Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
КООРДИНАТЫ НЕИЗВЕСТНЫ...
Документальная проза
Автор: Питон
Предисловие:

На рассвете 27 июля 1944 года, радист экипажа самолета “Либерейтор” из 86-й авиагруппы берегового командования КВВС Великобритании, доложил на базу, что их самолет атаковал неопознанную подводную лодку, которая шла вне установленного для конвоев союзников коридора. Атака была успешной, несмотря на то, что лодка пыталась совершить срочное погружение.

25 июля 1944 года из британского города Лервик ушло сообщение, что подводная лодка В-1, под командованием Героя Советского Союза И.Фисановича вышла в море для перехода к месту назначения…
Однако лодка к месту назначения не прибыла, и судьба, как самой лодки, так и ее экипажа остались загадкой…
Какие только предположения о причинах исчезновения Фисановича с экипажем не выдвигались, пока в конце 80-х годов в Архиве КВВС Великобритании не обнаружили радиограмму «Либерейтора»…
Но давайте начнем с самого начала. Это необходимо для того, чтобы попытаться понять, что подвигло И.Фисановича отклониться от разрешенного маршрута…
Я ни в коей мере не хочу утверждать, что командир подводной лодки В-1, имея на борту английского офицера связи Сиднея Равенсдейла (в одном источнике он значится, как радист, но это связано с трактовкой перевода должности, relations officer, Сиднея на русский язык), сознательно изменил курс и ушел из разрешенного коридора.
Ни в коем случае. Однако эта версия остается пока одной единственной, вытекая из радиограммы от 27 июля 1944 года.
И так. В сентябре 1943 года капитулировала Италия и, естественно, встал вопрос о разделе ее военно-морского флота. Довольно-таки, сильного.
Отвлекусь немного. Если Вы смотрели советский фильм «Командир корабля», то в нем в главных ролях сыграли, полученные по репарациям, итальянские эсминцы.
Продолжим…
По договоренности с союзниками Советская сторона получала один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки.
Передача этого «флота» должна была осуществляться на базах ВМФ СССР.
Уже в октябре 1943 года Советское Правительство подняло вопрос о разделе итальянского флота…
Премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль телеграфировал в Москву: «… В принципе, мы готовы признать право русских на долю итальянского флота. Однако мы полагали, что этот флот должен сыграть свою роль в борьбе против Японии, и мы собирались приспособить к тропическим условиям линкоры типа «Литторио» и некоторые другие корабли для этого заключительного этапа войны".
Обратите внимание, как долго длится решение вопроса о передаче кораблей между союзниками, как затягивается переписка…
29 октября 1943 года Черчилль пишет послу Великобритании в СССР
Э. Идену: "При условии, если американцы согласятся, Вы можете сказать Молотову, что в принципе мы согласны, чтобы Советское правительство получило часть захваченных (англичанами) итальянских кораблей, и что доля, о которой они просят, разумна..."

В декабре 1943 года на конференции в Тегеране министр иностранных дел СССР В.М.Молотов задал вопрос: «...не может ли Советское Правительство получить ответ по вопросу о судьбе итальянских кораблей?" Англичане ответили, что, по их мнению, "…Итальянские корабли целесообразно использовать наилучшим образом".
Англичане имели в виду использование этих кораблей в Средиземном море, и в войне с Японией.
И.В.Сталин категорически настаивал на передаче кораблей Советскому Союзу, который понес большие потери, особенно в миноносцах.
Большие потери этих кораблей были на Черном море и Балтике.
Как минимум, в 5 миноносцах нуждался и Северный флот - уж очень активизировались германские «волчьи стаи» подводных лодок.
Черчилль не был бы Черчиллем, если бы не ответил, что ему и президенту Рузвельту "… необходимо время для того, чтобы уладить этот вопрос с итальянцами, а пока Англия может временно передать СССР линкор «Ройал Соверен», недавно прошедший переоснащение в США, а американцы передадут крейсер «Милуоки».
На это предложение Сталин ответил 29 января 1944 года: "Чтобы не затягивать, однако, этого вопроса, имеющего столь важное значение для нашей общей борьбы против Германии, Советское правительство готово принять Ваше предложение о переотправке из британских портов в СССР линейного корабля "Ройал Соверен" и одного крейсера и о временном использовании этих судов военно-морским командованием СССР до тех пор, пока не будут предоставлены Советскому Союзу соответствующие итальянские суда... Важно, чтобы не было сейчас проволочки в этом деле и, чтобы все указанные суда были бы переданы нам еще в течение февраля..." Далее он писал: "В Вашем ответе ничего не говориться о передаче Советскому Союзу восьми итальянских эскадренных миноносцев и четырех подводных лодок, на передачу которых Советскому Союзу еще в конце января Вы... дали согласие в Тегеране. Между тем для Советского Союза главным является именно этот вопрос, вопрос о миноносцах и подводных лодках, без которых не имеет значения передача одного линкора и одного крейсера...
Я согласен и с тем, чтобы вместо итальянских миноносцев и подводных лодок Советскому Союзу было передано в наше пользование такое же количество американских или английских миноносцев и подводных лодок".
В результате длительной переписки вопрос о передаче Советскому Союзу восьми миноносцев и четырех подводных лодок был улажен.
Я не просто так подробно пишу о переговорах и переписке. Я хочу, чтобы Вы, уважаемый читатель, понял, как тяжело ковалась Победа и как некоторые нынешние «историки» сводят основной вклад в Победе над гитлеровским фашизмом нашей Родины чуть ли не к второстепенному участию.

Идем дальше.
Советской военной миссии в Лондоне было поручено Государственным Комитетом обороны уточнить все вопросы и детали, связанные с приемом кораблей.
Для этих целей Глава советской военной миссии в Англии контр-адмирал Н.М.Харламов и прибыл в порт Розайт, где встретился с командующим Норским военно-морским округом адмиралом Фордом, а также с представителями судоверфей и доков.
В Москву пошло сообщение о том, что англичане собираются передать нам корабли старой постройки, техническое состояние которых таково, "…что ни один из них не может выйти в море".
Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г Кузнецов доложил И.В.Сталину, что англичане готовятся передать старые, изношенные корабли в плохом техническом состоянии.
"Рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит", - ответил Сталин.
Однако, свою часть договора «выполнили» лишь американцы, доставившие в Мурманск свой старый крейсер “Милуоки”, 1921 года постройки, получивший новое название “Мурманск”.
В отличие от американцев, англичане наотрез отказались от перехода в Советские северные порты и предложили осуществить прием кораблей и подлодок на английских базах.
Нежелание передавать корабли в боевом состоянии и в оговоренные сроки своему Русскому союзнику подтверждается и следующим фактом.
Командующий Норским военно-морским округом адмирал Форд - предпринял максимум усилий, чтобы затянуть передачу кораблей на… целых шесть месяцев.
Для быстрого приема материальной части, в Москве была сформирована рабочая группа, которая по согласованию с королевским адмиралтейством должна была осуществить передачу кораблей и подлодок на базе ВМФ в Розайте.
Практическое освоение кораблей советскими экипажами должно было осуществляться в разных районах: эсминцы должны были осваиваться в Ньюкасле, подводные лодки в Данди и только экипаж линкора должен был обучаться в Розайте.
Но опустим все препятствия, выстраиваемые англичанами (они всю свою историю ненавидели и ненавидят Россию), от шильдиков на механизмах с английской маркировкой и до инструкций, не переведенных на русский язык.
Подводная лодка В-1 – это подводная лодка «Санфиш», вошедшая в строй ВМС Великобритании 2 июля 1937 года. Лодка участвовала в войне с гитлеровской Германией, совершив 20 боевых походов, и утопила 5 судов.
К моменту передачи лодки советскому экипажу «Санфиш» прошла не один ремонт - от боевых повреждений до обыкновенного столкновения…

30 мая 1944 года над подлодкой «Санфиш» был поднят Советский Военно-Морской Флаг, и лодка стала называться «В-1».
Надо заметить, что экипаж «В-1» в большинстве своем был составлен из экипажа знаменитой подводной лодки «Л-20».
Всего за несколько месяцев до прибытия в Англию, экипаж подводной лодки “Л-20” у мыса Нордкин (Северная Норвегия) - вступил в неравный бой с немецким сторожевиком, охранявшим крупнотоннажный транспорт. Взрывом глубинной бомбы у “Л-20” вырвало уплотнитель кингстона цистерны быстрого погружения и, уходя от погони и глубинных бомб, поврежденная лодка врезалась обтекателем гидроакустической станции в подводную скалу, и, чтобы ввести преследователей в заблуждение, легла на грунт на запредельной для этого типа лодок глубине в 115 метров. Экипаж лодки, проявил невероятное хладнокровие, борясь за ее живучесть. Схватка с врагом продолжалась 16 часов.
После возвращения домой и курса реабилитации в госпитале части экипажа, личный состав подлодки был направлен в Великобританию.
Здесь надо сделать небольшой экскурс в историю формирования экипажей подводных лодок передаваемых Королевским ВМФ Советскому ВМФ.
В состав Северного Флота передавались 4 подводные лодки. Три лодки (P-42 Unbroken, P-43 Unison, P-59 Ursula), вступившие в строй с 1938 по 1942 год, относились к типу Unity class, а четвертая (S-81 Sunfish), спущенная на воду в 1937 году – к типу Swordfish.
Советское командование, по достоинству оценив боевые качества британских субмарин, решило доверить их наиболее подготовленным экипажам. Командиром дивизиона новых лодок, принятых 10 апреля 1944 года в состав ВМФ, был назначен капитан 1 ранга А.В. Трипольский, удостоенный звания Героя Советского Союза еще в финскую войну. Командиром «B-1» стал прославленный подводник Северного флота Герой Советского Союза И.И. Фисанович. Командирами остальных подводных лодок стали капитан 3 ранга Н.А. Панов, капитан 3 ранга И.С. Кабо и капитан 3 ранга Герой Советского Союза Я.К. Иоселиани.

Итак. 10 июня 1944 года подлодка прибыла в Данди и вместе с другими тремя лодками “В-2”, “В-3” и “В-4” стала готовиться к переходу в Полярный к месту своего базирования. Этот переход планировалось начать с базы Лервик на Шетландских островах. Согласно плану перехода, каждая из лодок должна была выйти из Лервика с интервалом в сутки и следовать к месту назначения согласно строго установленному коридору.
25 июля 1944 года в 20:00 лодка “В-1” отчалила от причала в Лервике и ушла… в вечность.
Долгое время судьба “В-1” и ее экипажа была неизвестна.
Надо заметить, что еще в начале 60-х годов, когда были опубликованы мемуары руководителя Советской военно-морской миссии в Лондоне, адмирала Н.Харламова обстоятельства потери лодки были все еще не известны.
Искали упоминания о ней и в трофейных архивах “Кригсмарине” (ВМФ Германии). Однако никакой информации о бое или потоплении подлодки в данном районе и диапазоне указанных дат найти не удалось.
Но, как говорится – Ищи и обязательно найдешь!
Предположение появилось неожиданно в архиве Королевских ВВС Великобритании в конце 80-х годов.
В настоящее время, за неимением других данных, принято считать, что формальной причиной трагедии, послужило решение командира подводной лодки “В-1” Героя Советского Союза капитана 2 ранга И.И. Фисановича, не доверять предложенному англичанами маршруту следования, и он по какой-то причине решил отклониться от него.

Трудно сказать, почему именно «B-1» стала единственной лодкой, потерянной на переходе из Англии в Полярный. Хотя, именно Фисановича обуревали наибольшие сомнения в выборе предложенного подлодкам маршрута и недоверие к союзникам, высказанные им комдиву перед выходом в море. В довершение ко всему за несколько часов до этого какой-то «доброжелатель» сообщил, что на подводной лодке заложена мина замедленного действия. Лодку, тут же тщательно обследовали, но… мину так и не нашли…
На рассвете 27 июля, как я уже писал выше, экипаж морского охотника “Либерейтор” 86-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании, доложил об удачной атаке на неопознанную подлодку, которая была обнаружена в 80 милях от выделенного для перехода коридора, между Норвегией и Исландией. Согласно докладу летчиков, лодка не предпринимала попыток быть опознанной и вместо запуска сигнальных ракет, предприняла попытку быстрого погружения, что привело к ложному предположению о том, что это немецкая подлодка и в момент погружения она была атакована противолодочным самолетом.

Справедливости ради, если отбросить конспиративные теории о целенаправленной охоте на лодку, то в этой истории, конечно, есть странности. Однако, надо признать, что до того момента, пока однажды на дне не будет обнаружен остов лодки, и проведено его исследование, атака “Либерейтора” будет всего лишь одним из нескольких предположений ее исчезновения.
Что к этому можно добавить?
Флот потерял одного из лучших своих командиров. Специальная комиссия британского Адмиралтейства, занимавшаяся расследованием этого случая, установила, что лодка отклонилась от маршрута на 80 миль и была обнаружена в надводном положении патрульным самолетом союзной авиации.
Вопреки инструкции при появлении самолета лодка, не подавая опознавательных сигналов, начала погружаться, после чего была классифицирована пилотом как субмарина противника и атакована глубинными бомбами.
Хочу обратить внимание на следующие случаи.
При сходных обстоятельствах, в мае 1942, года погибла польская подводная лодка «Ястржеб», оказавшаяся вследствие навигационной ошибки на пути следования конвоя PQ-15 и расстрелянная кораблями охранения. Другой жертвой трагической ошибки стал экипаж британской подводной лодки «Оксли». Она вышла из Данди 4 сентября 1939 года, на второй день после вступления Великобритании в войну. Через шесть дней после того, как «Оксли» по ошибке зашла в зону патрулирования другой британской подлодки «Тритон», по ней был открыт огонь. Лодка затонула, погибли 23 из 25 членов экипажа.
В завершение моего очерка.
01 сентября 1944 года подводная лодка «В-1» была исключена из состава ВМФ СССР. Экипаж, включая и офицера связи Сиднея Равенсдейла, признан погибшим.

Послесловие:

17 сентября 2009 года в Данди (Шотландия) был торжественно открыт мемориал в честь 296 моряков-подводников, навсегда ушедших из этой базы на выполнение боевого задания. Есть там и отдельный камень, с высеченными фамилиями Советского экипажа подлодки “В-1”. Этот список состоит из 51 фамилии – 50 советских моряков и 1 англичанин.
И мы будем считать, что моряки, боровшиеся за жизнь на нашей прекрасной Земле, продолжают выполнять свое боевое задание, охраняя подаренный ими нам мир.

МИРА И СЧАСТЬЯ ВАШЕМУ ДОМУ!
Опубликовано: 07/03/21, 21:00 | Последнее редактирование: Питон 07/03/21, 21:07 | Просмотров: 466
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]