von Berg
D`Maru
Краткая историческая справка ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА, РАННЕГО И ДРЕВНЕГО ЦАРСТВ Начало 3 тысячелетия до н. э., когда объединение страны не было достаточно прочным, называют периодом Раннего царства. Приблизительно с 2800 г. Египет уже представлял собой окрепшую рабовладельческую деспотию; начинается период Древнего царства.
Время Раннего и Древнего царств имело огромное значение и для истории Египта и для его искусства, Это были века поисков, отбора и сложения основных форм египетской культуры. Именно Древнее царство было тем периодом, когда на берегах Нила впервые поднялись пирамиды — памятники, которые вспоминает каждый человек при слове «Египет».
Египет представлял собой тогда примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенных в общины свободных землевладельцев.
Столицей был Мемфис — один из древнейших городов мира, ставший первым ведущим художественным центром Египта. Здесь и определились главные задачи и характер древнеегипетского искусства, соотношение его видов, сложились основные типы скульптур, приемы передачи фигур на плоскости, цветовая палитра. На кладбищах Мемфиса впервые встали пирамиды. Здесь было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны веками сохранявшиеся впоследствии элементы архитектурной декорировки. Здесь был создан и скульптурный портрет, одно из самых замечательных достижений египетского искусства.
Культовый характер монументального каменного зодчества был вызван определенными причинами. В идеологии Египта, как каждой древней земледельческой страны, большое значение имело почитание умирающих и воскресающих божеств природы, тесно связанное с заупокойными представлениями. Не умея объяснять явления окружавшего мира, и в частности смерти, считая смену времен года сходной со смертью всего живого, люди верили и в возобновление жизни за гробом. Египтяне считали, что такая жизнь возможна лишь при условии сохранения тела, в которое могла бы возвратиться душа. Развитию подобных представлений способствовал сухой климат страны. Постепенно выработался сложный процесс мумификации трупов. Однако в Древнем царстве способы бальзамирования были еще несовершенны, и в гробницу ставили статую умершего как замену тела в случае его порчи.
Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность трупа и иметь особое помещение для статуи умершего и для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц пошло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы смеялись аналогичной формы прочными надгробиями из кирпича, а затем из камня. Эти гробницы получили в науке название мастабы от современного арабского слова «мастаба» — «скамья». В такой массивной постройке устраивались кладовые, куда ставилось все, что считалось нужным умершему, — запасы пищи и напитков, предметы быта. Здесь же было и особое помещение для статуи, иногда и молельни для приношения жертв, хотя чаще молельню пристраивали снаружи. Под мастабой находилась также выложенная кирпичом и камнем подземная камера, куда ставили гроб с телом умершего.
Естественно, что так дорого стоившие гробницы могли возводить только цари и знать, причем усыпальницы фараонов отличались огромными размерами, более сложным устройством молелен и кладовых. Именно на развитие этих усыпальниц были направлены все усилия зодчих, технические изобретения и новые творческие замыслы, на осуществление которых можно было тратить огромные средства, использовать массы людей. Царские гробницы были и местом почитания умершего фараона, считавшегося духом — покровителем страны.
Именно в поисках создания возможно более впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, итогом чего было появление пирамиды. Создателем первой, так называемой ступенчатой пирамиды, был гениальный зодчий Имхотеп, прославленный впоследствии мудрец, врач, астроном, обожествленный и египтянами и греками. Имя Имхотепа в истории египетской архитектуры связано с постройкой в 28 в. до н. э. пирамид фараона Джосера и его преемника Сехемхета.
Пирамида Джосера, высотой около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла как бы из поставленных одна на другую семи мастаб. Пирамиду окружал сложный ансамбль дворов, молелен, не отличавшийся еще достаточно четкой планировкой. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем.
При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значение камня еще не было полностью освоено, в ряде случаев заметны следы форм, свойственных деревянным и кирпичным постройкам (например, потолки вырублены в виде бревен). Колонны хотя и отодвинуты от стен, но все-таки соединены с ними. Тем не менее до этой усыпальницы применение камня в таких масштабах и формах в Древнем Египте не обнаружено. Очень интересна и декорировка ансамбля. Разнообразны формы колонн и пилястров — от строгих каннелированных стволов, увенчанных просто плитами абак, до пилястров в виде папирусов и лотосов. Для облицовки залов применены рельефы, алебастровые плиты, воспроизводящие плетение циновок поливные изразцы.
Пирамиды Джосера и его преемника проложили пути к созданию пирамид классического типа. Пирамида Хеопса, самое большое каменное здание древнего мира. Она достигает 146 метров в высоту и сложена из каменных блоков весом от 2,5 до 30 тонн. Потребовалось свыше 2 300000 таких блоков, чтобы соорудить это здание. Толща пирамиды прорезывалась лишь коридорами, ведшими к погребальной камере. Местами эти проходы, как и сама камера, были облицованы гранитом, а снаружи пирамиду покрывали ярко белевшие на солнце плиты известняка. Как обычно, к ее восточной стороне примыкал заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом
с меньшим по размерам нижним пирамидным храмом, служившим своеобразным преддверием погребального царского ансамбля.
Усыпальница Хеопса и стоящие рядом с ней пирамиды его преемников Хефрена и Микерина были причислены в древности к семи «чудесам света» — наиболее прославленным памятникам. Они вполне этого заслуживают. Все здесь отобрано и законченно, величественно просто. Сочетание грандиозности и предельно ясной четкости — характерная особенность архитектурного стиля этих пирамидных ансамблей, с их строго симметричным расположением внутренних помещений. Полное освоение конструктивных и декоративных возможностей камня позволило применить колонны в оформлении входов, дворов, залов и блестяще использовать сочетание полированных плоскостей различных пород, которыми так богаты горные цепи долины Нила. Граниты разных цветов, базальты, диориты, сливочно-желтоватый алебастр с его бесконечным разнообразием игры прожилок — все это явилось также средством великолепной декорировки. полностью соответствовавшей общему стилю памятников. Руководил сооружением пирамиды Хеопса зодчий Хемиун.
В последующие века высота пирамид уменьшается — страна не может выдержать столь огромных издержек. Пирамиды не превышают 70 метров. Зато увеличиваются размеры заупокойных храмов, возрастает сложность их планировки. Устройство пирамидных святилищ было всегда обусловлено требованиями ритуала, изменявшегося в течение веков. Раскопки показали нараставшую сложность архитектуры пирамидных храмов — от скромной молельни у мастабы фараона I династии, через все более усложнявшиеся святилища пирамид — ступенчатых и классических, вплоть до пирамидных храмов конца Древнего царства, где мы видим сложную, но отлично продуманную, четкую планировку, отвечающую твердо сложившемуся к этому времени ритуалу и поэтому сохранявшуюся без особых изменений в ряде царских усыпальниц. Все больше внимания уделялось и декорировки пирамидных храмов — разнообразнее становятся формы опор (от четырехгранных столпов до пальмовидных, папирусовидных и лотосовидных колонн), расширяется место, отводимое для рельефов.
Наряду с пирамидными ансамблями в Древнем царстве строились и иного рода святилища — так называемые солнечные храмы.
Даже обычные для египетского искусства картины нильской природы нашли теперь новые решения. Характерны новые цветовые сочетания; так, дворцовая роспись с изображением семьи Эхнатона построена в розовато-золотистой гамме.
Понять характер искусства Ахетатона помогают и памятники, обнаруженные за пределами города, — пограничные стелы, вырубленные на скалах, окружавших новую столицу двумя полукругами на обоих берегах Нила, и гробницы, устроенные в восточной горной цени. Эти памятники особенно важны потому, что данные имеющихся на них текстов позволяют определить последовательность этапов стилистического развития искусства Ахетатона.
Первоначальная полемическая утрировка черт встречается на рельефах пограничных стел, сделанных при основании города, и в созданных в первые годы его существования гробницах. Затем заостренность сглаживается, но интерес к передаче действительности непрерывно нарастает. Освобожденные от необходимости следовать древним традициям, мастера прекрасно используют открывшиеся перед ними возможности. Этому способствуют требования, поставленные перед художниками, — показать на стенах гробницы каждого вельможи конкретные особенности его службы при дворе, обстановку этой службы. Вставали задачи изображения новых храмов, дворцов, служения Атону, придворного быта, равно и отдельных эпизодов из жизни владельцев гробниц. Отчетливо растет роль пейзажа.
Особое внимание уделялось изображению человеческих чувств — семейной любви, скорби об умершей дочери.
Сопоставляя рельефы гробниц, мы убеждаемся, что сцены, отличающиеся наибольшей жизненностью, подлинным движением, самыми интересными решениями в построении больших композиций, групп, отдельных фигур, находятся на стенах наиболее поздних гробниц. Нет сомнения в том, что и лишенные утрировки, дышащие жизнью статуи также должны
большого храма был решен в виде пилона; по сторонам входа возвышались четыре колосса высотой 20 метров, которые были хорошо видны с Нила. Великолепные воплощения всеподавляющей мощи царя-завоевателя, колоссы, как и остальная декорировка храма, создавали впечатление незыблемости власти Рамсеса II. Победы фараона в Азии и Нубии показаны на рельефах гипостиля, выполненных с большим мастерством и содержащих ряд новых композиций. Авторами их были скульпторы Пиаи, Панефер и Хени.
Храмы возводились, конечно, не только в Фивах и Нубии. Строительство производилось и в других городах. Очень интересен заупокойный храм Сети I в Абидосе, являющийся и по своему архитектурному решению и по великолепию рельефов одним из прекраснейших памятников этого периода.
Особенно много строили фараоны XIX династии в своем родном городе Танисе, получившем теперь имя «Пер-Рамсес» — «Дом Рамсеса». Построенные здесь храмы имели облик обычных святилищ Нового царства, с обилием колоннад и скульптур. Последние очень интересны: они отличаются совершенно иной стилистической трактовкой образов богов и царей. В полной и резкой противоположности стилю Фив, где статуи при известной приподнятости сохраняли определенные реалистические черты, здесь изображения того же Рамсеса II совершенно лишены портретного сходства, и, не будь на них надписей, мы никогда не подумали бы, что перед нами тот же человек, который показан на ряде фиванских памятников.
Сосуд с росписью охоты. 4 тыс. до н.э.
Бытовая роспись из гробницы 4 тыс. до н.э.
Рукоять ножа - видимо, ритуальный нож. ок 4 тыс. до.н.э.
Т.н. "Плита быков". 4 тыс. до.н.э. Одно из наиболее древних свидетельство зооморфного культа быка на территории
Египта.
Зодчий фараона Хесира. Рельеф из его (фараона) гробницы.28 в.до.н.э. Стремление изобразить красоту человека было характерно не только для периода эллинизма. В Древнем Египте стремились передать не столько реализм облика самого человека, сколько его духовного мира. И хотя это было связано с религиозной практикой, эстетика человека никуда не делась.
Уже демонстрировавшаяся статуя Неферт в черно-белой фотографии с реставрацией позднейших повреждений. 28 в до. н.э.
Статуя зодчего фараона Хемми (Хемиуна). 28 в. до.н.э. Обратим внимание на проработку детали. Древние весьма чувствовали гармонию и имели представление о качественной работе
Голова статуи жреца фараона Ранофера. рубеж 3 тыс. до.н.э. Реставрация позднейших повреждений.
Голова утраченной статуи. Рубеж 3 тыс. до.н.э. Все статуи были подробно расписаны, представляя людей так, как они должны были выглядеть в торжественные минуты своей жизни.
Т.н. "желобочный" рельеф. Изображение служанки фараона Тети. 21 в. до н.э.
Ритуальный туалет царицы Кавит. 21 в. до н.э. Египтяне хорошо понимали, что такое красиво, а женщины, "вкушая чашечку кофе", любили посмотреть на себя в зеркало
Статуя женщины, по имени Сенуя. 19 в.до.н.э.
"Моделизм" Древнего Египта. Ритуальные фигуры из гробниц. вверху - бегемот. 20 в. до н.э. Внизу - нубийские лучники - 21 в. до. н. э. Обратим внимание на луки - в другой стате о них стоит поговорить подробнее
До следующей публикации!
/По материалам издания: "Искусство Древнего Востока". М.Э. Матье и др., Париж - Москва (совместное издание), 1967 г./