Вместо вступления: В данном эссе я обозначила своё видение одной проблемы, - старой, как мир, однако, судя по непрекращающимся спорам, по-прежнему актуальной. Нужно ли работать над стихами или вполне достаточно одного душевного порыва? Если считать наши поэтические словоизлияния «божественным откровением», то не является ли их правка грубым механистическим вторжением в «живой организм», уже изначально данный в своем совершенстве?
Казалось бы, ответы очевидны. Однако не для всех. Мне доводилось слышать массу интересных высказываний, которые я и хочу сейчас озвучить - вместе с моими возражениями. Я понимаю, что и этот разговор не расставит точек над i: рак, лебедь и щука едва ли поймут друг друга. Но давайте порассуждаем вместе, и пусть каждый для себя решит, как относиться к моей точке зрения: принять, хотя бы частично, или отмахнуться. (Жирным шрифтом выделяю типичные высказывания «противной стороны», обычным – мои ответы).
============================================================== - 1. Я пишу не для критиков, а для читателей!
- Для начала разберемся, кто есть читатель, а кто критик. Читателем можно назвать абсолютно любого посетителя страницы, даже если он… читает по складам. Утрирую, конечно. Но визитёры, познания которых в поэзии ограничиваются несколькими произведениями из школьной программы, не редкость даже на литсайтах, а в реальной жизни таких «знатоков» подавляющее большинство (если вы так не считаете - вам повезло с окружением). Так о чем же говорят хвалебные отзывы «обычных читателей»? Может быть, об исключительно тонкой душевной организации этих людей, о способности воспринимать все эмоциональные оттенки ваших многослойных произведений? Или о вас, как о даровитом авторе? Конечно, хочется так думать: это тешит самолюбие и поднимает настроение, а значит, немного «улучшает» жизнь. А не за положительными ли эмоциями мы все приходим в вирт из холодного реала?
Но если быть честными с самими собой и снять шоры с глаз, станет очевидно, что за восторгами «простых читателей» стоит зачастую не углубленное понимание, а как раз отсутствие такового: невозможность сопоставить ваше творение с другими произведениями того же жанра - по причине элементарного их незнания. Любая банальная, тысячу раз озвученная мысль покажется великим откровением, каждая заезженная, но «складная» рифма вызовет умиление, если читатель не видел ничего другого, не видел лучшего.
Теперь про критиков (не путать с «ругателями», неспособными к конструктивному диалогу, но склонным к желчным замечаниям в духе: «Какая чепуха!», «У Вас нечего читать!»). Критик – не тот, кто настроен негативно, не тот, кто хочет самоутвердиться за счет вас (я критикую, значит я умнее!). Средний критик отличается от среднего читателя главным образом уровнем начитанности и углубленным интересом к литературе и филологии, а также способностью формулировать свои впечатления от прочитанного. У него есть «база», позволяющая проводить сравнительный анализ и делать более полные заключения об уровне произведений. Таким образом, призывая в судьи «читателей» и отвергая «критиков», автор расписывается в боязни серьезного подхода к своему произведению, уповает на принцип «слепой курице всё пшеница», а слишком «зорких» просит не беспокоиться. Слабая позиция. =============================================================
- 2. Стихотворение - это самовыражение души человека, поэтому критика – дело неэтичное. Зачем огорчать автора, даже если он плохо пишет? Возможно, у него масса других талантов, и вообще, он хороший человек.
- Разве «с душой» можно только стихи писать? А одежду шить или детишек лечить? А вкусные блюда готовить? Но почему-то никто не стесняется сказать супруге или маме, что суп получился пересоленый, а мясо жесткое. Это не считается жестокостью. А ведь человек может расстроиться, он же старался… А уж если несъедобное блюдо нам попытаются «протолкнуть» в учреждении общепита – тут вообще последует атомный взрыв негодования. Оправдает ли повара-бракодела в ваших глазах тот факт, что он для кого-то надёжный друг, любящий муж? А может быть он - талантливый... поэт? И вообще, прошлой ночью у него любимый хомячок помер, и человек в миноре по этому поводу? Вы будете всем этим интересоваться, или вам будет важна только похлёбка, в которой нашли пучок волос? Думаю, даже узнав о проблемах повара и проникшись к нему сочувствием, вы не измените мнения о качестве им приготовленных блюд, не станете их есть - а это ли не худшая «критика»? Однако она всеми воспринимается нормально, даже сами "виновники" не особо возражают в ответ. Так почему гнев и недоумение вызывают отрицательные оценки стихов? Поэты что – неприкосновенная каста?
- 3. Почему-то у других читателей моё стихотворение не вызвало вопросов. И только Вы не поняли моих образов «злачёные нити рыдающей тени» и «надменный кубок возвращения»…
- Ну, насчет «всем всё понравилось» - бабушка надвое сказала: едва ли каждый посетитель рассказал о своем впечатлении. Если даже вы прочли в рецензии: «Любаша (Танюша…), мне близко то, о чем ты пишешь!» - это не повод ликовать. Поинтересуйтесь, что же именно читатель понял в ваших «закомуристых» текстах. Если внятного ответа не последует, то, скорее всего, под «пониманием» подразумевается всего лишь эмоциональный резонанс отдельных стихотворных реплик с сиюминутным настроением читателя. С таким же успехом некоторые «проникались» пресловутым «дыр бул щылом» Кручёных, наделяя набор звуков великим потусторонним смыслом.
Но если читатель всё же «расшифрует» ваш образ «память уныния птичьей безразмерности» - вы убедитесь, насколько далека ваша задумка от его прочтения - далека настолько, что идею можно считать не донесённой (если, конечно, идея была, и ваш текст - не поток неконтролируемого сознания).
Но если Вы и сами не в состоянии объяснить, что написали, и можете указать только общее направление: «Ну, это про ночные кошмары», «Это про маленькую девочку» - то… мне остается только процитировать Льва Толстого, который, говорил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог». А за целые непереводимые фразы, состоящие из нестыкующихся друг с другом слов, интересно, что бы он назначил? Неужели смертную казнь? Шутки шутками, но повод задуматься есть. ==============================================================
- 4. Суть же не в рифме «розы-грёзы», и не в сбоях ритма, а в том, на какую тему стихотворение написано, с какими эмоциями!
Поэтическое творчество напоминает мне фигурное катание. Как члены жюри могут проникнуться красотой танца (читай: его идеей), если фигурист неловко стоит на коньках и всё время падает? Не правда ли, было бы странно услышать вот такой диалог: - Я старался, день и ночь репетировал, а вы отворачиваетесь! Танец идёт от души, при чём тут моё тело? Смотрите внимательнее, и вы всё почувствуете, вам понравится! - Парень, но ты не танцуешь, ты ползаешь... - Но моё выступление посвящено благой цели! Я утверждаю им торжество человеческого духа! - Но ты утверждай хотя бы на четвереньках, а то брюхом уж весь лёд подмёл...
Подобного рода прения - почти не выдумка: мне многократно доводилось слышать их на литсайтах. Конечно, в поэзии всё сложнее, чем в моем примере: «падения на живот» здесь не столь очевидны, и бывает очень сложно доказать автору, что они есть, как сложно убедить человека, лишенного слуха, что он фальшивит.
Разве не очевидно: самая злободневная тема не спасёт произведения, если оно исполнено на низком художественном уровне? Серьезные темы обязывают к серьезной работе. Лучше вообще за них не браться, чем воплощать убого, абы как. «Возвышенная» халтура порождает в душе читателя досаду вместо сочувствия. Тема – не ковёр-самолёт, на ней одной не воспаришь. ==============================================================
- 5. Я не хочу изучать теорию, читать книжки, не надо мне ваших "умных" ссылок, объясните коротко и ясно, почему мой стих плохой.
- «Папа, расскажи мне, почему самолёт летает? Только в физику не вдавайся – это скучно». Любим во всем простые решения? Хотим оказаться на горе, но не хотим карабкаться? Нет, нельзя стать компетентным в любой области - без затраты усилий. Это закон жизни, нравится он нам или нет. Кто захочет его проигнорировать – вечно будет топтаться на месте и заниматься самообманом, воображая, что идёт вперед. Объяснить, почему стихотворение плохое, можно, конечно, и в нескольких предложениях. Но вот понять смысл приведенных резонов можно будет только после серьезной личной подготовки. ==========================================================
- 6. Не нравится произведение – уйди молча.
- О том, что стихотворение, извлеченное из тайников письменного стола и вынесенное пред светлы очи читателя, одним этим фактом дает ему право голоса - говорилось уже много. Я просто приведу житейский пример, делающий чуть более понятными мотивы читателей, пишущих критические рецензии.
На переднем сиденье авто, возле водителя, сидит в качестве пассажира другой водитель с многолетним стажем. В опасной ситуации он непременно выкрикнет: «Справа обходи!», «Газуй!» и проч. Ну душа у него не вытерпит! Если же водитель везет пассажира, ни разу не садившегося за руль, он услышит, разве что, пожелание ехать побыстрее или помедленнее, «не трясти». Но конкретных указаний относительно манипуляций с коробкой передач и т.п. не последует. Так и у нас. Зачастую «неопытный» читатель, даже чувствуя «что-то не то», просто не знает, как об этом сказать. Да и сомневается в себе: вдруг не так понял строчку или «не дорос» до понимания? И что же, нам радоваться такому беспомощному молчанию, истолковывая его в свою пользу, как одобрение? ============================================================
- 7. Я вкладываю в стихотворение свой смысл, а читатель пусть понимает по-своему.
- Вас в самом деле не волнует, как будет прочитано ваше стихотворение? Вам всё равно, продолжает читатель мысленно рассуждать в заданном вами направлении, или «порет отсебятину», дав волю своему не в меру ретивому воображению? И вы считаете нормальным явлением, что ваше стихотворение о школьной любви кажется кому-то предвыборным памфлетом, кому-то эпиграммой в адрес артиста Гафта, кому-то рассказом о чемпионате мира по шашкам? Вас это не удручает, не заставляет задуматься? Если нет, значит, вы ничего и не хотели сказать своим текстом. Нечего было говорить. Так, сотрясли воздух. И теперь радуетесь, что этому сотрясению кто-то приписал смысл, которого вы сами даже не предполагали. Неправильное понимание огорчает только тех авторов, которые знают, что и зачем говорят. ============================================================
- 8. Неужели нельзя воспринимать стихотворение «в целом», не придираясь к мелочам? -Целое состоит из частностей. Внешне красивый человек потому является таковым, что у него красивы глаза, волосы, кожа и проч. – то есть всё по отдельности. Внутренняя красота тоже раскладывается на целый комплекс черт характера и личностных качеств: доброту, ум, порядочность и т.д. Если у человека хотя бы что-то одно «не так» (кривые ноги или зрачки «в разные стороны»),– его внешность трудно назвать безупречной. Если он эгоистичен, едва ли кто-то отметит его внутреннюю красоту. Так почему же авторы хотят, чтобы их творения воспринимались только на «ура», несмотря на то, что они состоят из хромых, кривых или горбатых строк? Исправьте каждое отдельно взятое несовершенство – и тогда общую красоту творения никто не оспорит. ============================================================
- 9. Разве это правильно - «проверять алгеброй гармонию»? Поэзия – волшебное таинство. Зачем её «препарировать», опуская до «земного» уровня?
- Давайте заглянем на выставку картин. Задумывается ли человек, ничего не разумеющий в живописи, над тем, как создавалось то или иное полотно? Конечно, нет. Его восприятие поверхностно-эмоциональное: сам он едва ли будет рисовать, тонкости ему не нужны. Но художник смотрит на картины коллег иначе. Чем сделан вот этот мазок: мастихином, кистью, пальцем? Какой краской? Почему именно такого размера и в таком направлении? А как нужно накладывать мазки для лучшей проработки деталей, передачи светотени, создания зеркального эффекта? Как вызвать у зрителя ощущение глубины, объёма? Каждая мелочь интересует профессионала, и не потому, что он формалист, не способный получать эстетическое удовольствие от картины в целом, а напротив - в силу углубленного интереса. Он стремится взять на вооружение приемы, освоенные другими художниками, а потом, на основе суммы полученных знаний, выработать свой уникальный стиль. А если он уже выработан – сопоставить, оценить, что-то подкорректировать. Так и в литературе. Непосредственное эмоциональное восприятие – это хорошо, конечно, но увидеть и понять механизмы осуществления авторского замысла, проникнуть в технику творчества, «проверить алгеброй гармонию» помогает именно литературоведческий анализ. Хорошо об этом сказал М.Л. Гаспаров: «Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое — только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют.» =============================================================
- 10. Стихи рождаются в голове сами, как будто приходят от бога. Именно в таком виде я их записываю и выкладываю на страницу. Править стихи – значит, убивать первоначальные эмоции, опускать творчество до уровня ремесла.
- Ну-ну… Не слушайте меня, послушайте классиков: Чехов: «Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю». Он же: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми…» Маяковский о тяжелом труде поэта: «Поэзия — та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». (По свидетельству сестры, сам Владимир Владимирович порой месяцами работал над одним произведением, доводя его до совершенства). Не буду продлять список цитат, хотя, если задаться целью, можно собрать целый томик. Из хороших, признанных поэтов или писателей не найдется ни одного, кто мог бы сказать: «Работать над стихами не надо. Всё просто: пиши, что первое в голову взбрело». Те авторы, которые предпочитают уповать на боженьку – что он сделает всю работу вместо них и вложит в голову сразу готовый вариант шедеврального произведения, - никогда ничего не добьются. Ну и моя любимая цитата. Алексей Абашин: "Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное? Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее." ============================================================
- 11. Вот вы мне пеняете на «кровь-любовь» и «пришла-перешла», а между прочим, многие люди в восторге от моих стихов! Иногда плачут…
- …«и в воздух чепчики бросают». Охотно верится: какой бы корявый вирш (даже на спор!) автор ни написал – всегда найдется восторженный читатель. Подобное притягивается к подобному, как известно. Все могут похвалить ребенка, решившего задачку уровня 2-го класса, но чтобы оценить вузовские вычисления с интегралами и логарифмами, надо самому разбираться в точных науках. Так что слишком не радуйтесь, когда вам скажут, что вы пишете гораздо лучше, скажем, Маяковского. До него долго расти надо. Короче, как в том фильме: «Мурку, Мурку давай!» К чёрту Бетховена. =============================================================
- 12. Да если я буду думать над каждым склонением, спряжением, учитывать все тонкости словоупотребления – я ни строчки написать не смогу!
- Это точно) Здесь не лишне будет процитировать Гаспарова: «Неужели поэт сознательно производит всю эту кропотливую работу, подбирает существительные и прилагательные, обдумывает глагольные времена? Конечно, нет. Если бы это было так, не нужна была бы наука филология: обо всем можно было бы спросить прямо у автора и получить точный ответ. Большая часть работы поэта происходит не в сознании, а в подсознании; в светлое поле сознания ее выводит филолог». Это как в бою мастеров-самураев: все движения противников совершаются «на автомате», никто не задумывается над тем, под каким углом совершить замах, на сколько сантиметров отступить назад, согнуть ли ногу в колене и проч. А между тем, все движения абсолютно точны… Но самураи такими не родились: одних природных данных недостаточно, чтобы превратить человека в умелого бойца. Способность столь исключительного владения телом оттачивается тысячекратными повторениями каждого движения - в медленном темпе, под руководством учителей. Без тренировки нет мастера: есть уличный драчун.
Подсознательное поэтическое «чутьё» автора – это и есть неозвученная «теория стихосложения». Именно она диктует поэту, какое слово употребить, а какое – забраковать. При этом он может не отдавать себе отчета, почему делает именно так: он просто чувствует свой инструмент – язык - как самурай - свой меч. Но чтобы развить такое умение «чувствовать», нужна огромная предварительная работа: и чтение большого количества разнообразных стихов, и умение их понимать и анализировать. Разумеется, нужно хорошее владение русским языком на «сознательном уровне» – то есть элементарная грамотность. Только тогда работа подсознания может быть успешной. ---- Надеюсь, что подавляющее большинство авторов нашего сайта солидарны со мной в главном: стихи – это большая работа, а не только озарение. Всем всего наилучшего и успехов в творчестве!
Мне нравятся слова А. Макаревича по этому поводу: "Вот ещё вещь, которая меня поражает уже много лет. Никакому человеку не придёт в голову вдруг взять в руки скрипку и заиграть - если он не владеет этой, скажем, профессией. Или изваять скульптуру. Или написать маслом восход над морем. Или сочинить симфонию. Зато по случаю юбилея каждый считает своим долгом написать стихотворение. Как правило, чудовищное, но это никого не смущает. То есть стихи писать можно."
Не все люди понимают, что поэзия - это искусство, которое нужно постигать. Учиться - это трудно, скучно, да? :) Когда я ещё в школе принесла несколько своих текстов на литературную студию и показала учителю двадцать бережно хранимых листов, она взял карандаш и стала вычёркивать большинство строчек. Осталось на каждом листе по три-четыре строчки. "В этом что-то есть", - сказала она, а остальное - мусор (более грубым словом только) :)) Но в основном людей не переубедишь. Они всё понимают (не маленькие), но делать лишних движений не будут. Если нет внутреннего стремления. Так что убеждать бесполезно.
Это даже с психологической точки зрения - не каждый умеет осознавать и принимать свои недостатки. А считать себя памятником - легко! :))
Не соглашусь с Макаревичем. Даже в школе все до единого ученики пишут стихи по заданию. Но по заданию не сочиняют симфоний, не ваяют скульптур, не пишут картин маслом, не берут в руки скрипку. Почему? Стихи отпочкование от искусства общения. Особая его форма. А школа на это как раз и заточена, в основе своей, на развитие коммуникативности. Для этого не надо тренировок телесных движений на смычок, кисть художника, игры на музинструментах (какая без этого может быть симфония). С другой стороны, сколько восходов написано художниками? Сколько из них мы помним? Сколько скульптур храним в памяти?
Не надо людей переубеждать. Не надо бить их дубинкой высокомерного презрения с Олимпа обученности. Одной лишь учёбы...
Святослав, спасибо за комментарий) "Все до единого ученики пишут стихи по заданию" -
и у многих получается? :)) Думаю и даже знаю, что не у многих.
В школьной программе нет такого предмета: научить писать стихи. Это просто творческое задание по литературе. Как на музыке дети учат нотную грамотность, на рисовании - какие-то основы, так и по литературе дети учат стихотворные размеры, роды и виды литературы, понятие, что такое рифма, её виды. Но стихотворений, симфоний они не пишут (по программе). :) Возможно, в специальных лит.секциях, кружках. Но туда уже отбирают одарённых деток.
Как там в классике жанра? - "...к людЯм мягше, а на вопросы... ширше".
А то вся суть искусства сводится в очередной раз к технике/механике, кропотливой, упорной "цифровой" работе чистым разумом над пазлами слов, не более. Обрыдло всё это. Если только не признавать открыто, что единственный достойный метод в поэзии это исключительно соцреализм. Озарение выбрасывается в очередной раз в мусорку, для разного рода литбомжей-графоманов.
Лилу, спасибо за мнение (и Ваше, и Макаревича) - полностью согласна))
Святослав, приветствую) Нет, стихи в школе по заданию не пишут. Не писали. Не знаю, может быть, сейчас маразм реформаторов образования и до такого дошел?)) Это всё равно что не знающего танцевальных движений человека заставить сочинить танец. Что получится? Кривлянье. Озарение, вдохновение, чутьё, наитие - всё это должно быть, без этого никак. Но это лишь основа. На одном настроении не напишешь хорошее произведение. Получится беспомощно.
Да что говорить о стихах - в бытовом разговоре не выразишь своё состояние, если языком плохо владеешь. Вы ведь встречали людей, плохо говорящих по-русски? Интересно их слушать? (конечно, если они не передают важную для вас информацию)
До сих пор помню тот момент, когда пришлось по заданию в школе писать стихи. Мрак. Это как влюбиться по заданию, или по заданию возненавидеть.
С первых попыток всё и всегда получается беспомощно. А потом находится своя колея, приобретается опыт...
6 лет учился и жил в сплошном "интернационале" из дальнего зарубежья. От Кубы до Монголии, от севера Африки до Ирана. Очень интересно и познавательно было слушать плохо говорящих по-русски, каждый год новых. Иная ментальность, свежепереложенная на иной язык... Это своеобразно помогало осваивать и особенности русского. Который до 18 лет в качестве разговорного в повседневной жизни не использовал.
Святослав, я имела в виду не иностранцев, это совсем другое)) Детей лет 3-4-5 тоже интересно слушать, они такие порой интересные образы употребляют - именно от незнания языка. Потом это проходит...
Вот именно - опыт приобретается. Через работу и усилия. Это как раз то, за что я и ратовала в этой статье)
Юля, как это всё верно! И мы видели такие высказывания в разных вариациях много раз. Давать бы упёртым самородкам сразу ссылку на эту статью. Так ведь не станут читать, многабукаф.
Татьяна, рада видеть)) И не менее рада, что статья понравилась) Ну, ясное дело, что самовлюбленные "самородки" читать не будут, но, судя по количеству просмотров, и без них нашлись читатели (надеюсь, не только зрители)).
Привет, Юль) Давно читала это эссе. Потому извини, если уже есть в тексте цитата, которую сейчас приведу. Случайно на неё наткнулась, когда читала стихи Елены Мироновой, и не смогла пройти мимо.
«Главная тайна поэзии на земле — это тайна Читателя, а не Текста. Текст — пустая оболочка. После того, как ее оставил автор, она физически начинает искать Читателя. Высокомерие художника по отношению к Читателю— просто амбиция, ибо художник — это просто «порченый читатель», изредка исполняющий ритуальный танец метафизического кривляния под названием «творчество». Мы — Читатели». В.Кальпиди
Марин, рада видеть) Ну, цитата эта спорна, как и большинство цитат, претендующих на обобщение)
Текст далеко не всегда "пустая оболочка". Черный квадрат - вот он да) Или какая-то заумь литературная: читая ее, один подумает, что это стихи о любви к матери, другой - что гимн байкеров, третий - что записка путешественника. Каждый наполнит их своим содержанием, ибо изначально не было никакого. Я, по-правде говоря, не считаю стихами такого рода "произведения". Это извитие словес, и - вот именно - "кривляние".
Внимательно прочитал ваши споры. Критики, поэты... какая разница кто для кого. Поэт без критика проживёт, критик без поэта... Сейчас если посмотреть по иным сайтам (коим не счесть числа), то ежедневно поэзия пополняется весьма изрядным количеством стихов. Плохо? А почему плохо? Люди учатся работать со словом. Они просто стараются как умеют. Никто никого не заставляет читать свои стихи. Или это стало элитарным искусством? Пусть пишут. Я так пишу для себя. Прочитало меня сто человек или тысяча... какая разница. Это же всё бесплатно. А тот автор, который захочет совершенствоваться, и сам со временем увидит свои ошибки. И ещё, легко заметить чужие ошибки, когда уже есть готовое произведение. Надеюсь, меня не переведут в группу "Пользователи". )))
Да за что же Вас переводить в группу "Пользователи"? Уж не за мнение ли, высказанное сейчас?)) Пожалуйста, говорите, что думаете, какие проблемы?)
А, посмотрела, у Вас пока нет статуса. Я не знаю, что решит редсовет на этот счёт, но решение (коллективное) принимается после знакомства с Вашими стихами, а не рецензиями)) Если человек хамит, троллит или выступает в роли провокатора, ему делают замечание, в тяжелых случаях банят, но статус не снижают, поскольку поведение человека и качество его стихов - разные вещи.
Сущность споров (которые были внизу страницы) Вы едва ли могли в полной мере понять: здесь поработал бот-антиспам и все посты перемешал, поменял местами, а что-то удалил. Обидно, конечно. Теперь концов-начал не найти.
Никто не против, чтобы человек писал стихи, пусть и корявые. Не с шедевров и классики начинали. Все когда-то учились. Смысл статьи в другом. Посвящена она тем авторам, которые кропают корявые вирши, но упорно отстаивают право на ошибки, в штыки воспринимают любые советы, не хотят учиться ничему: они ведь и так почти гении!
Искренне Благодарен, Юлия, за то, что ответили! ))) Как я заметил, люди здесь довольно не многословны, а потому и возникают опасения, что любой комментарий воспринимается как гром с ясного неба. Но ведь баллы как-то надо зарабатывать, чтобы публиковаться. Статус... о, это вторично. Все эти звания "поэт года" меня успешно обошли стороной. А вывалить сразу под сотню стихов, чтобы ознакомить всех с плодами своих трудов... это просто не красиво по отношению к другим участникам сайта. Обещаю вести себя на сайте культурно, потому как знаю, что в любом споре каждый из участников останется при своём мнении. Можете смело критиковать мои стихи, потому как тут я всё равно останусь при своём субъективном мнении, что "именно мне именно так нравится". Нравится писать длинные строки, употреблять инверсии и не соблюдать правила в стихосложении, коих я и не знаю. Насчёт плохих стихов столь многочисленных поэтов... а может их просто не замечать? Меня вот тоже посещают смутные сомнения, что половина моего творческого багажа не совсем приличного качества. Но я это признаю сам, там, где в этом уверен. Зато другую половину буду отстаивать. Спорить я люблю, в тех пределах, пока это проходит культурно и не превращается в склоку. Ещё раз, Благодарю Вас! )))
Искренне Благодарен, Юлия, за то, что ответили! ))) Да что Вы, Сергей (можно Вас так называть? Серёжкин - слишком панибратски), я всегда и всем отвечаю) Иначе и быть не могло)
Как я заметил, люди здесь довольно не многословны, О, тут вы си-ильно ошибаетесь) Все разные. Возможно, Вы не там смотрели) У нас в порядке вещей долгие обсуждения произведений, споры, всевозможные разговоры на тему творчества (и не только). Критика у нас в чести. Если, конечно, это не хамский "наезд" под маской критики, спровоцированный желанием "поквитаться" с антипатичным человеком. Такое у нас быстро пресекается, модерация работает хорошо.
а потому и возникают опасения, что любой комментарий воспринимается как гром с ясного неба. Ну что Вы) Как раз на Литсети приветствуются любые мнения, в том числе альтернативные. Лишь бы были корректно высказаны, без перехода на личность. Поживёте здесь подольше - убедитесь)
А вывалить сразу под сотню стихов, чтобы ознакомить всех с плодами своих трудов... это просто не красиво по отношению к другим участникам сайта. Не, под сотню сразу - не надо, конечно. Это и прочесть сложно. Но штук 20 (самых лучших) стоит опубликовать, хотя бы для того, чтоб редакторы определились с тем, какой статус Вам присваивать. Дело в том, что "Авторы" имеют право анонсировать свои стихи, т.е., они появляются на Главной странице. "Пользователи" же такого права не имеют. Они просто публикуются на своих страницах, пишут рецензии. Это ограничение введено для того, чтобы оградить Главную стр-цу от потока слабых стихов. У нас серьёзный портал, для нас главное - качество произведений.
в любом споре каждый из участников останется при своём мнении. Ну, не совсем так. Лично я с радостью признаю свою ошибку, если мне на неё укажут понимающие люди. Спорить ради спора точно не буду. Да и не только я. Иногда человек возражает в ответ на критику, возмущается даже, а проходит время, он говорит: "Я вот подумал... а ведь Вы были правы. Поменял там-то и там-то, и текст стал лучше!"
Можете смело критиковать мои стихи, потому как тут я всё равно останусь при своём субъективном мнении, что "именно мне именно так нравится". Не, не буду) Если Вы заранее говорите, что останетесь при своём мнении, так зачем я буду время тратить, высказывать Вам что-то? Вам это едва ли интересно. Я лучше напишу отзыв тем авторам, для кого это действительно важно) Кстати, у нас есть Школа Поэтического Мастерства, туда любой желающий может принести своё стихотворение для разбора. Кто-то из редакторов обязательно напишет отзыв.
Насчёт плохих стихов столь многочисленных поэтов... а может их просто не замечать? Если человек хочет расти, учиться - ему здесь будут всячески помогать. Никогда не будут "гнобить" за то, что он пока умеет мало. Но тех, кто держит "пальцы веером", у кого гонора много, а способностей мало - тех прижмут к стенке. Потакать их самолюбию и хвалить слабые стихи здесь не принято. Даже если это стихи твоего друга. Потому что это тупиковый путь, он не способствует развитию творческих способностей. Проходить мимо? Не-е. У нашего портала цель - не количество авторов, а качество стихов. Борьба за качество невозможна без замечаний и критики. Поэтому игнор - не самая лучшая стратегия.
Меня вот тоже посещают смутные сомнения, что половина моего творческого багажа не совсем приличного качества. И прекрасно, что у Вас есть такие мысли. У любого адекватного автора они есть.
Да, можно, Юлия. Изиняюсь, что не сразу заметил Ваш пост. ))) О многословности я судил по количеству комментариев в ленте произведений. Насчёт статуса... меня это не задевает. Я даже догадываюсь, что мои странички на других литсайтах уже были просмотрены на предмет моего творчества. Это вполне нормально. Вот анонсировать свои стихи я точно не буду. Тут дело даже не в баллах, просто мне это не нравится. Кто захочет, тот и так придёт. И вот именно такой круг читателей мне и ближе. А их количество меня уже не интересует. Критика... я не против критики. Я просто думаю, что творческая индивидуальность важнее для развития, чем постоянная оглядка на других с вопросом "а так будет хорошо или исправить?" Дело тут ещё и в том, что что-то написав, я ухожу дальше. Через неделю моё новое стихотворение меня уже особо и не интересует. Да, я знаю, которое из них у меня получилось хорошо, при случае я его выложу на новый сайт. Но доделывать его ещё лучше у меня желания не будет. У меня достаточно много старых стихов, которые стоило бы отредактировать по новому. Но вот желания это сделать никак не найду. Я сам за творческое развитие. За три года своего стихотворчества примерно треть стихов я уже удалил. Но тут сработало что я сам уже понял то, что дело не в количестве, а в качестве. И когда у меня читали плохие стихи, меня это коробило. Но все плохие удалить невозможно. Что-то из них в разной степени дорого и пытаешся их переписать. Благодарю Вас, Юлия! )))
Ну, насчет анонсов - можно спорить. Если Вы не ходите на конкурсы, не анонсируетесь, не принимаете участия в каких-то обсуждениях на сайте, то Ваш ник нигде и не "светится", следовательно, к Вам просто не знают дороги те авторы, которые могли бы стать Вашими постоянными читателями.
Да, старое не все любят править. Настроение-то уже ушло, скучно... Но иногда это всё же идёт на пользу тексту. Да не за что, Сергей)
Утащу-ка я в закладки. Пригодится для бесед в душеписами И ведь правда - чем больше знаешь о стихах, тем медленнее они пишутся. "Душой писать" было не в пример проще
Статья интересная и почти полностью соответствует моему собственному взгляду на проблему. Больше всего меня смешит (а то и бесит), когда говорят, что стихи ниспосланы свыше, а значит "править не буду, и точка!" - при этом возникает резонный вопрос: почему же "свыше" диктуют такую ерунду, причём часто - с грамматическими ошибками? Согласна, что поэтическое чутьё приходит с опытом общения с поэзией - с чтеним хороших стихов, желательно классиков, и с писанием собственных, в "поте лица", ибо талант - как было сказано, 10% способностей и 90% труда. Подспорьем для ускорения этого "накопительного" процесса может служить изучение стихотворной техники и поээтического мастерства по статьям тех, кто об этом думал и сумел сформулировать какие-то истины относительно поэтического творчества. И пока этого опыта недостаточно, стихи автора могут изобиловать техническими и стилистическими ляпами. С чем я не согласна - с тем, что некоторых авторов надо отлучать от литературных сайтов на том основании, что они пишут слабые стихи. Очень трудно провести грань между перспективными и неперспективными авторами на начальном этапе и сказать: "Вот из этого автора что-то получится, а из этого - нет!". На мой взгляд, есть только один критерий, который позволяет делать такое разграничение - интеллектуальный уровень. И если я вижу, что человек не умеет мыслить и формулировать свои простенькие суждения, то я не стану тратить время на критику - это бесполезно. После 13-20 лет даже среднестатистический homo sapiens должен это уметь. Если мысли у него случаются хоть изредка... Думаю, однако, что нет такого деликатного случая объяснить ему, что он безнадёжный дурак, чтобы он понял и согласился. Значит, и тратить силы не надо - сам "отсеется". Грубые и частые грамматические ошибки, кстати, верный показатель слабых умственных способностей - если человек зрелого возраста продолжает их делать, значит, он не блещет ими. И наверняка мало читал, то есть не развивал их тогда, когда это нужно делать - в зрелом возрасте это гораздо труднее, да и шансов особых нет. Критиковать стоит тогда, когда ожидается высокий коэффициент полезного действия. И не нужно критиковать, когда внутренним, иногда глубоко скрытым мотивом является тщеславное желание показать своё превосходство. Это всегда чувствуется - поэтические натуры, как правило, очень чутки и ранимы. Малейший налёт высокомерия или недоброжелательности сводит на нет ценность критики как таковой. КПД в таких случаях равен нулю, а то и отрицателен, так как может привести к "незапланированным" нежелательным последствиям.
Адела, рада Вашему визиту) Большое спасибо за столь пристальное внимание к моей статейке) Спорить не с чем: всё, что Вы сказали, отвечает моим собственным мыслям и пониманию творческого процесса.
Наш Алексей Абашин (Леший) высказал замечательную мысль: Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное? Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее. (Это в качестве ответа на первый абзац Вашего поста)
Ой, неужели я где-то могла написать, что авторов плохих стихов нужно отлучать от литсайтов? Совсем не моя мысль... Литсайт ведь своего рода школа. Если из школы гнать двоечников, то они навсегда двоечниками и останутся (вариант умственной неполноценности не рассматриваем, там свои учебные методики). Может быть, я неловко выразилась, подскажите, Адела, в каком месте, и я поправлю текст)
Да не за что! :)) Я не собиралась спорить, просто высказала своё мнение - как я уже сказала, оно совпадает с Вашим, в основном. А про то, чтобы "гнать" двоечников Вы не говорили - не так в лоб, но где-то в полемике об этом сказано. Дескать, для них есть всякие форумы, сети и т.п. Высказывание Абашина я тоже прочитала в комментах - совершенно справедливая мысль. Что касается огромного "разброса" по шкале "поэтические способности". то это закономерно и играет роль того самого количества, которое переходит в качество. Если следовать этой "параллели" до конца - в любом растворе чем выше интенсивность броуновского движения, при достаточном количестве необходимых для кристаллизации ионов того или иного вещества, тем вероятнее успешное течение процесса кристаллизации. :)) Или как в спорте - чем он "массовее", тем вероятнее проявление и рост больших спортивных талантов, потенциальных чемпионов.
Уф, ну слава богу, а то я уж думала, что где-то в статье такую нелепую мыслю "задвинула") Что до полемики - увы, там теперь сплошной хаос (по сайту в то время ходил "кривой" бот и выборочно стирал рецы или менял их местами). Теперь стороннему читателю сложно понять, на что я отвечала, откуда взялась та или иная мысль... Не удивительно, если что-то будет воспринято не совсем верно) Особенно жаль, что "полуубиты" диалоги с Лозой и Кольт) Очень показательно, как люди, задавшиеся целью вывести человека из равновесия, сами в итоге срываются на оскорбления и находят проблемы на свою же голову.
Да, жаль, что полемика "перетасована". Я сама уже успела заметить, что ответы не всегда появляются там, где рассчитываешь. Но иногда я сама путаюсь и не так что-то делаю, вероятно. Вот, раздумываю: поставить ли мне мою статью "Бедный графоман", или нет? По "идейному содержанию" она похожа на Вашу, наверное, но акценты расставлены несколько по-другому. Да и тогда, когда я её писала, я относилась несколько либеральнее к графоманам... с тех пор я успела ознакомиться с некоторыми весьма неприятными разновидностями. :)) Но принцип есть принцип...
А что за статья? "Поставить", в смысле, опубликовать? А почему нет? Адела, я на Вашей странице написала, почему у Вас вместо ремарок появляются самостоятельные рецензии. Всё очень просто, нужно только привыкнуть нажимать на нужные клавиши. Это не имеет отношения к боту, перетасовавшему на этой странице все диалоги(((
Сейчас опубликую. Автоматизм - великое дело. Он вырабатывается, как средство экономии усилий. Недаром говорят "Привычка вторая натура". Поэтому дурным привычкам не надо давать укорениться - избавиться от них непросто. :))
Гм, я вспомнил: "Если сравнить научную фантастику с Толстым, то Толстой кажется гораздо правдоподобнее"(с) Когда я ржал в голос, автор билась в слезах и истерике, что я хам и ее обижаю... Я к вам пишу Ну че те надо? Слагаю в строчку я стехо. Мая паезь - мая награда, А ты иди себе, лихО.
Я это дело заскринил, Юль. Печенкой чую - скоро пригодится. Я вот только что читал о том, что: "смешно и глупо ждать от читателя что он захочит понять твою потаеную мысль. Я жду настоящей критики каторая принесет пользу а не самамнения читателя"(с) Правописание оригинала. Автора я уже цитировал в перлах не раз, он, по-своему, оригинален и неповторим.
Привет, Берг) Правда, я не совсем поняла, каким образом написанное относится к моей статье, но... было всё равно любопытно) Да уж) Не только у поэтов, но и у графоманов есть свои классики)
Ну, дык Толстой-то правдоподобен, особливо на портрете :)) Я о том, что зачастую критик, в понимании авторов, это непременно тот, кто живет теми же мыслями, что и автор. И с тем же уровнем развития. Поэтому он непременно должен прочувствовать в наборе слов великую великость. Впрочем, это не отменяет и того факта, что есть идиоты и среди тех, кто себя полагает критиком. Они чудесно дополняют друг друга "прахессионалы"-критики и графоманы
https://vk.com/public196126666
Разбили на 2 части.
Извините за любопытство... Вы один из редакторов этого Альманаха?
Не все люди понимают, что поэзия - это искусство, которое нужно постигать. Учиться - это трудно, скучно, да? :)
Когда я ещё в школе принесла несколько своих текстов на литературную студию и показала учителю двадцать бережно хранимых листов, она взял карандаш и стала вычёркивать большинство строчек.
Осталось на каждом листе по три-четыре строчки. "В этом что-то есть", - сказала она, а остальное - мусор (более грубым словом только) :))
Но в основном людей не переубедишь. Они всё понимают (не маленькие), но делать лишних движений не будут. Если нет внутреннего стремления. Так что убеждать бесполезно.
Это даже с психологической точки зрения - не каждый умеет осознавать и принимать свои недостатки.
А считать себя памятником - легко! :))
Почему? Стихи отпочкование от искусства общения. Особая его форма.
А школа на это как раз и заточена, в основе своей, на развитие коммуникативности.
Для этого не надо тренировок телесных движений на смычок, кисть художника, игры на музинструментах (какая без этого может быть симфония).
С другой стороны, сколько восходов написано художниками? Сколько из них мы помним?
Сколько скульптур храним в памяти?
Не надо людей переубеждать. Не надо бить их дубинкой высокомерного презрения с Олимпа обученности.
Одной лишь учёбы...
"Все до единого ученики пишут стихи по заданию" -
и у многих получается? :))
Думаю и даже знаю, что не у многих.
В школьной программе нет такого предмета: научить писать стихи.
Это просто творческое задание по литературе.
Как на музыке дети учат нотную грамотность, на рисовании - какие-то основы, так и по литературе дети учат стихотворные размеры, роды и виды литературы, понятие, что такое рифма, её виды.
Но стихотворений, симфоний они не пишут (по программе). :)
Возможно, в специальных лит.секциях, кружках. Но туда уже отбирают одарённых деток.
Не надо бить их дубинкой высокомерного презрения с Олимпа обученности.
А где кого забили? Покажите, я хочу это видеть)
Как там в классике жанра? - "...к людЯм мягше, а на вопросы... ширше".
А то вся суть искусства сводится в очередной раз к технике/механике, кропотливой, упорной "цифровой" работе чистым разумом над пазлами слов, не более. Обрыдло всё это.
Если только не признавать открыто, что единственный достойный метод в поэзии это исключительно соцреализм.
Озарение выбрасывается в очередной раз в мусорку, для разного рода литбомжей-графоманов.
Святослав, приветствую)
Нет, стихи в школе по заданию не пишут. Не писали. Не знаю, может быть, сейчас маразм реформаторов образования и до такого дошел?))
Это всё равно что не знающего танцевальных движений человека заставить сочинить танец. Что получится? Кривлянье.
Озарение, вдохновение, чутьё, наитие - всё это должно быть, без этого никак. Но это лишь основа. На одном настроении не напишешь хорошее произведение. Получится беспомощно.
Да что говорить о стихах - в бытовом разговоре не выразишь своё состояние, если языком плохо владеешь. Вы ведь встречали людей, плохо говорящих по-русски? Интересно их слушать? (конечно, если они не передают важную для вас информацию)
До сих пор помню тот момент, когда пришлось по заданию в школе писать стихи. Мрак.
Это как влюбиться по заданию, или по заданию возненавидеть.
С первых попыток всё и всегда получается беспомощно.
А потом находится своя колея, приобретается опыт...
6 лет учился и жил в сплошном "интернационале" из дальнего зарубежья. От Кубы до Монголии, от севера Африки до Ирана.
Очень интересно и познавательно было слушать плохо говорящих по-русски, каждый год новых. Иная ментальность, свежепереложенная на иной язык...
Это своеобразно помогало осваивать и особенности русского. Который до 18 лет в качестве разговорного в повседневной жизни не использовал.
Вот именно - опыт приобретается. Через работу и усилия. Это как раз то, за что я и ратовала в этой статье)
Те, кто не взрослеют до конца, и пополняют ряды пишущих, и изобретателей.
И не менее рада, что статья понравилась)
Ну, ясное дело, что самовлюбленные "самородки" читать не будут, но, судя по количеству просмотров, и без них нашлись читатели (надеюсь, не только зрители)).
«Главная тайна поэзии на земле — это тайна Читателя, а не Текста. Текст — пустая оболочка. После того, как ее оставил автор, она физически начинает искать Читателя. Высокомерие художника по отношению к Читателю— просто амбиция, ибо художник — это просто «порченый читатель», изредка исполняющий ритуальный танец метафизического кривляния под названием «творчество». Мы — Читатели». В.Кальпиди
Текст далеко не всегда "пустая оболочка". Черный квадрат - вот он да) Или какая-то заумь литературная: читая ее, один подумает, что это стихи о любви к матери, другой - что гимн байкеров, третий - что записка путешественника. Каждый наполнит их своим содержанием, ибо изначально не было никакого.
Я, по-правде говоря, не считаю стихами такого рода "произведения". Это извитие словес, и - вот именно - "кривляние".
Всё верно...
Писала так давно, что и сама уж забыла, о чем эта статьишка)))
Надеюсь, меня не переведут в группу "Пользователи". )))
Пожалуйста, говорите, что думаете, какие проблемы?)
А, посмотрела, у Вас пока нет статуса. Я не знаю, что решит редсовет на этот счёт, но решение (коллективное) принимается после знакомства с Вашими стихами, а не рецензиями)) Если человек хамит, троллит или выступает в роли провокатора, ему делают замечание, в тяжелых случаях банят, но статус не снижают, поскольку поведение человека и качество его стихов - разные вещи.
Сущность споров (которые были внизу страницы) Вы едва ли могли в полной мере понять: здесь поработал бот-антиспам и все посты перемешал, поменял местами, а что-то удалил. Обидно, конечно. Теперь концов-начал не найти.
Никто не против, чтобы человек писал стихи, пусть и корявые. Не с шедевров и классики начинали. Все когда-то учились.
Смысл статьи в другом. Посвящена она тем авторам, которые кропают корявые вирши, но упорно отстаивают право на ошибки, в штыки воспринимают любые советы, не хотят учиться ничему: они ведь и так почти гении!
Статья против самоуверенной бездарности, короче.
Статус... о, это вторично. Все эти звания "поэт года" меня успешно обошли стороной. А вывалить сразу под сотню стихов, чтобы ознакомить всех с плодами своих трудов... это просто не красиво по отношению к другим участникам сайта.
Обещаю вести себя на сайте культурно, потому как знаю, что в любом споре каждый из участников останется при своём мнении. Можете смело критиковать мои стихи, потому как тут я всё равно останусь при своём субъективном мнении, что "именно мне именно так нравится". Нравится писать длинные строки, употреблять инверсии и не соблюдать правила в стихосложении, коих я и не знаю.
Насчёт плохих стихов столь многочисленных поэтов... а может их просто не замечать? Меня вот тоже посещают смутные сомнения, что половина моего творческого багажа не совсем приличного качества. Но я это признаю сам, там, где в этом уверен. Зато другую половину буду отстаивать. Спорить я люблю, в тех пределах, пока это проходит культурно и не превращается в склоку.
Ещё раз, Благодарю Вас! )))
Да что Вы, Сергей (можно Вас так называть? Серёжкин - слишком панибратски), я всегда и всем отвечаю) Иначе и быть не могло)
Как я заметил, люди здесь довольно не многословны,
О, тут вы си-ильно ошибаетесь) Все разные. Возможно, Вы не там смотрели) У нас в порядке вещей долгие обсуждения произведений, споры, всевозможные разговоры на тему творчества (и не только). Критика у нас в чести. Если, конечно, это не хамский "наезд" под маской критики, спровоцированный желанием "поквитаться" с антипатичным человеком. Такое у нас быстро пресекается, модерация работает хорошо.
а потому и возникают опасения, что любой комментарий воспринимается как гром с ясного неба.
Ну что Вы) Как раз на Литсети приветствуются любые мнения, в том числе альтернативные. Лишь бы были корректно высказаны, без перехода на личность. Поживёте здесь подольше - убедитесь)
А вывалить сразу под сотню стихов, чтобы ознакомить всех с плодами своих трудов... это просто не красиво по отношению к другим участникам сайта.
Не, под сотню сразу - не надо, конечно. Это и прочесть сложно. Но штук 20 (самых лучших) стоит опубликовать, хотя бы для того, чтоб редакторы определились с тем, какой статус Вам присваивать. Дело в том, что "Авторы" имеют право анонсировать свои стихи, т.е., они появляются на Главной странице. "Пользователи" же такого права не имеют. Они просто публикуются на своих страницах, пишут рецензии. Это ограничение введено для того, чтобы оградить Главную стр-цу от потока слабых стихов. У нас серьёзный портал, для нас главное - качество произведений.
в любом споре каждый из участников останется при своём мнении.
Ну, не совсем так. Лично я с радостью признаю свою ошибку, если мне на неё укажут понимающие люди. Спорить ради спора точно не буду. Да и не только я. Иногда человек возражает в ответ на критику, возмущается даже, а проходит время, он говорит: "Я вот подумал... а ведь Вы были правы. Поменял там-то и там-то, и текст стал лучше!"
Можете смело критиковать мои стихи, потому как тут я всё равно останусь при своём субъективном мнении, что "именно мне именно так нравится".
Не, не буду) Если Вы заранее говорите, что останетесь при своём мнении, так зачем я буду время тратить, высказывать Вам что-то? Вам это едва ли интересно. Я лучше напишу отзыв тем авторам, для кого это действительно важно)
Кстати, у нас есть Школа Поэтического Мастерства, туда любой желающий может принести своё стихотворение для разбора. Кто-то из редакторов обязательно напишет отзыв.
Насчёт плохих стихов столь многочисленных поэтов... а может их просто не замечать?
Если человек хочет расти, учиться - ему здесь будут всячески помогать. Никогда не будут "гнобить" за то, что он пока умеет мало. Но тех, кто держит "пальцы веером", у кого гонора много, а способностей мало - тех прижмут к стенке. Потакать их самолюбию и хвалить слабые стихи здесь не принято. Даже если это стихи твоего друга. Потому что это тупиковый путь, он не способствует развитию творческих способностей.
Проходить мимо? Не-е. У нашего портала цель - не количество авторов, а качество стихов. Борьба за качество невозможна без замечаний и критики. Поэтому игнор - не самая лучшая стратегия.
Меня вот тоже посещают смутные сомнения, что половина моего творческого багажа не совсем приличного качества.
И прекрасно, что у Вас есть такие мысли. У любого адекватного автора они есть.
Всего наилучшего!)
О многословности я судил по количеству комментариев в ленте произведений.
Насчёт статуса... меня это не задевает. Я даже догадываюсь, что мои странички на других литсайтах уже были просмотрены на предмет моего творчества. Это вполне нормально. Вот анонсировать свои стихи я точно не буду. Тут дело даже не в баллах, просто мне это не нравится. Кто захочет, тот и так придёт. И вот именно такой круг читателей мне и ближе. А их количество меня уже не интересует.
Критика... я не против критики. Я просто думаю, что творческая индивидуальность важнее для развития, чем постоянная оглядка на других с вопросом "а так будет хорошо или исправить?" Дело тут ещё и в том, что что-то написав, я ухожу дальше. Через неделю моё новое стихотворение меня уже особо и не интересует. Да, я знаю, которое из них у меня получилось хорошо, при случае я его выложу на новый сайт. Но доделывать его ещё лучше у меня желания не будет. У меня достаточно много старых стихов, которые стоило бы отредактировать по новому. Но вот желания это сделать никак не найду.
Я сам за творческое развитие. За три года своего стихотворчества примерно треть стихов я уже удалил. Но тут сработало что я сам уже понял то, что дело не в количестве, а в качестве. И когда у меня читали плохие стихи, меня это коробило. Но все плохие удалить невозможно. Что-то из них в разной степени дорого и пытаешся их переписать.
Благодарю Вас, Юлия! )))
Да, старое не все любят править. Настроение-то уже ушло, скучно... Но иногда это всё же идёт на пользу тексту.
Да не за что, Сергей)
"Я так пишу для себя. Прочитало меня сто человек или тысяча... какая разница"
А зачем публиковать то, что пишется для себя?
И ведь правда - чем больше знаешь о стихах, тем медленнее они пишутся. "Душой писать" было не в пример проще
Ну да... согласна) На одной душе не уедешь, ещё и умение нужно)) Однако и без души поэту нельзя) Главное - найти золотую середину)
Согласна, что поэтическое чутьё приходит с опытом общения с поэзией - с чтеним хороших стихов, желательно классиков, и с писанием собственных, в "поте лица", ибо талант - как было сказано, 10% способностей и 90% труда. Подспорьем для ускорения этого "накопительного" процесса может служить изучение стихотворной техники и поээтического мастерства по статьям тех, кто об этом думал и сумел сформулировать какие-то истины относительно поэтического творчества.
И пока этого опыта недостаточно, стихи автора могут изобиловать техническими и стилистическими ляпами.
С чем я не согласна - с тем, что некоторых авторов надо отлучать от литературных сайтов на том основании, что они пишут слабые стихи. Очень трудно провести грань между перспективными и неперспективными авторами на начальном этапе и сказать: "Вот из этого автора что-то получится, а из этого - нет!". На мой взгляд, есть только один критерий, который позволяет делать такое разграничение - интеллектуальный уровень. И если я вижу, что человек не умеет мыслить и формулировать свои простенькие суждения, то я не стану тратить время на критику - это бесполезно. После 13-20 лет даже среднестатистический homo sapiens должен это уметь. Если мысли у него случаются хоть изредка... Думаю, однако, что нет такого деликатного случая объяснить ему, что он безнадёжный дурак, чтобы он понял и согласился. Значит, и тратить силы не надо - сам "отсеется". Грубые и частые грамматические ошибки, кстати, верный показатель слабых умственных способностей - если человек зрелого возраста продолжает их делать, значит, он не блещет ими. И наверняка мало читал, то есть не развивал их тогда, когда это нужно делать - в зрелом возрасте это гораздо труднее, да и шансов особых нет.
Критиковать стоит тогда, когда ожидается высокий коэффициент полезного действия. И не нужно критиковать, когда внутренним, иногда глубоко скрытым мотивом является тщеславное желание показать своё превосходство. Это всегда чувствуется - поэтические натуры, как правило, очень чутки и ранимы. Малейший налёт высокомерия или недоброжелательности сводит на нет ценность критики как таковой. КПД в таких случаях равен нулю, а то и отрицателен, так как может привести к "незапланированным" нежелательным последствиям.
Наш Алексей Абашин (Леший) высказал замечательную мысль:
Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное? Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее.
(Это в качестве ответа на первый абзац Вашего поста)
Ой, неужели я где-то могла написать, что авторов плохих стихов нужно отлучать от литсайтов? Совсем не моя мысль... Литсайт ведь своего рода школа. Если из школы гнать двоечников, то они навсегда двоечниками и останутся (вариант умственной неполноценности не рассматриваем, там свои учебные методики).
Может быть, я неловко выразилась, подскажите, Адела, в каком месте, и я поправлю текст)
Что касается огромного "разброса" по шкале "поэтические способности". то это закономерно и играет роль того самого количества, которое переходит в качество. Если следовать этой "параллели" до конца - в любом растворе чем выше интенсивность броуновского движения, при достаточном количестве необходимых для кристаллизации ионов того или иного вещества, тем вероятнее успешное течение процесса кристаллизации. :)) Или как в спорте - чем он "массовее", тем вероятнее проявление и рост больших спортивных талантов, потенциальных чемпионов.
Что до полемики - увы, там теперь сплошной хаос (по сайту в то время ходил "кривой" бот и выборочно стирал рецы или менял их местами). Теперь стороннему читателю сложно понять, на что я отвечала, откуда взялась та или иная мысль... Не удивительно, если что-то будет воспринято не совсем верно)
Особенно жаль, что "полуубиты" диалоги с Лозой и Кольт) Очень показательно, как люди, задавшиеся целью вывести человека из равновесия, сами в итоге срываются на оскорбления и находят проблемы на свою же голову.
Вот, раздумываю: поставить ли мне мою статью "Бедный графоман", или нет? По "идейному содержанию" она похожа на Вашу, наверное, но акценты расставлены несколько по-другому. Да и тогда, когда я её писала, я относилась несколько либеральнее к графоманам... с тех пор я успела ознакомиться с некоторыми весьма неприятными разновидностями. :)) Но принцип есть принцип...
Адела, я на Вашей странице написала, почему у Вас вместо ремарок появляются самостоятельные рецензии. Всё очень просто, нужно только привыкнуть нажимать на нужные клавиши. Это не имеет отношения к боту, перетасовавшему на этой странице все диалоги(((
Автоматизм - великое дело. Он вырабатывается, как средство экономии усилий. Недаром говорят "Привычка вторая натура". Поэтому дурным привычкам не надо давать укорениться - избавиться от них непросто. :))
Когда я ржал в голос, автор билась в слезах и истерике, что я хам и ее обижаю...
Я к вам пишу
Ну че те надо?
Слагаю в строчку я стехо.
Мая паезь - мая награда,
А ты иди себе, лихО.
Я это дело заскринил, Юль. Печенкой чую - скоро пригодится.
Я вот только что читал о том, что: "смешно и глупо ждать от читателя что он захочит понять твою потаеную мысль. Я жду настоящей критики каторая принесет пользу а не самамнения читателя"(с) Правописание оригинала. Автора я уже цитировал в перлах не раз, он, по-своему, оригинален и неповторим.
Правда, я не совсем поняла, каким образом написанное относится к моей статье, но... было всё равно любопытно)
Да уж) Не только у поэтов, но и у графоманов есть свои классики)
Я о том, что зачастую критик, в понимании авторов, это непременно тот, кто живет теми же мыслями, что и автор. И с тем же уровнем развития. Поэтому он непременно должен прочувствовать в наборе слов великую великость.
Впрочем, это не отменяет и того факта, что есть идиоты и среди тех, кто себя полагает критиком. Они чудесно дополняют друг друга "прахессионалы"-критики и графоманы