров из кают-компании «Уаскара» - Луис-Герман Астете и Бернабе Карраско. Вечером 6 мая 1877 года в чилийском порту Кальяо командир – Мигель Грау – был на берегу в увольнительной, старшим вахтенным стоял Карраско. Он и подбил экипаж съездить за изгнанным в Чили министром Пьеролой, взять его на борт и вывезти обратно в Перу. Идею поддержали не только матросы самого «Уаскара», но и 17 моряков из команды учебного корабля «Апуримак».

Решив действовать без «законного» командира, моряки «Уаскара» тут же выбрали нового. Командование монитором принял Мануэль Карраско — брат Бернабе. «Уаскар» вышел в море.

И едва он это сделал, как новоиспеченному капитану из котельного отделения доложили, что, угля на переход может и не хватить.

Даже, скорее всего не хватит. А под парусами монитор ходит как… монитор. Со скоростью узла в три.

И тогда мятежный «Уаскар» начал… охотиться на мимохожие транспортные пароходы. Благо, опыт рейдерской работы уже кое-какой был. 10 мая в порту Моллендо была задержана и разгружена «Санта Роса», на следующий день в открытом море — «Джон Элдер», 12 мая в порту Писагуа — «Имунцина», через пару дней — «Коломбиа»…

Между прочим, в мирное время благородная рейдерская работа называется несколько иначе – «разбойное нападение». И ведет за собой обвинение в уголовно-наказуемом деянии – пиратстве.

Кстати, все задержанные транспорты ходили под британским флагом и принадлежали частному пароходству Pacific Navigation Company. Эта фирма вела 70% каботажа вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. И ее директор тут же обратился к британским военным за помощью. Командующий Британской Тихоокеанской станцией контр-адмирал  Хорсей 16 мая направил телеграмму «Уаскару» - последнее предупреждение. Мол, прекрати разбойничать, а то… покажем, как в море англичан трогать!

Буквально на следующий день Хорсею донесли, что зловредный «Уаскар» опять поймал пароход. Британские корабли вышли искать мятежника.
Это были парусно-паровой небронированный крейсер-фрегат «Шах» и корвет «Аметист».

«Шах», водоизмещением в 6250 тонн, был построен по так называемой «технологии композитного набора».  Проще говоря,  шпангоуты и стрингеры у него были металлические, а обшивка – деревянная, как у парусника времен Нельсона. Корабль нес 24 орудия калибром 7" и 9", а в качестве дополнительного вооружения имел два 16-дюймовых торпедных аппарата системы Уайтхэда и 8 торпед к ним. Численность экипажа у «Шаха» составляла 600 душ, командовал фрегатом опытный капитан Фредерик Джордж Денхэм Бедфорд.

Корвет «Аметист», водоизмещением 1970 тонн, корпус имел деревянный, был вооружён 14-тью орудиями, а численность экипажа имел 225 душ.

Под давлением английских властей правительство Перу признало «Уаскара» мятежником и направило в море для его ареста карательный отряд под командованием адмирала Хуана Гильермо Мура.

В качестве флагмана полицейскую эскадру возглавила та самая, некогда «обиженная»  «Уаскаром» «Индепенденсия» (3556 т, 14 орудий), а в состав вошли  корвет «Унион» (2016 т, 16 орудий), монитор «Атауальпа» (2100 т, 2 орудия, из-за низкой скорости и малой мореходности буксировался пароходом «Лимена»), и канонерская лодка «Пилкомайо» (600 т, 5 орудий).

Тем временем, 22 мая в чилийском порту Кабихо «Уаскар» все-таки принял на борт министра Пьеролу. С таким пассажиром он обнаглел окончательно: 28 мая высадил десант с предварительной артподготовкой по всем правилам, и взял порт Писагуа. Правда, уже к вечеру на внешний рейд захваченного городка заявилась эскадра Мура…

Сдаться добровольно, отпустив на берег захваченных в форту пленников и заодно – министра, «Уаскар», естественно, отказался. Закипел бой.

Впрочем, «закипел» - это, скорее, просто устойчивая литературная формула. В те годы морские бои динамизмом не отличались. Вплоть до наступления темноты, противники малым ходом ползали по внешнему рейду, периодически оглашая окрестности громовыми выстрелами. Целились долго.  Стреляли редко. Попадали еще реже. За два часа баталии «Уаскар» успел истратить всего 5 снарядов. А, например, «Индепенденсия» почти сорок, но это объясняется лишь тем, что у нее было больше пушечных стволов. С дистанции всего около 10 кабельтовых в сгущающихся сумерках ей ни разу не удалось поразить противника всерьез. Впрочем, и «Уаскар» добился успеха лишь один раз.

Ночью мятежный монитор тихим ходом, стелясь по черной воде и стараясь аккуратнее топить котлы, чтобы из единственной трубы в ночи не сыпались искры, уполз неизвестно куда. Правда, уже на следующий день его обнаружил английский поисковый отряд.

29 мая, имея значительное преимущество в скорости, англичане окружили  «инсургента и пирата» около Пунта Колее.

«Шах» спустил гребной баркас, и лейтенант флота Её Величества Джордж Райнер отвез «Уаскару» письменный  ультиматум на двух языках: сложить оружие и подчиниться.

«Уаскар» послал Райнера к чёрту. Открытым текстом – через медный раструб мегафона в руках выборного капитана.

Это казалось безумием. В самом деле: у англичан – 38 пушек и 825 душ команды на двоих. У «Уаскара» - 5 пушек и 167 душ, считая и абсолютно бесполезного в бою министра Пьеролу… Впрочем, неумение стрелять из морских орудий и драться абордажной саблей у Пьеролы с лихвой было восполнено красноречием. Выйдя к построившемуся на шканцах  экипажу, претендент на президентство сказал:
- Господа! Перед нами – флот королевы Виктории. Наша революция заканчивается. Теперь мы все перуанцы, которые должны защищать свой флаг!

Удивительно, но факт: воевать с английскими моряками согласились даже пленные сторонники законного президента, которых «Уаскар» взял в форте. Приказ английского адмирала в отношение «Уаскара» не допускал двоякого толкования:
- «Принудить к капитуляции, в случае сопротивления – расстрелять!».

Бой произошёл около порта Пакоча, в двух милях от берега, при ясной погоде и спокойном море. «Шах» беспрестанно маневрировал, стремясь подобраться к «Уаскару» сзади: с кормы у монитора меньше брони, а оконечность и вовсе не защищена. «Уаскар» вертелся, подставляя англичанину главный бортовой пояс, и жалил врага нечастыми выстрелами, скорее поддразнивая, чем пытаясь потопить.

За весь бой, длившийся более двух с половиной часов, перуанец истратил 10 снарядов, а англичане – более 400. Тактика «Уаскара» была примитивна, но эффективна, как у настоящего дикаря: маневрировать, подманивая  противника к берегу Пакочи, где из-под желтого мягкого ила торчат на дне зубастые сколы базальтовых скал. Если удастся затащить туда «Шаха», он со своей осадкой нормального фрегата точно запорется на мель там, где мелкосидящий «Уаскар» пройдет легко. А если и не запорется – можно будет зажать его где-нибудь в тесном углу - и как следует клюнуть таранным форпиком… Носить этакий «индейский топор» на носу и не применять его – грех, согласитесь!

Однако «Шах» тоже не лыком был шит. Вечером впервые в мире под водой по направлению к борту противника прошуршала в серебряных пузырях торпеда. Атака была произведена с дистанции 900 ярдов (825 метров). К счастью для «Уаскара», от торпеды, идущей со скоростью всего около 9 узлов, может увернуться даже монитор...

Когда адмирал Хорсей велел употребить против «Уаскара» торпеду, кают-компания «Шаха» выразила протест. Господа офицеры всерьез полагали, что нормального противника столь «подлым» оружием не бьют.

- Мы, как цивилизованные джентльмены, осуждаем негуманные методы морского боя против достойного противника, - заявил адмиралу старший офицер «Шаха», - а кроме того, этой атакой вы подвергаете опасности жизни подданных Британской империи, находящихся на борту неприятельского корабля!

…Как будто ранее в бою эти люди опасности не подвергались!

Едва только сгустилась тьма, «Уаскар» перестал стрелять и уполз под самый берег, где на фоне скал его совершенно не было видно. Искать? А вот тут  точно к утру на мели очнешься!.. Он-то здесь – у себя дома, каждую щелочку в шхерах знает. Чего никак не скажешь об англичанах.

Спрятавшись от преследователей,  «Уаскар» занялся ремонтом. За два часа сражения противник довольно сильно испортил ему внешний вид: снес мачту, спалил обе шлюпки, изодрал палубу осколками. Но, по большому счету, серьезная дыра с пробитием брони была всего одна. В экипаже погиб матрос Руперто Бехар, пять его товарищей, в том числе командир, получили легкие раны.

Ночью, в густом мраке, отпев и похоронив в волнах покойного матроса, «Уаскар» решил идти в Икике. Там пребывал адмирал Мур, там коптила небеса его «Индепенденсия» с сотоварищами… Да, они  держат «Уаскара» за разбойника. Но разве они не перуанцы? А что если договориться с ними и вместе выступить против английской эскадры?

Однако адмирал Мур, увидев среди своих кораблей на рейде мятежника, первым делом связался по телеграфу с правительством в Лиме и получил ответ: война с Англией в планы президента не входит. Пьероле надо пообещать место в новом кабинете министров, а «Уаскару» лишь то, что его не выдадут англичанам, отдадут под руку прежнего, законного командира Грау и освободят от уголовной ответственности за пиратство.

Как ни странно, мятежник всем этим обещаниям поверил и капитулировал…
Англичане рассчитывали на то, что мятежный монитор с экипажем будет выдан им с командой для суда – как пират и провокатор боевых действий. Но с такими предложениями «Шаха» попросту выставили с рейда в Икике.  2 декабря 1878 года окончательно скомпрометировавший себя фрегат был отозван в метрополию – вместе с адмиралом. Вместо него флагманом Тихоокеанской станции был назначен броненосец «Трайэмф», прибывший на тихоокеанскую станцию с новым главнокомандующим британскими силами...

Хорсею оставалось только горько шутить:
- Этот «Уаскар» никакой не инка, он просто арауканин какой-то!

Поясним:  араукане  (или арауканы) – индейское племя юга Америки, прославившееся воинской доблестью и вместе с тем - жестокостью в войнах. Воевали араукане со всеми соседями, а при появлении испанцев некоторое время вполне успешно резали и их – несмотря на наличие у конкистадоров лошадей и огнестрельного оружия. Самоназвание арауканского народа иное, а слово, которым это племя называются у соседей, в переводе значит всего лишь «хороший враг», то есть, тот, с кем сразиться – тот еще труд… Назвать индейца любого другого племени арауканином – это, кстати, не только крепко обидеть, но и в какой-то мере возвысить, признав его непобедимым воином.

…«Уаскар» еще стоял в ремонте, когда президент Мариано-Игнасио Прадо все-таки подал в отставку. Волна антиправительственных и антибританских выступлений, поднятая до безумия храбрым одиночкой «Уаскаром», захлестнула страну. А британский адмирал Хорсей на целый год угодил в статус persona non grata на территории Перу…

А вот не надо торпеды куда ни попало кидать!

В 1879 году в этих водах разразился новый военный конфликт. В исторических летописях он получил имя «Селитряная война». С одной стороны в нем участвовали в союзе Боливия и Перу, с другой - Чили, предметом спора была территория Антофагаста.

К этому времени командир «Уаскара» Мигель Грау был уже контр-адмиралом. Полгода «Уаскар» занимался примерно тем же, что и в прошлую войну: рейдерским террором противника на грани пиратства. В засаде под берегом подстерегал каботажников, ловил и грабил до нитки. Совершал налеты на портовые акватории, обстреливая береговые сооружения, в том числе – и жилые кварталы прибрежных городов. Жег склады. Вот результаты такой работы за шесть месяцев боевых действий:

1. Проведены обстрелы территории и диверсии в городах Кобиха, Токопилья, Патильос, Мехильонес, Уанильос, Пунта-де-Лобо, Чаньяраль, Уаско, Кальдера, Кокимбо и Тальталь.
2. Выслежено, арестовано и потоплено 16 чилийских транспортов, у большинства из которых перед расстрелом конфискован весь полезный груз – вплоть до мыла!
3. В сражениях с чилийским флотом подвергнуты обстрелу и попали в ремонт боевые корабли «Blanco Encalada», «Abtao», «Magallanes» и «Matías Cousiño».
4. Арестованы и доставлены в перуанские порты невредимыми корабли «Emilia», «Adelaida Rojas», «E. Saucy Jack», «Adriana Lucía», «Rímac» и «Coquimbo». Причем, войсковой транспорт «Rímac» задержан практически без сопротивления. Его пассажирами были 260 чилийских кавалеристов вместе с лошадьми, оружием и снаряжением…
5. Отбиты из-под ареста и возвращены на родину захваченные ранее чилийцами корабли «Clаrinda» и «Caquetá».
6. Подавлена артогнем береговая батарея в Антофагасте.

Словом, житья чилийцам не было он неуемного «Уаскара»!

Мигель Грау был повышен в чине до полного адмирала. Практически весь экипаж «Уаскара» был не единожды награжден.

«Уаскар» вместе с броненосцем «Индепенденсия» осуществлял блокаду порта Икике. 21 мая 1879 года  у Икике шел в море транспортный конвой. Транспорт «Ламар»  имел на борту  две с половиной тысячи душ пеших стрелков с полной выкладкой. Охраняли пароход корвет «Эсмеральда» и вооруженная шхуна «Ковадонга».

И у стен Икике эта команда напоролась на притаившегося у берега «Уаскара». Да и ладно бы на него одного! Перуанцев тут была целая эскадра. В том числе – броненосец «Индепенденсия», вечная то соперница, то напарница неугомонного «инка»…

«Уаскар» подобрался к «Эсмеральде» вплотную и вонзил ей в борт свой таран. Потом дал «полный назад» и резко вытянул нос из пробоины. Потом короткое отступление, перестрелка – и еще один удар, потом – еще…  В отсеки корвета хлынуло море. Командир «Эсмеральды» Артуро Пратт понял, что его корвету остались считанные мгновения на этом свете, и с криком «На абордаж!» перескочил на палубу «Уаскара». Увы, последовать за своим отважным предводителем смогли лишь двое чилийцев. Не прошло и нескольких минут, как все трое погибли в рукопашном бою на палубе «Уаскара».

«Эсмеральда» после третьего таранного удара пошла ко дну. Чилийцы потеряли 135 человек погибшими и 62 ранеными против одного погибшего и 7 раненых у «Уаскара».

Перуанская эскадра отбила у чилийцев транспорт с войском. Но при попытке протаранить «Ковадонгу» села на риф «Индепенденсия». Сняться с мели оказалось невозможно: у броненосца был перебит киль. Поэтому корабль был уничтожен собственным экипажем.

«Уаскар» остался один. Теперь у него не было конкурента в претензиях на флагманский пост. И надежного товарища, не раз спасавшего от международных скандалов, тоже не было…

8 октября 1879 года возле Пунта-де-Ангамос  «Уаскар» сцепился с эскадрой чилийцев, насчитывающей 6 боевых вымпелов. Двое из неприятельской эскадры превосходили «бешеный монитор» по всем параметрам - казематные броненосцы «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кокрейн»…

И капризная красавица Фортуна впервые изменила «Уаскару».
Чилийский снаряд разорвался на командирском мостике, разом покончив и с отважным адмиралом Грау, и со всеми офицерами его штаба. Расстреляв боезапас и исчерпав средства к сопротивлению, «Уаскар» принял решение капитулировать.

И этим несказанно удивил неприятеля. Чилийцы ждали чего угодно – самоподрыва на оставшемся порохе, таранного удара в борт «Энкалады», попытки затопиться, наконец. Но никак уж не готовности вести переговоры!..

…Год спустя после этого дня, выйдя из ремонта, «Уаскар» уже сражался под чилийским флагом. Сражался столь же хитро и неистово, как и ранее. Перуанский монитор «Манко Капак», тоже поименованный в честь одного из воинственных инкских вождей, немало от него потерпел…

В бою с «Манко» «Уаскар» снова потерял своего командира — погиб чилийский капитан Мануэль Томсон. Вместо него был назначен капитаном Хосе-Мария Санта Крус . Под его началом старый монитор успел принять участие в Чилийской Гражданской войне 1891 года – на стороне Конгресса.

В 1897 году с «Уаскаром» произошло то, что рано или поздно ставит крест на карьере парового корабля: из-за износа цилиндра высокого давления произошел разрыв его «банки». В технологиях конца 19 века, когда цилиндры главной машины устанавливаются при постройке внутрь корпуса до замыкания набора и установки палубы, замена ЦВД считалась технически затруднительной. Фактически, полкорпуса разбирать надо, броню снимать, бимсы резать… В данном случае возраст корабля не позволял надеяться на выгоду от такого сложного ремонта. Трещину в цилиндре зачеканили, контур стянули стальными полосами и упрятали все это под толстый слой асбестовой теплоизоляции.

«Уаскару» выписали статус нестроевого и затолкали в портовый противопожарный отряд в Вальпараисо. Где он ни шатко ни валко дотянул до первой Мировой…

И все же он вернулся в строй – в 1917 году, будучи переоборудованным, в качестве корабля обеспечения дивизиона подводных лодок. И занимался выдачей субмаринам торпед на боевые учения вплоть до … 1930 года!

Итак – 66 лет активной боевой службы. Из них более 30 – в нестроевом статусе, после того, как инженеры сказали, что «еще года три протянет»…

В 1934 году «Уаскар» - к тому времени портовый блокшив – был возрожден к жизни для музейной службы в Талькауано.

К столетию героических действий «Уаскара» под командованием адмирала Грау в Перу была выпущена серебряная монета номиналом 5000 песо.

… А в перуанском флоте по сей день служит крейсер «Адмирал Грау», голландского происхождения, 1980 года спуска, нареченный в честь командира «Уаскара». Недавно он был модернизирован…  Есть все шансы побороться за очередной рекорд флотского долголетия!
Опубликовано: 07/03/19, 21:05 | Просмотров: 961 | Комментариев: 5
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

>> Броненосный корабль «El Huаscar»

"Названия фирм, компаний, банков и т. п., написанные латинскими буквами, не заключаются в кавычки: фирма Intel, ООО Fashion, авиакомпании Air France и British Airways, салон красоты Carven, ресторан La Fontana, клуб Tabula Rasa".

http://new.gramota.ru/spravka/letters/75-kav2

К сожалению, это не единственная ошибка правописания. И не только правописания. К примеру, совершенно непонятно, почему название корабля поначалу записано латиницей, а дальше - "Уаскар". Унификация записи должна быть соблюдена. И к стилю изложения есть замечания - например, "прожить биографию" или "употребить торпеду" - сочетания довольно странные.

PS. Да, я говорила о том, что не захожу на странички этого автора, но уж коли в "Анонсах" предлагается голосовать, заглянула.
Марго  (17/03/19 07:14)    


Хорошо покуралесил вредный индеец - биография его похожа на авантюрный роман.
Роксана_Ланд  (10/03/19 14:20)    


Я говорю: такое сочинить проще, чем прожить. Однако, всем читателям, кому история покажется придуманной, просто рекомендую познакомиться с "Уаскаром" лично. Мне это в свое время удалось. Для тех, кто не имеет возможности бывать в Чили, подойдет и контакт по переписке.
Находясь на музейной службе, он числится в составе эскадры штатным пропагандистом исторических знаний, и охотно ответит на самые разные вопросы.
Да, технология связи такова. Сначала пишем письмо с вопросом по адресу:
Куда:
Chile, (4030000) , Concepciоn, VIII Regiоn del Biobio.
Museo Flotante.
Кому: Monitor Huаscar.
Ответ придет через пролтора-два месяца. Если собеседник покажется интересным, вам дадут адрес в е-мэйл и код личного чата. Адрес, указанный на сайте Моского музея - не действует. Вернее, по нему не дают исторических консультаций, только организуют экскурсии в музее.
Примечание: так как стоянка "Уаскара" при музее и сам музей расположены на действующей военной базе, попросить от него панорамные снимки акватории красивейшего города не получится. Зато собственные фото, схемы и изображения реликвий из музейной экспозиции он предоставляет бесплатно и с удовольствием - в качестве обоев на компьютерный экран. Пропаганда истории флота прописана в его текущих боевых задачах, и случая попиарить себя он никогда не упустит.
Переписываться с ним лучше по-испански или по-английски. С русским там совсем туго: как-то раз мне пришел ответ, по всей видимости сделанный так: пишем на родном языке, причем, с кучей терминологии, индейской идеоматики и жаргонизмов. Потом проводим всю эту писанину через простейший старенький компьютерный переводчик и нажимаем кнопку "перевести на русский". В результате механический словарь оставил половину слов непереведенными, остальные смешал в кучу, и из ответа ваш покорный слуга узнал, что "Предметом драк и препирания с potencias vecinas было настоящее удобрение", и что ""Шах" во время ультиматума похож на немую перевернутую черепаху". :)))
Пришлось перейти на английский и связаться в чате. Цитирую диалог в сокращении.
- Всем лучше было оставаться теми, кто они есть.
- ???
- Пиночету - сыном таможенника и командиром пехотного батальона. Альенде - доктором по заразным болезням, Бланко Энкаладе - капитаном. Никто из них не годится в президенты.
- Почему об этом зашла речь? Мне хотелось поговорить не о президентах, а об обстоятельствах боя при Киике.
- Странно. Все русские сначала спрашивают про Пиночета.
В общем, странностей хватает. Но если вы напишете в письме "Quiero escribir un libro sobre ti" (Я хочу написать о тебе книгу) - все, вы лучший друг навсегда. Сразу придет вопрос, не оформить ли вам официальное приглашение в Вальпараисо...
Да, адрес распространяется по личной просьбе его хозяина. :)))
Neihardt  (10/03/19 15:37)    


Спасибо, Светлана.
Очень интересный очерк и занимательный комментарий автора к нему. Вы правы, история монитора заслуживает создания увлекательнейшего сериала про него или приключенческого романа. Неужели в Перу или в Чили так никто и не удосужился сделать нечто подобное?
Доводилось мне иметь заходы в чилийские и перуанские порты. Бедные страны с высоким уровнем преступности.
vladkold  (12/03/19 05:33)    


Мне тоже...
Насчет преступности - арваться не довелось.
А чилийцы только смешной мультфильм про "Уаскара" сняли.
Neihardt  (12/03/19 05:36)