Говорят, что в спорах рождается истина. Сомнительная, на мой взгляд, сентенция. Сколько раз мне приходилось наблюдать за этим процессом, столько раз делала вывод, что, кроме обид и убеждённости в очевидной тупости оппонента, там не рождается ничего. В лучшем случае спорщики, несмотря на заключительные реверансы – обмен любезностями и заверения в «вечной дружбе и симпатии» - остаются при своём мнении. В худшем – становятся врагами.
Мой знакомый теолог говорил, что истина – не служанка, чтобы подстраиваться под всех подряд. Потому Бог с ней, истиной – и в прямом, и в переносном смысле. Она недостижима, неопровержима, абсолютна и объективна.
Другое дело её очеловеченная сестра - правда. Какая она? Способна ли стать, благодаря спору, универсальной? Посмотрим)
1.«Люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе» (Козьма Прутков)
Как только мы появляемся на свет, «пустой сосуд» начинает заполняться знаниями. Как это происходит – науке точно неизвестно. Предположительно – неупорядоченно, произвольно и – как факт - в соответствии с представлениями той среды, в которой мы произрастаем. Мне всегда было интересно: почему в Библии говорится, что в землю обетованную «войдут не ведающие, что такое добро и зло». Воспитанным, в частности, на Маяковском, чётко зафиксировавшем понятия "хорошо" и "плохо", можно запросто потеряться в определениях) А ведь эта «застолблённость» и есть тот груз, который мы тянем волоком всю жизнь, на который ориентируемся и под который подгоняем новые знания.
2. «Одно и то же блюдо никогда не бывает одно и то же» (Ален Лобро)
Попадая на подготовленную почву, знания - в угоду нашим представлениям - претерпевают деформацию, втискиваясь в уже имеющиеся рамки. К тому же сказывается личный опыт, из которого тоже зачастую сделаны неправильные выводы. Иначе прыжки на граблях были бы редкостью. Так формируются наши понятия обо всём, и голова становится «автобусом на Картахену», где гуси, торбы, люди, блохи – в кучу. Причём один и тот же «гусь» может быть назван и серой шейкой, и казаркой. В таком случае ещё можно говорить об адекватности понятия. Но если кто-то считает его курицей, а то и вовсе коалой, то как вести с ним спор человеку, у которого, мягко говоря, несколько другие представления о предмете?
3. «Мысль изречённая есть ложь» (Фёдор Тютчев)
Когда происходит вербализация мыслительных образов, то все эти «перья, клювы, лапы» выползают на свет Божий. У всех, предположительно, есть базовые понятия о природе вещей, явлений и т.п. Но как только дело доходит до озвучки, мысль облекается в кольчужку жёстких дефиниций, внутри которой желеобразное месиво, иначе именуемое «растеканием по древу». Это - результат несовершенства механизма трансформации мысли в слово. Даже словари не всегда помогают, ибо мы не только воспроизводим мысль «кто во что горазд», но и читаем так же: выбираем в словарях те варианты определения, которые нам ближе. Если же толкования словарей не подходят, что ж – гугл в помощь: там всегда можно найти то, что по нашим представлениям попадает в десятку. У каждого она своя. И неважно, что сведения заведомо непрофессиональны. Спор есть спор: тут если не все, то многие средства хороши для подтверждения мысли, которая самостоятельно вылиться в удобоваримую форму не может. Неудивительно, что у человека, который придает иной смысл написанным словам, мнение/понятия оппонента вызывают моментальный мыслительный ступор, картинка не визуализуется из-за неточности, ложности «базы», нарушений причинно-следственной связи и т.д. Поэтому в спорах (даже при разности позиций) так ценятся ясность мышления и способность донести мысль до собеседника. Хотя, как показывает опыт – с этим явлением встречаешься не так уж и часто.
4. «Каждый прав по-своему» (Наполеон Бонапарт)
Из-за груза привитых представлений каждый человек имеет усечённое «пространственное» восприятие: мы видим то, что хотим/можем увидеть. Понимаю, что привожу уже набивший оскомину пример про Сад камней в Киото, но удержаться не могу. «На площадке расположено 15 чёрных необработанных камней, они организованы в пять групп. С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления»© Переведя это на рассматриваемую тему, делаем вывод: любая правда не охватывает всей картины, а в результате получаем ложное суждение типа «нет этого 15-го камня». Но что интересно – каждый доволен своей частью картинки.
5. «Не ваша цель открыть дверь бескрайней правде, а ваша - поставить границу бескрайней ошибке» (Бертольд Брехт)
Если спорящие видят разные «камни», значит ли это, что любой спор представляет собой разговор немого с глухим? Не всегда. Бывают случаи, когда у оппонентов похожие взгляды - пусть и не идентичные, но имеющие много точек (даже областей) соприкосновения. Или это те, кто готов слышать и думать, т.е. абстрагироваться от собственных представлений о предмете спора и глянуть "сверху". Кому же подобное кажется непосильным трудом – пусть мирно плывёт по течению, держась за бревно собственной «непокобелимой» точки зрения. Расходовать силы, чтобы доказать наличие не только 15-го камня, но, возможно, и всех остальных, причём ещё и объяснять, что это – камень, а не то, что видится собеседнику – неблагодарное дело. Просто трата времени и «бисера», а ведь качество мышления оппонента обычно угадывается с первых трёх нот. К тому же, если он просто троллит, ведет спор ради спора, и затронутая тема «среди вещей, которые его действительно интересуют в жизни, находится где-то между проблемами миграции ушастой совы и особенностями налогообложения в Конго»©, то стоит ли вообще суетиться?
Вывод: Универсальной правды не бывает. Не потому ли последнее время так часто употребляется "имхо"? Вероятно, как стремление обезопасить себя от обвинений в непререкаемости суждений, как понимание того, что оппонент может иметь иное воззрение на проблему.
Опубликовано: 09/05/13, 14:55 | Последнее редактирование: Марина_Славина 02/06/21, 23:03
| Просмотров: 2978 | Комментариев: 64
Недавно услышала мысль, что истина рождается в процессе обсуждения, а в споре (ты права!) не рождается ничего)
Вспомнила анекдот:
- Какая форма Земли?
- Круглая.
- А как это доказать?
- Хорошо, пусть будет квадратная, я не настаиваю…
Добавлю свои 3 копейки: рождение истины в споре возможно лишь в ТОМ СЛУЧАЕ, когда в зачатии этой истины участвуют спорщики:
а) уважающие мнение другого;
б) спорят БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ;
в) ведут бурный спор о вещах материальных (техника, физика, математика) и имеющих критерии измерения, НЕ КАСАЯСЬ АБСТРАКЦИЙ.
Тогда и только тогда возможен плач свежерождённой Истины. В о всех остальных случаях - каждый уйдёт со своим.
С уважением,
Спасибо за визит)
P.S. Если не секрет, что вас натолкнуло на эту мысль?
Марина, я не знаю, что такое истина. Для меня это нечто вроде квантовой механики: по ней строят различные теории, что-то вычисляют, описывают, но пока все доказательства зиждятся на акте веры.
Насчёт имхо. Я не призываю запретить эту аббревиатуру потому, что она мне не нравится. Напротив, я тоже её буду использовать, правда, с другим оттенком, например: вон заболотин такую имху несёт, что лучше б чушь порол)
Я не могу назвать ни одной сферы деятельности, где бы с уверенностью царствовала истина. Видимо, потом, когда-нибудь дозреем))А квантовая механика мне интересна, как и всякие другие знания, которые просто так не даются и надо ломать голову).
Кстати, критика не всегда бывает умной, конструктивной, адекватной. Иногда ясно: критикнул, чтоб выпендриться. Или просто: критик кретин, но не ведает о том. Так отчего же не просветить? По-доброму))) Я благодарю лишь за умное. обоснованное мнение, даже если оно идет вразрез с моим собственным)
Однако вернёмся к нашим баранам. Хороший пример со смысловыми образами Вы привели в пику мне ("у меня... иной взгляд"). Мы же как-будто спорили. Но я оспаривал редкостность "уплюсивания", а Вы, формально мне возражая, подтвердили мою правоту. Или нет? Так или иначе, то, с чего начался наш спор, уже мелко несущественно по сравнению с дальнейшим)
По-моему, общаемся))) Лично мне интересно, и позитивно. Да и говорим об одном, по сути. Только по разному)
Спасибо))
Согласна, что спор можно представить игрой. Только вот хотелось бы, чтобы обе стороны были в курсе. Тогда на промахах оттачивается мысль. Иначе все манипуляции с терминами, подмена понятий выглядят не слишком красиво. Кроме того, возникает мысль, что такая подмена введена не для того, чтобы сбить противника с толку, а потому, что самому уже нечего возразить по сути спора. Хотя если спорящий чем-то вам особенно неприятен, то да, тут можно играть и наслаждаться)) И снова с вами, Ир-га, соглашусь: забавно видеть бреши в логике и на этом играть, однако, боюсь, вряд ли вторая сторона оценит: логика либо есть, либо... Чужие логические цепочки порой очень напоминают спутанный клубок))
Спасибо за мнение)
Я вообще почти всегда доброжелательно настроена, когда спорю, как бы это внешне ни выглядело. :-)
Спасибо, Ир-га)
Инстинкты же непокобелимы - надо кармашки поглубже пришивать. И лучше - с пуговками. :-)
Спасибо, зоркий сокол)))
Но в споре, зачастую, на первое место выходит не поиск истины/правды, а неудержимое стремление переубедить соперника. Да просто переспорить/переговорить/переболтать.
Добавим сюда разный уровень воспитания, образования и опыта - и получим до боли знакомую окололитературную свару)))
Спасибо, Ир, за высказанное мнение.
Особенно интересно наблюдать, когда спор длится второй-третий день, и круг оппонентов расширился настолько, что уже не понять, кто что кому и о чём отвечает))) Все дружат против всех, и всем весело. И как в том анекдоте:
- А в чём суть-то?
- Ссуть? Да в подъезде...
И для комплекта: «Бессмысленно внушать
представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные
шнурки» (Сергей Довлатов)
Типа "А король-то голый!"
:-)
Марина, класс) Про аромат и шнурки - ага, та же суть)
:-)
То, что можно спорить ВООБЩЕ без знания предмета, как-то даже в голову не пришло. (
Закончу не в тему. Не люблю аббревиатуру "имхо". В русском языке до отвала равноценных вводных конструкций, а мы: имхо, имхо, имхо... Давайте тогда говорить: айэмэйчоу или пмсм (предменструальный синдром мужика)).
ИМХО тоже не люблю)
Жаждущий конструктива вопросы будет задавать себе. Нужен ли вообще в таком случае собеседник? Думаю, нужен. Для создания "аэродрома подскока". Не будь вас, например, я бы такими вопросами и задаваться бы не стал.
Меня не смущает "имхо". Говорят, во времена Тургенева слово "великолепный" считалось просторечием, а такие слова как "комильфо", "априори" давно нормально воспринимаются всеми (пожалуй, еще с войны 1812, а то и ранее). Вот и сейчас всеми затасканы "дежа вю" и "имхо". И что? Если это емко, то не буду падать грудью на амбразуру, а использую)))
Спасиб за мнение)))
как часто вы встречали, что* с критикой не соглашались *бы.
Последний пример, Виктор, проще и очевидней "моей" конструкции. Что придумать (для чего? с какой целью?) - чтобы все это знали.
И: как часто вы встречали (что?) - чтобы(!) с критикой не соглашались, но - что(!) с критикой не соглашаются.
Ты, Витя, меня извини: ткнула ссылку и, ничего не написав, убёгла) Мне тоже правила скучны. А копилку никто делать, думаю, не будет. Не вопрос - сбросить туда примеры. Но их же ещё нужно каким-то образом упорядочить потом, когда материала наберётся достаточно. И кто этим будет заниматься?))))
http://otvet.mail.ru/question/75952837
"К сожалению, не всегда обстоятельства образа действия можно с полной уверенностью отличить от обстоятельств сравнения."
Спасибо, Марина.) Постараюсь всё это уяснить до конца.