Один умный старшеклассник давеча задал вопрос - как отличить хорошие стихи от плохих. Очень, кстати, интересный вопрос. При том, что он сам, каким-то образом, наверняка для себя отличает. Но не уверен в том, что его критерии верные. И наверняка уже убедился в том, что его критерии не актуальны для некоторых других людей, мнение которых он тоже не может игнорировать. Я ответил - "чуйкой", потому что если этой "чуйки" нет, то, скорее всего, и поэзии для тебя нет. И продолжаю думать, что так оно и есть. Потому что, как только мы начинаем вычислять объективные критерии, по которым можно уверенно судить, что стихотворение плохое, слабое, вообще не имеет отношения к поэзии - сразу возникают какие-нибудь ОБЕРИУты и ломают нам всю концепцию, а какой-нибудь Хлебников добивает контрольным в затылок. Нет, бывает, конечно, очевидное и хрестоматийное - "Знайка шел гулять на речку//Перепрыгнул через овечку". Если это не выдернуто из какого-нибудь хитрого контекста - понятно, что плохо. Понятно, что смыслом создания этого рифмованного текста было желание автора что-нибудь зарифмовать. Но контекст играет решающую роль - часто бывает так, что некоторые нарочитые корявости и неправильности возникают не из-за недостаточного владения словом, а в качестве художественного приема. И если их насильственным образом исправить, текст перестанет быть художественным, а станет правильным и соответствующим определенному набору формальных требований. Этакое литературное фарисейство,когда формы становятся важнее содержания. Тут стоит вспомнить и о наших представлениях о красоте - идеально симметричное человеческое лицо часто не воспринимается нами, как эталон красоты. А какие-то детали, которые можно воспринимать, как изъяны и недостатки, придают индивидуальность и неповторимость, создают характер, выстраивают цельный и сложный образ. Кто-то терпеть не может Маяковского, кто-то искренне считает Бродского графоманом, кто-то на дух не переносит Ахматову и Цветаеву. Это понятно, да и быть иначе не может, настоящая поэзия несет нечто живое и пульсирующее, или можно сказать - вибрирующее, и сродство (или взаимоотторжение) вибрационных характеристик стихотворения и нашего существа многое определяет. Если отвлечься от разного рода литературных достоинств и недостатков любого текста, получается, что именно наличие или отсутствие этих вибраций и служит главным субъективным показателем "настоящести" стихотворения. Если читатель обнаружил в тексте живую жизнь, резонирующую со своими собственными состояниями и размышлениями, если этот текст пробился вовнутрь и был принят, как часть прожитого и пережитого опыта - стихотворение удалось. Если оно само собой "всплывает" в памяти в определенных ситуациях, если что-то открывает и будит в тебе, если что-то задевает - сладостно или больно - оно настоящее - для тебя. Не бывает какого-то универсально прекрасного для всех стихотворения (можно признать что Пушкин - гений, виртуоз, но при этом абсолютно спокойно и прохладно воспринимать его стихи, "заводясь" при этом от молодого Маяковского, громыхающего и громоздящего словесные конструкции, часто из несуществующих в словаре слов). С другой стороны, если этой "искры жизни" в стихотворении нет вообще - оно вообще никого и не "зацепит", и его удел - собирать в комментариях на поэтических сайтах со свободной публикацией сладкие "теплышки" от таких же несостоявшихся авторов ритмически организованных и рифмованных текстов, жаждущих ответного внимания. И да - все разговоры об индивидуальности восприятия и близости вибрационных характеристик текста и читателя ни в коем случае не отменяют довольно таки себе объективных литературных навыков, которыми необходимо обладать для того, чтобы текст стал стихотворением. Это и свободное владение метафорой, это и внятное представление о "тропах и фигурах", и понимание разновидностей рифм, и умение пользоваться стихотворными метрами в рамках существующих систем стихосложения. Это необходимо, так же, как любому маломальски серьезному музыканту необходимо знание музыкальной теории и практика её применения. Теория не должна быть чем-то, что постоянно маячит в поле зрения, и с чем ты постоянно сверяешься на предмет соответствия литературным ГОСТам. Здесь можно провести параллель с мастерами восточных единоборств - тело в поединке работает само по себе, нет времени задумываться, какой прием применить и что после этого должно последовать. Использование теоретических знаний должно быть таким же естественным, как дыхание. Философия перестает быть чисто ментальным знанием и становится практикой жизни. Поэзия тоже должна быть своего рода практикой жизни для поэта и способом передачи плодов этой практики всем, кто в них нуждается, всем, в ком эти плоды смогут продолжить жизненный цикл - быть усвоенными, "прожитыми", умереть, как это происходит с зерном пшеницы, и дать новый всход, родить новый творческий импульс.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
И самое страшное, что "чуйка" - врождённое качество)) И как определить, есть оно или нет, когда теоретически подкованные поэты кормят читателя суррогатом, и смотришь, боже, оно нравится тем поэтам, которых ты считаешь эталоном?))
"Как страшно жить" Тут, наверно, дело в том, что универсальных критериев таки нет. Поэтому для многих Пушкин - не наше всё, а мастер глагольной рифмы, Бродский - графоман, Маяковский - пропагандист... И т.д. Что не отменяет того факта, что некоторые вещи входят в историю литературы, а некоторые составляют основу контента "Стихов ру", например.
О, ещё как страшно! Не, я со всем согласна. Поэзия, как любое искусство, не должна укладываться в рамки. Иначе мы остановились бы на наскальных рисунках)) Просто, чем больше постигаешь теорию, тем больше отрываешься от "вибрации". И ведь никто ( и я в том числе) не считает себя графоманом. Мои критерии оценивания поэзии не совпадают с критериями других графоманов, ой, поэтов. И, действительно, становится страшно жить. Сколько же нас несчастных!? Миша, не примите на свой счёт, просто, чем больше я понимаю, насколько завишу от поэзии, тем больше злюсь) Без интернета было проще, написал в стол и главное, чтобы никто не знал. А сейчас мы все такие непревзойдённые)))
Лейда, я сейчас понял, как мне хорошо. Сейчас я развлекаюсь, поскольку есть такая возможность. Кто-то что-то сказал, я что-то ответил, по приколу. Но на самом деле, это всё не важно. И насколько я хорош или плох, прав или ни разу - тоже не важно. Важно, что иногда бывает "контакт", что-то приходит откуда-то. Это состояние дорогого стоит само по себе, а его результат - выхлоп, как еще его назвать. И еще важно - для меня - когда я опознаю это близкое мне и значимое для меня состояние "контакта" в "выхлопе" другого автора. Чуйкой, ага. Рыбак рыбака. Это радостное ощущение. А остальное - фигня, интернетные игрища... Чесание самолюбия. Я так думаю.
Вот и получается что благодаря искусству, мы ищем родственные души. Это ли не цель искусства? Есть над чем задуматься, и ваше эссе подтолкнуло на это. Так, что зачёт)))
Не, это не интересно и не понятно на фига козе баян, по крайней мере, мне. Если ничего не приходит, я ничего и не пишу, и не сказать, чтобы меня это как-то тяготило. А "за всю Одессу" я вам не скажу, конечно.
тогда, с большой долей вероятности, результатом будут не стихи, а некий рифмованный или не очень текст, имеющий целью донести до читателя факт авторского зуда донести всё равно что.
Возможно. Так же, как и то, что ценность уже имеющегося на выходе багажа (который сам пришёл) может оказаться гораздо меньше ожидаемой.) И, наоборот, двигательный зуд может в результате повышенной активности индивида создать, в том числе, и вполне достойную цель (находит тот, кто ищет).
Я вам не скажу за всю Одессу. Лично мне "двигательный зуд" ничего не дал и никаких надежд я с ним не связываю. А насколько ценен тот мой "багаж, который сам пришел", каждый желающий может определить для себя сам, думаю, мнения могут быть разные. Хотя, как мне кажется, каждого интересующегося данным вопросом, куда больше занимает ценность собственных текстов. Но лично мне кажется, что зуд подтверждать свой творческий статус количеством и регулярностью публикаций - ложная мотивация.
Я не проецировала свои слова ни на какую конкретную цель.) Так...отстранённо писала. Ценность собственных текстов.......как минимум, для автора она имеется всегда. Уже что-то, оправдывающее процесс. Жизнь одного человека не такая уж и мелочь.)
Конечно, я еще не видел ни одного человека, который писал бы стихи, публиковал бы их и не считал бы себя при этом поэтом. И я тут не исключение. Мне кажется, это весьма печально, когда человек сам для себя оправдывает факт своего существования количеством рифмованных текстов. Это самообман. Смысл моей жизни никак не связан с написанием стихов, и это меня очень радует. В том смысле, если однажды я их не смогу писать, это никак не помешает мне осознанно жить дальше. И если очень авторитетные люди объяснят мне, что стихи мои плохие, это тоже не станет катастрофой. В рифмовании, даже самом корявом, ничего плохого нет, особенно, если это как-то помогает жить тому, кто рифмует. Но к литературе в частности и искусству вообще это имеет отношение, опосредованное только формой, по-моему.
Не видели ни одного рифмующего человека, не считающего себя поэтом? Это специфика виртуального общения.))) А вообще - нет проблем. Я не считаю себя поэтом. Никогда не публиковалась и не планирую это делать. Безразлична к поэтическим тусовкам и не планирую принимать в них участие. Думаю, не настолько уж уникальный экземпляр.....найдутся и другие подобные.) Это так, лирическое отступление....))) Чтобы Вы в следующий раз не утверждали столь категорично.
А почему причиной двигательного зуда должно быть обязательно повышение какого-то статуса? А если просто потребность включения в творческий процесс, причём в любой области применения? Без всяких статистических привязок (периодичность, количество.......) Есть потребность творить. Это первично. Далее ищется объект приложения сил.
Потребность первична, да. Именно в виде того творческого импульса, который приходит изнутри, в виде творческой идеи, интуитивного прозрения, а не желания просто что-то зарифмовать, не важно, что.
Мне кажется, мы с Вами в термин "двигательный зуд" вкладываем разный смысл. Я понимаю, что Вы имеете в виду определённую категорию пишущих и примеряете это определение именно на них. Я - на себя.
Тогда имеет смысл договориться о терминологии на берегу А вообще, я перестал понимать, какое этот чат имеет отношение к САБЖу, то есть, к заметке о моих личных критериях отличия стихотворения от рифмованного текста.
В рамки - конечно, для себя самого. Потому что хочется внутри себя иметь некую точку опоры. А для всех остальных - это пусть каждый сам решает, нужны ли ему рамки и точки. Поэтому я и не вижу предмета для спора
Привет. Вспоминается по этому поводу статейка, читаная мною в каком-то журнале где-то около 2000 года. Автор был художником одного из новых направлений - не помню уже какого - рисовал он сочетания цветных геометрических фигур. И о себе и подобных течениях он сказал так: "Часто говорят: Я так рисую, потому что так вижу. Оставлю эти заявления на совести сказавших их, но о себе скажу - я рисую так, потому что рисовать нормально попросту не умею. Буду честным. Смотрю я на картины мастеров-реалистов - и завидую, а нарисовать так не могу. Бывает, конечно, и по-другому, но очень редко. В своё время обвинение в неумении рисовать предъявили С.Дали. Собралась комиссия и ему дали задание нарисовать что-либо в академической манере. Когда он предоставил комиссии свой рисунок - распятие Христа в сложнейшей проекции - почти что сверху - обвинение было снято.".
Вот и я думаю (главным образом - про себя и в тряпочку), что для того, чтобы создавать новые неакадемические направления, необходимо в достаточной степени овладеть академическими, иначе всё совершенно обесценится.Поэтому единственный объективный критерий современной абстрактной живописи - удается ли впарить полотно "модного художника Тищенко" за серьезные бабки, или нет.
Не, я со всем согласна. Поэзия, как любое искусство, не должна укладываться в рамки. Иначе мы остановились бы на наскальных рисунках))
Просто, чем больше постигаешь теорию, тем больше отрываешься от "вибрации". И ведь никто ( и я в том числе) не считает себя графоманом. Мои критерии оценивания поэзии не совпадают с критериями других графоманов, ой, поэтов.
И, действительно, становится страшно жить. Сколько же нас несчастных!?
Миша, не примите на свой счёт, просто, чем больше я понимаю, насколько завишу от поэзии, тем больше злюсь)
Без интернета было проще, написал в стол и главное, чтобы никто не знал. А сейчас мы все такие непревзойдённые)))
О том, что само не приходит - заталкивается искусственно и с усилием.))
Так же, как и то, что ценность уже имеющегося на выходе багажа (который сам пришёл) может оказаться гораздо меньше ожидаемой.)
И, наоборот, двигательный зуд может в результате повышенной активности индивида создать, в том числе, и вполне достойную цель (находит тот, кто ищет).
Ценность собственных текстов.......как минимум, для автора она имеется всегда. Уже что-то, оправдывающее процесс. Жизнь одного человека не такая уж и мелочь.)
В рифмовании, даже самом корявом, ничего плохого нет, особенно, если это как-то помогает жить тому, кто рифмует. Но к литературе в частности и искусству вообще это имеет отношение, опосредованное только формой, по-моему.
А вообще - нет проблем. Я не считаю себя поэтом. Никогда не публиковалась и не планирую это делать. Безразлична к поэтическим тусовкам и не планирую принимать в них участие. Думаю, не настолько уж уникальный экземпляр.....найдутся и другие подобные.)
Это так, лирическое отступление....))) Чтобы Вы в следующий раз не утверждали столь категорично.
Я понимаю, что Вы имеете в виду определённую категорию пишущих и примеряете это определение именно на них.
Я - на себя.
Спасибо за общение. В принципе, я понимаю, о чём Вы. Больше не спорю и со всем согласна.)