Нужно понимать, что далеко не любое изображение, скульптуру и т.д. с «исторической» тематикой можно отнести к реконструкции. Арт-реконструкция – это точное изображение сущностных, функциональных, тактико-технических и иных признаков объекта в их совокупности. Этим арт-реконструкция отличается от любого другого художественного изображения, где главный критерий – это эстетика изображения. Для художника неважно, насколько исторически правдиво его творение, главное, чтобы оно выполняло поставленные эстетические (или антиэстетические) задачи. Для реконструкции принципиально соответствие изображаемого действительности.
При реконструкции авторы используют весь доступный для конкретного времени исторический и методологический материал: изображения в исторических документах, описания, результаты археологических, материаловедческих, краеведческих и биометрических изысканий.
Поэтому основным критерием оценивания при реконструкции служит достоверность.
Сразу же следует оговорить, что нужно понимать, что именно реконструируется: внешний облик объекта, его функциональное назначение, материальное воплощение. Так, крепость может быть точно реконструирована, например, в масштабе 1/72. Здесь предметом реконструкции будет ее облик; меч можно воссоздать в оригинальном масштабе по оригинальным же технологиям, а рацион – по данным антропологии и генетики.
Сегодня мы говорим об арт-реконструкции облика древнерусских воинов.
Начнем с того, что первые попытки реконструировать облик средневековых воинов относятся ко второй половине XVIII века, когда отечественная история начала изучаться как предмет научного знания. Существующая на тот момент методология предполагала асинхронное изучение объектов. То есть, не делалась разница между тем, как выглядел воин в IX и в XVI веках. И если XVI век на тот момент оставил достаточный иллюстративный и фактический материал в виде доспехов и др. из запасников Московского Кремля и других крупных арсеналов, то предыдущие эпохи восстанавливались по принципу: «также, только старше».
Здесь мы видим несколько
литографий рубежа XVIII- XIX вв. Д.Донской Русская пехота XI века Приношу свои извинения за качество изображений - чем богат.
Т.е., длиннорукавные кольчуги, восточные шлемы, щиты позднейшей эпохи - что было знакомо, то и нарисовали
____________________
Здесь прорисовка реконструкции
первой трети XIX в. ______________________
ХХ век принес новое в методологии живописной реконструкции. Стали привлекаться археологические данные, появились методы сравнительного анализа источников и др.
Наиболее известны стилизованные реконструкции по материалам исследований
А.Н. Кирпичникова
Данные реконструкции стилизованы под исторические миниатюры древнейших памятников и содержат воспроизведение археологических находок методом художественной графики.
(обратим внимание на прорисовку крепости. Нам это пригодится в следующей статье)
___________________
Реконструкции Анатолия Николаевича породили многочисленные подражания.
Игра для детей по материалам А.Н. Кирпичникова.
Не надо смеяться, это очень хорошая раскраска, просто редактор немного увлекался еще и другими картинками.
_______________________
Вместе со стилизациями под древние миниатюры пришли и реалистические арт-реконструкции.
Самые известные – реконструкции
М.В. Горелика.
К реконструкциям Михаила Викторовича у исследователей есть ряд вопросов, но это не тема нашего обзора. Интересующиеся могут посмотреть в «тырнетах» «критику исследований М.В. Горелика». Там есть и оправданные замечания, и откровенные нападки.
Иллюстрация из энциклопедии "Всемирная история" ______________
В традициях Михаила Викторовича во многих книгах просвещенческого толка публиковались аналогичные иллюстрации.
Реконструкция В.Карасева. Нет, это не рисунок, а именно реконструкция вполне себе профессионального историка, причем, в целом - правильная реконструкция
Современная стилизация под труды М.В. Горелика.
Автор Р.Исматуллаев.
А вот это уже
сюр, хотя изображение из пособия для художников-реконструкторов
______________
Отдельно стоит
Алла Бегунова, чьи два фундаментальных труда определили сознание многих читателей 70-80 г.рождения из ХХ столетия.
Это такая живописная реконструкция облика, вполне историчная, но на основе сугубого воспроизведения иллюстраций до научно-исторической эпохи
______________
В настоящее время современная графика позволяет еще более реалистичное изображение
Это уважаемый
Д.П. Алексинский
_________________
Это уважаемый
А. МакБрайн
(реконструкция взятия славянами Константинополя)
(Князь Святослав с древними рептилоидами и анунаками)
__________________
Немного авторов, работающих в том же стиле
Это современная реконструкция по материалам захоронений в Новгородской области
___________________
Прорисовки современными художниками материалов захоронений последовательно по эпохам
___________________
Это 3D реконструкция облика князя Святослава по результатам антропологической реконструкции его потомков и археологических находок
где-то у меня целая куча таких картинок валялась типа Иллюстрация из энциклопедии "Всемирная история".. не помню, из каких-то советских журналов
я тебе привезу как-нибудь)))