Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
Что нам стоит дом построить
Эссе
Автор: Марина_Славина
Человеческие отношения всё же очень похожи на здания. Их строительство - не менее длительный, многоэтапный процесс. И подход к ним так же разнообразен. Одни, зафиксировав в голове привлекательную картинку, не дают себе труда напрячь мозговые извилины, тщательно взвесить все «за» и «против», а пускают процесс на самотёк – вдруг получится). Но наскоро сложенные «соломенные домики Ниф-Нифа» обычно ожидает судьба «унесённых ветром». Другие, напротив, предпочитают основательность - с «проектно-изыскательными работами». Третьи – минуя этот этап, приступают сразу к «разработке фундамента». Дальше – по бревнышку, по камешку, по кирпичику - начинают возводить стены. Выбор скрепляющих материалов – конъюнктивных чувств – обычно на глазок. А ведь они должны быть, как минимум, нетоксичны: каждый «строитель» надеется, что «сооружение» будет теплым, комфортным, надежным, долговечным, не нанесет здоровью, а то и жизни, вреда. Завершается строительство кровельными работами. Да, не последнее дело – забота о стабильности крыши: желательно, чтобы она, несмотря на любые передряги, оставалась на месте. А уж выбор стиля – это вопрос предпочтений, темперамента и обстоятельств.

1. Романика

Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредотачивал главное внимание©
Отношения, как и сооружения в романском стиле, выглядят прочными, основательно продуманными. Носят характер предельно чёткого распределения функций. Их фундаментом является расчёт, который (как ему и положено) не исключает «оборонительных позиций». Своеобразным «донжоном» - сторожевой башней - становятся механизмы психологической и документальной защиты сторон, в частности - брачные контракты. Отношения «романика» – это, в основном, браки по договорённости, преследующие определённые цели политического или финансового характера. «Единый, мощный, замкнутый объём» ©, придающий ещё большую стабильность сложившимся традициям и нерушимо связанный с благами. Подобно романской архитектуре, здесь основную нагрузку так же несут «стены и колонны» - средства и традиции, на которые опираются «своды» новых поколений, создавая «базилики» - кланы.
Примером таких отношений может быть брак дочери медиамагната Дональда Трампа, Иванки Трамп, с наследником финансовой империи Чарльза Кушнера, Джаредом Кушнером. Этот союз позволил совершить успешное слияние капитала и усилить международное влияние клана.

2. Готика

Вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, (…) стена безоговорочно капитулирует перед грандиозным остовом тончайшей, филигранной архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения©
Говоря об отношениях в стиле «готика», я вовсе не имею в виду овеянных мрачностью склепов членов одноимённой субкультуры. Для меня готика – это, прежде всего, безудержная одухотворённость. Или, как говорят знатоки искусства, «порыв – неотразимый и всепокоряющий» ©. Потому и «готические» отношения рассматриваю как преодоление незыблемости монолитных укладов романики. Иерархия ценностей, привитая поколениями, меняет свою «опорность»: она переносится на внешние «контрфорсы» - «за пределы основного объёма здания». Высвобождение, полёт. Вся чопорность, тяжеловесность вековых представлений о порядке осталась «внизу» – и вертикаль ажурности чувств взмывает над горизонталью веками устоявшихся условностей.
Пример: Брак английского короля Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон, ради которой он отрёкся от престола. «Жениться по любви не может ни один король»? А вот и нет, как оказалось – может.

3. Барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки©
Как и в архитектурном стиле, ключевыми словами таких отношений становятся «склонность к излишествам, заострённым контрастам», «преувеличенная эмоциональность», «вычурность». «Барочные» отношения отвергают привычные нормы жизни, отождествляемые ими с невежеством, убогостью, серостью, скукой. Фривольное общение, непродолжительные связи, перманентные скандалы и их широкое освещение СМИ – отличительные черты таких отношений. Мир «людей барокко» – под светом софитов, в динамичности гастрольной жизни, насыщенности событиями – всегда на виду, всегда в объективе, даже в моменты неизбежных провалов. Зрелищность, постоянная эмоциональная и психическая неустойчивость, бытовой хаос, ирреальность восприятия, эйфория от карнавальности жизни и собственной звёздной неповторимости. «Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков» ©. Какие отношения могут такое выдержать?
Пример: большинство представителей шоу-бизнеса.

4. Рококо

Отличается грациозностью, лёгкостью, интимно-кокетливым характером. Само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль". Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций©
Что и следует из названия, в эту категорию попадают модели, «мисски» всех разновидностей и уровней – «юные нимфы и пастушки, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски» ©. Это – не цитата из модного журнала, а описание женщин эпохи рококо, а какие совпадения! Действительно, они молоды и прекрасны. Их шествие по подиуму подобно ритму орнамента – грациозно и выверено. Их жизнь, проходящая в таком же ореоле популярности, как и представителей «барокко», не оставляет места нормальным отношениям и семейному уюту. Если это и происходит, то между сессиями – мимолётно, ностальгически и все так же пиарно. И ещё одна параллель с архитектурным стилем - в ХVIII веке рококо называли «выкрученным», «вымученным» или «испорченным вкусом», показателем отсутствия разумного начала. Нy, что ж – и в наше время только ленивый не изгалялся над «вешалками» и над их IQ.

5. Ампир

Ампир утверждает абсолютное превосходство императора над странами и народами. Термин «ампир» происходит от французского empire – «империя»©
Н,В.Гоголь писал об этом стиле: «Домы похожи (…) на казармы, нежели на весёлые жилища людей». А в казармах - дедовщина, беспрекословное подчинение, иначе… Ну, понятно всем. Вот и в гражданских отношениях стиля «ампир» дисциплина практически армейская: доминирующий партнер не знает, что такое просить, он предпочитает отдавать приказы, ему присущ сверхконтроль, перепроверка, полный захват личной территории партнера, пренебрежение к его чувствам. «Ампир» – это стиль единовластия, опирающийся на домостроевские постулаты. Патриархат/матриархат в чистом виде. Главенствующий партнер умен, образован, с отличным социальным статусом. Всем своим видом он возвышается над миром, подчёркивая собственное величие. Что можно сказать о втором участнике этих отношений? А с ним всё глухо. Психологи считают, что с подобной зависимостью иногда просто невозможно бороться. Это - разновидность стокгольмского синдрома, когда человек под него формируется, адаптируется, то есть выживает как может - «бессловесной тварью», утратившей свою идентичность. Эмоциональная составная в отношениях предельно подавляема. Как и в архитектуре, «ампир» призывает воспитывать чувство долга, только в данном случае непонятно какого, если извращены понятия, а средства - недопустимы.

6. Модерн

Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий ©
Для данного стиля отношений характерно стремление избегать конфликтных ситуаций, бережное отношение к личной территории другого, умение ценить, понимать партнёра. При таком стиле поведения негативные эмоции подконтрольны, ибо доминирует принцип: «Прежде, чем думать – думай» ©. Фундамент – любовь, подкреплённая взаимным уважением, заботой о благополучии партнёра. Эгоцентризм – в игноре. Как и в архитектурном стиле, такие отношения характеризует наличие одновременно эстетических и функциональных начал. Примером могут служить люди, разные по вкусам, но нашедшие ту золотую середину, когда продуманно или инстинктивно в общении устраняются острые моменты, нетактичные скоропалительные высказывания, способные вызвать обиду или ссору. Готовность идти навстречу партнёру настолько велика, что, несмотря на всю «асимметричность» предпочтений, мировосприятия и темперамента, преобладает комплементарность. Уравновешены, паритетны, и в целом – максимально гармоничны.

7. Эклектика

Эклектика — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Архитектура наделяется новыми качествами — иллюстративностью и повествовательностью, проявляющихся на уровне деталей ©
Отношения в этом стиле, как и в приведенном примере «готики», обычно называют мезальянсом. Однако между этими двумя стилями есть существенное отличие: в «эклектике» никто ничем не жертвует – ни положением в обществе, ни банковским счётом. Если в «готике» присутствует общий фундамент – схожесть мировоззрения, то в «эклектике» - на фоне повышенной эмоциональности – наблюдается соединение несоединимого, но как же выгодно обыгранное! Эта «фасадность», «несмотря на монотонную повторяемость деталей», придаёт повседневности бóльшую рельефность и живописность. Как и в архитектуре, в отношениях сохраняется «ордер» - привязанность одной из сторон к укладу, хотя он и теряет свою приоритетность. «Богатые украшения и другая декоративность, призванные максимально завуалировать подделку, имитацию, стремятся к показной парадности» ©. Выбор партнёра скорее привязан к его «функции» - предназначению отыграть определённую роль. Эклектика «многостильна» в том смысле, что «постройка» схожих отношений базируется на разном фундаменте и зависит от назначения «зданий» (адюльтер, брак, дружба), а также от средств «заказчика». Как показывает жизнь, такие отношения не отличаются долговечностью из-за разности базовых понятий.
Пример: Брак Натальи Водяновой, до карьеры супермодели торговавшей на нижегородском рынке фруктами, с британским аристократом Джастином Тревором Беркли Портманом.

8. Хай-тек

Характеризуется появлением ощущения свободы пространства, обилия света, главное место отводится фактуре, форме и архитектурным деталям, но никак не цветовой гамме, рисунку или витиеватому декору©
Эти отношения возникают на фундаменте общей увлеченности, в частности - техникой. И поэтому все их элементы строятся именно в таком «стилевом оформлении и подчиняются функциональному назначению». Часто знакомство происходит в вирте и позже переносится в реал. Отношения «хай-тек» просты и прямолинейны. Минимум декоративных излишеств и украшательств – темы разговоров так или иначе касаются общей увлечённости. Это - активный обмен знаниями, разработками, проектами. Как и в архитектурном стиле, где предпочтителен децентризм освещения, в отношениях зачастую отсутствует лидерство, которое априори предполагает вмешательство или диктат. Отношениям присущ прагматизм, большое внимание уделяется профессионализму партнера, а не его социальному статусу, внешности, чувствам. «В целом, хай-тек можно определить как стиль молодых, напористых и уверенных в себе людей» ©. Иногда чёткие простые отношения складываются «в необыкновенно изящные конструкции» и получаются браки единомышленников.

9. Романтизм

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность©
Конечно, писать о романтических отношениях – чистый бред: ну, кто не знает, что это такое? И всё же продолжу эту параллель с архитектурой. «Основой романтизма становится готика» ©. Следовательно, неудивительно, что и фундаментом романтических отношений является порыв, эмоциональная, чувственная составляющая. Это - «культ естественности, тяготение к идеализации и игре воображения», способного увести от монотонности жизни. В таких отношениях нет места рационализму и прагматизму. Вместо этого во главу угла ставятся сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. На первых порах романтические отношения характеризуются патетикой, «розовыми очками» и эксплозивностью. Как и в архитектуре, романтизм отношений сохраняет богатство и сложность форм, свободу решений, в которых «симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение» ©. Романтизм отрицает правила и каноны, он не имеет жёстких табу или строго обязательных элементов. Отношения, в основном, развиваются по параболе – стремительный рост чувств… и не менее быстрое их угасание.

10. Архаика

Ордерная система — порядок соотношения несущих и несомых частей здания. Одно из величайших изобретений греческих архитекторов©
Отношения «архаика» свойственны общинам, сформированным по идейному, национальному, политическому, религиозному или любому иному признаку. Ордер, как известно, состоит из трёх основных частей: опоры, несущей и несомой системы. Опорой, «фундаментом», стереобатом в общине является идея, на которой вырастает несущая часть (колонна) - правила, уставы, каноны, соблюдение которых неукоснительно. Что касается несомой части – антаблемента, то мне проще рассмотреть это на примере монастыря – мужского или женского. Как и в архитектуре, здесь «антаблемент» разделён на три части – постулат, новициат, принятие обета. Структура подобных организаций достаточно ясная, чёткая, продуманная и «конструктивно понятная». Конечно, социальное устройство вряд ли привлечет тех, кто не выносит ходить строем. К тому же назвать отношения в общине демократическими было бы крайне некорректно. Жизнь выстроена с математической точностью, с очень грамотным распределением функций. «Не придумаешь более органического соотношения частей, каждая из которых — как бы необходимое следствие, дополнение или гармонический корректив предыдущей» ©.

P.S. Сведения об архитектурных стилях - из инета.
Опубликовано: 11/05/13, 10:08 | Просмотров: 2634 | Комментариев: 20
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

А где конструктивизм???
(мой родной Екатеринбург является "рассадником" этого архитектурного веяния))))
Ляховой_Сергей  (23/03/15 12:16)    


У меня была мысль написать о функционализме, который многие у нас называют конструктивизмом, хотя различие всё же есть: функционализм лишён монолитности, он как бы состоит из блоков. Но когда писала эссе, не придумала отношения для него. Всё впереди - мож, что-то и придёт в голову))
Спасибо, Серёжа(
Марина_Славина  (24/03/15 19:51)    


Напиши-напиши!!!
Когда к нам в Екб приехала моя сестрёнка из Новосибирска, то рассказала, что в нашем городе очень много домов в стиле "конструктивизм". И чтобы изучать эту архитектуру, в столицу Урала приезжают студенты из Европы. Подтверждаю, домов немало: Главпочтамт (в виде трактора), стадион Динамо (в виде ледокола), гостиница Исеть (в виде шляпы-цилиндра), городок чекистов (здания в виде зазубренной пилы), здание суда/или прокуратуры возле Южного автовокзала (выполнено в виде гармошки(музыкальной)). Это - только те, что вспомнил навскидку)))))
Ляховой_Сергей  (24/03/15 20:57)    


Может, и у нас этого добра полно (я про конструктивизм), только не приглядываюсь к совковой архитектуре))) Это ж, чай, не готика)) Но твоё предложение на досуге рассмотрю обязательно. Спасибо) Что ж это за отношения такие - серый монолит?)))
Марина_Славина  (24/03/15 22:31)    


Конструктивизм - он из 30-х. А после был серый монолит
Ляховой_Сергей  (25/03/15 05:49)    


Да, задачу ты, Марина, поставила перед собой нетривиальную, Ирина верно подметила.) Провести параллели между архитектурными стилями и стилями отношений. Показать - смотрите: это не мёртвый камень, эти здания - живые, они похожи на нас, и мы, строя свои отношения в своём стиле, становимся в чём-то похожими на них. Раздвинуть горизонты образности, а, заодно, выявить дополнительную связь между видами искусств. Это же фронт работ на пару увесистых томов.) Я уже представляю рецензии твоих оппонентов.) Там архитектор уже высказал ряд академических претензий, и, кажется, я слышу в коридоре топот ботинок психолога, готового разнести в пух и прах жалкие поползновения отбить у него его хлеб, следом - юриста, готового драться до последнего за свой бисквит, следом - сексолога с обвинениями автора в пуританизме, следом пуританина с противоположными обвинениями и, наконец, философа с указаниями на неумение автора вскрыть диалектические и исторические предпосылки развития, как архитектурных стилей, так и общественных взаимоотношений вообще и межличностных - в частности. Посему, позволь пожелать тебе мужества, стойкости и терпения. smile
Кудинов_Виктор  (11/05/13 17:01)    


Привет, Витя) Моя задача - не скучать, потому придумываю себе игрища. Ага, препарирую и т.д. А то, что набегут, то ничо, отобьемся: "я люблю кровавый бой" (с). Вообще-то, мне нравится находить закономерности. Когда долгое время наблюдаешь за кем-то, можно составить модель поведения, предсказать следующий шаг))).
И еще - снова балдею от твоего коммента: это ж надо так красиво описать здания и людей, прям точно родственные души (?), камни (?), кирпичи (?)
Спасибо)))) Буду женственной воительницей, обещаю)))
Марина_Славина  (11/05/13 20:45)    


Н-да)Трудно)))
1. Что касается эклектики. Да, если сурово подходить к определениям, то это направление, в котором смешаны стили. Не стану давать вам ссылки на кучи статей, где эклектика названа стилем. Ибо не суть важно все это))
2.Если вы считаете, что грешить против истины нельзя, то почему так категорично отвергли романтизм? Прям так и написали:
"Ну, и романтизма в архитектуре точно не было"(с). Такая категоричность, базирующаяся на ошибочных сведениях, автоматически вызывает сомнения в глубине и других ваших знаний в данном вопросе. А то, что к фото зданий в стиле романтизма прикрепила случайно фото иного стиля, снова-таки не имеет особого значения. Моя цель была - направить вас в сеть, чтобы вы сами увидели здания, что это - не плод моего больного воображения. Потому возникает встречный вопрос: кто и какие читал лекции по архитектуре, если такой пласт культуры выпал из ваших знаний?)))))
3.Тогда при написании эссе про католические ордена, о которых, как и об архитектурных стилях, привела всего лишь строчку сведений, мне самое то - обратиться в Римскую курию или Конгрегацию по вопросам монашества - вдруг, случаем, наказуемо, что августинцев назвала еще и прозелитами)))) Короче, ваще обнаглела)))). Пошла на исповедь))))
Марина_Славина  (11/05/13 14:52)    


.
Марина_Славина  (30/08/14 01:03)    


Боже правый! Игорь, вы меня просто поражаете) Еще раз повторяю: это - не статья архитектора, где обязательны привязки к датам возникновения стиля и тому подобное. Это - всего лишь мои (инженера-теплоэнергетика) размышления о сходствах и различиях человеческих отношений и архитектуры. Если быть до конца откровенной, мне как-то фиолетово - пересекаются по времени какие-то стили или нет. К тому же, по большому счету, все эти деления весьма условны. К тому же - повторюсь - цель написания эссе совсем не та, чтобы доказывать правомерность тех или иных дат, да и выглядит подобное странновато, как минимум. У меня даже сложилось впечатление, что вы не читали, а сосредоточились исключительно на заголовках)) Поверьте, Игорь, я не буду обращаться к архитекторам, к искусствоведам и др. спецам, чтобы аргументировать то, что не является главным в эссе.
Спасибо за внимание)
Марина_Славина  (11/05/13 14:36)    


Нужная ссылка по архаической Грецми на работает, к сожалению((
Марина_Славина  (21/11/14 14:04)    


Марина, очень нетривиальный взгляд на отношения! Я помню твоё сравнение стихов с кухней, тоже здорово вышло)))
Нашла свою нишу в стиле модерн. dry
Ирина_Корнетова  (11/05/13 12:48)    


Ир, спасибо за поддержку) Ваще-то я в свое время этим увлекалась, и твои даты - правильны. А вот термин "романский стиль" точно появился позже. Но мы ведь не об этом, правда? Как будто базилики и без термина прекрасно не стояли)))) Короче - "странно это, быть беде" (с)))))
И я предпочитаю модерн - в отношениях)))
P.S. Уже, наверное, пора прятаться в норку, чтобы потом ногами не забили - готовлю новое, сильно навороченное по зауми)))
Марина_Славина  (11/05/13 13:31)    


Н-да... "а мы тут плюшками балуемся..."(Карлсон))) Странно, что в неточности рецептов не упрекали)
Интересна сама параллель архитектура-отношения, ведь строится и то, и другое. И твои типажи максимально визуализированы, забавны и точны.
Ирина_Корнетова  (11/05/13 13:48)    


Мне кажется, что все уже давно знают, что я люблю - по определению Вити Кудинова - "препарировать, классифицировать, мумифицировать, сертифицировать, заархивировать, утилизировать" (с). Или другими словами - поиграть в "Найди 10 отличий" (или параллелей))))
Спасибки еще раз)))
Марина_Славина  (11/05/13 13:58)    


Ну, вообще-то романский стиль, а не романика. И - не архаика, нет такого стиля, а - классицизм. Ну, и романтизма в архитектуре точно не было.
Игорь_Хомечко  (11/05/13 12:24)    


РОМА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО, РОМА́НИКА (франц. art Roman, нем. Romanik, от лат. Romanum — "римский") — исторический тип искусства, сложившийся в раннее Средневековье после раннехристианского периода IV—VII вв. и длившийся в Западной Европе до формирования готического стиля в XIi—XIII вв.
АРХАИКА (от греч. archaïkós — старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (VII—VI вв. до н. э.).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре и архитектуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Ирина_Корнетова  (11/05/13 12:45)    


Ирина, вот интересно, какие источники Вы сейчас цитируете? Ибо про романский стиль, появившийся по-Вашему аж на семь веков раньше, чем он возник на самом деле - это новое слово в исторической науке.
И про романтизм тоже ошибочка: да, это направление в культуре, в литературе, в живописи, в музыке, но никак не в архитектуре.
Игорь_Хомечко  (11/05/13 13:01)    


Игорь, да обычные словари цитирую, честно-пречестно))) Кстати, романтизму в архитектуре посвящено множество статей и исследований.
http://www.archi.ru/files/publications/articles/kir_eklek.htm
Но Маринино эссе - не об этом. Можно до бесконечности спорить о терминах и датах, и остаться при своём мнении, но как же можно пробежать мимо красивой, элегантной идеи сравнения архитектуры и отношений?
Ирина_Корнетова  (11/05/13 13:54)    


Да, и еще, весьма распространенная в инете ошибка: "и длившийся в Западной Европе до формирования готического стиля в XIi—XIII вв". Скорее, не до, а параллельно с ним, ибо разница в один век весьма несущественна. И появление варварской готики в XIIв вовсе не означало, что в Западной Европе перестали строить здания в романском стиле. Эти два стиля шли бок о бок всю Зрелое Средневековье.
Игорь_Хомечко  (11/05/13 13:07)