ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, НАЧАТАЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ НА СТРАНИЦАХ МОЕГО ЖЖ
Где-то он сейчас?
Виктор Афанасьев (отчества не помню) попал в Новосибирск по приглашению тогдашнего ректора Новосибирской консерватории в 60-е годы.А предыстория его появления примечательна. Сын генерала, попавшего в окружение и застрелившегося в Великую Отечественную, он был принят в детдом и вместе с ним эвакуирован на восток. По ночам мальчик вставал и зачем-то уходил на кухню. Зачем? Воспитательница проследила: сдёрнув с обеденного стола клеёнку (а на самом столе им предварительно мелом была расчерчена фортепианная клавиатура!), мальчик усаживался за стол и "играл", стуча пальцами по неподатливому и немому столу одному ему слышимые аккорды - фортепиано у эвакуированных детей, конечно же, не было. Воспитательница при первой же возможности повезла Витю в Москву и показала педагогу Московской консерватории Генриху Густавовичу Нейгаузу.Тот попросил Виктора сесть за инструмент. Мальчик играл и играл - самозабвенно и безошибочно.Г.Г.Нейгауз оставил его жить у себя - Виктор пошёл в музыкальную школу при консерватории, а затем и в саму консерваторию, которую окончил блестяще.К концу обучения его настигла беда - безответная любовь, результатом которой стало сильное пристрастие к алкоголю. По окончании консерватории он по этой причине уже практически не мог концертировать, его пригласили преподавать в Ташкентскую консерваторию, оттуда "попросили" уйти. Вот тогда-то его и позвали - с условием трезвого образа жизни- в Новосибирск. Весь его ташкентский класс фортепиано перевёлся в Новосибирск. Ректор А.Котляревский потребовал, чтобы новый педагог продемонстрировал своё искусство, дав в консерватории сольный концерт.В.Афанасьев попросил запереть его в профкоме, где стоял рояль и передавать ему только воду,еду и сигареты - репетировал он несколько дней. Потом был концерт.Отдельным зрелищем на нём был сам Афанасьев - весь взмокший, беспрерывно утирающий многочисленными платками клавиатуру, лоб,рот,руки... Из блестяще сыгранного им тогда я запомнил "Фантазию-экспромт" Шопена. После концерта я зашёл в комнатку за сцену, чтобы поблагодарить музыканта. Он стоял в углу, зажатый восхищёнными студентами, преподавателями,поклонниками с цветами... - Ну дайте же мне подойти к нему! - громко взмолилась пожилая дама со скромным букетиком цветов. Все расступились. Дама - это была легендарная Вера Лотар-Шевченко поцеловала руки Виктору и сказала: - Витенька, я в своей жизни слушала двух великих пианистов - Ференца Листа (в записях) и Виктора Афанасьева...
Потом он снова запил, уехал, как говорят, в Саратов, потом - его следы потерялись. А вспомнил я о нём в связи со столетием Клавдии Ивановны Шульженко. Какая тут связь? Да,вобщем никакой, если не считать, что он любил до самозабвения песни в её исполнении и всем говорил:"Ах, вы не понимаете, какая это великая певица!" У нас дома долго хранилась маленькая граммпластинка К.Шульженко,принесенная им и им же затёртая "до дыр" - В.Афанасьев мог слушать её бесконечно, ставил и ставил, прослушав до конца,- с начала и с начала, и с начала, и с начала...
СПУСТЯ 13 ЛЕТ, В АПРЕЛЕ 2019-го Я ПОЛУЧИЛ НА ЭТУ ПУБЛИКАЦИЮ ОТКЛИК ДОЧЕРИ ВИКТОРА КОНСТАНТИНОВИЧА (ОТЧЕСТВО САМ ВСПОМНИЛ!). ЗАВЯЗАЛАСЬ ПЕРЕПИСКА.ПОКА Я "ПЕРЕЖЁВЫВАЛ" ВНОВЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ОНА САМА НАПИСАЛА ПОСТ:
Анна Федорова 30 апреля 2019 г.
Мой папа Гений. Скромняга, трудяга, Эрудит, сирота, одиночка, дебошир и пьяница. Таким его знают те, кто с ним жил или постоянно общался. Папа пианист, Хранитель тёплой певучести бархатного тембра «говорящего» звука. Пианиссимо слышное на галерке. После недолгих поисков, я нашла несколько статей и упоминаний об отце и несколько версий его биографии. Попробую изложить свою версию, основанную на информации от первоисточника. Папа, носил всю жизнь фамилию и отчество усыновителя, Афанасьев Виктор Константинович и родился 4 января 1933 года. Мой дед польский офицер Потравский Владимир, оставил после себя единственную фотографию и неизвестных мне родственников. Моя бабушка Михайлова Наталья Леонтьевна певица, не оставила после себя ничего. Но спасла от голода 11 летнего сына, потерявшего хлебные карточки, сдав его в детский дом в Коканде. Без отца папа остался в 4 года, а мать потерял в 11 лет. Как сирота из семьи офицера, он был усыновлен генералом Афанасьевым или тот был опекуном, история умалчивает, в документах пусто. Как это случилось не имеет большого значения, но папа оказался живущим в интернате при ЦМШ и Елена Фабиановна Гнесина, подкармливала его, трудягу, фанатично любящего музыку и играющего на всем, что напоминало клавиатуру. Педагоги его любили и уважали за безграничное трудолюбие. Эту дисциплину и трудолюбие я наблюдала лично. Папа вставал в 7 утра, делал зарядку, завтракал и 2 часа играл упражнения, поставив на пюпитр своего рояля очередную книгу. Книги он глотал и легко цитировал. Феноменальная память, способности к изучению любых наук, пытливый ум и эрудиция, поспособствовали формированию собственной точки зрения, которую отец редко озвучивал. А если озвучивал, то дерзостью и резкостью умозаключений вызывал острую реакцию у окружающих. Папа играл гениально, у него был свой стиль и уникальный звук. Он жил музыкой, он был ею пропитан и пока у него была крыша над головой и какая то социальная стабильность, его кроме музыки не волновало ничего. Как и почему отец начал пьянствовать, не знаю, но это тоже факт его биографии. Вино, дерзость и эрудиция, очень опасное сочетание. Когда я помогала отцу оформлять пенсию, мне в руки попала огромная стопка документов из его рабочей биографии. Проще написать где он не был, нежели перечислить все места жительства и работы. Одна любопытная особенность, слава о его таланте, летела впереди него и приехав в любой город СССР, через неделю он обрастал толпой почитателей и учеников. Он был Гением в любом состоянии. Везде собирал полные залы восхищенных слушателей, целовавших ему руки после концертов. В начале 80-х папа вернулся в Москву и женился на Лидии Давыдовой, своей подруге юности и первой любви. В то же время он стал преподавать в школе № 31 им Ипполитова-Иванова на Таганке. Папина кузница ковала пианистов ежедневно с перерывом на сон. Круговорот маленьких талантов, всех возрастов и национальностей засасывал и кружил. Студенты консерваторий, вереницей, сменяя друг друга тянулись в Москву к папе на консультацию. Были любимчики и на любимчиков папа истошно орал "Дубина" и стучал по плечам. Это продолжалось до начала 90-х, пока папа не уехал работать по контракту в Испанию, где прожил 3 года, а вернувшись, принял решение, провести старость в одиночестве. Развелся и уехал в свою однокомнатную квартиру на окраине Москвы. Там до последних дней вел уединенный образ жизни. Я очень рада, что папа видел и держал в руках внучку. Он боялся маленьких детей, но фотографии моей дочери забрал с собой и гордо хвалился своими красивыми и талантливыми детьми. Однажды папа сказал, что очень сожалеет, что его поломанная жизнь и судьба, отняли у него возможность насладится простыми жизненными ценностями. Он сожалел, что не хотел моего рождения, но был рад что я у него есть. С папой было очень сложно, но вкусно, весело и дерзко, я поздно доросла до общения с ним и наши отношения не успели раскрыться. Но я счастлива и горда тем, что я его дочь. Папа умер 9 декабря 1995 года, от приступа ишемической болезни сердца. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Спасибо! Увы, о В.К.Афанасьеве не сделал... Вот о другом генеральском сыне (о котором следующий рассказ тут же) был снят документальный фильм по моему сценарию: "Ром или Сцены из жизни В.И.Санарова".Не менее потрясающая история, как мне представляется.
Это документальный фильм, а они далеко не все есть в Интернете. У меня он есть на диске, но просмотреть я его не могу, т.к. дисковод в ноутбуке отсутствует, а других вариантов нет. Есть ещё какая-то запись фильма в черно-белом варианте (фильм цветной) и кусочка его с песенкoй, но у меня открывается только кусочек. Могу прислать, если кинете почту свою на dirloud@gmail.com
Отзыв Веры Лотар-Шевченко дорогого стоит...
Спасибо Вам за рассказ о таком человеке!
Прочитали ли про него?
https://www.youtube.com/watch?v=nL_gDsWUBT0
А здесь - академическая статья о В.И.Свнарове, где многое цитируется из нашего фильма.
https://www.researchgate.net/publica....legendy