Поэт-фронтовик Иван Васильевич Рыжиков – человек непростой судьбы, несгибаемой силы духа и широкой русской души. Поэтому каждая встреча, каждая беседа с ним проходит, что называется, по душам. Столько в нём света, теплоты, добра, жизнелюбия и гостеприимства, что и не замечаешь, что перед тобой пожилой человек, прошедший суровый жизненный путь. В свои девяносто два года Иван Васильевич – один из немногих оставшихся поэтов-фронтовиков, которые продолжают активно работать и публиковаться, полны творческих планов.
За долгие годы Ивану Васильевичу пришлось пережить очень многое – и Великую Отечественную Войну, и взлёты, и падения. А в девяностые годы, когда стихи в новой России практически перестали издавать, и вовсе наступил период полного забвения, продолжавшийся около пятнадцати лет. Но и в эти трудные годы Иван Васильевич продолжал работать. На протяжении сорока лет (с 1972 г. по 2012 г.) он руководил люберецким ЛИТО «Вдохновение», воспитав немало достойных авторов.
Иван Васильевич Рыжиков родился и вырос в деревне Жёрновка на Смоленщине. В 1934 г. на Всесоюзной олимпиаде за стихи получил Первую премию (собрание сочинений А.С. Пушкина и отрез на костюм). Среднюю школу Иван Васильевич закончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, сдав последний выпускной экзамен 17 июня 1941 года. Уже через две недели он, следом за отцом, отправился на фронт. Отец погиб смертью храбрых под Рудней в первые месяцы войны. А Ивана Васильевича словно сама судьба берегла. Он служил связистом, постоянно находясь на передовой, под перекрёстным огнём, был несколько раз ранен. Участвовал в боях на Северо-Западном фронте, на Курской дуге, на Днепре, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии. После войны окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В 1953 г. получил две премии: ЦК ВЛКСМ и Политотдела Советской Армии. В этом же году принят в Союз писателей СССР. Работал главным редактором Смоленского областного радио, редактором издательства «Советская Россия», заведующим отделом поэзии журнала «Наш современник», много занимался переводами. В настоящее время Иван Васильевич живёт в посёлке Томилино, в Подмосковье.
И.В. Рыжиков с супругой Ниной Парфёновной
Всего на счету у Ивана Васильевича более тридцати книг. К счастью, в последние годы, благодаря помощи друзей, издателей и меценатов, стихи Ивана Васильевича снова начали публиковаться. Было издано несколько авторских сборников, в том числе «Избранное», «У русской правды вкус рябины», «Дорога истины одна».
А благодаря помощи учеников и ценителей поэзии Ивана Васильевича, многие его стихи опубликованы на различных литературных сайтах.
Небольшая подборка стихотворений Ивана Васильевича Рыжикова:
* * * И нам давали яд отведать, Напиток терпкий и хмельной, Мол, одержать могли победу Гораздо меньшею ценой.
Со стороны видней, не спорим. Но научила нас война Не ставить рядом с горьким горем Словцо расхожее «цена».
Ни после, ни тогда, в начале, В сыром окопчике своём Мы цену ей не назначали: Мы Родину не продаём!
* * * Синею слезкой на веточке инея Первая радость весеннего дня. Родина-мать! По-весеннему синие Не от тебя ли глаза у меня? Речь твоя льётся, как реченька чистая. Только слова ты умеешь беречь. Не от тебя ли, моя неречистая, И у меня эта тихая речь? Ночь на дворе, а дорога не пройдена, Горькая чаша, как прежде, полна, Не от тебя ль, моя милая Родина, И у меня на висках седина? Месяц повис перезрелою сливою, А впереди не дорога , а плеть. Дай мне терпенья, моя терпеливая, Всю твою боль до конца одолеть!..
* * * В сырой землянке стойкий запах гнили, Дух нежилой у жизни на краю… Мы до сих пор не всех похоронили, Кто пал в бою за Родину свою.
В болотах, за дремучими лесами. Вдали от сёл и многолюдных трасс, Лежат они с открытыми глазами И, не мигая, всё глядят на нас.
Глядят, как убивают и торгуют, Как грабят, раздают и предают, Как самую святую, дорогую, Землицу вместе с ними продают…
Живых солдат больней нельзя обидеть, А тех, кто пал… О чём тут говорить! Они б хотели этого не видеть, Но и глаза им некому закрыть…
* * * Где отец схоронен – неизвестно, Лишь известно: он погиб в бою, По-солдатски преданно и честно Защищая Родину свою.
Не прославлен, но и не забытый С тех ещё не выплаканных лет Он лежит, в сырой земле зарытый, Где могилам даже счёта нет.
Жизнь мою война не подкосила. Но, случайно выживший боец, Я стою над каждою могилой, Словно в ней покоится отец.
* * * Нет, Бог меня зачем-то бережёт. Зачем, не знаю, только ясно вижу. Он то отвалит от своих щедрот, То разведёт чего-нибудь пожиже.
Мол, охолонь, подумай, воздержись, Ты ж можешь и весомей, и полезней, А я пока твою земную жизнь Поберегу от гадов и болезней.
Воздерживаюсь. Жму на тормоза. Потяжелее ношу поднимаю. Но делаю квадратные глаза, Как будто ничего не понимаю.
Я только низко кланяюсь ему, Прошу и впредь не прерывать ученья, Пока я, недостойный, не пойму Земного своего предназначенья.
* * * Я болен. Я не знаю что со мной: Не чувствую России за спиной. А ведь была! Как сильных два крыла, Она меня хранила и несла. Куда б ни шёл, я чувствовал – лечу И мне любое дело по плечу. Теперь не то. Смешались ночь и день, Как будто я не человек, а тень. Грущу в дороге, мёрзну у огня. Мой старый друг, не покидай меня! Я болен. Я не знаю, что со мной: Не чувствую России за спиной!..
* * * На фронте было всё-таки попроще: Вот друг. Вот враг. Вот отчая земля. Она своя – от этой стылой рощи До жарких звёзд Московского Кремля. Она своя. За малым остановка: Когда сержант скомандует: «В ружьё!», Подняться в рост, перемахнуть за бровку И умереть достойно за неё…
* * * У русской правды вкус рябины: Она с горчинкою всегда. Но чем надрывнее трубили По косогорам холода,
Чем холодней пылали зори, Чем ночи маялись лютей, Тем больше выжимало горечь Из пламенеющих кистей.
Глядишь, зима во всём расцвете – Пуржит, куражится, дурит. Но горькой памятью о лете Рябина красная горит!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Макс, с большим интересом прочитала (увы мне, только сейчас...) Спасибо, что познакомил с таким замечательным поэтом и человеком. Стихи сразу в душу западают. Особенно вот это отозвалось: Я стою над каждою могилой, Словно в ней покоится отец.
и вот это: Я болен. Я не знаю что со мной: Не чувствую России за спиной.
Да вообще всё - со смыслом, с нервом... Надо будет ближе познакомиться с его творчеством. Хорошо, что у тебя есть возможность общаться с таким человеком лично.
Знаешь, я чувствую себя виноватым. Вроде и работаю, и живу недалеко, а видимся редко. Надо будет всё-таки взять себя за шкирку и заняться публикацией его работ в сети. Хотя, ты знаешь, был приятно удивлён, когда сочинял статью! Ещё не так давно информации о Иване Васильевиче в сети было мало, а сейчас - просто чудо! И статьи, и публикации, и песни на его стихи, и авторскую страничку кто-то завёл! Ну просто нет слов! Помню, пару лет назад, когда Иван Васильевич сильно грустил по поводу того, что не может больше вести "Вдохновение", я сказал, что не в ЛИТО дело, что он сделал главное в жизни - подготовил учеников и отпустил их по свету. К счастью, я оказался прав. И ученики его не забыли.
Спасибо, что познакомил с таким замечательным поэтом и человеком.
Стихи сразу в душу западают. Особенно вот это отозвалось:
Я стою над каждою могилой,
Словно в ней покоится отец.
и вот это:
Я болен. Я не знаю что со мной:
Не чувствую России за спиной.
Да вообще всё - со смыслом, с нервом... Надо будет ближе познакомиться с его творчеством. Хорошо, что у тебя есть возможность общаться с таким человеком лично.
Да, это большая удача, что судьба свела меня с Иваном Васильевичем десять лет назад. Он - человек-солнце.
Иван Васильевич настоящий Поэт и Человек!
Надо будет всё-таки взять себя за шкирку и заняться публикацией его работ в сети. Хотя, ты знаешь, был приятно удивлён, когда сочинял статью! Ещё не так давно информации о Иване Васильевиче в сети было мало, а сейчас - просто чудо! И статьи, и публикации, и песни на его стихи, и авторскую страничку кто-то завёл! Ну просто нет слов! Помню, пару лет назад, когда Иван Васильевич сильно грустил по поводу того, что не может больше вести "Вдохновение", я сказал, что не в ЛИТО дело, что он сделал главное в жизни - подготовил учеников и отпустил их по свету. К счастью, я оказался прав. И ученики его не забыли.