Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
Об Аполло
Эссе
Автор: Berg


Как правильно заметил один товарищ, у Аполло есть аполлогеты.

Однажды мне довелось вести беседу с одним самодеятельным философом. Из тех философов, которые Канта не читали, ибо бесполезное занятие, но осуждают его. Вопрос стоял о том, что такое классик. Вот Пушкин - классик или жертва возвеличивания большевиками/бездарями/оторванными от сути жизни интеллектуалами (нужное подчеркнуть)?
Тогда мне пришлось вспомнить, как определяли классиков те, кто в интеллигентной среде почитается за авторитет. Есть такие почти подростковые лидеры: Д. Лихачев, В. Шкловский, Ф. Достоевский, последний, кстати, считал Пушкина величайшим из литераторов, подлинным сокровищем мировой литературы, хотя ни разу не большевик и вообще сидел.
Каждый из них руководствовался собственными воззрениями, но в одном они были схожи: мало остаться в истории, мало того, чтобы тебя помнил узкий круг знатоков, нужно, чтобы в твоем творчестве было что-то такое, что и через десяток лет затронет читателя.

С классиками вообще все плохо. Диккенса читают и перечитывают даже те, кто вовсе с Британией мало знаком. А вот с модным литератором Сюсюкиным - беда. Не хочет народ напрячься и постигнуть его элитарную непревзойденность. А он такой философичный, куда там Диккенсу.

Мне думается, что творчество Аполло - к счастью или к сожалению - обладает яркими чертами классика. Оно не то, чтоб бессмертно, оно просто литературно. В этом главная проблема Аполло. Сейчас мода на демонстрацию. Причем, для демонстрации, чаще всего, нет содержания, но само желание и возможность действа уже объявляется целью.
- О чем ты так надрывно кричишь, родной?
- Я художник, я авангардирую...
И на этом все. Берут какую-нибудь заезженную темку и начинают делать из нее трагедию. Все неплохо, беда, что в этой темке автор не считает нужным даже для видимости потрудится. 50 раз повторил: "Сталин, Берия, ГУЛАГ" – уже в тренде. А читатель пусть сам додумает, где тут трагедия.
Любая хрень, поданная в гарнире выкриков и плясок, объявляется искусством.

Поэтому творчество Аполло, идущее в русле русской классики, вызывает ректальные проблемы современных конгениальностей. Самые умные из них предпочитают пафосно объявить себя изжившими сей литературный стиль и поклоняющимися поэзии соцреализма в новой постмодернистской упаковке. Другие с упорством жвачных непарнокопытных пытаются бороться сразу со всей русской литературой. Получается, кстати, малоубедительно.

Поэтому с творчеством Аполло большие проблемы. Оно неудобно в современном мире. Его не объявишь ретроградством – Аполло ведь не повторят канон, она развивает традицию. Его не назовешь бессодержательным. Остается искать желтые пятна на белой простыне.

Трудно, трудно с Аполло.

Ее творчество можно было бы назвать поэзией обыденности, не будь сие определение столь затерзано доморощенками вроде поэт-алкоголичек, что и вовсе оскорбительно звучит. Аполло пишет о любом рядовом человеке. Каждое ее произведение – одна из человеческих черт. Каждая история – одна из множества историй человеческой жизни. Аполло не спекулирует на жалости, сострадании, чувстве ужасного, отвратительного или прекрасного, как это делает почти 90% «паеттов». Ее стиль собран, спокоен, лишен истерии.

Эмотивная сторона ее работ всегда построена на разумном восприятии произведения. Любая трагедия, любая радость даны так, как они представлены в жизни человека – на глубинном уровне осознания.
Вопреки картинам иных талантов, мы довольно спокойно относимся к тем бедствиям и переживаниям, которые проходят в нашей жизни. Острота проходит, вырабатывается определенная устойчивость. Человек не становится черствым, его переживания уходят на большую глубину. Разлука, одиночество, скука и мышья суета жизни – а человек встает в 7 утра, идет на службу, в магазин, принимает душ, смотрит кино. В его сознании идет мощный процесс, но внешне это заметно лишь самым близким. На то они и близкие. Это нормальный человек.
Нас же горе-литераторы приучили к истерикам, которые рвут на себе волосы, исходятся соплями по любому поводу и без такового, но не могут решить пустяковой проблемы. Наша беда в том, что мы, читатели, перестали воспринимать мир иначе, чем через гротеск. Мы охотно подадим талантливому актеру на рынке, но нас мало заботит существование нашего же сослуживца, больного раком. Ползает, молчит – и ладно. Помер? Как же так, мы даже не знали... Мы привыкли, что нам вывернут, покажут, носом ткнут. В этом суть современного литтворчества – тыкать носом и громко-громко орать. Иначе не заметят - привыкли.

Аполло орать не привыкла. Ее тексты становятся близки и понятны, когда есть определенный опыт, когда знаешь цену прожитому дню, когда монологи из инвалидной коляски уже не впечатляют. Просто потому, что нужно быть человечным ДО монолога, а не ПОСЛЕ него.

Мне кажется, что творчество Аполло ждет та же судьба, что и творчество других «неизвестных» классиков – М.Котовской, Скади, Л.Воробьевой, В.Камши,В.Коваленко и др. Их имена не будут писать на стенах: «Цой жив», их тексты не издадут миллионным тиражом на 60-ти языках мира, но по их пути пойдут другие. Вопреки мнению гениальнейших философов, которые всю русскую литературу сводят к жалкому подражательству некой абстрактно-европейской литературе. Стесняюсь спросить: а турецкая литература – достаточно европейская или станет таковой после членства в ЕС?
Увы, Аполло не европейский литератор. Слава богу, она сама по себе.
Аполло есть Аполло.
Опубликовано: 03/09/16, 22:50 | Просмотров: 1562 | Комментариев: 14
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Я далеко не со всем согласна в этой статье, но, то, что Полина-поэт превосходный, это не обсуждается. Я- счастливый человек. У меня на столике , рядом с кроватью лежит книга, которую я читаю перед сном. Стихи Апполы заполняют меня сейчас целиком. Наверное, я перестану их читать когда- нибудь, но не скоро. Книга ее стихов-поэзия в самом чистом и прекрасном понимании этого слова.
Спасибо за статью.
Regina  (14/09/16 03:25)    


Вон оно чё. А я то думаю, чем Британских филолухов удосужил.
Всё это напоминает: Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Ас_Пупкин  (04/09/16 17:51)    


Эссе интересное, особенно потому, что к предмету исследования автор явно неравнодушен чисто по-человечески.

Еще бы поменьше обобщений, которые, на мой взгляд, весьма субъективны и потому выглядят голословными. Я имею в виду вот это: "Нас же горе-литераторы приучили к истерикам, которые рвут на себе волосы, исходятся соплями по любому поводу и без такового, но не могут решить пустяковой проблемы. Наша беда в том, что мы, читатели, перестали воспринимать мир иначе, чем через гротеск" - и последующее. К примеру, лично я - читатель совершенно противоположного рода и воспринимаю мир, можно сказать, через тычинку цветка.
Марго  (03/09/16 23:18)    


Это обобщение, Марго, основывается на статистической выборке топа трех крупнейших порталов: графоманов, стихира, самиздат. Из каждых 15 топовых авторов эмотивность 10 строится на безмерной эксплуатации эпатажа, причем тексты, кроме эпатажа, часто, вообще не содержат вывода. "Все плохо" или "Все замечательно". И более ничего.
Так что, я не просто так обобщаю.
Berg  (03/09/16 23:22)    


Кстати, добавлю, что и среди сторонников авангарда и постмодерна есть прекрасные литераторы. Жаль, что даже они теряются под натиском.
Berg  (03/09/16 23:29)    


Ничего не могу сказать по этому поводу, ибо такой информацией не владею. Однако прошу заметить, что три портала - это еще не все читатели страны, а тем более мира. Вы же говорите об обобщенном ЧИТАТЕЛЕ.
Марго  (03/09/16 23:27)    


Марго, во-первых, не о читателе, а об авторе. Вы цитировали мой фрагмент об авторе /Нас же горе-литераторы приучили.../, я вам на него же и ответил. Не подменяйте понятий. Во-вторых, статистический анализ позволяет получать объективные данные, отражающие те или иные параметры всей социальной группы, что, собственно, и позволяет использовать статистику в научных исследованиях. И мир нам мало доступен. У нас рунет и русскоговорящий сектор мировой сети, мы прочему миру мало интересны. Как и он нам. Варимся в своем постсоветском котле.
Berg  (03/09/16 23:34)    


>> Марго, во-первых, не о читателе, а об авторе. Вы цитировали мой фрагмент об авторе.

Не только об авторе. Вы же сами писали (а я Вас цитировала):

"Наша беда в том, что мы, читатели, перестали воспринимать мир иначе, чем через гротеск"

Так что ничего я не подменяла.

А статистике как таковой лично я вообще мало доверяю, ибо выборка уж больно случайна - как правило. Говорить же еще и о неком обобщенном читателе и вовсе не взялась бы, ибо здесь определить с такой уверенностью его предпочтения практически нереально.
Марго  (03/09/16 23:45)    


языковая личность можно даже описать языковую личность всех людей определенной эпохи или соцгруппы.
Марго, я не буду спорить. Это беспредметный разговор.Вы не считаете себя включенным в число таких читателей? Прекрасно, значит, вы разбираетесь в литературе ( и, к тому же, понимаете суть вещей), разве где-то утверждалось обратное?
Berg  (03/09/16 23:51)    


Спасибо, Берг, за ссылку, но читать предложенное длинное мне не хочется. Тем более что, как мне кажется, мы с Вами не собирались привлекать к высказанному мной и Вами мнению всех докторов филологии - а ведь м-м Лютикова явно не единственная, есть и противоположные суждения (если, конечно, у нее в диссертации есть что-то о предмете нашей дискуссии).

И конечно, Вы правы: 1) в литературе разбираюсь, 2) суть вещей понимаю (пусть и на свой лад, как любой человек), 3) спорить нам не о чем.))

Притом заметьте, я Вашу работу сразу похвалила, сказав лишь: "Еще бы поменьше...", а Вы -- в штыки! smile

Лучше скажите, это обработанное фото или рисунок, которым Вы украсили свое эссе? В том, что на нем действительно Аполло, кажется, сомневаться не приходится.))
Марго  (04/09/16 07:33)    


Berg, а как, по-вашему, обстоят дела на Литсети - сколько процентов "топовых авторов" являются "эксплуататорами" и "спекулянтами" - 67, как на трёх указанных, или меньше/больше? wink
Tortila  (04/09/16 09:35)    


Не знаю, что сказать. Я в долгу. С меня книжка, Берг.
Аполло  (03/09/16 23:16)    


Спасибо на добром слове и за книгу.
Я обещал объективно рассказать о каждом, кто заслуживает потраченного времени. Выполняю обещание smile
И - еще раз - с прошедшим!
Berg  (03/09/16 23:19)    


Спасибо, Берг)
Аполло  (03/09/16 23:23)