Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1171]
Миниатюры [1152]
Обзоры [1459]
Статьи [468]
Эссе [211]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [166]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [83]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [13]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2473]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [490]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Титулы российских монархов с 1500-х до 1917 г. (окончание)
Документальная проза
Автор: Berg
Централизация государственной власти Московского государства обеспечила возможность концентрировать вокруг административного центра все земли Рюриковичей. Прежнее Владимиро-Суздальское княжество постепенно стало переходить от конфедеративной системы управления к абсолютистской власти. Вначале Великий князь стал дефакто монархом над большей частью Северной и Центральной Руси , а затем это отразилось в титулатуре – Великий князь получил титул «царь».[2]



(Как царя видит сытый художник)

Титул «царь» происходит в русском языке из титула «цезарь», который в переводных византийских источниках подразумевает титул императора. «Цезарь», а затем и «царь» в русской юридической и деловой традиции используется как титул императора, т.е. правителя консолидированных автономных или частично автономных государств в единую юридическую структуру. Император в «табеле о рангах» монархов находится на самом высоком месте и фактически представляет собою «властителя над другими властителями».

Первым претендентом на имперскую власть стал Иван III Васильевич, который после победы над объединенным войском хана Ахмата (1480) стал официально именоваться «самодержцем», т.е. независимым правителем, а после консолидации Твери (1485),Новгорода и Вятки в Московское государство и кардинального ограничения власти удельных княжеств – «Государем всея Руси».

Титул «Государь всея Руси» еще не был царским титулом в точном юридическом значении. Пока еще он заявлял претензии на независимое управление –«владение» - территорией, включающей в себя автономии, но не на высший правовой статус.

Первый официально принявшим титул «царь» был Иван IV Васильевич. Международное сообщество достаточно легко приняло новый титул «Государь всея Руси», поскольку он заявлял о претензиях на подконтрольные территории, но не на юридическое главенство или равенство с высшими монархиями мира. «Вся Русь» на тот момент понятие достаточно абстрактное, тем более, что на этот же титул претендовали литовские, а затем и польско-литовские правящие дома. Создававшаяся коллизия была вполне в духе XVI-XVII вв. Но принятие Иваном Грозным титула «царь» означала совершенно иной уровень претензий. Теперь Московский государь становился не просто независимым владыкой над обширными землями, он оказывался по положению выше многих монархий. Борьба за признание за Московскими государями титула «царь» растянулась аж до времен Алексея Михайловича.

Каждый раз вопрос именования русского самодержца полным титулом прорабатывался на высшем уровне и именование в официальной переписке полным титулом означало победу на дипломатическом уровне. Очень часто, уступками ради такого именования были совершенно конкретные преференции одной из высоких договаривающихся сторон. [2]



(А ты правильно подаешь челобитную?)

Дело в том, что присоединение территории вместе с титулом автократора той территории - «Государь Псковский», «Великий князь Смоленский» - московские князья устанавливали свое неотъемлемое право на них. Т.е., Смоленск, долгое время бывший предметом тяжбы с польско-литовскими правящими домами, юридически закреплялся за Москвой, стоило признать титул царя:
«Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Смоленский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных (земель)»
Как видно из предыдущей цитаты, московский царь объявлял себя наследником не только владений Рюриковичей, но и Византии.

Дальнейшая тяжба, связанная с международным признанием царского титула, продолжалась вплоть до заключения Поляновского мира 1634 г когда Речь Посполитая официально согласилась признать титул царя в основной формуле. При этом Речь Посполитая постоянно меняла эту формулу без согласования с Москвой в официальной корреспонденции, что стало одним из поводов для Русско-польской войны 1653-1667 гг. и уже только по ее итогам Андрусовское перемирие де факто (по употребленной формуле) подтвердило титул русского монарха, сохранив и разграничив за польским королем: «Короля Польскаго,Свейскаго,Великаго князя Литовскаго,Русскаго и иных земель», а за русским монархом: «Велигоко государя,Царя и Великаго князя Всея Великыя, Белыя и Малыя Россия государя и самодержца». (https://runivers.ru/bookreader/book9809/#page/696/mode/1up) [12]

То есть Король Польши именовался Великим князем Русским (как наследник правителей Великого княжества Литовского и Русского), а царь – царем и Великим князем всех русских земель, включая Южную Русь.

Все это время, о котором мы говорим (с 1547 г), шел процесс легитимации царского титула, когда Швеция, Франция, Османская империя и другие страны постепенно признавали императорский статус российского монарха.

В 1721 году царь Петр I Алексеевич принял титул Императора Всероссийского. Казалось бы, какая разница царь или император? Смысл одинаковый. Но в XVIII веке термин «царь» уже прочно ассоциировался с «периферийным» востоком, который мог претендовать на определенные устоявшиеся обороты в деловой переписке, но не на равенство или главенство в международной политике. Китайский император признавался императором, как и царь Московский – царем, но равнозначными политическими фигурами императору Священной Римской империи, который (как император) власти не имел вовсе, они на международной арене не были. Теперь же Россия по факту победы над одним из сильнейших европейских государств – Швеции и изменения своего политического вектора становится полноправным членом европейской политики.



(Пушка и палаш - лучшие аргументы в поддержку любого титула)

Титул: «Петр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и Всея Северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей и иных наследный Государь и Обладатель» - означал признание со стороны Европы существования и правомочий одного из крупнейших государств мира. Первыми титулатуру российского императора признали Пруссия, Нидерланды и Швеция (1722 г). Позднее всех признали Франция (1736 г) и Польша (1764 г.).

Петровский титул российских монархов в основной формуле просуществовал до 1917 года. Полагаю, что далее можно не расписывать, а ограничиться цитатой титула Николая II:

«Божиею поспешествующею милостию Николай Вторый, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский; государь Псковский и великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; государь и великий князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны повелитель; и государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный государь и обладатель, государь Туркестанский; наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая»

Полный титул российского императора Николая Второго состоял из 113 слов

Обзор использованных источников будет отдельной публикацией.
Опубликовано: 06/12/19, 13:47 | Просмотров: 849
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]