Есть у меня старый приятель. Прозаик, бард, автор пары десятков книг и около сотни песен на стихи Глеба Горбовского, Александра Кушнера, Владимира Корнилова, Иосифа Бродского, Варлама Шаламова.... Питерец, как и я. Страстный путешественник, влюбленный в Север и Дальний Восток, романтик и жизнелюб. И одновременно ярый антисоветчик, отчаянный критик нашей истории, которому за каждым столбом видится гэбист.
Много лет он меня привлекает и отталкивает одновременно. Мы с ним ругались до лютой ненависти, но быстро мирились, чтобы переругаться вновь. Наша аннигиляция длится уже лет 30. Вещество переходит в энергию, которая вновь становится веществом... Но речь не об этом. Он много раз говорил мне, что не может понять, как у такого несовершенного русского народа мог появиться запредельно богатый, удивительно красивый, бесконечно созидательный инструмент. Родной язык. Которого (по его мнению) быть не может по определению. Потому что язык является производным от традиций, культуры, мироощущения, многовековой истории. И если народ ленив, нелюпопытен, необразован, пьян и диковат, то и язык обязан соответствовать перечисленному. Но тут все наоборот. Словно пришельцы его нам принесли на летающем блюдечке с каемочкой золотой...
И не хочет признать мой приятель тот факт, что нет тут никакого противоречия. Просто камня у нас мало, а лесов много. И пожрали пожары рукописи нашей истории, создав впечатление отсутствие ее. А каменная Италия почти все сохранила. И возникло впечатление о дикости нашей. Но язык неподвластен огню. И доказывает то, что мы имеем древние культурные корни, не уступающие никому.
И всякий, кто пишет стихи сам или просто любит поэзию, согласится с тем, что звукопись нашего языка фантастична, а рифмы разнообразны до неисчерпаемости. Русский язык - артефакт, убедительный аргумент в споре о древности и культуре народа. После ознакомления с нашим языком и доказательств никаких не надо. "Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем..."
Тот, кто прочтет наших классиков в подлиннике, уже никогда не посмотрит на Россию менторски и свысока.
А если и посмотрит, то соврет. И другим, и самому себе.
Поэт из меня аховый. За всю жизнь родила одно подражание Киплингу( да и то -по сюжету требовалось). Скажу просто - я больше склоняюсь в Вашу сторону,нежели в сторону Вашего приятеля. Не могу понять. Не то у "типа творческой типа интеллигенции" просто считается хорошим тоном хаять свой народ: "дикий, ленивый,тупой" Не то они и вправду так думают и не замечают очевидного. Им так и охота ответить строчками К. Фролова: " Париотизм не продают в нагрузку к беретам,сапогам или пальто. И коль Вам стыдно называться русским, Вы,батенька, не русский, Вы - никто!"
Прав ты, Арсений! Язык говорит сам за себя. Как тут не вспомнить Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.
" Париотизм не продают в нагрузку
к беретам,сапогам или пальто.
И коль Вам стыдно называться русским,
Вы,батенька, не русский, Вы - никто!"
Как тут не вспомнить Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Интересное эссе. Спасибо
Благодарю за добрые слова, Гюль!)